I. Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 317- ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации»): часть 5.1 статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; части 4 и 6 статьи 14 «Язык образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1577 (п.п. 11.1, 11.2; п. 11.3 (п. 4); п. 18.3.1);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Сроки реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на 0,5 часов в неделю, всего – 17 часов за год обучения
Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях, освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы, развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России. Через литературу передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.
Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Главными целями изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;
• поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;
• овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исследования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
· воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
· воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;
· формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
· осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления;
· овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
· развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.
II . Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8 – 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.
В результате изучения получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.
В ходе изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.
Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:
· совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
· воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, донского края, основ культурного наследия;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения, связанных с донским краем;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
· осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Родная литература(русская)» в основной школе являются следующие:
· самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
· самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
· соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
· умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
· формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
· понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
III . Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература»
ВВЕДЕНИЕ
«Край родной, навек любимый…». Родная литература : тенденции и традиции. Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература.
Казачьи легенды
Повесть о взятии Азова"
Русские поэты 19 века о Доне (обзор)
Г.Р.Державин "Атману и Войску Донскому"
В. А. Жуковский "К Воейкову" (отрывок)
А.С.Пушкин" Казак", "Калмычке"
Донские поэты А. С. Пушкину.
М.Ю. Лермонтов "Два сокола"
По пути, повторенному А.С. Пушкиным. Лермонтов на Дону
С легкой руки Пушкина. Н. А. Дурова "Записки кавалерист-девицы "
Л.Г. Григорьян "Из Пушкинской тетради"
А. Г. Гарнакерьян "Мой Лермониов"
Выразительное чтение стихотворений
Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя
Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»
Опорные понятия: статья, арабески. Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе)
А.В.Кольцов Лирика
И.С.Никитин. А.Н.Майков Лирика.
А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”»
Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.
Есенин на донской земле
М.А. Шолохов. Военный очерк «Наука ненависти».
Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»
Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». Уроки-беседы по проблемным вопросам.
Поэты Дона, с «кровавых не пришедшие полей»
Виртуальная экскурсия «Литературные места города Таганрога»
Групповой проект «Литературные места Ростовской области» (защита творческого проекта).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
№ |
Тема |
Дата |
Количество часов |
|
ВВЕДЕНИЕ. «Край родной, навек любимый…». Родная литература : тенденции и традиции. Знакомство с содержательной основой курса «Родная (русская) литература. Казачьи легенды
|
|
1 |
2. |
«Повесть о взятии Азова" Русские поэты 19 века о Доне (обзор) |
|
1 |
3. |
Г.Р.Державин "Атману и Войску Донскому" В. А. Жуковский "К Воейкову" (отрывок) |
|
1 |
4. |
А.С.Пушкин" Казак", "Калмычке" Донские поэты А. С. Пушкину. |
|
1 |
5. |
М.Ю. Лермонтов "Два сокола" По пути, повторенному А.С. Пушкиным. Лермонтов на Дону |
|
1 |
6. |
С легкой руки Пушкина. Н. А. Дурова "Записки кавалерист-девицы " |
|
1 |
7. |
Л.Г. Григорьян "Из Пушкинской тетради" А. Г. Гарнакерьян "Мой Лермонтов" |
|
1 |
8.
|
Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине». Опорные понятия: статья, арабески. Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе); составление цитатного плана статьи (работа в группе) |
|
1 1 |
9. |
А.В.Кольцов Лирика. И.С.Никитин. А.Н.Майков Лирика. |
|
1 |
10. |
А.П.Чехов – писатель нового времени. Чтение юморески «Моя “она”» |
|
1 |
11. |
Творческая мастерская: подготовка к сочинению юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему. Домашнее сочинение |
|
1 |
12. |
М.А. Шолохов. Военный очерк «Наука ненависти» |
|
1 |
13.
|
Нравственные уроки доброты Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». Уроки-беседы по проблемным вопросам. |
|
1
|
14. |
А.Калинин «Цыган» |
|
1
|
15. |
Поэты Дона, с «кровавых не пришедшие полей» |
|
1 |
16. |
Виртуальная экскурсия «Литературные места города Таганрога» |
|
1 |
17. |
Групповой проект «Литературные места Ростовской области» (защита творческого проекта). |
|
1 |