Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии,с биологическими приборами и инструментами;
• работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живойприроды;
• осознанно соблюдать основные принципы и правилаотношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признаниевысокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словаряхи справочниках, анализировать, оценивать её и переводитьиз одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
В результате освоения учебного курса «Биология. 6 класс» учащиеся будут:
Знать:
Уметь:
Определять:
· понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
· понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
· фотосинтез, дыхание, транспирация, половые органы: архегоний, антеридий; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид, спермии; жизненные поколения: спорофит, гаметофит; двудомные и однодомные растения
· всхожесть семян растений
· основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство
· место в систематической классификации различных видов растений;
· растительные сообщества и их типы;
· по внешнему виду определять принадлежность растения к тому или иному виду
Отличать:
· живые организмы от неживых;
· бактерии от других живых организмов;
· грибы от других живых организмов;
· съедобные грибы от ядовитых;
Пользоваться:
· простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
· лупой и микроскопом;
· готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
Характеризовать:
· органы цветковых растений по рисунку;
· основные процессы жизнедеятельности растений;
· характеризовать и описывать жизненные циклы мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений
· экологические факторы;
Распознавать:
· различные виды тканей
· признаки семейства по внешнему строению растений
Давать характеристику:
· давать общую характеристику бактериям
· давать общую характеристику грибам;
· давать общую характеристику растительного царства;
· характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
Объяснять:
· роль бактерий в природе и жизни человека.
· роль грибов в природе и жизни человека
· роль растений биосфере;
· происхождение растений и основные этапы развития растительного мира
· связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
· особенности строения органа в зависимости от выполняемой им функции
· значение основных процессов жизнедеятельности растений;
· роль различных видов размножения у растений;
· физические процессы, способствующие передвижению веществ по растительному организму
· влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека
Проводить:
· фенологические наблюдения
· лабораторные работы, оформлять их, делать выводы
Соблюдать:
· правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов
Доказывать:
· значение того или иного органа растения в жизни растения
· значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
· что каждый орган растения осуществляет процесс дыхания
· целостность растительного организма
Использовать полученные знания в повседневной жизни для:
· распознавания отделов растений;
· определения видов плодов, соцветий, семян;
· выращивания культурных растений, ухода за ними;
· анализа и оценки последствий деятельности человека в экосистемах и влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Содержание учебного предмета
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (18 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Коллективные формы обучения: экскурсия Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— составление плана текста; — владение таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проведение непосредственного наблюдения; — под руководством учителя оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результаты, выводы; — получение биологической информации из различных источников; — определение отношения объекта с другими объектами; — определение существенных признаков объекта; — анализ объектов под микроскопом; — сравнение объектов под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; — оформление результатов лабораторной работы в рабочей тетради; — работа с текстом и иллюстрациями учебника — работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы — умение находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
Тема 2. Жизнь растений (12 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Растение – целостный организм. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— составление плана текста; — владение таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проведение непосредственного наблюдения за объектом и его функционированием в различных опытных условиях; — оформление отчета по выполненной лабораторной работе, включающей описание наблюдения, его результаты, выводы; — определение отношения объекта с другими объектами; — определение существенных признаков объекта; — работа с текстом и иллюстрациями учебника — работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы — умение находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую |
Тема 5.Классификация растений (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-проекты Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— работа с текстом и иллюстрациями учебника — работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — определение аспекта классификации; — осуществление классификации растений — составление плана текста; — владение таким видом изложения текста, как повествование; — умение анализировать и систематизировать полученную информацию —проведение лабораторной работы по инструктивным карточкам — оформление отчета по выполненной лабораторной работе, включающий описание объекта, результаты наблюдения, делать выводы — подготовка мультимедийного представления своего доклада и защищать его перед одноклассниками |