Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

№ п/п Название раздела Содержание учебного предмета Основные виды учебной деятельности Формы организации учебных занятий
1. Введение 1 ч Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения. Работать с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), выразительно читать. Урок освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей.

2.

Из устного народного творчества

  7 часов

Былины. «Святогор и Микула Селянинович». Воплощение в образе богатыря национального характера: нравственные достоинства героя. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Баллада А.К.Толстого «Илья Муромец».

Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…», «Говорили – сваты на конях будут»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка. Многозначность поэтического образа. Быт, нравственные представления и судьба народа в песне.

Овладеть  теоретико-литературными понятиями: эпические жанры в фольклоре, былина, тематика былин, своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Видеть  черты русского национального характера в героях былин. Производить самостоятельное исследование эпизода былины. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Характеризовать героя былины как воплощение национального характера. Соотносить текст литературного произведения с репродукциями  картин. Работать в группах.

Читать выразительно фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение национального характера. Выявлять черты фольклорной традиции  в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Видеть  черты русского национального характера в героях былин. Составлять цитатный план на основе предложенных структурных частей былины. Выполнять творческий проект «Богатыри в живописи». Сопоставлять образы былинных персонажей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства. Исследовать  жанровое многообразие русских песен и  своеобразие поэтического языка русской    народной песни. Определять характерные признаки лирических жанров. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, отличия былинного стиха от песенного. Формулировать вопросы по тексту произведения. Работать с репродукциями картин русских художников. Прослушивать музыкальные фрагменты. Готовить развернутый письменный ответ. Передавать личное отношение к произведению.

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

3.

Из древнерусской литературы

3 часа

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег  коня своего»),  Поучительный характер  древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, Любовь к родине,  образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. Экскурсия в школьный музей. Идеал человека в литературе Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Мудрость, твёрдость духа, религиозность как народные идеалы древнерусской литературы.

Усвоить теоретико-литературные понятия: наставление, поучение. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале. Готовить развернутый устный ответ, подбирать цитаты из текста. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы. Готовить подробный пересказ эпизода.

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Пересказывать содержание художественного произведения с изменением лица. Усвоить теоретико-литературные понятия: житие, путешествие, повесть, иконопись.

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

6.

Из русской литературы XVIII века (10ч.)

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного. Заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург. Теория  «трёх штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).  Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Особенности поэтического языка оды и лирического стихотворения, поэтические образы.

Г.Р. Державин. Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Своеобразие стихотворений Державина в сравнении со стихотворениями Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Драма как литературный род. Жанр комедии. Социальная и нравственная проблематика комедии. Сатирическая направленность. Проблемы воспитания, образования гражданина. Авторская позиция. Авторские средства раскрытия характеров: «говорящие» фамилии и имена, речевые характеристики. Смысл финала комедии.

Читать и систематизировать полученные теоретические сведения: жанр, классицизм, литературное направление, силлабическое и силлабо-тоническое стихосложение

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Характеризовать своеобразие языка писателя. Конспектировать статью учебника. Пересказывать прочитанный текст сжато.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Соотносить персонаж и прототип. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды, в том числе наизусть (отрывок).

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Усвоить теоретико-литературные понятия: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики, псалом, риторические фигуры. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Анализировать литературное произведение с учетом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать выразительно стихотворение.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д.И. Фонвизина. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Усвоить теоретико-литературные понятия: сарказм, комедия классицизма, внутренний монолог, письма, сны героев.  Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Выявлять в тексте произведения правила комедии классицизма. Группировать образы комедии.

Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Выразительно читать по ролям комедию. Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения. Характеризовать систему изобразительных средств комедии.

Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве.  Участвовать в инсценировании литературного произведения. Рецензировать ответ одноклассников. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Писать аналитическое сочинение литературоведческой направленности. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения, чтение наизусть, чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.

Работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка,час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.

 

7.

Из русской литературы XIX века (45ч.)

А.С. Пушкин. Мотивы дружбы, прочного союза друзей, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». Баллада «Песнь о вещем Олеге».  Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Судьба Олега в летописном тексте и балладе А.С. Пушкина. Поэма «Полтава» (в сокращении). Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений. Образ Петра и тема России в поэме.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Родина». Родина в лирическом и эпическом произведении. Философский смысл стихотворения «Три пальмы». «Песня про купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме.  Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Н.В. Гоголь. Н.В. Гоголь в Петербурге. Развитие образа «маленького человека» в русской литературе.  Повесть «Шинель». Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном, неуютном мире, тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного холода, отчужденности, бездушия. Роль фантастики в идейном замысле произведения. Гуманистический пафос повести.

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Заочная литературная экскурсия «По тургеневским местам». Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян. Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие, талант, смекалка, сложные социальные отношения в деревне. Рассказ «Певцы».  Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. 

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная – основная тема произведений поэта. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Своеобразие сатирических литературных сказок. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Гротеск. Нравственные  проблемы и поучительный характер литературных сказок. Сказка «Дикий помещик».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке.

Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества – основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

Н.С. Лесков. Биография писателя. «Лесков – писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность  проблематики и центральная идея повести. Образный мир сказа «Левша»: Фольклорные традиции и образы талантливых людей в сказах русских писателей.

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике Фета; наблюдательность, чувства добрые, красота земли; стихотворение-медитация.

Произведения русских поэтов XIX века о России (Н.М. Языков «Песня», И.С. Никитин «Русь», А.Н. Майков «Нива», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»). Обращение поэтов  к картинам русской жизни. Изображение  родной природы. Инверсия, риторические фигуры в стихотворениях.

А.П. Чехов. Разоблачение  трусости, лицемерия, угодничества в рассказах Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника». Роль художественной детали. Смысл названия. Рассказ «Мальчики». Тема детства на страницах произведения.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературное понятие – дружеское послание. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Определять характерные признаки лирических и лироэпических жанров на примерах изучаемых произведений. Учитывать жизненную основу  и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщенность художественного образа. Соотносить персонаж и прототип. Характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов. Соотносить персонаж и прототип.  Подбирать материал об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Соотносить  образы лирического героя  и поэта. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительно читать наизусть стихотворение Лермонтова «Родина». Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира произведения.

Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Соотносить персонаж и прототип. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос.

Выразительно читать наизусть фрагменты «Песни…». Выявлять черты фольклорной традиции  в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Сопоставлять части литературного произведения. 

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать общую характеристику художественного мира произведения. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается писателем. Усвоить теоретико-литературные понятия: сатирическая повесть, фантастика, маленький человек. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать сочинение в жанре анализа эпизода литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции. Характеризовать героев произведения.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Различать  образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Соотносить персонаж и прототип. Пересказывать содержание художественного произведения сжато. Составлять цитатный план.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: цикл, портрет и характер, эпилог. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.  Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Выявлять черты фольклорной традиции  в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Читать выразительно наизусть отрывок из рассказа. Сопоставлять произведения разных видов искусства.

 Отличать иллюстрации к тексту от тематически близких картин.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять лексическое значение слова по контексту и подбирать к нему синонимы и антонимы. Формулировать художественную идею рассказа и стихотворения в прозе.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.А. Некрасова. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трехсложных  размеров стиха на примере изучаемых произведений в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Выразительно читать наизусть отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» или иного стихотворения Некрасова по выбору учащихся.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Усвоить теоретико-литературные понятия: сатира, сатирический образ,  сатирический тип, притчевый характер сатирических сказок, аллегория. Определять мораль и ее роль в сказке. Работать в группе.

Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание, притчевый характер сказки.

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную тему. Писать сочинение в жанре анализа эпизода литературного произведения. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Л.Н. Толстого. Характеризовать образ писателя по фотографиям. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Соотносить содержание произведения с иллюстративным материалом.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – психологический портрет. Сопоставлять сатирические произведения различных авторов.

Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературное понятие – рефрен. Интонировать и выразительно читать фрагменты из поэмы

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

 уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

 уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

 уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

 уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

 уроки-конкурсы;

уроки-диспуты; уроки-игры;

уроки-диалоги;

 уроки-конференции;

 уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки-путешествия.

8.

Из русской литературы XX века (30ч.)

И.А. Бунин. Краткие сведения о жизни и творчестве. Бунины в Ефремове. Человек и природа в стихотворении «Догорел апрельский светлый вечер…». Образ Родины в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя сеть нора…».  Размышления о своеобразии поэзии «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение. Образы животных и зверей и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия. Тема служения людям и добру. Образ доктора в русской литературе. Рассказ-анекдот «Allez!».  Основная сюжетная линия рассказа и подтекст, художественная идея.

М. Горький. Автобиографическая трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты». Повесть «Детство» (выборочные главы). Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображенная в восприятии ребенка. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия идеи.

А.С. Грин. Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагменты). Алые паруса как образ мечты. Мечты и реальная действительность в повести. История Ассоль. Встреча с волшебником как знак судьбы. Детство Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный прием. Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса.

В.В. Маяковский. Краткие сведения о В.В. Маяковском. Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. Литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам». Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…», «Каждый труд благослови, удача…» Лирический герой и мир природы. Напевность стиха. Песни и романсы на стихи С.А. Есенина.

И.С. Шмелёв. Жизнь и творчество писателя.  Национальный характер, изображенный в рассказе «Русская песня». История создания автобиографического романа «Лето Господне». Главные герои романа. Рождение религиозного чувства у ребенка. Ребенок и национальные традиции. Особенности повествования. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

Родина, человек и природа в творчестве М.М. Пришвина и К.Г. Паустовского. Рассказ ММ. Пришвина «Москва-река», повесть К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» - по выбору).  Образ рассказчика.  Подтекст. Градация.

А.П. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться…» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека. Картины родной природы в стихотворении «Гроза идет». Параллелизм как средство создания художественной картины жизни природы и человека.

А.Т. Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память – основные мотивы военной лирики поэта. Поэма  «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца»). История создания поэмы. Изображение войны и человека на войне. Народный герой в поэме. Образ автора-повествователя. Особенности стиха поэмы, ее интонационное многообразие. Своеобразие «книги про бойца».

Военная тема в русской литературе. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны (А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста», Н.П. Майоров «Творчество», Б.А. Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н. Лобода «начало» и др.). Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвященных военной теме. Образы русских солдат.

Б.Л. Васильев. «Летят мои кони» (отрывок). «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

В.М. Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Слово о малой родине» (фрагмент). «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков» в рассказах Шукшина. Доброта, доверчивость и душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземленности. Внутренняя сила шукшинского героя.

Поэты ХХ века о России. А.А. Ахматова «Мне голос был, он звал утешно…», М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою…», И. Северянин «Запевка», Н.М. Рубцов «В горнице», Я.В. Смеляков «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были…», А.Я. Яшин «Не разучился ль…»,  Р. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан», А.А. Вознесенский  др.  Образ родины в русской поэзии. Изображение  событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

Литература народов России. Г. Тукай.  Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга как «отрада из отрад», «путеводная звезда». Ш. Кулиев.  Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях балкарского поэта. Тема бессмертия народа, его языка. Поэзии, обычаев. Поэт как вечный должник своего народа.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.  Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – поэтический образ.

Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Соотносить персонаж и прототип. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателя, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения. Подбирать убедительные аргументы при ответе на проблемный вопрос. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть монологической и диалогической речью.

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературные понятия: рассказ-анекдот, каламбур, мотив.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве М. Горького. Различать  образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Соотносить образы автора и биографического автора. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Уметь характеризовать идейно-эмоциональное содержание произведения, определять, что утверждается, а что отрицается автором. Выразительно читать отрывок из легенды. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Усвоить теоретико-литературное понятие – герой-романтик.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Готовить художественный пересказ прочитанного  фрагмента. Устанавливать межпредметные связи литературы с другими видами искусства.

Воспринимать текст литературного произведения. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературные понятия: автобиографические мотивы в лирическом произведении, аллитерация.  С  помощью портрета и фотографий поэта характеризовать его образ.  Исследовать художественный текст самостоятельно.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Выявлять художественно-значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта (поэтический словарь, тропы, поэтический синтаксис, фоника и др.) и определять их художественную функцию в произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие -  образ-пейзаж. Выразительно читать стихотворения.

Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Рецензировать  устно выразительное чтение стихотворений одноклассниками, актерами.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Определять лексическое значение слов по контексту или с помощью словарей

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей.  Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на примерах изучаемых произведений. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта. Усвоить теоретико-литературные понятия: подтекст, лирическая проза, пейзаж как сюжетообразующий фактор. Составлять тезисный план статьи учебника. Выступать с сообщениями на литературную тему.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Усвоить теоретико-литературные понятия: эссе, морфологические средства выразительности речи (роль глаголов и местоимений).

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную публицистическую тему. Писать сочинение в жанре эссе. Анализировать смысловые связи предложений в тексте. Передавать личное отношение к произведению. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве поэта. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Формировать читательский вкус.

 Осуществлять библиографический поиск. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Готовить сообщение о жизни и о судьбе поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны. Работать над проектом. Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Оценивать собственный ответ.

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Определять тематику и проблематику произведения, выявлять авторскую самобытность в постановке общественно значимых проблем, возможную полемику с другими произведениями близкой тематики. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Готовить тезисы и вопросы для дискуссии.

Давать общую характеристику художественного мира произведения. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции.

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских поэтов.  Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. Выразительно читать стихотворения, эмоционально откликаться на прочитанное.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям

Уроки анализа сочинений

 уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

 уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

 уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

 уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

 уроки-конкурсы;

уроки-диспуты; уроки-игры;

уроки-диалоги;

 уроки-конференции;

 уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки-путешествия.

9.

Из зарубежной литературы (8ч.)

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Ее глаза на звезды не похожи…» (№130), «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, так - теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…». Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира.

Мацуо Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры. Хокку (хайку) как  жанр.

Р. Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. Аллегория.

Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше») Приёмы создания   образов. Находчивость, любознательность  - наиболее привлекательные качества героев.

А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть-сказка «Маленький принц». Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Образы повествователя и Маленького принца. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Непонятный мир взрослых, чуждый ребенку. Нравственная проблематика сказки «Маленький принц». Символическое значение образа Маленького принца. Роль метафоры и аллегории в произведении. Афоризмы в сказке.

Р. Брэдбери. Рассказ «Все лето в один день». Особенности сюжета рассказа. Роль фантастического сюжета в раскрытии серьезных нравственных проблем. Образы детей. Смысл финала произведения. Противопоставление Венеры и Земли.

Я. Купала. Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Определять родовую принадлежность литературного произведения, выделяя характерные признаки эпоса, лирики и драмы. Усвоить теоретико-литературное понятие – сонет. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык.

Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении. Усвоить теоретико-литературное понятие – хокку. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Выразительно читать наизусть стихотворение по выбору учащихся. Передавать личное отношение в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения). Создавать собственные речевые высказывания. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по содержанию произведения, в том числе с использованием цитирования. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики. Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Определять жанровые разновидности эпических произведений. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления. Формулировать вопросы по содержанию произведения.

Готовить развернутый устный ответ, подбирать необходимые факты при рассказе о жизни и творчестве поэта, об истории создания произведения. Различать  образы рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы (лирика, эпос, драма). Определять жанровые разновидности эпических произведений. Характеризовать героев произведения. Составлять план произведения.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать стихотворения. Различать  образы лирического героя  и автора в лирике. Давать жанровую характеристику изучаемого литературного произведения. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык. Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме. Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам Анализировать  и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному. Определять  для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы. Выбирать  произведения для самостоятельного чтения. Определять  актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям.