Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

      I.            Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

·         сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

·         убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

·         самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

·         готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

·         мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;

·         формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

·         овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

·         понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

·         формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

·         приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

·         развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

·         освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

·         формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными  результатами обучения физике в 7 классе являются:

по теме Введение

·         понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

·         умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;

·         понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

по теме Первоначальные сведения о строении вещества

·         понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

·         владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;

·         понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

·         умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

·         умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

по теме Взаимодействия тел

·         понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;

·         умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;

·         владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);

·         понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;

·         владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

·         умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

·         умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;

·         понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

·         умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

по теме Давление твердых тел, жидкостей и газов

·         понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;

·         умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

·         владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;

·         понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

·         понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;

·         владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;

·         умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

по теме Работа и мощность. Энергия

·         понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;

·         умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;

·         владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;

·         понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;

·         понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

·         владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

·         умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)

 

 

 

 


   II.            Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Формы  организации учебных занятий

Основные  виды учебной деятельности

Введение

Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физи­ческие свойства тел.

Демонстрации. Скатывание шарика по желобу, колебания математического маят­ника, соприкасающегося со звучащим ка­мертоном, нагревание спирали электриче­ским током, свечение нити электрической лампы, показ наборов тел и веществ

1.                 Уроки изучения нового учебного материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения практических работ (поискового типа), урок выполнения теоретических исследований

2.                 Уроки совершенствования знаний, умений и навыков: урок решения задач, урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок-экскурсия, семинар

3.                 Уроки обобщения и систематизации

4.                 Уроки контроля и коррекции знаний: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой), контрольная работа

5.                 Комбинированные уроки

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифици­ровать их

Различать методы изучения физики; измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измере­ний; определять цену деления шкалы из­мерительного цилиндра;  определять объем жидкости с по­мощью измерительного цилиндра; переводить значения физических величин в СИ

Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях; составлять план презентации

Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; определять погрешность измерения, записывать результат измерения с уче­том погрешности; анализировать результаты по опреде­лению цены деления измерительного прибора, делать выводы; работать в группе

Основные методы изучения физики (на­блюдения, опыты), их различие.

Понятие о физической величине. Между­народная система единиц. Простейшие из­мерительные приборы.

Демонстрации. Измерительные прибо­ры: линейка, мензурка, измерительный цилиндр, термометр, секундомер, вольт­метр и др.

Опыты. Измерение расстояний. Измере­ние времени между ударами пульса

Цена деления шкалы прибора. Нахожде­ние погрешности измерения. Современные достижения науки. Роль фи­зики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние техноло­гических процессов на окружающую среду. Демонстрации. Современные техниче­ские и бытовые приборы

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

Первоначальные сведения о строении вещества

Представления о строении вещества. Опы­ты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объема твердого тела и жидкости при нагревании

1.                 Уроки изучения нового учебного материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения практических работ (поискового типа), урок выполнения теоретических исследований

2.                 Уроки совершенствования знаний, умений и навыков: урок решения задач, урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок-экскурсия, семинар

3.                 Уроки обобщения и систематизации

4.       Уроки контроля и коррекции знаний: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой), зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, контрольная работа

5.                 Комбинированные уроки

Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, бро­уновское движение;  схематически изображать молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе зна­ний о строении вещества

Измерять размеры малых тел мето­дом рядов, различать способы измере­ния размеров малых тел; представлять результаты измерений в виде таблиц; выполнять исследовательский экспе­римент по определению размеров ма­лых тел, делать выводы; работать в группе

Объяснять явление диффузии и зави­симость скорости ее протекания от тем­пературы тела; приводить примеры диффузии в ок­ружающем мире; анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии

Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяже­ния и отталкивания молекул; наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объ­яснять данные явления на основе зна­ний о взаимодействии молекул; проводить эксперимент по обнару­жению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Доказывать наличие различия в мо­лекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в раз­личных агрегатных состояниях; выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

Применять полученные знания при решении физических задач, исследо­вательском эксперименте и на прак­тике

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и темпе­ратуры тела.

 Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристалличе­ских тел, образцы кристаллических тел

Физический смысл взаимодействия моле­кул. Существование сил взаимного при­тяжения и отталкивания молекул. Явле­ние смачивания и несмачивания тел. Демонстрации. Разламывание хрупко­го тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твердых тел, несмачивание птичьего пе­ра.

Агрегатные состояния вещества. Особен­ности трех агрегатных состояний вещест­ва. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. Демонстрации. Сохранение жидко­стью объема, заполнение газом всего пре­доставленного ему объема, сохранение твердым телом формы

 Контрольная работа «Первоначальные сведения о строении вещества»

Взаимодействие тел

Механическое движение — самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равно­мерное и неравномерное движение. Отно­сительность движения.

Демонстрации. Равномерное и неравно­мерное движение шарика по желобу. Отно­сительность механического движения с ис­пользованием заводного автомобиля. Тра­ектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности

1.                   Уроки изучения нового учебного материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения практических работ (поискового типа), урок выполнения теоретических исследований

2.                   Уроки совершенствования знаний, умений и навыков: урок решения задач, урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок-экскурсия, семинар

 

3.                Уроки обобщения и систематизации

4.       Уроки контроля и коррекции знаний: устный опрос (фронтальный, индии-

видуальный, групповой), зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа контрольная работа

5.                 Комбинированные уроки

 

Определять траекторию движения тела; переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и неравно­мерное движение; доказывать относительность движе­ния тела; определять тело, относительно кото­рого происходит движение; проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы

Рассчитывать скорость тела при рав­номерном и среднюю скорость при не­равномерном движении; выражать скорость в км/ч, м/с; анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; графически изображать скорость, описывать равномерное движение;  применять знания из курса географии, математики

Представлять результаты измере­ний и вычислений в виде таблиц и гра­фиков; определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномер­ного движения от времени;

Находить связь между взаимодейст­вием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский экс­перимент по изучению явления инер­ции; анализировать его и делать выводы

Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их ско­рости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы

Устанавливать зависимость измене­ния скорости движения тела от его мас­сы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выде­лять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; различать инерцию и инертность тела

Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; пользоваться разновесами; применять и вырабатывать практи­ческие навыки работы с приборами; работать в группе

Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физи­ческие величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач.

Демонстрации. Движение заводного ав­томобиля по горизонтальной поверхности. Измерение скорости равномерного движе­ния воздушного пузырька в трубке с водой

Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач. Демонстрации. Движение заводного ав­томобиля

Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач. Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с пес­ком. Насаживание молотка на рукоятку

Изменение скорости тел при взаимодействии.

Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимо­действия. Движение шарика по наклонно­му желобу и ударяющемуся о такой же не­подвижный шарик

Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в ре­зультате его взаимодействия с другими те­лами. Выяснение условий равновесия учебных весов.

Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравне­ние массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды ве­сов. Взвешивание монеток на демонстра­ционных весах

 

Лабораторная работа № 3 «Измерение мас­сы тела на рычажных весах»

 

Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плот­ности одного и того же вещества в зависи­мости от его агрегатного состояния. Демонстрации. Сравнение масс тел, имеющих одинаковые объемы. Сравне­ние объема жидкостей одинаковой массы

 

Определять плотность вещества; анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;  применять знания из курса природо­ведения, математики, биологии

Измерять объем тела с помощью из­мерительного цилиндра; измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного ци­линдра; анализировать результаты измере­ний и вычислений, делать выводы; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; работать в группе

Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахожде­ния массы тела, его объема и плотности вещества; работать с табличными данными

Использовать знания из курса мате­матики и физики при расчете массы те­ла, его плотности или объема; анализировать результаты, получен­ные при решении задач

Определение объема тела с помощью изме­рительного цилиндра. Определение плот­ности твердого тела с помощью весов и из­мерительного цилиндра.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объ­ема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач. Демонстрации. Измерение объема дере­вянного бруска

 

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещест­ва»

Контрольная работа по темам «Механиче­ское движение», «Масса», «Плотность ве­щества»

Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина измене­ния скорости движения. Сила — вектор­ная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимо­действия тел.

Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела. Притяжение магнитом стального тела

Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжес­ти. Свободное падение тел. Демонстрации. Движение тела, брошен­ного горизонтально. Падение стального шарика

 

 

 Применять знания к решению задач

Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; анализировать опыты по столкнове­нию шаров, сжатию упругого тела и де­лать выводы

Приводить примеры проявления тя­готения в окружающем мире; находить точку приложения и ука­зывать направление силы тяжести; работать с текстом учебника, систе­матизировать и обобщать сведения о яв­лении тяготения и делать выводы

 

 

в сосуд с песком. Падение шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тел в трубке Ньютона

Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формули­ровка закона Гука. Точка приложения си­лы упругости и направление ее действия. Демонстрации. Виды деформации. Из­мерение силы по деформации пружины. Опыты. Исследование зависимости удли­нения стальной пружины от приложенной силы

 

Отличать силу упругости от силы тя­жести; графически изображать силу упру­гости, показывать точку приложения и направление ее действия; объяснять причины возникновения силы упругости; приводить примеры видов деформа­ции, встречающиеся в быту

Графически изображать вес тела и точку его приложения; рассчитывать силу тяжести и вес тела; находить связь между силой тяжести и массой тела; определять силу тяжести по извест­ной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

Вес тела. Вес тела — векторная физиче­ская величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и на­правление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач

 

Сила тяжести на других планетах. Решение задач

Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Лабораторная работа № 6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром».

Демонстрации. Динамометры различ­ных типов. Измерение мускульной силы

 

Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); применять знания к решению физи­ческих задач

 

Градуировать пружину; получать шкалу с заданной ценой де­ления;  измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес тела и его массу; работать в группе

Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в од­ном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействую­щей двух сил. Решение задач. Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил вза­имодействия двух тел

 

Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; рассчитывать равнодействующую двух сил

Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализиро­вать их и делать выводы

Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения сколь­жения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Демонстрации. Измерение силы Трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Под­шипники

 

Роль трения в технике. Способы увеличе­ния и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 «Измерение си­лы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра»

 

Объяснять влияние силы трения в быту и технике;  приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы; измерять силу трения с помощью динамометра

Решение задач по темам «Силы», «Равно­действующая сил» Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

 

 

Применять знания из курса матема­тики, физики, географии, биологии к решению задач; переводить единицы измерения

Применять знания к решению задач

 

Давление твердых тел, жидкостей и газов

 Давление. Формула для нахождения дав­ления. Единицы давления. Решение задач. Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой про­волокой

Выяснение способов изменения давления в быту и технике

Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда Кратковременная контрольная работа по теме «Давление твердого тела»

Различия между твердыми телами, жид­костями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Демонстрации. Шар Наличие давления внутри жидкости. Уве­личение давления с глубиной погружения. Решение задач.

Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами Решение задач. Самостоятельная работа (или кратковременная контрольная рабо­та) по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»различной плотности, погруженными в воду Паскаля

1.                Уроки изучения нового учебного материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения практических работ (поискового типа), урок выполнения теоретических исследований

Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от пло­щади опоры; вычислять давление по известным массе и объему; выражать основные единицы давле­ния в кПа, гПа; проводить исследовательский экспе­римент по определению зависимости давления от действующей силы и де­лать выводы

Приводить примеры увеличения пло­щади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский экспе­римент по изменению давления, анали­зировать его и делать выводы

Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения веще­ства; анализировать результаты экспери­мента по изучению давления газа, де­лать выводы; применять знания к решению физических задач

Объяснять причину передачи давле­ния жидкостью или газом во все сторо­ны одинаково; анализировать опыт по передаче дав­ления жидкостью и объяснять его ре­зультаты

2.                Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:

урок решения задач, урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок-экскурсия, семинар

3.                Уроки обобщения и систематизации

4.                 Уроки контроля и коррекции знаний: устный опрос (фронтальный, ивидуальный, групповой), зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, контрольная работа

5.                Комбинированные уроки

Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся со­судах на одном уровне, а жидкостей с раз­ной плотностью — на разных уровнях. Уст­ройство

и действие шлюза. Демонстрации. Равновесие в сообщаю­щихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной

Выводить формулу для расчета дав­ления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом

Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предме­ты. Решение задач. Демонстрации. Измерение атмосферно­го давления. Опыт с магдебургскими полу­шариями

Знакомство с работой и устройством баро- метра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмо­сферное давление на различных высотах. Решение задач. Демонстрации. Измерение атмосферно­го давления барометром-анероидом. Изме­нение показаний барометра, помещенного под колокол воздушного насоса

 

учебника; составлять план проведения опытов;  устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины Решать задачи на расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда

 

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский экспе­римент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать вы­воды

Принцип действия поршневого жидкост­ного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлическо­го пресса. Решение качественных задач. Демонстрации. Действие модели гид­равлического пресса, схема гидравличе­ского пресса Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в нее тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости и газа. Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач.

Демонстрации. Опыт с ведерком Архи­меда

 

Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, ана­лизировать их результаты и делать выводы; — применять знания из курса геогра­фии при объяснении зависимости дав­ления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Условия плавания тел. Зависимость глуби­ны погружения тела в жидкость от его плотности.

 

Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричел­ли; наблюдать опыты по измерению ат­мосферного давления и делать выводы

Дежонспграции. Плавание в жидкости тел различных плотностей Решение задач по темам «Архимедова си­ла», «Условия плавания тел» Лабораторная работа 9 «Выяснение ус­ловий плавания тела в жидкости»

 

Измерять атмосферное давление с по­мощью барометра-анероида; объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса геогра­фии, биологии

Физические основы плавания судов и воз­духоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач. Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличении массы груза в нем

 

Измерять давление с помощью мано­метра;  различать манометры по целям ис­пользования; устанавливать зависимость измене­ния уровня жидкости в коленах мано­метра и давлением

 

 

Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гид­равлического пресса;

Решение задач по темам «Архимедова си­ла», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

 Контрольная работа «Давление твердых тел, жид­костей и газов»

 

работать с текстом учебника; анализировать принцип действия указанных устройств Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкиваю­щей силы, действующей на тело; приводить примеры, подтверждаю­щие

 

 

существование выталкивающей силы; применять знания о причинах воз­никновения выталкивающей силы на практике Выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;  работать с текстом учебника, анали­зировать формулы, обобщать и делать выводы; анализировать опыты с ведерком Архимеда

 

 

Опытным путем обнаруживать вы­талкивающее действие жидкости на по­груженное в нее тело; рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента; работать в группе

 

 

Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания раз­личных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонст­рации гидростатического давления; применять знания из курса биоло­гии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

 

 

Рассчитывать силу Архимеда; анализировать результаты, получен­ные при решении задач

 

 

На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе

 

 

Объяснять условия плавания судов; приводить примеры плавания и воз­духоплавания ; объяснять изменение осадки судна; применять на практике знания ус­ловий плавания судов и воздухоплавания

 

 

Применять знания из курса матема­тики, географии при решении задач Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике

Работа и мощность. энергия

Механическая работа, ее физический смысл. Единицы рабо-

1.                Уроки изучения нового учебного материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполне-

Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения

ты. Решение задач. Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхностиМощность — характеристика скорости вы­полнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение за­дач.

Демонстрации. Определение мощности, развиваемой учеником при ходьбе

ния практических работ (поискового типа), урок выполнения теоретических исследований

2.                 Уроки совершенствования знаний, умений и навыков:

урок решения задач, урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного

типа - устных или письменных упражнений), урок - лабораторная работа, урок-экскурсия, семинар

3.       Уроки обобщения и систематизации

механической работы; устанавливать зависимость между механической работой, силой и прой­денным путем Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощнос­ти различных приборов и технических устройств; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы

Простые механизмы. Рычаг. Условия рав­новесия рычага. Решение задач. Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага

4.                  Уроки контроля и коррекции знаний устный опрос (фронтальный, ивидуальный, групповой), зачет, зачетная практическая (лабораторная) работа, контрольная работа

Применять условия равновесия ры­чага в практических целях: подъем и перемещение груза; определять плечо силы; решать графические задачи

Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы.

Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач. Демонстрации. Условия равновесия рычага

5.       Комбинированные уроки

Приводить примеры, иллюстрирую­щие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом учебника, обоб­щать и делать выводы об условиях рав­новесия рычага

Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение ус­ловия равновесия рычага»

 

Проверять опытным путем, при ка­ком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять знания из курса биоло­гии, математики, технологии; работать в группе

Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач.

Демонстрации. Подвижный и непо­движный блоки

 

Приводить примеры применения не­подвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом учебника; анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать вы­воды

Решение задач по теме «Условия равнове­сия рычага»

 

Применять знания из курса матема­тики, биологии; анализировать результаты, получен­ные при решении задач

Центр тяжести тела. Центр тяжести раз­личных твердых тел. Решение задач. Опыты. Нахождение центра тяжести плоского тела

 

Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом учебника; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы;   применять знания к

Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равнове­сия тел.

Демонстрации. Устойчивое, неустойчи­вое и безразличное равновесия тел

 

решению физических задач.  Устанавливать вид равновесия по из­менению положения центра тяжести тела; приводить примеры различных ви­дов равновесия, встречающихся в быту; работать с текстом учебника; применять на практике знания об условии равновесия тел

Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Опреде­ление ее КПД.

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плос­кости »

 

Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с по­мощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе

Понятие энергии. Потенциальная энер­гия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от мас­сы тела и его скорости. Решение задач

 

Приводить примеры тел, обладаю­щих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом учебника;  устанавливать причинно-следствен­ные связи; устанавливать зависимость между работой и энергией

Переход одного вида механической энер­гии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач

 

Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетиче­ской и потенциальной энергией; работать с текстом учебника

Контрольная работа по теме «Работа. Мощность, энер­гия» Повторение пройденного материала

 

Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике

Итоговая контрольная работа

Обобщение материала

 

Демонстрировать презентации; выступать с докладами; участвовать в обсуждении докладов и презентаций


III.             Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока

Дата

 

ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

1.       

ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Некото­рые физические термины. Наблюдения и опыты.

 

2.       

Физиче­ские величины. Измерение физи­ческих величин. Точность и по­грешность измере­ний

 

3.       

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора»

 

4.       

Физика и тех­ника

 

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 ч)

5.       

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение

 

6.       

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

 

7.       

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

 

8.       

 Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

 

9.       

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

 

10.   

Лабораторная работа № 2 «Определение  размеров малых тел»

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (24 ч)

11.   

Механиче­ское движение. Равномерное и не­равномерное дви­жение

 

12.   

Скорость. Единицы скорости

 

13.   

Расчёт пути и времени движения

 

14.   

Инерция

 

15.   

Взаимодействие тел

 

16.   

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

 

17.   

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

 

18.   

Плотность вещества

 

19.   

Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма тела».

 Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердых тел и жидкостей»

 

20.   

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

 

21.   

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

 

22.   

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

 

23.   

Сила Явление тя­готения. Сила тя­жести

 

24.   

Сила упру­гости. Закон Гука

 

25.   

Вес тела. Единицы силы. Связь между си­лой тяжести и массой тела

 

26.   

Сила тя­жести на других планетах. Физические характеристики планет

 

27.   

Динамометр Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

 

28.   

Сложение двух сил, направ­ленных по одной прямой. Равнодей­ствующая сила

 

29.   

Сила тре­ния. Трение покоя

 

30.   

Трение в природе и технике. Лаборатор­ная работа № 7 «Измерение силы трения скольженя с помощью динамометра»

 

31.   

Решение задач по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

 

32.   

Контрольная работа № 2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».

 

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 ч)

33.   

Давление. Единицы давления

 

34.   

Способы уменьшения и увеличения давления

 

35.   

Давление газа

 

36.   

Передача давления жидкос­тями и газами. За­кон Паскаля

 

37.   

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

 

38.   

Решение задач

 

39.   

Сообщающиеся сосуды

 

40.   

Вес воздуха. Атмосферное дав­ление

 

41.   

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

 

42.   

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных вы­сотах

 

43.   

Манометры. Поршневой жидкостный на­сос

 

44.   

Гидравличе­ский пресс

 

45.   

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

 

46.   

Закон Архимеда

 

47.   

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

 

48.   

Плавание тел

 

49.   

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

 

50.   

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

 

51.   

Плавание судов. Воздухо­плавание

 

52.   

Решение задач по темам «Архимедова си­ла», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»

 

53.   

Контрольная работа № 3  по теме «Давление твердых тел, жид­костей и газов»

 

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13 ч)

54.   

Механическая работа. Единицы работы

 

55.   

Мощность. Единицы мощнос­ти

 

56.   

Простые ме­ханизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

 

57.   

Момент си­лы

 

58.   

Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

 

59.   

Блоки. «Зо­лотое правило» ме­ханики

 

60.   

Решение задач по теме «Условия равнове­сия рычага»

 

61.   

Центр тяжести тела

 

62.   

Условия рав­новесия тел

 

63.   

Коэффици­ент полезного дей­ствия механизмов Лабораторная работа 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плос­кости»

 

64.   

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

 

65.   

Превращение одного вида энергии в другой

 

66.   

Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность и энергия»

 

67.   

Повторение пройденного материала

 

68.   

Повторение пройденного материала

 

69.   

Итоговая контрольная работа

 

70.   

Обобщение