Планируемые результаты освоения информатики
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
Личностные и метапредметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
· понимание роли информационных процессов в современном мире;
· владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
· ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
· развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
· способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
· готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
· способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
· способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
· владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
· владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
· владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
· ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
освоения информатики
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
· формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
· формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
· развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
· формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
· формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Введение в информатику
Выпускник научится:
· понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
· различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
· раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
· приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
· оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
· декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
· оперировать единицами измерения количества информации;
· оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
· записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
· составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
· использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
· описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» необязательно);
· анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
· перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
· выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
· строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования
Выпускник получит возможность:
· углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
· научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
· научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
· переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную систему счисления;
· познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
· научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
· научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
· сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
· познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
· познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
· научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
· понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость
· оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
· понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
· исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданного;
· исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
· исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
· исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
· понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
· определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
· использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
· анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
· использовать логические значения, операции и выражения с ними;
· записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
· исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
· составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
· определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
· подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
· по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
· познакомиться с использованием в программах строковых величин;
· исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
· разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
· познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.
Информационные
и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
· называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
· описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
· подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
· классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
· выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
· разбираться в иерархической структуре файловой системы;
· осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
· применять основные правила создания текстовых документов;
· использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
· использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
· работать с формулами;
· визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и столбчатую диаграммы);
· осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
· основам организации и функционирования компьютерных сетей;
· анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
· составлять запросы для поиска информации в Интернете;
· использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Выпускник получит возможность:
· систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
· систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
· научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
· расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
· научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
· познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
· закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
· сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических ограничений.
Содержание учебного предмета
9 класс
Общее число часов: 68 ч.
1. Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
Þ что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
Þ сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
Þ что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
Þ в чем состоят основные свойства алгоритма;
Þ способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
Þ основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
Þ назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
Þ при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
Þ пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
Þ выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
Þ составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
Þ выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
Þ основные виды и типы величин;
Þ назначение языков программирования;
Þ что такое трансляция;
Þ назначение систем программирования;
Þ правила оформления программы на Паскале;
Þ правила представления данных и операторов на Паскале;
Þ последовательность выполнения программы в системе программирования..
Учащиеся должны уметь:
Þ работать с готовой программой на Паскале;
Þ составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
Þ составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
Þ отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Лабораторные работы:
1. Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, редактирование формул и их копирование.
2. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц.
3. Работа с диаграммами.
4. Использование абсолютной адресации и функции времени
Практические работы:
1. Использование условных и логических функций при решении задач. Построение графиков и диаграмм
4. Информационные технологии и общество
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
Þ основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
Þ основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
Þ в чем состоит проблема безопасности информации;
Þ какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
. Учащийся должен уметь:
Þ регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
Основные виды учебной деятельности
Управление и алгоритмы |
Графический учебный исполнитель как пример формального исполнителя. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов |
Аналитическая деятельность: • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм; • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма; • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм; • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. Практическая деятельность: • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; • преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий; • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов; • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения |
Введение в программирование |
Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. |
Аналитическая деятельность: • анализировать готовые программы; • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена; • выделять этапы решения задачи на компьютере. Практическая деятельность: • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений; • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций; • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла |
Табличные вычисления на компьютере |
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод не- больших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных |
Аналитическая деятельность: • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления; • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления; • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно; • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; • записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах; • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам; • строить диаграммы и графики в электронных таблицах |
Информационные технологии и общество |
Основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества. Основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения. Проблема безопасности информации. Какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов. |
Аналитическая деятельность: Знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; Знать основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; Знать в чем состоит проблема безопасности информации; Соблюдать правовые нормы при использовании информационных ресурсов. Практическая деятельность: регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества. |
Формы организации учебных занятий:
урок-лекция, урок-исследование, урок практикум, урок-соревнование, урок-викторина, урок – деловая игра, интегрированный урок, консультация, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения обучающихся, урок закрепления знаний умений и навыков, групповой практикум, урок-зачет, лекционно-практические занятия, мультимедиалекции, семинары, практикумы, самостоятельные и групповые работы, проектная деятельность, миниконференции.
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики используются разнообразные методы и формы обучения: фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом учеников, а так же компьютерные формы обучения. Программой предполагается проведение практических работ для закрепления определённых навыков работы с программными средствами и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся, являющихся одной из форм контроля усвоения знаний обучающихся. В рамках такого знакомства обучающиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, относящиеся к другим школьным предметам, жизни школы, сфере их персональных интересов. В результате они получают базовые знания и умения, относящиеся к соответствующим сферам применения ИКТ, получают профессиональную ориентацию.
В целях реализации права обучающихся, определенного ст.79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и учитывая рекомендации ИПРА и ПМПк МБОУ гимназии № 12 создать для обучающегося 9Б класса Раковского Богдана (ребенок-инвалид) организационно-педагогические условия обучения по информатике в 2020-2021 учебном году: учитывая потенциал и затруднения обучающегося, использовать при работе на уроке (занятии) методические приемы, способствующие освое
нию им программы по информатике.
Поурочное планирование (учебный курс 68 часов)
9А класс
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
Управление и алгоритмы |
|
1. |
Техника безопасности в кабинете информатики. Управление и кибернетика Управление с обратной связью §1, §2 |
01.09/02.09 |
2. |
Автоматизированные и автоматические системы управления §1.1 |
04.09 |
3. |
Роботы в нашей жизни §1.2 |
08.09/09.09 |
4. |
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. § 3. Определение и свойства алгоритма |
11.09 |
5. |
Графический учебный § 4. Графический учебный исполнитель исполнитель |
15.09/16.09 |
6. |
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
18.09 |
7. |
Построение блок-схем. Использование циклов с предусловием. § 6. Циклические алгоритмы |
22.09/23.09 |
8. |
Разработка циклических алгоритмов |
25.09 |
9. |
Ветвления. Использование двухшаговой детализации § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма |
29.09/30.09 |
10. |
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений |
02.10 |
11. |
Использование рекурсивных процедур § 1.3 |
06.10/07.10 |
12. |
Решение задач по алгоритмизации |
09.10 |
13. |
Повторение по теме Управление и алгоритмы |
13.10/14.10 |
14. |
Тест по теме Управление и алгоритмы |
16.10 |
|
Программирование |
|
15. |
Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. Линейные вычислительные алгоритмы § 8 |
20.10/21.10 |
16. |
Построение блок-схем и программ линейных вычислительных алгоритмов § 9, 10 |
23.10 |
17. |
Программирование на Паскале разветвляющихся алгоритмов. § 11, 12 |
27.10/ |
18. |
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале § 13 |
06.11 |
19. |
Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. § 13. Программирование ветвлений на Паскале § 14. Программирование диалога с компьютером |
10.11/11.11 |
20. |
Программирование диалога с компьютером § 15 |
13.11 |
21. |
Множественный выбор. Оператор case of |
17.11/18.11 |
22. |
Программирование ветвлений с множественным выбором |
20.11 |
23. |
Контрольная работа по теме: «Линейные алгоритмы и ветвления» |
24.11/25.11 |
24. |
Циклы на языке Паскаль § 15. Программирование циклов |
27.11 |
25. |
Разработка программ c использованием цикла с предусловием |
01.12/02.12 |
26. |
Разработка программ с использованием цикла с постусловием |
04.12 |
27. |
Разработка программ с использованием цикла с параметрами |
08.12/09.12 |
28. |
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Использование алгоритма Евклида при решении задач § 16. Алгоритм Евклида |
11.12 |
29. |
Разработка программ с использованием ветвлений и циклов |
15.12/16.12 |
30. |
Повторение и обобщение по теме «Циклы» |
18.12 |
31. |
Контрольная работа по теме «Циклы» |
22.12/23.12 |
32. |
Одномерные массивы в Паскале § 17. Таблицы и массивы § 18. Массивы в Паскале |
25.12 |
33. |
Разработка программ обработки одномерных массивов |
12.01/13.01 |
34. |
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве § 19. Одна задача обработки массива |
15.01 |
35. |
Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. |
19.01/20.01 |
36. |
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива |
22.01 |
37. |
Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов |
26.01/27.01 |
38. |
Сортировка массива § 21. Сортировка массива |
29.01 |
39. |
Составление программы на Паскале сортировки элементов массива |
02.02/03.02 |
40. |
Повторение и обобщение по теме «Массивы» |
05.02 |
41. |
Контрольная работа по теме «Массивы» |
09.02/10.02 |
|
Системы счисления |
|
42. |
Системы счисления. История чисел §17 |
12.02 |
43. |
Перевод чисел в позиционных системах счисления §18 |
16.02/17.02 |
44. |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
19.02 |
45. |
Двоичная система счисления. §18 |
23.02/24.02 |
46. |
Перевод чисел в 2-ой, 8-ой, 16-ой системах счисления |
26.02 |
47. |
Представление чисел в памяти компьютера § 19. Числа в памяти компьютера |
02.03/03.03 |
48. |
Контрольная работа по теме Системы счисления |
05.03 |
|
Табличные вычисления на компьютере |
|
49. |
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. §20. Что такое электронная таблица § 21. Правила заполнения таблицы |
09.03/10.03 |
50. |
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. |
12.03 |
51. |
Понятие диапазона. Относительная адресация. Встроенные функции. Сортировка таблицы § 22. Работа с диапазонами. Относительная адресация |
16.03/17.03 |
52. |
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц |
19.03 |
53. |
Деловая графика. Условная функция. § 23. Деловая графика. Условная функция § 24. Логические функции и абсолютные адреса |
23.03/ |
54. |
Построение графиков и диаграмм. |
02.04 |
55. |
Логические функции и абсолютная адресация. |
06.04/07.04 |
56. |
Использование логических функций и условной функции. |
09.04 |
57. |
Электронные таблицы и математическое моделирование. § 25. Электронные таблицы и математическое моделирование § 26. Пример имитационной модели |
13.04/14.04 |
58. |
Имитационные модели в электронных таблицах |
16.04 |
59. |
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (практикум). |
20.04/21.04 |
60. |
Повторение по теме «Табличные вычисления на компьютере» |
23.04 |
61. |
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» |
27.04/28.04 |
|
Информационные технологии и общество |
|
62. |
Предыстория информатики. § 22. Предыстория информатики § 23. История ЭВМ |
30.04 |
63. |
История ЭВМ и программного обеспечения и ИКТ § 24. История программного обеспечения и ИКТ |
04.05/05.05 |
64. |
Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество § 25. Информационные ресурсы современного общества § 26. Проблемы формирования информационного общества |
07.05 |
65. |
Социальная информатика: информационная безопасность § 24. Информационная безопасность |
11.05/12.05 |
66. |
Контрольная работа по теме Информационные технологии и общество |
14.05 |
67. |
Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса |
18.05/19.05 |
68. |
Анализ итогов контрольной работы. |
21.05 |
9Б класс
№ урока |
Тема урока |
Дата |
|
Управление и алгоритмы |
|
|
Техника безопасности в кабинете информатики. Управление и кибернетика Управление с обратной связью §1, §2 |
01.09/02.09 |
2. |
Автоматизированные и автоматические системы управления §1.1 |
04.09 |
3. |
Роботы в нашей жизни §1.2 |
08.09/09.09 |
4. |
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. § 3. Определение и свойства алгоритма |
11.09 |
5. |
Графический учебный § 4. Графический учебный исполнитель исполнитель |
15.09/16.09 |
6. |
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
18.09 |
7. |
Построение блок-схем. Использование циклов с предусловием. § 6. Циклические алгоритмы |
22.09/23.09 |
8. |
Разработка циклических алгоритмов |
25.09 |
9. |
Ветвления. Использование двухшаговой детализации § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма |
29.09/30.09 |
10. |
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений |
02.10 |
11. |
Использование рекурсивных процедур § 1.3 |
06.10/07.10 |
12. |
Решение задач по алгоритмизации |
09.10 |
13. |
Повторение по теме Управление и алгоритмы |
13.10/14.10 |
14. |
Тест по теме Управление и алгоритмы |
16.10 |
|
Программирование |
|
15. |
Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. Линейные вычислительные алгоритмы § 8 |
20.10/21.10 |
16. |
Построение блок-схем и программ линейных вычислительных алгоритмов § 9, 10 |
23.10 |
17. |
Программирование на Паскале разветвляющихся алгоритмов. § 11, 12 |
27.10/ |
18. |
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале § 13 |
06.11 |
19. |
Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. § 13. Программирование ветвлений на Паскале § 14. Программирование диалога с компьютером |
10.11/11.11 |
20. |
Программирование диалога с компьютером § 15 |
13.11 |
21. |
Множественный выбор. Оператор case of |
17.11/18.11 |
22. |
Программирование ветвлений с множественным выбором |
20.11 |
23. |
Контрольная работа по теме: «Линейные алгоритмы и ветвления» |
24.11/25.11 |
24. |
Циклы на языке Паскаль § 15. Программирование циклов |
27.11 |
25. |
Разработка программ c использованием цикла с предусловием |
01.12/02.12 |
26. |
Разработка программ с использованием цикла с постусловием |
04.12 |
27. |
Разработка программ с использованием цикла с параметрами |
08.12/09.12 |
28. |
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Использование алгоритма Евклида при решении задач § 16. Алгоритм Евклида |
11.12 |
29. |
Разработка программ с использованием ветвлений и циклов |
15.12/16.12 |
30. |
Повторение и обобщение по теме «Циклы» |
18.12 |
31. |
Контрольная работа по теме «Циклы» |
22.12/23.12 |
32. |
Одномерные массивы в Паскале § 17. Таблицы и массивы § 18. Массивы в Паскале |
25.12 |
33. |
Разработка программ обработки одномерных массивов |
12.01/13.01 |
34. |
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве § 19. Одна задача обработки массива |
15.01 |
35. |
Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. |
19.01/20.01 |
36. |
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива |
22.01 |
37. |
Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов |
26.01/27.01 |
38. |
Сортировка массива § 21. Сортировка массива |
29.01 |
39. |
Составление программы на Паскале сортировки элементов массива |
02.02/03.02 |
40. |
Повторение и обобщение по теме «Массивы» |
05.02 |
41. |
Контрольная работа по теме «Массивы» |
09.02/10.02 |
|
Системы счисления |
|
42. |
Системы счисления. История чисел §17 |
12.02 |
43. |
Перевод чисел в позиционных системах счисления §18 |
16.02/17.02 |
44. |
Арифметические операции в позиционных системах счисления |
19.02 |
45. |
Двоичная система счисления. §18 |
23.02/24.02 |
46. |
Перевод чисел в 2-ой, 8-ой, 16-ой системах счисления |
26.02 |
47. |
Представление чисел в памяти компьютера § 19. Числа в памяти компьютера |
02.03/03.03 |
48. |
Контрольная работа по теме Системы счисления |
05.03 |
|
Табличные вычисления на компьютере |
|
49. |
Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц. §20. Что такое электронная таблица § 21. Правила заполнения таблицы |
09.03/10.03 |
50. |
Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. |
12.03 |
51. |
Понятие диапазона. Относительная адресация. Встроенные функции. Сортировка таблицы § 22. Работа с диапазонами. Относительная адресация |
16.03/17.03 |
52. |
Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц |
19.03 |
53. |
Деловая графика. Условная функция. § 23. Деловая графика. Условная функция § 24. Логические функции и абсолютные адреса |
23.03/ |
54. |
Построение графиков и диаграмм. |
02.04 |
55. |
Логические функции и абсолютная адресация. |
06.04/07.04 |
56. |
Использование логических функций и условной функции. |
09.04 |
57. |
Электронные таблицы и математическое моделирование. § 25. Электронные таблицы и математическое моделирование § 26. Пример имитационной модели |
13.04/14.04 |
58. |
Имитационные модели в электронных таблицах |
16.04 |
59. |
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (практикум). |
20.04/21.04 |
60. |
Повторение по теме «Табличные вычисления на компьютере» |
23.04 |
61. |
Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» |
27.04/28.04 |
|
Информационные технологии и общество |
|
62. |
Предыстория информатики. § 22. Предыстория информатики § 23. История ЭВМ |
30.04 |
63. |
История ЭВМ и программного обеспечения и ИКТ § 24. История программного обеспечения и ИКТ |
04.05/05.05 |
64. |
Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество § 25. Информационные ресурсы современного общества § 26. Проблемы формирования информационного общества |
07.05 |
65. |
Социальная информатика: информационная безопасность § 24. Информационная безопасность |
11.05/12.05 |
66. |
Контрольная работа по теме Информационные технологии и общество |
14.05 |
67. |
Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса |
18.05/19.05 |
68. |
Анализ итогов контрольной работы. |
21.05 |