Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

• сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;

• выбирать произведения устного народного творчестваразных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики,образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватныйжанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста,созданную средствами других искусств;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект).

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса:

Учащиеся должны знать и применять на практике

· понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);

· понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

· понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны

· объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

· характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

· обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

· определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

· выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

· давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

· писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;

· писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.

2.Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.

Введение

2 часа

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

Работа с учебником, сообщения учителя и

учащихся, лексическая работа

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

2.

Из греческой мифологии

6 часов

Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о древней человеческой истории, героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Выразительное чтение,

составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ, подготовка

сообщений, экскурсия по галерее изображений мифологических героев (слайдовая презентация), беседа, сообщения учителя и учащихся, составление плана,

составление таблицы в ходе прослушивания

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки по биографии

писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

3.

Из устного народного творчества

6 часов

Предания, легенды, сказки.

«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

Работа со статьей учебника, заполнение таблицы,

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа,

конструирование загадок, пословиц.

Экскурсия по книжной выставке, составление таблиц,

беседа.

Конструирование диалога на основе материала статьи

учебника, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, установление смысловых связей между пословицами разных народов,

составление толкований, определение темы пословиц, защита иллюстраций, составление комментариев.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

4.

Из древнерусской литературы.

6 часов

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к Родине, мужество и др.).

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение

наизусть

Художественный

пересказ, сравнение оборотов,

свойственных

древнерусскому

языку, с современными формами речи

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

5.

Из литературы 18 века 3 часа

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к Родине, мужество и др.).

Конструирование

вопросов к статье

учебника, выразительное чтение,

лексическая работа, беседа, сообщение учителя и

учащихся

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

7.

Из литературы XIX века.

62 часа

В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок». Многозначность художественного образа.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с героическим эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания.

Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям. Приёмы комического эффекта.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного

фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-конкурсы;

уроки-диспуты;

уроки-игры;

уроки-диалоги;

уроки-конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки-путешествия.

8.

Из литературы XX века.

37 часов

И.А. БУНИН

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

С.А. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.

М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

А.А. АХМАТОВА

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.

Из поэзии Великой Отечественной войне

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного

фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям

уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

уроки - консультации;

компьютерные уроки,уроки с групповыми формами

работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

уроки, которые ведут

учащиеся; уроки-зачеты;уроки-конкурсы;

уроки-диспуты;

уроки-игры;

уроки-диалоги;

уроки-конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки-путешествия.

9.

Из зарубежной литературы.

15 часов

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

Я. и В. ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

О. ГЕНРИ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма, просмотр мультипликационного

фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям.

10

Обобщение и систематизация 2 часа

Контрольный тест за курс 6 класса

Подведение итогов года.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Повторение учебного материала

Урок – семинар. Урок – контрольная работа

Всего

140 часов

В целях реализации права обучающихся, определенного ст.79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»,в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и учитывая рекомендации ИПРА и ПМПк МБОУ гимназии № 12 создать для обучающегося 6-а класса Кулиева Василия(ребенок-инвалид) организационно-педагогические условия обучения по литературе в 2019-2020 учебном году: учитывая потенциал и затруднения обучающегося, использовать при работе на уроке (занятии) методические приемы, способствующие освоению им программы политературе

3. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема урока

ВВЕДЕНИЕ (2ч)

1

2

Книга и ее роль в жизни человека. 

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (6ч)

3

Мифы о героях. «Пять веков».

4

5

6

«Прометей»Героизм, стремление познать мир.

«Прометей»Стремление познать мир,реализовать мечту.

7

8

«Яблоки Гесперид ».

Значение древнегреческих мифов.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (6 ч)

9

10

Легенда «Солдат и смерть»

Нравственный идеал русского фольклора.

11

12

«Как Бадыноко победил одноглазого великана»

Из эпоса народов России.Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании

Р.К. Предания казаков-некрасовцев.

«Казак цветок съел», «По слову Игната» и др.

13

14

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Народные представления о добре и зле

Р.К. Донские сказы. «Как голубь казака спас»

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(6ч)

11

12

Особенности древнерусской литературы. Отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях.

«Сказание о белгородских колодцах»

13

14

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

Гимн в честь воинского подвига.

«Повесть о разорении Рязани Батыем».

15

16

«Поучение Владимира Мономаха»

Поучительный характер древнерусской литературы.

Р.К. Б.В. Изюмский «Град за лукоморьем» .

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА (4ч)

17

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

18

« Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения

19

20

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (62 ч)

21

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

22

24

Жанр баллады в творчествеВ.А. Жуковского «Светлана».

Творческаяисториябаллады.

25

26

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

27

Лицейв жизни итворческойбиографииА.С. Пушкина

28

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

29

Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

30

Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро».

31

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

32

33

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха вромане.

История создания романа «Дубровский». Прототипы.

34

35

Ссора Дубровского с Троекуровым.

36

37

38

39

Отец и сын Дубровские.

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель.

Дубровский - благородный разбойник.

40

41

Дубровский и Маша

Троекурова.

42

Контрольный тест.

43

44

Классное сочинение №1

Сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

45

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

46

47

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

Р.К. М.Ю.Лермонтов на Дону.

48

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

49

Трагическое одиночество человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

50

М.Ю. Лермонтов «На севере диком…».

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении

51

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести.

52

«Бранное, трудноевремя...»

Степькак образРодины вповести Н.В. Гоголя

53

54

Остап и Андрий.

Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

55

56

57

Подвиг Тараса Бульбы.

Казачество в изображенииН.В. Гоголя.

58

59

Классное сочинение № 2 по повести «Тарас Бульба».

60

И. С. Тургенев. «Записки охотника».Творческая история и своеобразие композиции.

61

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг.

Общечеловеческое в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк»

62

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

63

64

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта.

Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта.(«В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство!У каждых дверей…»)

65

66

Л.Н. Толстойв 30—50 гг.XIX в.

67

68

69

Л.Н. Толстой «Детство».

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести

70

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н.Толстого «Детство».

71

72

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

73

Домашнее сочинение-размышление

«Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

74

75

76

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

77

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

78

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

79

Классное сочинение №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)».

80

Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические июмористическиерассказыА.П. Чехова. «Налим».

81

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

82

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

83

Мастерскаятворческогописьма.Смешнойслучай изжизни.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (37 ч)

84

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц.Покорно чахнет…»)

85

86

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

87

88

89

А. И. Куприн. Личность писателя.

Повесть «Белый пудель».

Судьба бродячих артистов в рассказе «Белый пудель».

90

91

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель».

92

93

А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

94

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

95

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

96

97

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

Р.К.Г. Колесников. «Судьба степного орла»

98

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенностижанра.

99

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

100

Смысл названия сказки- были М.М.Пришвина «Кладоваясолнца».

101

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

102

103

104

105

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

Р.К. Поэты Дона, «с кровавых не пришедшие полей». Б.Рябцев, Г. Гридов, Г. Кац (по выбору учителя)

106

107

Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…».

108

109

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть«Последнийпоклон».

110

111

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

112

113

114

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

115

116

Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Р.К. П.Яковлев «Первый ученик».

117

118

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей»

119

120

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15ч)

121

122

123

Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

124

Краткие сведения о братьях Гримм.

125

126

127

128

Сходство и различия народных и литературных сказок.

Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»А.С. Пушкина.

Р.К.

П.Г. Аматуни. «Чао-победитель волшебников»

129

Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

130

131

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического..

132

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»

133

134

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека.

Сюжет и основные образы. Смысл названия.

135

Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»

136

137

Контрольный тест.

138-140

Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии

6 класса». Рекомендации для летнего чтения.