I. Результаты освоения курса
Личностные результаты
- Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
- Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
- Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
- Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
- Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
- Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
- Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
- Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредметные результаты
- Планирование процесса познавательной деятельности.
- Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
- Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
- Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
- Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
- Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных.
- Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
- Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
- Обоснование путей и средств устранения ошибок. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
- Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
- Рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда.
- Оценка технологических свойств материалов и областей их применения.
- Ориентация в имеющихся и возможных технических средствах, и технологиях создания объектов труда.
- Классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природу и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства.
- Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.
- Владение кодами и методами чтения, и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации.
В трудовой сфере:
- Планирование технологического процесса и процесса труда, организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.
- Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии.
- Проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда.
- Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов.
- Анализ, разработка и/или реализация прикладных проектов, предполагающих:
· изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
· модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
· определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
- Планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.
- Соблюдение безопасных приемов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены.
- Соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
- Выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) В соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля.
- Выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления, документирование результатов труда и проектной деятельности.
- Расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
- Оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
- Выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения.
- Выраженная готовность к труду в сфере материального производства.
- Согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности.
- Осознание ответственности за качество результатов труда.
- Наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ, стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- Дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ.
- Применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства в создании изделий материальной культуры.
- Моделирование художественного оформления объекта труда.
- Сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности.
- Создание художественного образа и воплощение его в продукте, развитие пространственного художественного воображения.
- Понимание роли света в образовании формы и цвета.
- Решение художественного образа средствами фактуры материалов.
- Использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей.
- Сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве.
В коммуникативной сфере:
- Умение быть лидером и рядовым членом коллектива.
- Формирование рабочей группы с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива.
- Выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации.
- Публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др..
- Способность к коллективному решению творческих задач, объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива.
- Способность прийти на помощь товарищу.
- Способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:
- Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями.
- Достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций.
- Соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований.
- Развитие глазомера.
Учащиеся должны
знать:
- что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
- основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
- пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
- особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
- о разновидностях посадок и уходе за растениями, способы размножения растений;
- виды пиломатериалов; уметь учитывать их свойства при обработке;
- общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;
- назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
- основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
- виды пиломатериалов;
- возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
- источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
- технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
- общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;
- виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения;
- устройство сливного бачка.
уметь:
- рационально организовывать рабочее место и соблюдать правило безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
- осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;
- производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;
- читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
- понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
- графически изображать основные виды механизмов передач;
- находить необходимую техническую информацию;
- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
- читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
- выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;
- выполнять шиповые соединения;
- шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;
- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
- применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.
II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Содержание учебного предмета |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Исследовательская и созидательная деятельность | ||
Творческий проект. Этапы проектирования и конструирования. Проектирование изделий на предприятии (конструкторская и технологическая подготовка). Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Основные технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Применение ПК при проектировании. Экономическая оценка стоимости выполнения проекта. Методика проведения электронной презентации проектов (сценарии, содержание) |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Обосновывать идею изделия на основе маркетинговых опросов. Искать необходимую информацию с использованием сети Интернет. Разрабатывать чертежи деталей и технологические карты для проектного изделия с использованием ПК. Изготовлять детали изделия, осуществлять сборку изделия и его отделку. Разрабатывать варианты рекламы. Оформлять проектные материалы. Подготавливать электронную презентацию проекта |
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | ||
Конструкторская и технологическая документация. Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Точность измерений, отклонения и допуски на размеры детали. Технология шипового соединения деталей. Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель. Правила безопасного труда |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Использовать ПК для подготовки конструкторской и технологической документации. Настраивать дереворежущие инструменты. Рассчитывать отклонения и допуски на размеры деталей. Изготовлять изделия из древесины с шиповым соединением брусков. Соединять детали из древесины шкантами и шурупами в нагель. Изготовлять детали и изделия различных геометрических форм по чертежам и технологическим картам |
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов | ||
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. Обработка вогнутой и выпуклой криволинейной поверхности. Точение шаров и дисков. Технология точения декоративных изделий, имеющих внутренние полости. Контроль качества деталей. Шлифовка и отделка изделий. Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Точить детали из древесины по чертежам, технологическим картам. Применять разметочные и контрольно-измерительные инструменты
из древесины. Соблюдать правила безопасного труда при работе на станках |
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов | ||
Классификация сталей. Термическая обработка сталей. Резьбовые соединения. Технология нарезания наружной и внутренней резьбы вручную в металлах и искусственных материалах. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Профессии, связанные с ручной обработкой металлов, термической обработкой материалов |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Знакомиться с термической обработкой стали. Получать навыки нарезания резьбы в металлах и искусственных материалах. Выявлять дефекты и устранять их. Изготовлять детали из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежам и технологическим картам |
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов | ||
Токарно-винторезный и фрезерный станки: устройство, назначение, приёмы подготовки к работе, приёмы управления и выполнения операций. Инструменты и приспособления для работы на станках. Основные операции токарной и фрезерной обработки, особенности их выполнения. Операционная карта. Профессии, связанные с обслуживанием, наладкой и ремонтом токарных и фрезерных станков. Правила безопасной работы на фрезерном станке |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Изучать устройство токарного и фрезерного станков. Ознакомиться с инструментами для токарных и фрезерных работ. Управлять токарно-винторезным и фрезерным станками. Налаживать и настраивать станки. Соблюдать правила безопасного труда. Разрабатывать операционные карты для изготовления деталей вращения и деталей, получаемых фрезерованием. Изготовлять детали из металла и искусственных материалов на токарном и фрезерном станках по чертежам и технологическим картам |
Технологии художественно-прикладной обработки материалов | ||
Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Виды мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри). Мозаика с металлическим контуром (филигрань, скань). Художественное ручное тиснение по фольге. Технология получения рельефных рисунков на фольге в технике басмы. Технология изготовления декоративных изделий из проволоки (ажурная скульптура из металла). Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла (просечное железо). Чеканка. Правила безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной и металлом. Профессии, связанные с художественной обработкой металла |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Изготовлять мозаику из шпона. Осваивать технологию изготовления изделия тиснением по фольге. Разрабатывать эскизы и изготовлять декоративные изделия из проволоки. Изготовлять изделия в технике просечного металла. Знакомиться с технологией изготовления металлических рельефов методом чеканки. Соблюдать правила безопасного труда |
Технологии ремонтно-отделочных работ | ||
Виды ремонтно-отделочных работ. Основы технологии малярных работ; инструменты и приспособления. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки, применяемой для облицовки стен и полов. Материалы для наклейки плитки. Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ. Правила безопасного труда |
1. Уроки изучения нового учебного материала: а) урок-лекция б) урок-беседа в) урок выполнения практических работ (поискового типа) 2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков а) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений) б) урок-практическая работа 3.Уроки обобщения и систематизации 4. Уроки контроля и коррекции знаний а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой) б) письменный опрос (индивидуальный) в) контрольная (тестовая) работа 5. Комбинированные уроки |
Изучать технологию малярных работ. Выполнять несложные ремонтные малярные работы в школьных мастерских. Знакомиться с технологией плиточных работ. Заменять отколовшуюся плитку на участке стены под руководством учителя. Соблюдать правила безопасного труда |
III. Календарно- тематическое-тематическое планирование для 7 класса
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Вводный урок. Исследовательская и созидательная деятельность (3 ч) | ||
1. |
Инструктаж по ТБ. Требования к творческому проекту |
02.09 |
2. |
Этапы выполнения творческого проекта. Проектирование изделий на предприятии |
04.09 |
3. |
Поиск темы проекта. Разработка технического задания |
09.09 |
Технология ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов (15 ч) | ||
4. |
Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины |
11.09 |
5. |
Выполнение чертежа детали из древесины |
16.09 |
6. |
Технологические карты изготовления деталей из древесины |
18.09 |
7. |
Разработка технологической карты изготовления детали из древесины |
23.09 |
8. |
Инструменты для обработки древесины |
25.09 |
9. |
Заточка деревообрабатывающих инструментов |
30.09 |
10. |
Настройка рубанка |
02.10 |
11. |
Отклонения и допуски на размеры детали |
07.10 |
12. |
Расчёт отклонений и допусков на размеры вала и отверстия |
09.10 |
13. |
Столярные шиповые соединения |
14.10 |
14. |
Расчёт шиповых соединений деревянной рамки |
16.10 |
15. |
Технология шипового соединения деталей |
21.10 |
16. |
Изготовление деталей из древесины с шиповым соединением брусков |
23.10 |
17. |
Технология соединение деталей шкантами и шурупами в нагель |
|
18. |
Соединение деталей из древесины шкантами и шурупами в нагель |
|
Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов | ||
19. |
Технология обработки наружных фасонных поверхностей |
|
20. |
Обработка конусной поверхности |
|
21. |
Обработка вогнутой и выпуклой поверхности |
|
22. |
Точение шаров и дисков |
|
23. |
Отделка изделий |
|
24. |
Точение изделий из древесины |
|
25. |
Технология точения декоративных изделий из древесины |
|
26. |
Точение декоративных изделий из древесины |
|
Исследовательская и созидательная деятельность (4 ч) | ||
27. |
Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. |
|
28. |
Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. |
|
29. |
Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов |
|
30. |
Защита проекта |
|
Технология ручной обработки металлов и искусственных материалов (4 ч) | ||
31. |
Сталь, её виды и свойства. Термическая обработка стали |
|
32. |
Ознакомление с термической обработкой стали |
|
33. |
Чертёж деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках |
|
34. |
Выполнение чертежей деталей с точёными и фрезерованными поверхностями |
|
Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов (16 ч) | ||
35. |
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 |
|
36. |
Устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 |
|
37. |
Виды и назначение токарных резцов |
|
38. |
Ознакомление с токарными резцами |
|
39. |
Управление токарно-винторезным станком |
|
40. |
Управление токарно-винторезным станком |
|
41. |
Технология токарных работ по металлу |
|
42. |
Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки |
|
43. |
Подрезание торца и сверление заготовки |
|
44. |
Технологическая документация для изготовления изделий на станках |
|
45. |
Разработка операционной (технологической) карты изготовления детали на токарном станке |
|
46. |
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка НГФ-110 Ш |
|
47. |
Ознакомление с режущим инструментом для фрезерования и устройством станка НГФ-110Ш |
|
48. |
Наладка и настройка станка НГФ-110Ш |
|
49. |
Нарезание наружной и внутренней резьбы |
|
50. |
Нарезание резьбы вручную и на ТВ-6 |
|
Технология художественно-прикладной обработки материалов (11 ч) | ||
51. |
Художественная обработка древесины. Мозаика |
|
52. |
Технология изготовления мозаичных наборов |
|
53. |
Изготовления мозаики из шпона |
|
54. |
Мозаика с металлическим контуром |
|
55. |
Тиснение по фольге |
|
56. |
Художественное тиснение по фольге |
|
57. |
Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура) |
|
58. |
Изготовление декоративного изделия из проволоки |
|
59. |
Художественная обработка металла (басма) |
|
60. |
Просечной металл |
|
61. |
Чеканка. Инструменты для чеканки |
|
Технологии ремонтно-отделочных работ (8 ч) | ||
62. |
Основы технологии малярных работ |
|
63. |
Изучение технологии малярных работ |
|
64. |
Основы технологии плиточных работ |
|
65. |
Ознакомление с технологией плиточных работ |
|
66. |
Творческий проект |
|
67. |
Творческий проект |
|
68. |
Презентация творческого проекта |
|
69. |
Итоговый урок |
|
70. |
Обобщение и систематизация |
|