Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты изучения учебного предмета "История".

6 класс:

Выпускник научится:

· локализовать во времени этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

· использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

· проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

· составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, памятников материальной и художественной культуры, рассказывать о значительных событиях средневековой российской истории;

· раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси; б) ценностей, господствовавших в средневековом российском обществе, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

· объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Средних веков;

· сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

· давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

составлять на основе учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета "История"

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:

· российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;

· осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

· усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

· умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);

· использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

· умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:

· целостные представления о месте и роли России в мировой истории;

· базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;

· способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;

· умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

· умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

· уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.

Структура курса.

ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ VIII—XV вв.

Тема

Количество часов

История Средних веков (28 ч.)

1.

Введение

1

2

Западная Европа на заре Средневековья

4

3

Восточно-христианский мир и мир ислама

4

4

Западноевропейское общество в XI— XV вв.

4

5

Международные отношения в Средние века

3

6

Западная Европа в XI—XV вв.: от расцвета к закату Средневековья

7

7

Народы и государства Азии и Америки в Средние века

5

Итого

28

История России (40 ч.)

1

Введение. Наша Родина России.

1

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности .

5

3

Русь, в IX – первой половине XIIв.

11

4

Русь в середине XII – начале XIIIв.

5

5

Русские земли в середине XIIIXIVв.

10

6

Формирование единого русского государства в XV в.

8

7

Резерв

2

9

Итого

42

Итого

70

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки.

Групповые формы обучения: обучающие игры.

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации.

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google.

Распределение материала по содержательным линиям

по истории Средних веков.

Элементы обязательного

минимума образования

Основные виды учебной деятельности

Введение. Живое Средневековье

Обучающиеся научатся давать определение понятиям средние века, медиевистика, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

Образование варварских королевств. Государство фран­ков и христианская церковь в VI—VIII вв. Образова ­ние варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига — вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королев­ства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения на­селения власти, освящённой Богом.

Духовенство и миряне. Карл Мар­телл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Об­разование империи Карла Великого. Древняя Римская импе­рия, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX— XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Англия в раннее Средневековье. Англия в IXXI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая ре­альность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Объединение Англии в единое государство.

Рассказывать о складывании госу­дарств у варваров, о внешней политике Кар­ла Великого.

Объяснять своеобразие складыва­ния государства у франков, причины появления в Европе новой империи в эпоху Средне­вековья, особенности монастыр­ской жизни и её роль в складывании европейской культуры, причины ослабления ко­ролевской власти во Франции.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Обобщать события истории фран­ков и выделять её этапы.

Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.

Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

Проводить аналогию между Рим­ской империей и Священной Римской империей

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI—XI вв.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внеш­ними врагами. Образование Восточной Римской империи — Византии — Ромейской империи. Византия при Юстиниане. Реформы импера­тора Юстиниана. Культура Византии. Византия — наследница мира Античности и стран Востока.

Византия — центр культуры Средневековья. Влияние визан­тийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств. Направления дви­жения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и органи­зация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения сла­вян. Образование государства у южных славян — Болгарии.

Показывать на карте местоположе­ние Византии, называть её соседей.

Сравнивать управление государст­вом в Византии и империи Карла Ве­ликого.

Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю , причины развития наук и их влияние на развитие культуры; по­чему в Византии развивалась преимуще­ственно настенная живопись

Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя.

Анализировать отношения Визан­тии с соседними народами.

Доказывать, что Византия — на­следница мира Античности и стран Вос­тока.

Рассказывать об изменениях в ар­хитектуре христианского храма на при­мере храма Святой Софии.

Устанавливать аналогию между ви­зантийской и римской школами.

Тема 3. Арабы в VI—XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его рас­пад. Аравия — родина исламской религии. География, при­родные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка — центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед — проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах — Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран — священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата — мусульманское право. Арабский халифат. Культура стран хали­фата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык — «латынь Востока».

Изучать по карте особенности Ара­вии.

Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полу­острова.

Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.

Называть различия между исламом и христианством.

Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе.

Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.

Рассказывать о развитии научных областей, об учёных.

Составлять сообщение с презента­цией в Power Point об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа.

Выполнять самостоятельную рабо­ту, опираясь на содержание изученной главы учебника

Тема 4. Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и её обитатели. Земля — фе­одальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и за­висимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земле­дельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневеко­вая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натураль­ное хозяйство — отличие феодальной эпохи.

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Сред­невековья. Установление феодальных отношений. Оконча­тельное оформление вассальных отношений. Распростране­ние архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок — жилище и крепость феодала. Ры­царь — конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. От­личительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести — ры­царская культура.

и взаимодействия народов.

Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях.

Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулирова­лись законом. смысл феодальных от­ношений

Анализировать положение земле­дельца, его быт и образ жизни.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа

Доказывать, что с XI по XIII в. в

Европе наблюдался расцвет культуры.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Совершенство­вание орудий обработки земли. Разнообразие продуктов зем­леделия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изо­бретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледе­лия и ремесла. Причины возникновения городов. Город — поселение ремесленников и торговцев. Торговые пути. Ярмарки — общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление горо­дом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город — центр формирования но­вой европейской культуры

Составлять рассказ по иллюстра­циям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников.

Устанавливать связи между разви­тием орудий труда, различных приспо­соблений в сельском хозяйстве и эконо­мическим ростом.

Выделять условия возникновения и развития городов.

Подготовить проект о возникнове­нии городов в Италии, Франции, Герма­нии (по выбору).

Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом го­роде.

Объяснять, почему города стреми­лись к самоуправлению.

формирования новой европейской куль­туры и взаимодействия народов.

Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.

Определять роль университетов в развитии городов

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв.

Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для обще­ства феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь — крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могуще­ства. Разделение церквей. Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина — Святая земля для верующих христиан. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Называть причины появления дви­жения еретиков

Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события.

Устанавливать связь между Кресто­выми походами и стремлением церкви по­высить авторитет в обществе.

Объяснять цели различных участни­ков Крестовых походов.

Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов.

Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Авгу­сте, Ричарде Львиное Сердце.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI—XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Экономиче­ские успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Фран­ции. Франция — центра­лизованное государство. Генеральные штаты — французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Нор­мандский герцог Вильгельм. Король Англии — Вильгельм За­воеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значе­ние реформ. Парла­мент — сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Усиление королевской власти в конце XV в. во Фран­ции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление еди­ной централизованной власти во Французском государстве. Реконкиста и образование централизованных госу­дарств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII—XV вв. Расцвет торговли и итальянских городов.

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эф­фекты.

Объяснять причины ослабления кре­постничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной вла­сти короля.

Рассказывать о причинах утвержде­ния нормандской династии на англий­ском троне. о последствиях Сто­летней войны для Франции и Англии.

Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления стра­ной Вильгельмом Завоевателем.

Выявлять новизну реформ Генри­ха II Плантагенета.

Объяснять причины появления Ве­ликой хартии вольностей и её значение для развития страны. сущность единой цен­трализованной власти во Французском государстве.

особенности процесса образования самостоятельных центра­лизованных государств в Германии.

Характеризовать парламент с пози­ции сословного представительства

Находить и показывать на карте основные места военных сражений.

Составлять логичный рассказ о при­чинах войны, готовности сторон, основ­ных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк.

Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон

Анализировать процессы объедине­ния в Англии и во Франции

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV—XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Че­хии в Священной Римской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуостро­ва.

Характеризовать Чехию в XIV в.

Рассказывать об отношении обще­ства к католической церкви.

Выделять главное в информации о Яне Гусе.

Находить и показывать на кар­те Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны

Называть итоги и последствия гу­ситского движения

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

Образование и философия. Средневековая литература.

Расширение границ мира средневекового человека. Путеше­ствие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоратив­ность средневекового общества. Возникновение университетов.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрожде­ния в Италии. Влияние церкви на развитие искусства За­падной Европы. Научные открытия и изобретения.

Объяснять причины изменения пред­ставлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество.

Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры.

Излагать смысл дискуссии о соот­ношении веры и разума в христианском учении.

Оценивать образование и его роль в средневековых городах.

Характеризовать и сравнивать твор­чество трубадуров и вагантов.

Комментировать поэзию, роман эпо­хи Средневековья.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Амери­ки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Аф­рики. Наследие Средних веков в истории человечества.

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное госу­дарство в странах Европы и Востока

Составлять «паспорт» страны: гео­графическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония).

Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления.

Характеризовать восстание Крас­ных повязок.

Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе.

Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интер­нет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору

Урок итогового контроля.(1ч)

Распределение материала по содержательным линиям

по истории России.

Элементы обязательного

минимума образования

Основные виды учебной деятельности

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

Неолитическая революция.

История народов Восточной Европы в I тыс. до н. э. — середине VI в. н. э.

Вопрос о происхождении славян. Славянские общности Восточной Европы. Славяне и балты. Великое переселение наро­дов. Нашествие гуннов. Создание славянской письменности Ки­риллом и Мефодием.

Первые государства на территории Восточной Европы

Расселение славян, их разделение на три ветви — восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их обществен­ный строй. Хазарский каганат, Волжская Булгария (Болгария): экономика, особенности общественного и политического строя, духовная жизнь. Влияние природно-географическо Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории го фактора на общественную жизнь славян.

Давать определения понятий: палеолит, мезолит, неолит, железный век, подсечно-огневое земледелие, перелог каганат, иудаизм, ислам

Актуализировать знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам; составлять рассказ об их жизни Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита Характеризовать особенности нео­литической революции и послед­ствия использования металлов.

Характеризовать территорию рас­селения восточных славян, природ­ные условия, в которых они жили, их занятия (используя историче­скую карту)

Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)

Образование Древнерусского государства

Исторические условия складывания государственности: при­родно-климатический фактор и политические процессы в Евро­пе в конце I тыс. н. э. Первые известия о Руси. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории госу­дарства. Первые русские князья.

Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства

Принятие христианства. Византийское наследие на Руси. Зна­чение принятия христианства. Территория и население госу­дарства. Территориально-политическая структура Руси.

Русь в середине XI — начале XII в.

Княжеские усобицы. Борьба между братьями Ярославичами. Развитие древнерусского законодательства. Княжеские съезды. Общерусская борьба против по­ловцев. Заключительный период единства Руси в годы правления Мстислава. . Владимир Мономах: политик и писатель. Устав Владимира Мономаха.

Общественный строй Древней Руси

Крупнейшие города Руси как центры государственной, эконо­мической и духовной жизни.

Древнерусская культура.

Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Иконопись. Фрески. Мозаики. Архи­тектура. Начало храмового строительства.

Давать определения понятий: дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище дружина, вече, идеология, «ле- ствичная» система распределе­ния княжений усобица, съезд князей, династи­ческое правление город, село, вотчина, холоп, челядь, закуп, рядович, вервь, смерд

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусско­го государства

Объяснять, почему первые рус­ские князья были иноплеменниками Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы)

Приводить примеры взаимоотно­шений Древней Руси с соседними племенами и государствами

Давать оценку значения принятия христианства на Руси Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, Рассказывать о положении отдель­ных групп населения Древней Руси (используя информацию из учебни­ка и отрывки

Тема III. РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII — НАЧАЛЕ XIII в. (5ч)

Начало удельного периода. Княжества Южной Руси

Причины распада Древней Руси. Политическая раздроблен­ность. Формирование системы земель — самостоятельных госу­дарств. Роль Русской православной церкви в сохранении един­ства Руси. Киевская и Галицко-Волынская земли. «Слово о полку Игореве».

Княжества Северо-Восточной Руси

Особенности географического положения и природных усло­вий Северо-Восточной Руси. Занятия населения. Колонизация края. Миграция населения с юга Руси. Юрий Долгорукий . Правление Ан­дрея Боголюбского.

Боярские республики Северо-Западной Руси

Новгород — крупный центр Северо-Западной Руси; причины возвышения города. Новгородская земля: природные условия, хозяйство, внешние связи. Формирование основ вечевой респуб­лики. Начало государственной самостоятельности Новгородской земли.

Культура Руси. Формирование региональных центров культуры. Факторы со­хранения культурного единства. Летописание и памятники литера­туры. Белокаменные храмы Се­веро-Восточной Руси.

Давать определения понятий: удельный период , политическая раздробленность дворяне, деспотическая власть Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества

Показывать на исторической карте территорию Владимиро­Суздальского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества

Объяснять причины установления в Новгороде республиканских порядков

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Тема IV. РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XIII—XIV в.(10 ч)

Походы Батыя на Русь.

Складывание государства у монголов. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Поход 1223 г. Битва на реке Калке. Поход на Севе­ро-Восточную Русь. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада

Русь и Орден крестонос­цев. Действия русских князей в Прибалтике. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Борьба Новгорода с Ливонским орденом. Ледовое побоище.

Русские земли под властью Орды

Последствия монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов.

Изучать материалы, свидетель­ствующие о походах монгольских завоевателей (историческую кар­ту, отрывки из летописей, произве­дений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов

Характеризовать значение про­тивостояния Руси монгольскому завоеванию Давать определения понятий: баскак, ярлык на великое княже­ние, ордынский выход, запись «в число»

Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью Составлять характеристику (исторический портрет) Александра Невского, И. Калиты, Д. Донского

Тема V Формирование единого Русского государства

(8 ч).

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Возвышение Московского княжества. Деятельность Ивана Калиты. Дмитрий Донской. Начало вооруженной борьбы с Ордой. Битва на реке Воже. Сергий Радонежский. Куликовская битва и ее историче­ское значение. Нашествие Тохтамыша.

Московское княжество в конце XIV — середине XV в. Борьба за московский престол. Судебник 1497 г. Юрьев день.

Соперники Москвы.

Давать определения понятий: удельно-вотчинная система, духовная грамота Боярская дума, кормление, приказы

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы

Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси Характеризовать политику Василия I

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного Изучать отрывки из Судебника 1497 г.; использовать содержа­щиеся в них сведения в рассказе о

Выявлять на основе текста учеб­ника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности

Тема VI. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV в.

Объединение русских земель вокруг Москвы

«Государь всея Руси» Иван III. Главные направления полити­ки московского князя. Объединение русских земель. Ликвидация зависимости от Золотой Орды. Расширение международных связей Русского го­сударства. Историческое значение возникновения единого Рус­ского государства.

Русское государство во второй половине XV — начале

XVI в.

Укрепление власти московского государя. Формирование аппарата управления единого государства. Госу­дарев двор, Боярская дума, приказы, кормления. Принятие об­щерусского Судебника. Государство и Церковь.

Русская культура в XIV — начале XVI в.

Летописание. Местные летописи и общерусские своды. Лите­ратура. Памятники Куликовского цикла. Жития. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитек­тура. Возрождение каменного зодчества после монгольского на­шествия. Дворцовое и церковное строительство.

Давать определения понятий: государь всея Руси, великорус­ская народность Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства Показывать на исторической карте процесс превращения Мос­ковского великого княжества в Русское государство Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана III . Объяснять значение создания единого Русского государства

Поурочное планирование по истории Средних веков.

Тема урока

Кол-во час

Дата

1

Введение. Живое Средневековье.

1

2

Образование варварских королевств. Христиан­ская церковь в раннее Средневековье

1

3

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

4

Феодальная раздроблен­ность

1

5

Англия в раннее Средне­вековье

1

6

Византия в VI—XI вв. Император Юстиниан

1

7

Образование славянских государств

1

8

Возникновение ислама. Арабский мир в VI-XI вв

1

9

Средневековая деревня и её обитате­ли.

1

10

В рыцарском замке.

1

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

12

Торговля в Средние века

1

13

Могущество папской власти. Като­лическая церковь и еретики.

1

14

Крестовые походы

1

15

Как происходило объединение Фран­ции.

1

16

Что англичане считают началом своих свобод.

1

17

Столетняя война.

1

18

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

1

19

Реконкиста и образование централи­зованных государств на Пиренейском полуострове.

1

20

Государства, оставшиеся раздроблен­ными: Германия и Италия в XII— XV вв

1

21

Гуситское движение в Чехии.

1

22

Завоевание турками-османами Бал­канского полуострова.

1

23

Образование и философия. Средневеко­вая литература.

1

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

25

Научные открытия и изобретения

1

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

27

Государства и народы Африки и до­колумбовой Америки.

1

28

Повторительно-обобщающий урок .Наследие Средних веков в истории че­ловечества.

1

Тематическое планирование по истории России.

Тема урока

Кол-во час

Дата

1

Введение. Наша Родина — Россия

1

Глава 1. Народы и государства на территории нашей стран7ы в древности.

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ре­месленники

1

4

Образование первых госу­дарств

1

5

Восточные славяне и их соседи

1

Глава 2. Русь в IX – первой половине XII в.

6

Первые известия о Руси

1

7

Становление Древне­русского государства.

1

8

Становление Древне­русского государства.

1

9

Правление князя Влади­мира. Крещение Руси

1

10

Русское государство при Ярославе Мудром

1

11

Русь при наследниках Яро­слава Мудрого. Владимир Мономах

1

12

Общественный строй и цер­ковная организация на Руси

1

13

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

14

Повседневная жизнь на­селения

1

15

Место и роль Руси в Ев­ропе. Повторительно-обобщающий урок по теме « Русь в IX – первой половине XII в.»

1

Глава 3.Русь в середине XII - начале XIII в.

16

Политическая раздроблен­ность в Европе и на Руси

1

17

Владимиро-Суздальское княжество

1

18

Новгородская республика

1

19

Южные и юго-западные русские княжества

1

20

Повторительно- обобщающий урок по теме

«Русь в середине XII - начале XIII в.»

1

21

Монгольская империя и из­менение политической картины мира

1

22

Батыево нашествие на Русь

1

23

Северо-Западная Русь меж­ду Востоком и Западом

1

24

Золотая Орда: государ­ственный строй, население, эконо­мика и культура

1

25

Литовское государство и Русь

1

26

Усиление Московского кня­жества в Северо-Восточной Руси

1

27

Объединение русских зе­мель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

28

Развитие культуры в рус­ских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

29

Родной край в истории и культуре Руси

1

30

Повторительно-обобщающий урок по теме IV

1

31

Русские земли на полити­ческой карте Европы и мира в на­чале XV в.

1

32

Московское княжество в первой половине XV в.

1

33

Распад Золотой Орды и его последствия

1

34

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

35

Русская православная цер­ковь в XV — начале XVI в.

1

36

Человек в Российском го­сударстве второй половины XV в.

1

37

Формирование культурно­го пространства единого Россий­ского государства.

1

38

Повторение и обобщение .

1

39

Итоговый контроль.

1

40-42

Резерв

2

|