Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

МБОУ гимназия № 12                  г. Каменск-Шахтинский

логотип
ВХОД в Электронный дневник


ОИППИ

 

 

Title

Лекция для родителей:

"Педагогический такт родителей"


Поведение – это зеркало, в котором
каждый показывает свой лик

/ И.В. Гете /

Такт - знание и соблюдение приличий, чувство меры в отношениях между людьми, способность быстро и точно соотносить свое поведение с конкретной обстановкой.

Педагогический такт предполагает не только умение разговаривать с детьми, но и умение слушать их. А для этого нужно очень уважать личность ребенка, его мысли, переживания, чувства, увлечения, желания...

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.

По отношению к детям это умение должно быть еще более тонким, так как по силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений, как говорил не раз А. С. Макаренко, детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.

В чем же он проявляется?

Во-первых, в умении говорить с ребенком так, чтобы наше слово его не ранило, не оскорбляло, не обижало. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях.

Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через нее отрицательно влияет почти на все органы и ткани.

Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?

Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму.

Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, и новые конфликты, которые еще больше расшатывают нервную систему и детей и взрослых, омрачают жизнь и тех и других.

Первый совет. Попробуйте какое-то время не говорить с ребенком сразу же после проступка.

Например, ваша дочь пришла с вечера не в десять часов, как вы просили, а в половине первого ночи. Конечно, за два с половиной часа ожидания все в семье разволновались. И если разговор о причине позднего возвращения начнется в возбужденном, нервном состоянии, то обязательно будет сказано много резких, обидных слов. Поэтому и переживания дочери сосредоточатся не на своей вине, а на обиде за эти оскорбления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится.

Но если, открывая дверь, сказать дочери строгим и холодным тоном: “Завтра утром расскажешь, почему вовремя не пришла домой”, воспитательный эффект будет совсем другой.

Ожидание разговора взволнует ее, заставит задуматься над своим проступком, представить переживания родителей, принять для себя решение не поступать больше так. Пусть дочка не один раз повернется с одного бока на другой, пусть сама “казнит” себя за то беспокойство, которое причинила родным. Это и будет самое эффективное наказание для нее.

У родителей за ночь тоже пройдет первая вспышка гнева, и утром разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий тон и характер.

Второй совет. Умейте выбрать место и время для серьезного разговора. Так, не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу. У порога.

Замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.

И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкое замечание? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта.

Слишком частой причиной бестактного поведения взрослых бывает плохое настроение у отца или матери. Какие-то неприятности на работе, с кем-то повздорили, что-то болит – и дурное расположение духа срывается на детях.

Попробуйте в такие моменты посмотреть на себя со стороны глазами сына, дочери. И вы, конечно, поймете, что в эти минуты не нужно начинать никаких разговоров, тем более с детьми.

И еще одно педагогическое наставление. Стремитесь в разговоре с детьми к тону совета, старайтесь, чтобы с вашей стороны было меньше категорических приказов, а больше просьб. Чем старше становятся дети, тем большая в этом необходимость. “Сделай одолжение”, “У меня к тебе просьба”, “Как ты думаешь?”, “Что ты по этому поводу скажешь?”, “Я не советую” - такие формы обращения подчеркивают тактичное, уважительное отношение взрослых к младшим, а потому способствуют теплым отношениям в семье, взаимопониманию.

“Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше”,— писал Гёте.

“Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную”,— писал Л. Н. Толстой.

Этот важнейший педагогический принцип нарушается особенно часто в отношении детей.

Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чем бы оно ни проявлялось, никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо.

Обидные насмешки, прозвища, пощечины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своем требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – все это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.