Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

    самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделен­ных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

      планировать пути достижения целей;

      устанавливать целевые приоритеты;

      уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

      принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

    осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

    адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализа­ции;

      основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

      самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

      построению жизненных планов во временной перспективе;

    при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать ус­ловия и средства их достижения;

    выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эф­фективный способ;

    основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осоз­нанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

     осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

    адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или пред­полагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

    адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложно­сти в различных сферах самостоятельной деятельности;

      основам саморегуляции эмоциональных состояний;

    прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути дос­тижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в со­трудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координиро­вать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совме­стной деятельности;

    устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

    аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враж­дебным для оппонентов образом;

    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и со­трудничества с партнёром;

    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

      адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив­ных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное вы­сказывание;

    организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

      осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

    работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и стро­ить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

      основам коммуникативной рефлексии;

    использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыс­лей, мотивов и потребностей;

    отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

    учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;

      учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

      понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

     продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; догова­риваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в си­туации столкновения интересов;

   брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерст­во);

   оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в со­вместной деятельности;

   осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собствен­ных действий и действий партнёра;

   в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

    вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

   следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотруд­ничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности друго­го, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

   устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

    в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

     основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

     проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов биб­лиотек и Интернета;

     создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

     давать определение понятиям;

     устанавливать причинно-следственные связи;

  осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, огра­ничение понятия;

   обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых при­знаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объё­мом;

  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая ос­нования и критерии для указанных логических операций;

  строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрица­ния);

  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследова­ния;

     основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

     работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

     основам рефлексивного чтения;

     ставить проблему, аргументировать её актуальность;

    самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюде­ния и эксперимента;

     выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

     организовывать исследование с целью проверки гипотез;

     делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумен­тации.

Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ос­новного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литерату­ра» являются:

1)            осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего разви­тия; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2)            понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3)            обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно эстетиче­ских возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4)            воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных выска­зываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирую­щего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5)            развитие способности понимать литературные художественные произведения, отра­жающие разные этнокультурные традиции;

6)            овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понима­ния принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, пуб­лицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в лите­ратурном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные умения, форми­руемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы по годам обучения

 

9   класс

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-     Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель­ность, инициативу, ответственность, причины неудач.

-      Проявлять готовность к самообразованию.

Ученик получит возможность научиться:

-     Определять гуманистические, демократические и традиционные ценности много­национального российского общества.

-      Определять необходимость ответственности и долга перед Родиной.

-     Понимать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственно­го, бережного отношения к ней.

-     Осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности се­мейной жизни, уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи.

-      Развить эстетическое сознание через освоение художественного наследия

народов России и мира, через творческую деятельность эстетического характера.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      Основам прогнозирования.

Ученик получит возможность научиться:

-      Основам саморегуляции эмоциональных состояний.

-      Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути дости­жения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      Отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социали­зированной и внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

-     Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

-     В совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволить её уча­стникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-      проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно вы­деленным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

-      устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-     понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объ­екте (явлении);

-      обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

-     подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобще­ния (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; под­лежащее, сказуемое);

-      проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

-     использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуаль­ные) для решения учебных задач;

Ученик получит возможность научиться:

-      осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-      записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-      создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

-      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

-     осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно ­следственных связей;

-      произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты освоения литературы

Ученик научится:

       выявлять особенности языка и стиля писателя;

       определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

      объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

       анализировать литературные произведения разных жанров;

     выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

     пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

     представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы; вести учебные дискуссии;

      собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

     выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

      выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

      ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с эн­циклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться ката­логами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

К концу 9 класса ученик научится

  осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образ­ам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, со­поставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллю­страция, мультипликация, художественный фильм);

  выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для разви­тия представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и пись­менных высказываниях;

     определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонацион­ный рисунок устного рассказывания;

  пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

  выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе опреде­лять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предмета­ми, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и со­держания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; ин­терпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной ли­тературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отноше­ние, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргумен­тированно формулируя своё отношение к прочитанному;

  создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других ис­кусствах;

  работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться

  сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нрав­ственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжет­ные линии;

  сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для само­стоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

   устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

  выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе ху­дожественного текста;

  дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их ху­дожественную и смысловую функцию;

  сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументиро­ванно оценивать их;

  оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами дру­гих искусств;

  создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопос­тавительного анализа;

  вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9  КЛАССЕ

 

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.

Введение.

2 часа

Подведение итогов изучения литературы в средних клас­сах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.

Работа с учебником, сообщения учителя и

учащихся, лексическая работа

Теория литературы: литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.

 

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

 

2.

Из древнерусской литературы.

7часов

Художественно-литературные памятники Древней Руси.

«Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».

 

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями.

Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.

Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры».

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

 

3.

Из литературы 18 века

3 часа

 Г.Р.Державин.  Основные вехи биографии. Поэт и власть; человек и государство. Стихотворения: "Признание", "Река времен в своем стремленьи.." - по выбору. Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирикепоэта.    А.Н. Радищев.   Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).

Теория литературы: тема поэта и поэзии, элементы классицизма в поэзии Г. Р. Державина. Жанр путешествия.

 

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ,  сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. Одно-два стихотворения — по выбору.

Для домашнего чтения

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии...»

Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный рок «Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» — по материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского // Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. — М., 1969.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

 

4.

Из литературы XIX века.

54 часа

А.С. ГРИБОЕДОВ

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».  Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев  «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,  нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

А.С. ПУШКИН

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион»,Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»),«Я вас любил...»,   «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не те­бя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская ак­тивность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики ро­мана с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Н.В. ГОГОЛЬ

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, от­ношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чи­новничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Теория литературы: развитие реализма.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений. 

Теория литературы: философская лирика

А.А. ФЕТ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.

Н.А. НЕКРАСОВ

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лири­ке гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.

Для заучивания наизусть

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов. Два-три стихотворения — по выбору.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: мате­риальное и духовное в повести, характеристика образов пове­сти, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Л Н ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

 

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ,  сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана

 Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферата. сочинение-размышление.

Для заучивания наизусть

А.С. Грибоедов.  «Горе от ума» (отрывок по выбору).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, - прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова. дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»

Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтиче­ская поэма (повторение, развитие и углубление представле­ний); реализм.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Для заучивания наизусть

А.С. Пушкин. Одно из стихотворений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.

Для домашнего чтения

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами поэта».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер! «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину».

Теория литературы: романтическое движение в литерату­ре, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

Для домашнего чтения

М.Ю. Лермонтов.   «Поцелуями прежде считал...»,  «Нищий»,   «Я не хочу,  чтоб свет узнал...»,   «Расстались мы...»,   «Есть речи...»,   «Предсказание»,   «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник»; вечер в ли­тературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонто­ва»; читательская конференция «Венок Лермонтову».

Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Для домашнего чтения

Н.В. Гоголь.  «Женитьба», «Портрет».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в ли­тературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Го­голь...» (учащиеся сами добавляют недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и творчество Н.В. Гоголя».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: Тютчев в музыке.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: час эстетического воспита­ния «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с эле­ментами сопоставления, например: «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского».

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающее изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

 уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

 

5.

Из литературы XX века.

26 часов

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

Для домашнего чтения

И.А. Бунин. «Жизнь Арсенъева. Юность» (книга первая).

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Теория литературы: романтическое и реалистическое дви­жение, новый тип героя.

Из  поэзии  Серебряного  века

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и    литература.

Б.Л.Пастернак

Краткие сведения о поэте. Стихотворение "Мне кажется, я подберу слова...":тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и новаторство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения.

Теория литературы: традиции и новаторство.

М.А. БУЛГАКОВ

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Ос­новная проблематика и образы. Литература и история; нарица­тельный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

Теория литературы: сатира, сарказм.

Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произ­ведения Булгакова на киноэкране (викторины, выставки).

«Война. Жесточе нету слова...»

М.А. ШОЛОХОВ

Основные вехи биографии. Русский характер в изображе­нии М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Про­блемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с воен­ным очерком «Наука ненависти».

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лири­ки Твардовского о войне.

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Теория литературы: реальное и символическое.

 

 

 

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ,  сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, слож­ный план характеристики персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода по Руси ».

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.

Для заучивания наизусть

А.А. Блок, С.А. Есенин, М.И. Цветаева,  А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский. По одному стихотворению — по выбору.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангар­дизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).

Для домашнего чтения

А.А. Блок. «Россия», «Скифы».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ского воспитания, литературный вечер, устный журнал, пред­метная неделя и др.

Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и защита рефератов, литературный вечер.

Развитие речи: выразительное  чтения

Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: экранизация художественного произведения, работа с иллюстрациями.

Для домашнего чтения

М.А. Шолохов. «Донские рассказы».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Мои любимые стихи А.Т. Твардовского».

Развитие речи: тезисы для выступления по проблеме «Тра­диции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матре­нин двор ».

Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу.

Краеведение: годы жизни на рязанской земле.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям

Уроки анализа сочинений

 уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

 уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

 уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

 уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

 уроки-конкурсы;

уроки-диспуты;

 

 

 

 

6.

Из зарубежной литературы.

7 часов

У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове­ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный кон­фликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Теория литературы: трагедия.

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Моль­ера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философскоь литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России.

Теория литературы: литература эпохи Просвещения.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ,  сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия.

Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на те­атральных сценах мира и в кино.

Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.

Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.

Уроки художественного восприятия произведений,

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

 

7.

Обобщение и систематизация

2 часа

Итоговая читательская конференция Подведение итогов года.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

 

Урок – семинар.

Урок – контрольная работа

Всего

102 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Календарно-тематическое планирование

 

Дата

Кол-во часов

Тема урока

                                                              Введение (2 часа)

 

1

 

1ч.

Литературные направления, школы, движения  (повторение).

2

 

1ч.

 Периодизация литературного процесса.

 

                                                               Из древнерусской литературы (7 часов)

 

3.

 

 

Художественно-литературные памятники Древней Руси.

4-8.

 

 

5 ч

«Слово о полку Игореве»: история написания и публикации.

Система образов и основная проблематика.

Центральная идея произведения: мысль о единстве Русской земли.

Значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы;

 

                                         Из литературы XVIII века (3 часа)

 

9

 

 

Г.Р.Державин. Основные вехи биографии.

Тема поэта и поэзии. Стихотворение "Памятник".

10-11

 

 

 

А.Н. РАДИЩЕВ. Основные вехи биографии.

Основная проблематика  произведения «Путешествие из Петербурга в Москву».

 

                                                 Из литературы XIX века (54 часа)

 

 

12

 

 

А.С. ГРИБОЕДОВ

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат.

13-18

 

 

 

6 ч

 Комедия «Горе от ума». Творческая история. Смысл названия

 

""Век нынешний" и "век минувший" в комедии. (2 часа)

 Идейно- художественное своеобразие  комедии.

Комедия в истории культуры России и  в русской критике.

19- 20

 

Р.речи  Классное сочинение

 

21

 

А.С. ПУШКИН

Творческая биография А.С. Пушкина.

22-24

 

Темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики.

Тема поэта и поэзии.

Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина.

Философская лирика 

25-26

 

 

Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы.

Основная проблематика поэмы.

27-28

 

Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика.

29-34

 

 

Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история.

Основная проблематика и система образов.

Образ Евгения Онегина

Образ Татьяны Лариной

Образ автора в романе.

 «Энциклопедия русской жизни».

35

 

Художественные открытия в «Евгении Онегине».

36-37

 

В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе.

38,39

 

Р.речи Классное сочинение

40-43

 

 

 

 

 

 

 

 

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта».

Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт».

 Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не те­бя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»).

44-50

 

Роман «Герой нашего времени».  Сюжет, фабула, композиция.

Система образов в романе.

Образ Печорина в романе.

Идейно-композиционное значение главы «Фаталист».

Художественное совершенство романа

 В.Г. Белинский о романе.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению

51

 

 

Н.В. ГОГОЛЬ

Творческая биография Н.В. Гоголя.

52-58

 

 Поэма «Мертвые души». Художественное своеобразие поэмы.

Образы помещиков.

Чи­новничий быт в изображении Н.В. Гоголя.

Образ Чичикова

59- 60

 

Р.речи Классное сочинение

  61.

 

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики.

 Художественное своеобразие лирики.

   62.

 

А.А. ФЕТ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики.

Художественное своеобразие лирики.

63

 

Н.А. НЕКРАСОВ

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лири­ке гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

64

 

 

65

 

 

 

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»:  система образов  и проблематика повести.

Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

66-67

 

Л Н ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность».

Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности    в повести.

                                          

                             Из литературы XX века  (26 часов)

 

68

 

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

69-71

 

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького.

Основной конфликт  рассказа "Челкаш".

Идейно-  художественное своеобразие  «Песни о Буревестнике».

72-75

 

 

 

 

Из  поэзии  Серебряного  века

Основные темы и мотивы лирики А. Блока

Основные темы и мотивы лирики С. Есенина

Основные темы и мотивы лирики В. Маяковского

Основные темы и мотивы лирики М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева.

 

76

 

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Лирика Серебряного века»

77-80

 

4ч.

М.А. БУЛГАКОВ

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце».

Ос­новная проблематика и образы.

Нарица­тельные  персонажи в повести  (Шариков, Швондер).

Пафос произведения и авторская позиция.

81-83

 

 

 

 

 

«Война. Жесточе нету слова...»

М.А. ШОЛОХОВ

Основные вехи биографии.  Рассказ «Судьба человека»:история создания и смысл  названия.

Образ главного героя  и проблематика рассказа

Роли сюжета и композиции в создании художественной идеи.

84-85

 

 

Проза о Великой Отечественной войне  

В. Быков "Сотников"

86-87

 

Поэзия 2-й половины 20 века

Лирика Б.Ш. Окуджавы

Лирика В.С. Высоцкого

 

88-91

 

 

 

 

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына.

Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе.

Образы Матрены и рассказчика.

92-93

 

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

 и ее анализ

 

 

                                           Из  зарубежной  литературы (7 часов)

 

 

94- 95

 

 

 

 

У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий.

Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове­ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет».

96

 

Мольер "Мнимый больной"

97,  98

 

Данте "Божественная комедия"  (обзор)

 

99-100

 

 

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения.

«Фауст» — вершина философской литературы.

 101

 

Итоговая читательская конференция

102

 

Что читать летом