Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".

Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:

первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и пред­ставлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;

формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме проявление доброжела­тельности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эм­патии как понимания чувств других людей и сопережива­ния им;

уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обу­словленности и мотивации поступков людей предшеству­ющих эпох;

осмысление социально-нравственного опыта предше­ствующих поколений;

уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаи­модействия народов в процессе формирования многонацио­нального российского народа;

соотнесение своих взглядов и принципов с историче­ски возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;

обсуждение и оценивание своих достижений и дости­жений других обучающихся (под руководством учителя);

расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории предпо­лагают формирование следующих умений:

формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;

планировать пути достижения образовательных це­лей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемы­ми результатами;

работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обо­сновывать выводы и т. д.);

собирать и фиксировать информацию, выделяя глав­ную и второстепенную, критически оценивать её достовер­ность (под руководством учителя);

работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);

использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

определять понятия, устанавливать аналогии, клас­сифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

логически строить рассуждение, выстраивать ответ в со­ответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных высту­плений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде

письменных работ;

использовать ИКТ-технологии для обработки, переда­чи, систематизации и презентации информации;

планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в вы­полнении задания и контролировать качество выполнения работы;

выявлять позитивные и негативные факторы, влияю­щие на результаты и качество выполнения задания;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди­видуально и в группе;

определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

овладение целостными представлениями об историче­ском пути народов как необходимой основой миропонима­ния и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат историче­ского знания;

умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в исто­рии;

готовность применять исторические знания для выяв­ления и сохранения исторических и культурных памятни­ков своей страны и мира.

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;

основные этапы и ключевые события всеобщей исто­рии периода конца XVII — XVIII в.;

важнейшие достижения культуры и системы ценно­стей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

соотносить даты событий отечественной и всеобщей исто­рии с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

использовать текст исторического источника при отве­те на вопросы и решении различных учебных задач, срав­нивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории рассе­ления народов, границы государств, города, места значи­тельных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фак­тов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстратив­ного материала учебника, фрагментов исторических источ­ников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экс­курсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических про­цессов, явлений и событий; группировать исторические яв­ления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретённые знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни для понима­ния исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни, для высказывания соб­ственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социаль­ного поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми дру­гой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

История Нового времени

Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

применять знание фактов для характеристики эпохи нового времени, её процессов, явлений, ключевых событий;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

· российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

· осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

· усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

· умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

· использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

· умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

· целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

· базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

· способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

· уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.

СТРУКТУРА КУРСА « История России XVI — конец XVII века »

Тема

Примерное кол-во часов

1

Введение.

2

2

Рождение Российской империи

12

3

Россия в 1725-1762 гг.

8

4

«Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II .

18

5

Рубеж веков. Павловская Россия

2

6

Резерв

2

7

Итого

44

Структура курса «История Нового времени»

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Эпоха Просвещения, время преобразований

18

3

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

4

Итого

24

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Групповые формы обучения: обучающие игры

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

Распределение материала по содержательным линиям.

« История России конец XVII – XVII I век »

Элементы обязательного

минимума образования

Основные виды учебной деятельности

Вводный урок.

Место и значение периода XVI — конца XVII в. в истории Рос­сии. Общие закономерности становления и развития многонаци­онального Российского государства.

Актуализировать знания по курсу истории с России XVIXVII вв. Планировать деятельность по изу­чению истории России XVIIXVIII вв. Характеризовать источники по российской истории XVIII вв.

Тема 1. Рождение российской империи

Предпосылки и начало преобразований

Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление ца­ревны Софьи. Обучение и воспитание царевича Петра. Немецкая слобода. Потешное войско.

Начало самостоятельного правления. Сподвижники Петра I.

Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Строительство кораблей. Великое посольство и его значение.

Северная война

Причины и цели Северной войны.

Неудачи в начале войны и их преодоление. Преобразования в армии. Первые успехи русских войск. Основание Санкт-Петербурга. Битва при деревне Лесной. Победа под Полтавой. Б. П. Шереме­тев. А. Д. Меншиков.

Прутский поход. Потеря Азова.

Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам.

Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей.

Каспийский поход. Обновленная Россия

Цели и характер Петровских реформ.

Реформы управления. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Гене­ральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Реформы местного управления, городская и губернская (областная) ре­формы.

Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учрежде­ние Синода. Феофан Прокопович.

Военная реформа. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Налоговая реформа. Введение подушной подати. Перепись податного населения.

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Табель о рангах. Указ о единонаследии (1714).

Экономическая политика. Преобладание крепостного и под­невольного труда. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружей­ные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Принципы меркантилизма и протекциониз­ма. Таможенный тариф (1724).

Общество и государство, тяготы реформ

Цена реформ. Положение народных масс. Рост налогового гнета и других повинностей.

Народные выступления. Восстание в Астрахани. Выступление под руководством К. Булавина. Башкирское восстание.

Оппозиции реформам Петра I. «Дело царевича Алексея». Семья Петра I. Указ о престолонаследии (1722).

«Новая Россия». Итоги реформ

Личность царя-реформатора.

Преобразования в области культуры. Доминирование свет­ского начала в культурной политике. Влияние культуры стран за­рубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение гражданского шрифта. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунстка­мера.

Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Строительство Петербурга. Памятники раннего барокко. Архитектор Доменико Трезини. Введение европейских традиций в быте

Итоги, последствия и значение петровских преобразований.

Объяснять значение понятия реформы

Характеризовать геополитическое положение России на рубеже XVIIXVIII вв. (используя историческую карту

Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований. Составлять характеристику (исторический портрет) Петра I .

Давать оценку Азовских походов и Великого посольства. Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока

Объяснять значение понятий рекрутская повинность, регламенты, коллегия, подушная подать, ревизия, паспортная си­стема, губерния, меркантилизм

Рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны (используя историческую карту)

Объяснять причины неудач русской армии в начале войны и причины победы России в войне. Давать оценку внешнеполитиче­ской деятельности Петра I

Объяснять влияние Северной войны на реформы. Давать характеристику идеологии реформ.

Характеризовать важнейшие политические, военные, социальные и экономические преобразования Петра I; систематизировать материал в форме таблицы «Петровские преобразования» Составлять характеристику (исторический портрет) Петра

Показывать на исторической карте районы народных движений Характеризовать причины, участников и итоги восстаний Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в.

Объяснять значение создания Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования Оценивать петровские преобра­зования в сфере культуры и их последствия

Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использовани­ем информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.)

Давать определения понятий: модернизация, ассамблея; рас­крывать роль ассамблей в рефор­мировании российского быта

Систематизировать исторический материал по изученному периоду Участвовать в дискуссии о зна­чении деятельности Петра I для российской истории. Выполнять контрольные тестовые задания по периоду правления Петра I (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте).

Тема 2. Россия в 1725—1762 гг. часов

Россия после Петра I

Страна в «эпоху дворцовых переворотов». Причины неста­бильности политического строя. Борьба за власть. Роль гвардии и дворянства в государственной жизни. Фаворитизм.

Возведение на престол Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Император Петр II. Борьба царедворцев за влияние на импе­ратора. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова.

Царствование Анны Иоа нн овны

Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоаннов­ны. Отказ от Кондиций. Упразднение Верховного тайного совета.

Внутренняя политика. Кабинет министров. Тайная канцеля­рия. «Бироновщина». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Во­лынского, Б. X. Миниха в политической жизни страны. Шляхет­ский корпус. Ограничение дворянской службы 25 годами.

Внешняя политика. Война за польское наследство. Русско-ту­рецкая война 1735—1739 гг. Белградский мир.

Переход казахского Младшего жуза под суверенитет Россий­ской империи.

Правление Елизаветы Петровны

Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцаре­ние Елизаветы Петровны.

Образ жизни новой императрицы. Фавориты А. Г. Разумов­ский, И. И. Шувалов.

Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних та­можен. Распространение монополий в промышленности и внеш­ней торговле.

Основание Московского университета. М. В. Ломоносов.

Внешняя политика России в 1741—1762 гг.

Европейское направление внешней политики. Война со Шве­цией 1741—1743 гг. Заключение мира в Або.

Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. При­соединение России к франко-австрийскому союзу.

Участие в Семилетней войне. Победы русских войск под ко­мандованием С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, П. С. Салтыко­ва.

Давать определения понятий: крепостная мануфактура, гвардия, «верховники» . Систематизировать материал о дворцовых переворотах (в форме таблицы)

Объяснять причины и последствия первых дворцовых переворотов.

Объяснять значение понятия Кондиции

Называть события, определя­емые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников

Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Анны Иоанновны; давать ей оценку.

Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны. Составлять характеристики (исторические портреты Елизаветы Петровны, М. В. Ло­моносова; объяснять значение дея­тельности Ломоносова для русской науки и культуры.

Описывать изменения в положении отдельных сословий в период правления Елизаветы Петровны.

Объяснять значение понятия коалиция

Характеризовать геополитическое положение России в середине XVIII в.

Объяснять причины участия России в Семилетней войне. Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны (исполь­зуя материалы интернет-сайта «Семилетняя война»: http :// syw- cwg . narod. ru / и другие источники информации)

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять контрольные тестовые задания по периоду дворцовых переворотов (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности.

Тема III. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II

Восшествие на престол Екатерины II

Личность Екатерины II. Внутриполитические мероприятия Петра III. Манифест о вольности дворянства (1762). Дворцовый переворот 1762 г.

Начало правления Екатерины II. Дело В. Я. Мировича. Рефор­ма Сената. Поездки императрицы по стране.

Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его осо­бенности в России. Секуляризация церковных земель. Генеральное межевание. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Пугачевское восстание

Обострение социальных противоречий в стране.

Личность Е. И. Пугачева. Формирование повстанческой ар­мии. Начало восстания. Манифест Пугачева. Его сподвижники. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Терри­тория, охваченная движением.

Успехи войск Пугачева. Расширение ареала восстания. Разгром восставших. Казнь Пугачева.

Влияние восстания на внутреннюю политику.

Жизнь империи в 1775—1796 гг.

Губернская реформа. Критерии создания новых администра­тивных единиц. Система управления в губерниях. Бюджет, управ­ление промышленностью и торговлей на губернском уровне. Рост городов, благоустройство губернских центров. Националь­ная политика. Унификация управления на окраинах империи. Положение еврейского населения, появление черты оседлости.

Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение со­словий. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и город­ском управлении.

Консервативные взгляды М. М. Щербатова. Просветитель­ские идеи и деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева.

Вне шня я политика России в 1762—1796 гг.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее ос­новные задачи.

Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Победы российских войск под их руководством. Русское военное искус­ство. «Наука побеждать» А. В. Суворова.

Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Основание Севастополя, Одессы и других городов. Г. А. Потемкин. Создание Черноморского флота. Участие России в разделах Речи Посполитой. Отношение России к революционной Франции. Вступление России в союз с Англией и Австрией.

Рубеж веков. Павловская Россия

Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолю­тизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государ­ства и личной власти императора. Указ о престолонаследии (1797). Указ о трехдневной барщине.

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотно­шения со столичной знатью. Ограничение дворянских приви­легий.

Участие России в антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия флота под ко­мандованием Ф. Ф. Ушакова. Резкое изменение внешнеполити­ческого курса: разрыв с Англией, сближение с Францией.

Причины заговора против Павла I. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Культура России второй половины XVIII в.

Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Создание системы начального, среднего и высшего образо­вания. Основание Академии художеств, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения для юноше­ства из дворянства. Московский университет — первый россий­ский университет.

Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербур­ге. Изучение страны — главная задача российской науки. Геогра­фические экспедиции. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-Американская компания. Изо­бретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Исследования в об­ласти отечественной истории. Российская академия. Е. Р. Даш­кова. М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.

Русская архитектура XVIII в. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся масте­ра и произведения. Литература: от классицизма к сентиментализму. Быт россиян в XVIII в.

Культура и быт российских сословий.

Объяснять значение понятия «просвещенный абсолютизм»; соотносить его с понятиями абсолютизм и Просвеще­ние

Рассказывать об основных меро­приятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России.

Составлять характеристику (исторический портрет) Петра III Составлять характеристику (исто­рический портрет) Екатерины II Объяснять причины созыва и роспуска Уложенной комиссии

Давать определения понятий: работные люди, крепостничес­кий гнет

Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева Раскрывать причины восстания, его значение и особенности, причины поражения Давать характеристику личности Е. Пугачева (

Объяснять значение понятия гильдия

Рассказывать о положении отдель­ных сословий российского обще­ства (в том числе с использованием материалов по истории края) Характеризовать положение кре­стьян во второй половине XVIII в. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания Сопоставлять социальную полити­ку при Петре I и Екатерине II Анализировать отрывки из жало­ванных грамот дворянству и горо­дам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев город­ского населения

Составлять характеристику (исто­рический портрет) Екатерины II .

Давать определения понятий: мирный договор, наступательная стратегия

Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах

Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск

Оценивать деятельность А. В. Су­ворова и Ф. Ф. Ушакова; состав­лять их исторические портреты Давать характеристику деятель­ности А. В. Суворова.

Объяснять значение понятия централизация государственного аппарата

Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I (используя учебник и дополни­тельные источники)

Объяснять причины заговора против Павла I и свержения царя Дополнять исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова новой информацией

Давать определения понятий: барокко, классицизм, сентимен­тализм. Характеризовать основные тенденции развития образования и науки

Проводить поиск информации для подготовки сообщений о деятелях культуры XVIII в. Систематизировать материал о достижениях российской науки Составлять описания отдельных памятников культуры XVIII в. (ис­пользуя иллюстрации в учебнике, художественные альбомы, мате­риалы интернет-сайтов, а также непосредственное наблюдение) Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.»

Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблицы)

Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в.

Характеризовать геополитическое положение Российской империи в конце XVIII в.

Объяснять особенности Россий­ской империи как многонациональ­ного государства Систематизировать и обобщать информацию о социально­экономическом и политическом развитии России в XVIII в. Высказывать суждения о причинах успехов России в XVIII столетии

Повторение.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XVIII в. Высказывать суждения о значении исторического наследия второй половины XVIII в. для современ­ного общества

Выполнять контрольные тестовые задания по истории России второй половины XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности

Итоговое повторение

Систематизировать исторический материал по истории России XVIII в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте)

Распределение материала по содержательным линиям

«История Нового времени XVIII век » (24 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Основные виды учебной деятельности

Введение.

Характеризовать период раннего Но­вого времени как время поступатель­ного развития человеческого обще­ства. Раскрывать значение культур­ных достижений различных народов и цивилизаций мира в XVI-XVIII вв. Выявлять преемственную связь эпо­хи XVI - XVIII вв. и современности. Применять знания об истории ран­него Нового времени для раскрытия причин и оценки сущности совре­менных событий

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (20 часов)

Тема 1. Век Просвещения. Стремление к царству разума.

Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпо­хи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укре­пляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория обще­ственного договора. Представление о цели свободы как стрем­лении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения вла­стей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суве­ренитете: принципы равенства и свободы в программе преобра­зований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.

Раскрывать смысл, значение поня­тий «Просвещение», «обществен­ный договор», «просвещённый аб­солютизм», выделять их основные черты. Характеризовать предпо­сылки распространения идей Про­свещения в европейских странах, объяснять их связь с Научной революцией и социальными изме­нениями в Европе. Проводить по­иск и анализ идей и теорий про­светителей в нескольких источни­ках (учебном тексте, фрагментах их сочинений), систематизировать информацию и составлять сравни­тельную таблицу, самостоятельно разрабатывая её структуру. Описы­вать специфику взаимоотношений монарха и подданных в странах просвещённого абсолютизма. Фор­мулировать и обосновывать оценку эпохи Просвещения как идейной основы современного демократиче­ского устройства Европы.

Характеризовать особенности развития западноевропейских государств в XVIII в. Анализировать карту Европы XVIII в. с опорой на легенду, соотносить ин­формацию учебного текста и карты, размещать её на контурной карте. Со­ставлять исторические портреты (ха­рактеристики) Фридриха Великого и Иосифа II, приводить оценки, изложен­ные в учебной литературе, определять и объяснять (аргументировать) своё отно­шение к этим историческим личностям. Высказывать суждения о значении дея­тельности просвещённых монархов для развития отдельных стран Европы

Тема 2. Художественная культура Европы эпохи Просвещения .

Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в ху­дожественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на поро­ки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего со­словия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпо­хи великих царствований. Секуляризация культуры.

Характеризовать перемены в куль­туре Западной Европы в XVIII в., объяснять их связь с новыми явле­ниями в жизни общества, идеями Просвещения. Раскрывать смысл, значение понятий «барокко», «ро­коко», «классицизм», «сентимента­лизм», выделять их характерные черты. Рассказывать о наиболее из­вестных деятелях литературы и ис­кусства XVIII в. и их произведени­ях. Составлять описание наиболее известных художественных произ­ведений, литературных сочинений и архитектурных памятников на основе текста и иллюстраций учеб­ника, дополнительной литературы, макетов. Проводить поиск и анализ информации об искусстве XVIII в. в нескольких источниках (текстовых, изобразительных), готовить презен­тацию (сообщение). Сопоставлять особенности искусства XVI-XVII вв. и искусства XVIII в. на основе срав­нительного анализа иллюстраций

Тема 3. Промышленный переворот в Англии .

Аграрная революция в Англии. Складывание новых отно­шений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и со­циальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая ма­шина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного произ­водства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капи­талистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Характеризовать социально-полити­ческое развитие Великобритании в XVIII в. Приводить оценки Георга III, изложенные в учебной литературе.

Группировать (классифицировать)

факты о промышленной революции по различным признакам, состав­лять сравнительные таблицы, на основании которых соотносить еди­ничные исторические факты и общие явления. Высказывать суждения о последствиях и значении промыш­ленной революции для развития че­ловечества в процессе коммуникации с одноклассниками

Тема 4. Английские колонии в Северной Америке.

Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология амери­канского общества. Культура и общественная жизнь в коло­ниях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капи­тализма».

Анализировать карту заселения Северной Америки европейцами с опорой на легенду, объяснять на её основе особенности хозяйственного освоения земель и типы колоний.

Тема 5. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки .

Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его по­следствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественно­го равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борь­бе североамериканских штатов за свободу. Историческое значе­ние образования Соединённых Штатов Америки.

Составлять исторический портрет (характеристику) Б. Франклина и Д. Вашингтона, приводить оценки, изложенные в учебной литературе, определять и объяснять (аргумен­тировать) своё отношение к этим историческим деятелям. Выделять основные этапы освоения Америки и борьбы североамериканских ко­лоний за независимость, составлять хронологическую таблицу. Исполь­зовать знания об опыте взаимоот­ношений переселенцев в Америке, о «плавильном котле» наций в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диа­лога в поликультурной среде. Фор­мулировать и обосновывать выводы о значении идей и принципов Де­кларации независимости и Консти­туции США для развития европей­ской цивилизации

Тема 6. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции .

Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIIJ в. Демографические изменения. Изменения в со­циальной структуре, особенности формирования француз­ской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движе­ния просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения тради­ционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформиро­вания. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конститу­ционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

Тема 7. Великая французская революция. От монархии к республике .

Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой вла­сти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозгла­шение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря револю­ции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.

Тема 8. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский пере­ворот и расправа с противниками. Причины падения яко­бинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной исто­риографии о характере, социальной базе и итогах.

Тема 9. Повседневная жизнь.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия ред­кого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в куль­турной жизни общества.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

Тема 10. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регу­лятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного обще­ства. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.

Характеризовать действия турецких султанов по созданию мощной им­перии, выделять и анализировать факторы, способствовавшие её упад­ку. Группировать (классифициро­вать) факты об истории османских завоеваний, составлять хронологиче­скую таблицу. Анализировать исто­рическую карту с опорой на легенду. Характеризовать основные черты и особенности устройства османского общества. Составлять описание зна­менитых архитектурных сооружений XVI в. на основе текста и иллюстра­ций учебника, дополнительной лите­ратуры, макетов.

Темы 11. Государства Востока. Начало европейской колонизации

Разрушение традиционности восточных обществ европей­скими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, син­тоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения

Характеризовать действия правителей государства Великих Моголов по созда­нию мощной империи, анализировать факторы, способствовавшие её упадку. Группировать факты об истории про­никновения европейцев в Индию, со­ставлять хронологическую таблицу.

Характеризовать особенности гео­графического положения и природ­ных условий Китая и Японии, опре­деливших своеобразие их истории и культуры. Анализировать историче­скую карту с опорой на легенду. Со­ставлять описание «запретного горо­да» на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литерату­ры, макетов. Выделять характерные черты государственного устройства Японии, положение императорской власти и системы сёгуната. Выска­зывать суждения о политике «за­крытия» Японии и Китая, обосно­вывать оценку целесообразности изоляции государства от торговых и культурных контактов, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками

Поурочное планирование

« История России XVI — конец XVII века »

Тема урока

Кол-во час

дата

Введение ( 2 час)

1

Введение.

1

2

Стартовая работа

1

Тема 1. Рождение российской империи ( 13 час)

3

Анализ стартовой работы.

Р оссия и Европа в концй17 в.

1

4

Предпосылки Петровских реформ.

1

5

Начало правления Петра I .

1

6

Север­ная война.

1

7

Реформы управления Петра I .

1

8

Экономическая политика Петра I .

1

9

Российское общество в Петровскую эпоху.

1

10

Церковная реформа. Положение традиционных конфессий.

1

11

Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам.

1

12

Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

1

13

Повседневная жизнь и быт при Петре I .

1

14

«Но­вая Россия». Итоги реформ

1

15

Обобщаю­щий урок по теме 1

1

Тема 2. Россия в 1725—1762 гг. (8 часов)

16

Эпоха дворцовых переворотов.

1

17

Эпоха дворцовых переворотов.

1

18

Внутренняя политика и экономика России 1725-1762.

1

19

Внеш­няя полити­ка России в 1725 -1762 гг.

1

20

Национальная и религиозная политика в 1725 -1762 гг.

21

Обоб­щающий урок по теме 2

1

Тема 3. «Просвещенный абсолютизм». Правление Екатерины II (9 часов)

22

Россия в системе международных отношений.

1

23

Внутренняя политика Екатерины II.

1

24

Экономическое развитие России при Екатерине II.

1

25

Социальная структура российского общества во второй половине XVIII в.

1

26

Восстание под предводительством Е.Пугачева.

1

27

Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II.

1

28

Внеш­няя политика Екатерины II.

1

29

Начало освоения Новороссии и Крыма.

1

Тема 4.Российская империя при Павле I . (3 часа)

30

Внутренняя политика Павла I.

1

31

Внеш­няя политика Павла I.

1

32

Обоб­щающий урок по теме 3-4

1

Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII вв. (9 часов)

33

Общественная мысль, публицистика, литература, пресса. Образование в России в XVIII в.

1

34

Российская наука и техника в XVIII в.

1

35

Русская архитектура в XVIII в.

1

36

Живопись и скульптура .

1

37

Музыкальное и театральное искусство.

1

38

Народы России в XVIII в.

1

39

Перемены в повседневной жизни российских сословий.

1

40

Итоговое повторение и обобщение

1

41-42

Резерв.

Итого

42

«История Нового времени»

Тема урока

Кол-во час

дата

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

1

Вводный урок.

1

2

Стартовая работа.

1

3

Анализ стартовой работы.

Великие просветители Европы. Дж. Локк. Д. Дидро.

1

4

Великие просветители Европы. Вольтер. Монтескьё.

1

5

Великие просветители Европы. Ж.Руссо. А. Смит

1

6

Мир художественной культуры Про­свещения . Литература .

1

7

Мир художественной культуры Про­свещения.

Живопись и музыка.

1

8

Промышленный перево­рот в Англии. На пути к индустриальной эре.

1

9

Промышленный перево­рот в Англии. Выдающиеся изобретатели XVIII века.

1

10

Английские колонии в Северной Аме­рике.

1

11

Идеология американского общества.

12

Война за независимость. Создание Со­единённых Штатов Америки.

1

13

Победа в войне и принятие Конституции.

1

14

Причины Великой французской революции.

1

15

Французская революция. От Генеральных Штатов к Учредительному собранию.

1

16

Французская революция. От монархии к республике.

1

17

Французская революция. Начало революционных войн.

1

18

Французская революция. Установление якобинской диктатуры.

1

19

Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.

1

20

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового вре­мени.

1

21

Религии Востока- путь самосовершенствования.

1

22

Государства Востока. Начало евро­пейской колонизации Индия.

1

23

Государства Востока. Начало евро­пейской колонизации. Китай. Япония.

1

24

Повседневная жизнь.

1

Итого

24

|