Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1.    ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения:

Чтение и аудирование.

Выразительно читать текст пуб­лицистического стиля. Просматривать местную газету, ори­ентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фра­зам; при обнаружении интересной (нужной) информации пе­реходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Слушать информационные теле- и радиопередачи с уста­новкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Анализ текста.

Определять стиль речи; находить в текс­те языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип ре­чи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

Воспроизведение текста.

Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изучен­ные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языко­вые и речевые средства.

Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой сино­нимикой глаголов, наречий, прилагательных и существи­тельных со значением состояния лица. Создавать этюды, от­ражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции карти­ны, в непосредственном общении (возможная учебная ситу­ация «Игра в портреты»). Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического сти­лей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения — описания внешности и состояния человека, сочинения по­вествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дис­куссионного характера на морально-этическую тему с дока­зательством от противного. Писать заметки в газету, реклам­ные аннотации.

Совершенствование текста. С учётом стиля речи совер­шенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и ре­чевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрес­сивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребитель­ные слова изученных частей речи; свободно пользоваться ор­фоэпическим словарём;

по морфемике и словообразованию: объяс­нять значение слова, его написание и грамматические при­знаки, опираясь на словообразовательный анализ и типич­ные словообразовательные модели; опознавать основные

способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

по лексике и фразеологии: свободно пользо­ваться лексическими словарями разных видов;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоиз­менения;

по орфографии: характеризовать изученные орфо­граммы, объяснять их правописание; правильно писать сло­ва с изученными орфограммами; свободно пользоваться ор­фографическим словарём;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные пред­ложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи пред­ложений в тексте; соблюдать правильную интонацию пред­ложений в речи;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреб­лять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.

2. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.

О ЯЗЫКЕ

1 ч

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с ис­пользованием материалов этимологического анали­за. Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики и уметь пользоваться этимологиче­ским словарём при объяснении значения, проис­хождения и правописания слов

Урок общеметодологической направленности.

2.

РЕЧЬ

Повторение изученного о тексте, стилях и типах ре­чи; расширение представления о языковых средствах, ха­рактерных для разных типов и стилей речи.

Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера упот­ребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.

Повторить и обобщить изученное о стилях речи. Расширить круг сведений о языковых и речевых средствах, характерных для художественной, дело­вой, научной и разговорной речи. Строить связное высказывание научного стиля на основе обобщаю­щих схем, опорных языковых конструкций, выпол­нять стилистический разбор текста по предложен­ному плану.

Повторить и обобщить изученное о типах речи,о строении типовых фрагментов текста. Строить связное научное высказывание с опорой на обоб­щающую схему («читать» схемы), относить текст к тому или иному типу речи, выделять в тексте сме­шанного типа изученные типовые фрагменты, а в них — опорные слова («данное» и «новое»)

Распознавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной речи (по радио, теле­видению) и письменной (чтение газеты)

Анализировать тексты публицистического стиля, находить в них характерные языковые и речевые средства

Целенаправленно просматривать молодёжные газе­ты, находить в них заметки об интересном факте, определять их тему, основную мысль, тип речи (обычно повествование)

Использовать в заметке средства публицистическо­го воздействия на читателя. Возможная педагогиче­ская ситуация: коллективная работа над стенной газетой на тему «Человек и природа в городе»

Работать над ошибками. Совершенствовать свой текст

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

Язык. Правописание. Культура речи.

3.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

(45 часов)

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логи­ческое ударение, интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правопи­сание: орфография и пунктуация. Лексическая система язы­ка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописа­ние суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, при­частиями, деепричастиями.

Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

На программном уровне владеть основными сведениями из области фонетики и орфоэпии. Преиму­щественно устно проводить фонетический и орфо­эпический разбор слов, сопоставлять произношение и написание слов; владеть навыками пользования орфоэпическим словариком учебника и школьным орфоэпическим словарём, чтения словарной статьи. Опознавать звукопись в поэтических текстах; понимать роль этого приёма в создании худо­жественного образа

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Определять приставочный, суффиксальный способ образования слов, сложение; для сильных учащихся — приставочно-суффиксальный, сложение с одновременным присоеди­нением суффикса. Строить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на её основе определять морфемное строение слова. Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определённом

порядке, который показывает последовательность

образования родственных слов. Уметь работать со

словообразовательным словариком, анализируя

словообразовательные гнёзда и представленные

в них словообразовательные цепочки. Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части

речи в другую, сращение частей словосочетания в

одно слово. Используя этимологический словарик,

уметь объяснить, какие изменения произошли в морфемном строении слова

Анализировать текст: определять тему, основную

мысль, способы и средства связи предложений

Выполнять комплексный анализ текста: определять тему, основную мысль текста, устанав­ливать стиль речи, находить характерные языко­вые средства, определять ведущий тип речи и вклю­чённые в него фрагменты с иным типовым значени­ем; составлять план и типологическую схему текста; писать изложение, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста

Понимать значение письма и чтения, правил право­писания для жизни людей. Свободно владеть орфо­графическим словарём, извлекать полную инфор­мацию из его словарной статьи. Знать важнейшие разделы орфографии. Называть пунктуационные знаки; знать и применять изученные правила упо­требления запятой, тире, двоеточия, кавычек

Знать и применять правила употребления на письме разделительных ъ и ь

Знать и применять правила употребления на письме ь для обозначения мягкости и как показателя грам­матической формы слова

Знать и применять правила употребления на письме о е (ё) после шипящих в разных морфемах

Знать, какие три группы приставок выделяются

с учетом правил их написания; приводить соответ­ствующие примеры; верно писать слова с данными приставками

Знать виды орфограмм в корне слова. Характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя свои выбор. Владеть способом подбора проверочных слов. Правильно писать корни с чередованием.

Знать, как пишутся частотные слова с буквами о ё после шипящих

Знать вызывающие трудности при письме частот-

ные суффиксы имён существительных. Приводить примеры слов с данными суффиксами, правильно их писать. Знать суффиксы причастий и условия их употребления. Различать и верно писать суффиксы прилагательных и причастий с буквами н и нн

Проверить навыки правописания суффиксов прила­гательных и причастий с к и нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, навыки усво­ения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами

Знать и приводить примеры, когда в именах су­ществительных в ед. ч. пишется буква и, а когда — е; какие личные окончания имеют глаголы I и II спряжения и как определить спряжение; как оп­ределить правописание окончаний прилагатель­ных, причастий и соответствующих местоимений. Верно писать окончания в словах на основе правил

Знать правила употребления не с личными форма­ми глагола, деепричастиями и причастиями; с су­ществительными и прилагательными. Приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие сло­воформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах

Знать правила написания не и ни в составе отрица­тельных местоимений, условия их слитного и раз­дельного употребления; уметь приводить соответст­вующие примеры и верно писать указанные слова

Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях. Приводить примеры. Грамотно

употреблять дефис в изученных группах слов

Владеть изученными сведениями из области лексики. Уметь работать с толковым словарём, а также со словарями синонимов, антонимов. Уметь опознавать в тексте слова, использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы

Понимать, что такое грамматика. Знать её основ­ные разделы. Опознавать части речи и их морфоло­гические признаки. Проводить морфологический разбор слов; проводить синтаксический разбор в рамках изученного материала

Проверить усвоение правил слитного или раздель­ного употребления не с разными частями речи, не и ни с отрицательными и неопределёнными место­имениями, отдельных групп сложных слов, написа­ния окончаний прилагательных и причастий, суф­фиксов глаголов и причастий, других орфограмм. Проверить усвоение правил пунктуационного оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с од­нородными членами. (Здесь и далее рекомендуется разрешить использование на контрольной работе школьного орфографического словаря для само­контроля учащихся, оговорив более строгую проверку диктанта)

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

4.

НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи: общее грамматическое зна­чение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий: положительная, сравнитель­ная, превосходная

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наре­чий; употребление дефиса, ннн в наречиях; слитное и раз­дельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обсто­ятельственные. Слова категории состояния (слова состоя­ния).

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, призна­ка.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфо­эпическим, этимологическим словарями для получения не­обходимой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Культура речи. Правильное произношение употребитель­ных наречий.

Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Иметь представление о наречии как неизменяемой части речи, используя приём сопоставления наречий с соотносимыми словоформами других частей речи (на силу не надейся насилу доехали). Проводить семантико-грамматический анализ наречий.

На основе семантико-грамматических особенностей слов опознавать наречия в предложении, в тексте; доказывать принадлежность слова к классу наречий

Знать разряды наречий по значению; определять

в тексте значение употреблённых наречий. Иметь

представление о словах состояния

Знать, как образуются степени сравнения наречий

в сопоставлении со степенями сравнения имён прилагательных. Находить в тексте эти формы.

Проводить морфологический разбор наречий по

плану

Иметь представление об основных способах образования наречий: суффиксальном, приставочно-суффиксальном, приставочном, сложении разных видов. Определять указанные способы образования наречий. Анализировать семантико-словообразовательные отношения компонентов словообразова­тельной пары, словообразовательной цепочки, словообразовательного гнезда. Проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа

Опознавать в тексте наречия, определять их разряды, способы образования

Знать правописание наречий, предложенных для

заучивания; на грамматико-семантической основе

разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (вмиг в миг удачи, потому по тому и т. п.)

Понимать, что правило написания не с наречиями

то же, что и с именами существительными и прила­гательными. Опознавать при письме и верно писать не со словами этих частей речи. Знать, что правила правописания не с глаголами и деепричастиями, с одной стороны, причастиями — с другой, отличаются от правил написания не с наречиями, существительными и прилагательными. Правильно писать не со словами указанных трех групп

Отличать наречия от форм кратких страдательных причастии и на этой основе верно писать слова с н и нн в суффиксах данных групп слов. Знать суф­фиксы ск и нн имён прилагательных и причастий. Верно воспроизводить их при письме

Понимать, что правило написания о или е после шипящих в конце слов является общим для наречий, существительных и прилагательных. Верно писать эти группы слов

Иметь представление о строении типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Нахо­дить в анализируемых текстах и использовать в сво­их рассуждениях-размышлениях средства публи­цистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний известных писателей, общественных деятелей, вопросы-раз­мышления типа «или — или»

Знать правило употребления суффиксов -о, -а, зави­сящих от приставки. Пользоваться орфографиче­ским словарём

Знать словообразовательные признаки наречий, ко­торые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. На основе семантико-грамматического анализа разграничивать созвуч­ные словоформы (по зимнему пути, по-зимнему холодно). Пользоваться орфографическим словарём

Знать правило и верно писать отрицательные наре­чия. Осознавать сходство и различие в правописа­нии отрицательных местоимений и отрицательных наречий. Пользоваться орфографическим словарём

Владеть обобщённым правилом употребления ь пос­ле шипящих в конце слов разных частей речи. Пользоваться орфографическим словарём

Понимать роль наречий в художественном и науч­ном тексте; разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. Уметь объяснить роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании

Правильно произносить наиболее употребительные

наречия, применяя известные правила произноше­ния и ударения. Пользоваться орфоэпическим сло­варём

Проверяется написание слов с орфограммами в кор­не, в окончании, правописание наречий. Контроли­руется пунктуация сложных предложений, предло­жений с причастными и деепричастными оборота­ми, с однородными членами

Иметь представление о строении фрагмента текста со значением «описание состояния человека». Замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произ­ведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, передающие состояние героев произве­дения

Знать способы выражения «данного» и «нового» в

типовых фрагментах со значением состояния человека. Варьировать способы выражения «данного» и «нового» при создании фрагментов текста со значе­нием состояния лица; писать этюды, отражающие то или иное состояние человека, «прочитанное» по фотографии, репродукции картины, при непосред­ственном общении с кем-либо, описывать состояние того или иного героя кино- или телефильма, вы­званное острым поворотом сюжетной линии

Уметь рассказывать о своём состоянии (волнении, страхе, радости), вызванном определённой жизнен­ной ситуацией, соединять описание состояния с другими фрагментами, необходимыми для разви­тия темы и основной мысли

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

5.

ПРЕДЛОГ.РЕЧЬ

(10 часов)

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: прос­тые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в со­ставе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Владеть сведениями о предлоге. Проводить морфологический разбор предлога как части речи; уметь опознавать предлоги в речи. Различать разряды предлогов: производные — не­производные; простые — составные. Уметь анализи­ровать словосочетания типа: «глаг. + сущ. с предл.»; «сущ. + сущ. (мест.) с предл.»; определять форму за­висимого слова, грамматическое значение предлога

Знать, какие предлоги пишутся через дефис. Верно писать производные предлоги, соотносимые с дру­гими частями речи: вследствие, навстречу, не­смотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заклю­чение

Употреблять предлоги в составе глагольных и именных словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка. Правильно употреб­лять предлоги с нужным падежом, существительные с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Обнаруживать ошибки, связанные с употреблением

производных и непроизводных предлогов, исправ­лять эти ошибки

Анализировать сочинения-рассуждения, учитывая

зависимость порядка слов в предложениях от за-

мысла автора. Устанавливать нужный порядок слов с учетом развития мысли в тексте

Знать особенности порядка слов в текстах разных

типовых значений. Использовать в тексте нерас-

члененные предложения

Распознавать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; применять этот приём при создании собственных высказывании

Написать изложение публицистического стиля с ис­пользованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов, экспрессивного повтора, параллельного способа связи предложений

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

6.

СОЮЗ

(12 часов)

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Упо­требление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Союзы как средство связи членов предложения и средст­во связи предложений.

Культура речи. Правильное произношение союзов.

Обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в пред­ложении, составлять схему предложения и пунктуационно грамотно оформлять его на письме. Разли­чать разряды союзов (сочинительные — подчини­тельные) и типы предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочинённое, сложноподчинённое). Совершенствовать навыки синтаксического и пунктуационного разбора пред ложения.

Знать перечень простых и составных сою-

зов и учиться их различать. Проводить морфологический анализ союзов

Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных им местоимений с предлогами (зато за то дерево),частицами или от наречий с частицами также пойду я поступлю так же)

Распознавать союзы, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли

в сложноподчинённом предложении и отличии от

подчинительных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями

Учиться отбирать признаки для описания, пользу-

ясь словарем эпитетов, синонимов, антонимов

Иметь представление о строении такого текста: описание предмета (возможно, в сочетании с описанием места). Анализировать и строить текст, используя в нём конструкции, характерные для описания предмета (к т о? (ч т о?) — к а к о й?) и описания мес­та (г д е? — ч т о?)

Строить текст со значением описания внешности человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосо­четание, предложение, тип речи). Создать в устной и письменной форме сочинение-миниатюру с описа­нием внешности

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

7.

ЧАСТИЦА

(9 часов)

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрица­тельные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произно­шение частиц.

Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Знать признаки частицы как части речи, опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, передающими разные оттенки значения. Различать разряды час­тиц и те значения, которые ими передаются. Прово­дить морфологический анализ частиц

Знать случаи употребления на письме частиц не и

ни с отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять в собственной письменной речи. Знать правила употребления и на­писания частиц ли, же, -то, -ка. Разграничивать частицы и приставки не и ни; верно писать их

Проверяется усвоение правописания частиц, наре­чий, местоимений, а также усвоение правил пункту­ации в сложном предложении, в конструкциях с од­нородными членами, причастными и деепричастны­ми оборотами

Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов. Правильно употреблять частицы для выражения от­ношения к действительности и передачи различных смысловых оттенков

Знать некоторые правила ударения в предлогах,

союзах, частицах. Правильно произносить употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах при чтении и в собственных высказываниях. Пользоваться орфоэпическим словарём

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

8.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

(3 часа)

Общее понятие о междометиях и звукоподражатель­ных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребле­ние междометий и звукоподражательных слов.

Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Распознавать междометия разных семантических разрядов. Уметь определять роль междометий в вы­сказывании. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения чувств, этикетных фор­мул, команд, приказов. Наблюдать за использовани­ем междометий в разговорной речи и художественных произведениях. Совершенствовать навыки вы-

разительного чтения высказывания

Опознавать звукоподражательные слова. Наблю­дать за их использованием в разговорной речи и в художественных произведениях. Выразительно чи­тать предложения со звукоподражательными слова­ми

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

9.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙРЕЧЬ

( 9 часов)

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду в ви­ду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п.

Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.

Различать грамматические омонимы на основе се-мантико - грамматического анализа

Иметь представление о краткой и полной характе­ристике человека. Анализировать характеристики персонажа в художественном произведении

Анализировать тексты; создавать сжатую деловую

характеристику человека на основе художественной (стилистическая трансформация)

Отбирать материал для сжатого изложения по теме на основе сложного плана

Сжато пересказывать текст по памяти, сохраняя ха­рактеристику персонажа

Соединять в одном тексте характеристику человека и описание его внешности

Создавать текст типа характеристики или самоха­рактеристики, где чередуются фрагменты со значе­нием описания предмета и рассуждения-доказатель­ства

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

(4 часа)

Повторить изученный материал по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, грамматике, орфогра­фии и пунктуации, развитию речи

Итоговый тест в конце года

3. Календарно- тематическое планирование


№ урока

7

Кол-во часов

Тема

О языке

1.

Изменяется ли язык с течением времени

Речь. Повторение изученного в 5-6 классах.

2.

Что мы знаем о стилях речи

3.

Что мы знаем о типах речи

4-5

2 ч

Фонетика и орфоэпия

6.

Стартовая работа

7-12

6 ч

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи

13

1ч.

Контрольная работа №1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфографии.

14

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте

15

Контрольная работа №2. Обучающее изложение

(упр.82)

16.

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация.

17-21

Правила употребления некоторых букв.

22-27

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем

28

Контрольная работа №3 (Диктант с заданиями)

29-30

Правописание окончаний.

31-36

Слитное, дефисное, раздельное написание слов

37-38

2 ч

Словарное богатство русского языка. Русские лингвисты.

39-41

Грамматика: морфология и синтаксис.

42

Контрольная работа №4. (Диктант с заданиями)

43-44

Стили речи. Публицистический стиль.

45

Заметка в газету

46-47

Контрольная работа №5. Заметка в газету. Анализ сочинения.

Наречие. Речь

48

Какие слова называются наречиями.

49-51

Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи. Русские лингвисты

52-53

Разряды наречий по значению.

54

Слова состояния

55-57

Степени сравнения наречий.

58

Морфологический разбор наречий

59-62

Словообразование наречий

63

Контрольная работа №6. Наречие.

64-70

Правописание наречий

71

Р.Р. Рассуждение-размышление

72

Р.Р. Контрольная работа №7.Сочинение-рассуждение публицистического стиля

73-77

Правописание наречий.

78-79

Употребление наречий в речи

80-81

Произношение наречий.

82

Повторение

83

Р.Р. Контрольная работа №8. (Диктант с заданием)

84-86

Описание состояния человека

87-88

Контрольная работа № 9. Сочинение- воспоминание «Как я первый раз…»

Анализ сочинения.

Служебные части речи.

Предлог. Речь

89

Предлог как часть речи. Разряды предлогов.

90-91

Правописание предлогов

92

Употребление предлогов в речи

93-95

Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи.

96-97

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

98

Р.Р. Контрольная работа №10. Изложение текста

Союз. Речь

99-100

Союз как часть речи. Разряды союзов.

101-102

Правописание союзов

103-105

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

106

Контрольная работа №11. (Диктант с заданиями)

107

Текст. Описание внешности человека.

108

Текст. Описание предмета.

109-110

Текст. Описание внешности человека

Частица

111

Частица как часть речи. Разряды частиц

112-114

Правописание частиц

115-116

Контрольная работа №12. (Диктант с заданиями)

Анализ диктанта

117-119

Употребление частиц в речи

120-121

Произношение предлогов, союзов, частиц.

Междометия и звукоподражательные слова

122-123

Междометия.

124

Звукоподражательные слова

Трудные случаи разграничения языковых явлений. Речь.

125-127

Омонимия слов разных частей речи

128-130

Характеристика человека

131-132

Р.Р. Контрольная работа № 13. Сжатое изложение.

Анализ изложения.

133

Повторение изученного по теме «Характеристика человека»

134-135

Р.Р. Контрольная работа №14: сочинение о человеке.

Анализ сочинения.

Обобщающее повторение.

136-138

Повторение изученного

139-140

Контрольная работа №15.

Анализ ошибок