Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".
6 класс:
· локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
· использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
· проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
· составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;
· раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
· объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;
· сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
· давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета "История"
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
· российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
· осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
· усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
· использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
· умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
· целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
· базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
· способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
· уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.
Структура курса.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ VIII—XV вв.
№ |
Тема |
Количество часов |
История Средних веков (28 ч.) | ||
1. |
Введение |
1 |
2 |
Западная Европа на заре Средневековья |
4 |
3 |
Восточно-христианский мир и мир ислама |
4 |
4 |
Западноевропейское общество в XI— XV вв. |
4 |
5 |
Международные отношения в Средние века |
3 |
6 |
Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья |
7 |
7 |
Народы и государства Азии и Америки в Средние века |
5 |
|
Итого |
28 |
История России (40 ч.) | ||
1 |
Введение. Наша Родина России. |
1 |
2 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности . |
5 |
3 |
Русь, в IX – первой половине XIIв. |
11 |
4 |
Русь в середине XII – начале XIIIв. |
5 |
5 |
Русские земли в середине XIII –XIVв. |
10 |
6 |
Формирование единого русского государства в XV в. |
8 |
7 |
Резерв |
2 |
9 |
Итого |
42 |
|
Итого |
70 |
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки.
Групповые формы обучения: обучающие игры.
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации.
Дистанционная форма обучения посредством платформы Google.
Распределение материала по содержательным линиям
по истории Средних веков.
Элементы обязательного минимума образования |
Основные виды учебной деятельности |
Введение. Живое Средневековье |
Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников |
Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.) Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI—VIII вв. Образова ние варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения населения власти, освящённой Богом. Духовенство и миряне. Карл Мартелл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Образование империи Карла Великого. Древняя Римская империя, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX— XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Англия в раннее Средневековье. Англия в IX—XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Объединение Англии в единое государство. |
Рассказывать о складывании государств у варваров, о внешней политике Карла Великого. Объяснять своеобразие складывания государства у франков, причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья, особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры, причины ослабления королевской власти во Франции. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей |
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Византия при Юстиниане. Реформы императора Юстиниана. Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Византия — центр культуры Средневековья. Влияние византийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние. Образование славянских государств. Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения славян. Образование государства у южных славян — Болгарии. |
Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю , причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. |
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Аравия — родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Арабский халифат. Культура стран халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока». |
Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника |
Средневековая деревня и её обитатели. Земля — феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство — отличие феодальной эпохи. В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вассальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Рыцарь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — рыцарская культура. и взаимодействия народов. |
Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. смысл феодальных отношений Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. |
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Формирование средневековых городов. Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования новой европейской культуры |
Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов |
Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. Крестовые походы Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока. |
Называть причины появления движения еретиков Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника |
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.) Как происходило объединение Франции. Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Франция — централизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции. Что англичане считают началом своих свобод. Нормандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Парламент — сословное собрание. Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Расцвет торговли и итальянских городов. |
Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. сущность единой централизованной власти во Французском государстве. особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции |
Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв. Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны Называть итоги и последствия гуситского движения |
Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века Образование и философия. Средневековая литература. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Научные открытия и изобретения. |
Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. |
Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока |
Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору |
Урок итогового контроля.(1ч) |
|
Распределение материала по содержательным линиям
по истории России.
Элементы обязательного минимума образования |
Основные виды учебной деятельности |
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч) | |
Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины Неолитическая революция. История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э. Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Славяне и балты. Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием. Первые государства на территории Восточной Европы Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй. Хазарский каганат, Волжская Булгария (Болгария): экономика, особенности общественного и политического строя, духовная жизнь. Влияние природно-географическо Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории го фактора на общественную жизнь славян. |
Давать определения понятий: палеолит, мезолит, неолит, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог каганат, иудаизм, ислам Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам; составлять рассказ об их жизни Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности неолитической революции и последствия использования металлов. Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту) Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей |
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | |
Образование Древнерусского государства Исторические условия складывания государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Первые известия о Руси. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства. Первые русские князья. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Значение принятия христианства. Территория и население государства. Территориально-политическая структура Руси. Русь в середине XI — начале XII в. Княжеские усобицы. Борьба между братьями Ярославичами. Развитие древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Общерусская борьба против половцев. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава. . Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха. Общественный строй Древней Руси Крупнейшие города Руси как центры государственной, экономической и духовной жизни. Древнерусская культура. Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архитектура. Начало храмового строительства. |
Давать определения понятий: дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище дружина, вече, идеология, «ле- ствичная» система распределения княжений усобица, съезд князей, династическое правление город, село, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, вервь, смерд Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы) Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами Давать оценку значения принятия христианства на Руси Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию из учебника и отрывки |
Тема III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIII в. (5ч) | |
Начало удельного периода. Княжества Южной Руси Причины распада Древней Руси. Политическая раздробленность. Формирование системы земель — самостоятельных государств. Роль Русской православной церкви в сохранении единства Руси. Киевская и Галицко-Волынская земли. «Слово о полку Игореве». Княжества Северо-Восточной Руси Особенности географического положения и природных условий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий . Правление Андрея Боголюбского. Боярские республики Северо-Западной Руси Новгород — крупный центр Северо-Западной Руси; причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой республики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли. Культура Руси. Формирование региональных центров культуры. Факторы сохранения культурного единства. Летописание и памятники литературы. Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси. |
Давать определения понятий: удельный период , политическая раздробленность дворяне, деспотическая власть Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества Показывать на исторической карте территорию ВладимироСуздальского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. |
Тема IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII—XIV в.(10 ч) | |
Походы Батыя на Русь. Складывание государства у монголов. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на реке Калке. Поход на Северо-Восточную Русь. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада Русь и Орден крестоносцев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище. Русские земли под властью Орды Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. |
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княжение, ордынский выход, запись «в число» Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского, И. Калиты, Д. Донского |
Тема V Формирование единого Русского государства (8 ч). | |
Начало объединения русских земель вокруг Москвы Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историческое значение. Нашествие Тохтамыша. Московское княжество в конце XIV — середине XV в. Борьба за московский престол. Судебник 1497 г. Юрьев день. Соперники Москвы. |
Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота Боярская дума, кормление, приказы Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси Характеризовать политику Василия I Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного Изучать отрывки из Судебника 1497 г.; использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности |
Тема VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV в. | |
Объединение русских земель вокруг Москвы «Государь всея Руси» Иван III. Главные направления политики московского князя. Объединение русских земель. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского государства. Историческое значение возникновения единого Русского государства. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в. Укрепление власти московского государя. Формирование аппарата управления единого государства. Государев двор, Боярская дума, приказы, кормления. Принятие общерусского Судебника. Государство и Церковь. Русская культура в XIV — начале XVI в. Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Литература. Памятники Куликовского цикла. Жития. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Возрождение каменного зодчества после монгольского нашествия. Дворцовое и церковное строительство. |
Давать определения понятий: государь всея Руси, великорусская народность Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III . Объяснять значение создания единого Русского государства |
Поурочное планирование по истории Средних веков.
№ |
Тема урока |
Кол-во час |
Дата |
1 |
Введение. Живое Средневековье. |
1 |
|
2 |
Образование варварских королевств. Христианская церковь в раннее Средневековье |
1 |
|
3 |
Возникновение и распад империи Карла Великого |
1 |
|
4 |
Феодальная раздробленность |
1 |
|
5 |
Англия в раннее Средневековье |
1 |
|
6 |
Византия в VI—XI вв. Император Юстиниан |
1 |
|
7 |
Образование славянских государств |
1 |
|
8 |
Возникновение ислама. Арабский мир в VI-XI вв |
1 |
|
9 |
Средневековая деревня и её обитатели. |
1 |
|
10 |
В рыцарском замке. |
1 |
|
11 |
Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. |
1 |
|
12 |
Торговля в Средние века |
1 |
|
13 |
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. |
1 |
|
14 |
Крестовые походы |
1 |
|
15 |
Как происходило объединение Франции. |
1 |
|
16 |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
|
17 |
Столетняя война. |
1 |
|
18 |
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии |
1 |
|
19 |
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. |
1 |
|
20 |
Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII— XV вв |
1 |
|
21 |
Гуситское движение в Чехии. |
1 |
|
22 |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
1 |
|
23 |
Образование и философия. Средневековая литература. |
1 |
|
24 |
Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. |
1 |
|
25 |
Научные открытия и изобретения |
1 |
|
26 |
Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония |
1 |
|
27 |
Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. |
1 |
|
28 |
Повторительно-обобщающий урок .Наследие Средних веков в истории человечества. |
1 |
|
Тематическое планирование по истории России.
№ |
Тема урока |
Кол-во час |
Дата |
1 |
Введение. Наша Родина — Россия |
1 |
|
|
Глава 1. Народы и государства на территории нашей стран7ы в древности. |
|
|
2 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России. |
1 |
|
3 |
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники |
1 |
|
4 |
Образование первых государств |
1 |
|
5 |
Восточные славяне и их соседи |
1 |
|
|
Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в. |
|
|
6 |
Первые известия о Руси |
1 |
|
7 |
Становление Древнерусского государства. |
1 |
|
8 |
Становление Древнерусского государства. |
1 |
|
9 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси |
1 |
|
10 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
|
11 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
1 |
|
12 |
Общественный строй и церковная организация на Руси |
1 |
|
13 |
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси |
1 |
|
14 |
Повседневная жизнь населения |
1 |
|
15 |
Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь в IX – первой половине XII в.» |
1 |
|
|
Глава 3.Русь в середине XII - начале XIII в. |
|
|
16 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
1 |
|
17 |
Владимиро-Суздальское княжество |
1 |
|
18 |
Новгородская республика |
1 |
|
19 |
Южные и юго-западные русские княжества |
1 |
|
20 |
Повторительно- обобщающий урок по теме «Русь в середине XII - начале XIII в.» |
1 |
|
21 |
Монгольская империя и изменение политической картины мира |
1 |
|
22 |
Батыево нашествие на Русь |
1 |
|
23 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом |
1 |
|
24 |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура |
1 |
|
25 |
Литовское государство и Русь |
1 |
|
26 |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси |
1 |
|
27 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
1 |
|
28 |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. |
1 |
|
29 |
Родной край в истории и культуре Руси |
1 |
|
30 |
Повторительно-обобщающий урок по теме IV |
1 |
|
31 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
1 |
|
32 |
Московское княжество в первой половине XV в. |
1 |
|
33 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
1 |
|
34 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. |
1 |
|
35 |
Русская православная церковь в XV — начале XVI в. |
1 |
|
36 |
Человек в Российском государстве второй половины XV в. |
1 |
|
37 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства. |
1 |
|
38 |
Повторение и обобщение . |
1 |
|
39 |
Итоговый контроль. |
1 |
|
40-42 |
Резерв |
2 |
|