Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. 5 КЛАСС

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Восприятие высказывания.

Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отно­шение к предмету речи.

Анализ текста.

Определять тему и основную мысль текс­та; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. На­ходить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные вы­сказывания. Определять стиль речи (разговорный, художе­ственный); находить в тексте языковые средства, характер­ные для данного стиля.

Воспроизведение текста.

Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествова­ние, описание предмета или животного, рассуждение-дока­зательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и ха­рактерные для исходного текста языковые средства.

Создание текста.

Создавать устные и письменные выска­зывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачи­ну или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание пред­мета или животного, повествование и рассуждение); раскры­вать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения.

Совершенствование текста.

Находить и исправлять не­дочёты в построении текста, в частности нарушения после­довательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требует­ся, фрагменты с описанием предмета, элементы рассужде­ния, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грам­матические ошибки.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и безударные глас ные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в частнос­ти в работе со словарями, последовательно употреблять бук­ву ё;

по орфоэпии: правильно произносить: гласные, со­гласные и их сочетания в составе слов; заимствованные сло­ва; употребительные слова изученных частей речи, лингвис­тические термины; пользоваться орфоэпическим словарём;

по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лекси­ческое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым сло­варём;

по морфемике и словообразованию: выде­лять морфемы на основе смыслового и словообразовательно­го анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; понимать раз­личия в значении однокоренных слов, вносимые приставка­ми и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию оп­ределять изученные части речи и их формы; опознавать изу­ченные способы словообразования в ясных случаях (при­ставочный, суффиксальный, сложение);

по морфологии: различать части речи; знать и вер­но указывать морфологические признаки глаголов, имён су­ществительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать фор­мы наклонения и др.;

по орфографии: понимать значение письма и пра­вописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением глас­ных и согласных (по списку); оё после шипящих в корне, чередующихся ао, еи в корнях типа -раст//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать неизменяемые при­ставки (е-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-// ис- и др.) и верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть спосо­бом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жиши, чаща, чущу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъъ, букву ъ после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаго­лами;

по синтаксису: вычленять словосочетания из пред­ложения, определяя главное и зависимое слова; характери­зовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству граммати­ческих основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно пра­вильно произносить предложения изученных синтаксиче­ских конструкций;

по пунктуации: правильно ставить знаки препина­ния в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предло­жениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающе­го слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именами существительными в именительном падеже.

 

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.

О языке и речи.

(7 часов)

Язык как система средств (языковых единиц). Значе­ние языка в жизни человека. Лингвистика как наука о язы­ке. Высказывания великих людей о русском языке. Выдающиеся лингвисты: М. В. Ломоносов.

Р е ч ь как использование языковых средств для об­щения людей (речевая деятельность). Речевая ситуация — условия, необходимые для речевого общения: наличие собе­седника, мотива, потребности в общении, предмета речи, об­щего языка. Речь устная и письменная, диалогическая и мо­нологическая. Культура речевого общения. Речевой этикет.

 

Читать и устно воспроизводить тексты на лингвистические темы. Создавать неболь­шие высказывания на лингвистические те­мы, пользуясь планом и подборкой приме­ров

Разучивать яркие высказывания о русском языке. Читать и пересказывать лингвис­тические тексты. Безошибочно списывать недеформированные тексты разного харак­тера объёмом от 30 до 70 слов за определён­ное время. Безошибочно писать слова, предложенные для заучивания (ЗСП)

Иметь представление о языке как системе средств и о речи как использовании средств языка для общения людей, т. е. речевой деятельности. Знать условия, не­обходимые для речевого общения (собеседник — потребность в общении — общий язык). Знать основные требования к куль­туре устного общения. Овладевать чтением-пониманием, умением выделять в учебном тексте основную информацию. Учиться пересказывать и безошибочно списывать учебный текст

Иметь представление о видах речи, завися­щих от ролевого участия в общении собе­седников (говорящий — слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произве­дений образцы монологов и диалогов. Овладевать культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета)

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

 

2.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах.

1) фонетика,

графика

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетиче­ский слог. Русское словесное ударение и его особенности.

Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мяг­кие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический раз­бор слова.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произно­шения звуков речи: ударных и безударных гласных; соглас­ных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное назва­ние букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.

 

Понимать различие между звуками и буквами. Знать наизусть русский алфа­вит, правильно произнося названия букв

Определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях. Уметь объяснять, почему для 6 гласных звуков в русском языке есть 10 букв. Учиться различать звуки и буквы

Знать порядок фонетического разбора — от звука к букве. Уметь производить час­тичный и полный разбор конкретных слов с использованием детальной фоне­тической транскрипции

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

2) текст

Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основ­ная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка

Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложени­ях текста.

 

Знать основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, формаль­ная связанность, относительная законченность высказывания). Уметь отличать текст от предложения и от простого набора предложений, не связанных по смыслу и формально

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения определения темы (тем) при чтении и слушании (в том числе текстов печатных и электронных СМИ). Различать при сравнивании узкие и ши­рокие темы

Иметь представление об основной мысли текста. Уметь формулировать основную мысль текста, обычно передающую отно­шение автора к предмету речи. Уметь подбирать чёткий и выразительный заго­ловок к тексту, отражая в нём тему или основную мысль высказывания. Уметь выражать своё отношение к предмету ре­чи

Определять тему и основную мысль сочи­нения, отбирать материал на тему, выра­жать основную мысль, передавать своё отношение к предмету речи, оформлять начало и конец сочинения. После про­верки учителем сочинения анализиро­вать его

Знать и находить в тексте композицион­ные элементы абзаца: зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку). Строя абзац, правильно развивать мысль, выраженную в тематической фразе. Учиться сокращать текст, сжимая абзац, удаляя из его средней части вто­ростепенную информацию. Исправлять ошибки в построении абзаца, совершен­ствовать собственные высказывания

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

3) письмо, орфография

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и соглас­ных корня

Употребление на письме буквенных сочетаний жиши, чаща, чущу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъь; -тсяи -тьсяв глаголах. Буква ь после шипящих в конце имён су­ществительных и глаголов.

Не с глаголами.

Орфографический словарь и его использование в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: Я. К. Грот, М. М. Разумовская.

 

Осознанно читать и пересказывать текс­ты о письменности. Уметь рассказать о социальных причинах возникновения письма, о его значении для жизни и раз­вития общества. Знать, понимать и пра­вильно употреблять соответствующие термины

Иметь представление об орфографии как о системе правил. Знать, что такое орфо­грамма, и применять орфографические правила, если в слове есть орфограмма (орфограммы). Формировать и разви­вать орфографическую зоркость. Сопо­ставлять и противопоставлять произно­шение и написание слов для верного решения орфографических проблем

Формировать понятие орфограмм прове­ряемых и непроверяемых гласных кор­ня. Опознавать данные написания зри­тельно и на слух. Пользоваться способом подбора однокоренных слов с ориентаци­ей на значение корня. Учиться грамотно

писать слова 1-й и 2-й степени трудности (вдалеке, обвинять). Использовать ор­фографический словарь

Формировать понятие орфограмм соглас­ных корня. Различать эти написания при письме и на слух. Овладеть способом определения верного написания соглас­ных. Верно писать согласные корня сло­ва.

Проверить продвижение учащихся в на­писании корней слов, а также других по­вторённых написаний. Безошибочно пи­сать слова, предложенные для специаль­ного заучивания (ЗСП)

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

4) слово и его строение

Предмет изучения морфемики. Морфема как мини­мальная значимая единица слова.

Корень; смысловая общность однокоренных слов. При­ставка и суффикс как значимые части слова. Основа слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Нулевое окончание. Связь морфемики и орфографии.

 

Понимать, что корень, приставка, суф­фикс, окончание — значимые части сло­ва, т. е. морфемы; что на письме они воспроизводятся единообразно, незави­симо от произношения. Определять в словах значение суффиксов и приставок, пользуясь словариком значения морфем учебника. Иметь представление о том, что морфема передаёт информацию о лексическом значении слова, его сти­листической принадлежности, грамма­тической форме. Учиться опираться на значение приставок, суффиксов при оп­ределении значения слова, его прина­длежности к определённой части речи, при написании. Усвоить последователь­ность разбора слова по составу, опираясь на значение морфем

Иметь представление о механизме обра­зования форм слова с помощью оконча­ния. Соотносить окончание и граммати­ческую форму слова. Знать основные зна­чения нулевого окончания в именах существительных, глаголах и учиться верно находить эти окончания, основы­ваясь на их грамматическом значении. Знать, что при замене окончания лек­сическое значение остаётся без из­менений. Понимать, что каждая изменяемая часть речи имеет свой набор окончаний, что окончания передаются на письме единообразно, независимо от произношения. Грамотно писать слова, отобранные для специального заучива­ния (ЗСП)

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

5) слово как часть речи. Морфология

Предмет изучения морфологии. Классификация час­тей речи русского языка.

Самостоятельные части речи, их основные признаки. Склонение и спряжение.

Служебные части речи.

 

Знать, что изучает морфология, что это раздел грамматики. Знать, на какие во­просы отвечают слова данных частей речи и каким грамматическим значением они обладают. Понимать, на основе каких признаков выделяются части речи. Учиться строить устное и письменное рассуждение при определении слова как части речи. Тренироваться в умении уст­но и письменно определять слово как часть речи

Отрабатывать умение определять морфо­логические признаки слов данных час­тей речи. Знать, как изменяются слова данных частей речи. Не смешивать поня­тия «склонение» и «спряжение». Знать, что имена существительные имеют род, а имена прилагательные изменяются по родам. Тренироваться в умении опреде­лять слово как часть речи. Учиться опо­знавать слова некоторых частей речи по набору окончаний

Знать, какие части речи являются слу­жебными, их отличие от самостоятель­ных частей речи. Уметь отличать предло­ги от приставок и союзов. Различать предлоги, союзы, частицы. Правильно и уместно употреблять их в письменной и устной речи. Тренироваться в написании слов на изученные ранее орфографиче­ские правила. Безошибочно писать ото­бранные для специального заучивания слова (ЗСП)

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

3.

Систематический курс русского языка.

1) фонетика, орфоэпия.

 

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Фонетиче­ский слог. Русское словесное ударение и его особенности.

Гласные ударные и безударные. Согласные твёрдые и мяг­кие, глухие и звонкие. Парные и непарные согласные звуки. Элементы фонетической транскрипции. Фонетический раз­бор слова.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произно­шения звуков речи: ударных и безударных гласных; соглас­ных звуков и их сочетаний, отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор слова.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное назва­ние букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Прописные и строчные буквы. Буква ё и её обязательное использование в письменной речи. Орфоэпический словарь и использование его в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: Р. И. Аванесов.

Иметь представление о работе органов речи при произнесении гласных и соглас­ных. Различать гласные и согласные зву­ки. Знать перечень гласных (6) и соглас­ных (36). Знать пары согласных по твёр­дости — мягкости, звонкости — глухости, непарные звуки. Правильно произносить эти звуки и названия букв, обозначающих их на письме. Учиться ис­пользовать знаки фонетической транс­крипции. Безошибочно писать отобран­ные для специального заучивания слова (ЗСП)

Членить слова на слоги. Различать фоне­тические и орфографические слоги. Знать основные особенности русского ударения. Определять ударный и безударные слоги в слове. В необходимых случаях обозначать ударение в письмен­ной речи

Осознавать важность нормативного про­изношения для культурного человека

Овладеть основными нормами орфоэпии в области согласных звуков. Уметь поль­зоваться школьным орфоэпическим сло­варём. Учиться слушать и слышать зву­чащую речь, оценивая её с точки зрения соблюдения норм орфоэпии (речь учите­ля, сверстника, речь ведущего телевиде­ния, радио)

Уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, правильно произносить слова из орфоэпического словарика учебника на изученные прави­ла

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

2) лексика, словообразование, правописание.

Предмет изучения лексики.

Слово и его лексическое значение. Основные способы тол­кования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Этикетные слова как особая лексическая группа.

Знакомство с толковым словарём и его использование в речевой практике.

Взаимосвязь лексического значения, морфемного стро­ения и написания слова.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа со­здания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.

Слова-синонимы, антонимы (повторение). Омонимы.

Пути пополнения словарного состава русского языка: сло­вообразование и заимствование слов из других языков. Сло­ва исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суф­фиксальный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образо­вании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении и

строении (^оват\ый\, ^^ательниц\а} и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям.

Правописание приставок на з/с. Правописание корней -лож-//-лаг-; -рос- //-раст-//-ращ-. Буквы о—ё после шипя­щих в корне. Буквы иы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограни­ченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализ­мы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и ос­новные функции в речи.

Толковый словарь и его использование в речевой прак­тике.

Выдающиеся лингвисты: В. И. Даль.

Культура речи. Точное и уместное употребление слов в ре­чи в соответствии с их лексическим значением, стилистиче­ской и эмоциональной окраской.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправ­данным повтором слов.

Наблюдение за использованием в художественном текс­те синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологи­ческих оборотов.

Текстовая функция лексического повтора.

 

Толковать лексическое значение слова различными способами. Опознавать синонимы, антонимы. Знать в целом структуру словарной статьи в толковом словаре. Учиться пользоваться пометами в словаре. Самостоятельно брать справку в толковом словаре о том или ином слове

Различать однозначные и многозначные слова с помощью толкового словаря. Анализировать использование много­значности слова в художественной речи

Различать прямое и переносное значе­ние слова с помощью толкового словаря. Опознавать основные виды тропов

Знать основные пути пополнения словар­ного состава русского языка. Иметь преставление о фонетических особенностях иноязычных слов. Правильно произно­сить заимствованные слова, включён­ные в орфоэпический словарик учебника (твёрдые и мягкие согласные перед е). Понимать особенности происхождения и написания слов с полногласными и не­полногласными сочетаниями (орора, олола, ере ре, ело ле). Находить слова с подобными сочетаниями в пред­ложении, тексте, словаре

Понимать механизм образования слов с помощью приставок и суффиксов. Ана­лизировать словообразовательную струк­туру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему. Различать изученные способы словообразования. Иметь представление о сложении как морфологическом способе образования слов. Уметь объяснить написание соеди­нительных гласных е и опри сложении. Учиться пользоваться морфемным и сло­вообразовательным словарями

Иметь представление о видах чередова­ний гласных и согласных в корнях слов. Опознавать слова (морфемы) с чередую­щимися звуками. Обобщить все сведения о морфемах: их основном свойстве (зна­чимые части слова), функциях, месторасположении в слове. Пользоваться ор­фографическим словарём. Выполнить контрольную работу по словообразова­нию и проанализировать ошибки

Знать условия (правила) употребления данных корней и уметь привести соответ­ствующие примеры. Знать наиболее употребительные слова с данными кор­нями и верно их писать (расположить­ся располагаться, предложить предлагать, предложение, положение; росли, расти, растение, раститель­ность, выращивать,ростоки т. д.). Пользоваться орфографическим слова­рём

Знать правила употребления букв о ё в ударном положении после шипящих в корнях слов; уметь привести соответст­вующие примеры. Знать перечень наибо­лее употребительных слов на данное пра­вило (капюшон, обжора, шорох, трущо­бы, чёрный, жёлудь, щёлкать; шоссе, шоколад, шофёр, жонглёр и т. д.) и верно

Иметь представление о признаках раз­ных видов омонимов (омофоны, омони­мы лексические, омографы, омоформы) без введения терминов. Уметь сопостав­лять значение, строение, написание раз­ных видов омонимов (старая пил-а жадно пил-а; обиж-а-тъ друга о-беж--а-тъ вокруг дожа). Наблюдать за экспрессивным использованием омони­мов в художественной речи. Использо­вать словари омонимов

Знать название групп слов, имеющих ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Уметь объяснить значение диалектного слова через подбор однокоренного. Знать сферу употребления терминов; уметь на­звать термины лингвистики, объяснить их значение. Иметь представление о со­держании «Толкового словаря живого ве­ликорусского языка» В. И. Даля. Учить­ся извлекать необходимую информацию из современных толковых словарей

Знать признаки устаревших слов. Пони­мать, что устаревшие слова образова­лись по словообразовательным моделям, многие из которых существуют в совре­менном русском языке. Иметь представ­ление об этимологии как науке, изучаю­щей происхождение слова, его исто­рические родственные связи с другими словами. Учиться извлекать необходи­мую информацию из словаря устаревших слов

Знать и различать при письме слова с указанными двумя группами приставок. Понимать правописание и различать сло­ва с приставками наз/с: 1)располагать, разбросать и т. д.; 2)разжать,расщед­ритьсяи т. д. Владеть способом опреде­ления верного употребления приставок раз- или рас-, без- или бес- и т. д. В преде­лах положительных оценок писать слова с приставками. Верно писать слова, ото­бранные для специального заучивания (ЗСП). Пользоваться орфографическим словарём

Знать условия употребления в слове букв и или ы после ц и уметь привести приме­ры. В пределах положительных оценок писать слова на данное правило с орфо­графическим словарём и без него

На основе обобщения сведений из облас­ти словообразования и орфографии уметь рассказать о данных разделах лингвис­тики. Объяснять зависимость написания слова от его значения и строения

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

3) стили речи

С т и л и р е ч и, понятие о стилистически значимой рече­вой ситуации; речь разговорная и книжная, художественная и научно-деловая; характеристика разговорного и художествен­ного стилей речи с учётом особенностей речевой ситуации, в которой используются данные стили (сфера употребления, коммуникативная функция, характерные языковые средства).

 

Иметь представление о стилистически значимой речевой ситуации как внеязы-ковой основе стиля речи; научиться ана­лизировать с этих позиций любую конк­ретную речевую ситуацию; уметь «вычи­тывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы

Иметь представление о речевой ситу­ации, характерной для разговорной и книжной речи, и пользоваться этими представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определе­нии принадлежности текста к разговор­ной или книжной речи. Проводить сти­листический анализ текстов разговорно­го стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуж­дённость и эмоциональность речи

Иметь представление о речевой ситу­ации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текс­та к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимуще­ственно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стиле­вые черты художественной речи (образ­ность и эмоциональность) и характер­ные для неё языковые средства (конкрет­ная, оценочная лексика, образная фра­зеология, сравнения, метафоры, эпите­ты). Выполнять стилистический ана­лиз художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразитель­ности

Иметь представление о речевой ситу­ации, характерной для научно-деловой речи: условия общения (официальная об­становка, 1 — много), основная задача речи (сообщение информации), ведущие стилевые черты (точность, офици­альность), характерные языковые средства. Учиться разграничивать научно-деловую и художественную речь, трансформировать художественную речь в деловую и наоборот

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

 

4) синтаксис и пунктуация

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочета­нии.

Предложение как единица синтаксиса. Грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повест­вовательные, побудительные, вопросительные). Восклица­тельные предложения. Знаки препинания в конце предло­жения.

Интонация и порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными су­ществительными в именительном падеже.

Предложения с однородными членами (без союзов и с сою­зами а, но, одиночными). Запятая между однородными чле­нами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочинённом и сложноподчинённом пред­ложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.

Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог и его оформле­ние на письме.

Выдающиеся лингвисты: А. М. Пешковский.

Культура речи. Правильное определение границ предло­жений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблю­дение правильной интонации в предложениях с однородны­ми членами.

Наблюдение за использованием в художественных текс­тах изучаемых синтаксических конструкций, усиливаю­щих образность и эмоциональность речи.

 

Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Знать, чем отличается сло­во от предложения. Иметь представление о роли знаков препинания в понимании смысла предложения

Понимать, чем отличается словосочета­ние от слова и предложения, как строит­ся словосочетание. Вырабатывать умение устанавливать смысловую и грамма­тическую связь слов в словосочетании. Выделять словосочетания из предложе­ний, разбирать их, составлять слово­сочетания по схемам. Учиться исполь­зовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания

Знать основные признаки предложений, стилистические особенности употребле­ния разных видов простых предложе­ний, виды предложений по цели выска­зывания и интонации, особенности инто­нации побудительных предложений. Интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения; исполь­зовать побудительные предложения с учётом речевой ситуации. Верно оформ­лять при письме соответствующие конст­рукции. Понимать роль интонации, ло­гического ударения в более точной пере­даче смысла речи, чувства, настроения говорящего. Выразительно читать текс­ты (художественные, научные)

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, соче­танием слов. Находить основу предложе­ния, в котором подлежащее выражено  первичными формами (существитель­ным, местоимением). Знать способы вы­ражения сказуемого глаголом, существи­тельным, полным или кратким прилага­тельным. Находить основу предложения, в котором сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым и применять соответствующие правила на практике

Знать определение понятия второстепен­ного члена (что обозначает, на какие воп­росы отвечает, чем может быть выра­жен); роль второстепенных членов пред­ложения в более точной и выразительной передаче содержания высказывания. Находить второстепенные члены в пред­ложении, распространять предложение второстепенными членами. Разграничи­вать и сопоставлять предложения рас­пространённые и нераспространённые

Знать характерные признаки однород­ных членов предложения, правила по­становки знаков препинания при одно­родных членах и обобщающих словах. Употреблять в речи предложения с одно­родными членами; соблюдать правиль­ную интонацию при чтении предложе­ний с однородными членами; обосновы­вать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами

Находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложе­ния с обращением, соблюдая звательную интонацию.

Верно ставить знаки препи­нания

Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями. Определять количество основ в предло­жении, роль союза и в предложении (для связи однородных членов или частей сложного предложения), составлять сложные предложения с союзом и. Определять количество основ в предло­жении, границы частей в сложном пред­ложении; правильно ставить знаки пре­пинания между частями сложного пред­ложения; «читать» схемы простых и сложных предложений; составлять пред­ложения по указанным схемам

Знать, что такое диалог, реплика. Пра­вильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему; вести диалог; интонационно пра­вильно читать диалоги. Правильно про­износить и писать термины русского языка, связанные с синтаксисом и пунктуацией

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

5) типы речи

Т и п ы р е ч и: повествование, описание, рассуждение. Типовые фрагменты текста: изобразительное повествование, описание предмета, рассуждение-доказательство, оценоч­ные суждения (типовое значение, схема построения, спосо­бы выражения «данного» и «нового» в предложениях фраг­мента). Способы соединения фрагментов в целом тексте.

Иметь общее представление об основных типах речи: описании, повествовании, рассуждении. Разграничивать типы речи на основе их значения, используя при затруднении приём «фотографи­рования»

Знать основные признаки понятия каж­дого типа речи. Строить по образцу уст­ный связный ответ, обосновывая в нём принадлежность текста к тому или ино­му типу речи (владение научной речью)

Иметь представление о способах выраже­ния оценки действительности посред­ством типового фрагмента текста, пред­ложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь час­тотной лексики для выражения положи­тельной и отрицательной оценки предме­тов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, ис­пользуя в них оценочные высказывания. Сочинение по картине

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

 

6)  строение текста

Т е к с т как продукт речевой деятельности — речевое произведение. Основные признаки текста: членимость, смысловая цельность, формальная связность, относительная законченность (автономность) высказывания. Тема и основ­ная мысль текста; микротемы, план текста; деление текста на абзацы, строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка

Развитие мысли в тексте; «данное» и «новое» в предложени­ях текста.

 

Иметь представление о рассуждении-до­казательстве как разновидности типа ре­чи «рассуждение». Знать, на какой во­прос отвечает рассуждение-доказательст­во (п о ч е м у?), полную схему строения текста (тезис — аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используе­мые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким обра­зом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагмен­ты со значением рассуждения-доказа­тельства. Уметь строить связные выска­зывания по схеме рассуждения-доказа­тельства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить за­пятую?» и т. п. Оформлять в виде рас­суждения-доказательства языковые раз­боры (грамматический, фонетический, стилистический и т. д.)

Изложение «Джек здоровается» прове­ряет умение сохранять при пересказе стиль речи и типологическую структуру текста (художественный стиль речи, по­вествование с двумя вкраплениями опи­сания)

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

4.

Морфология

1) глагол

Глагол как часть речи: общее грамматическое значе­ние, морфологические признаки, роль в предложении. На­чальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание -тсяи -тьсяв глаго­лах (закрепление).

Виды глаголов. Корни с чередованием ие (-мир-//-мер-; -тир- // -тер- и др.), их правописание.

Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спря­жение. Правописание безударных личных окончаний глаго­ла. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагатель­ное наклонение; значение, образование, правописание.

Повелительное наклонение; значение, образование, пра­вописание.

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаго­лы.

Развитие навыков использования в речевой практике лингвистических словарей разных типов.

Культура речи. Правильное использование в речи видо-временных форм. Верное произношение отдельных глаголь­ных форм.

Употребление в художественном тексте одного време­ни вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Глаголь­ная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

Текстовая функция видовременных форм.

 

Уметь рассказать (на основе изученного) о глаголе как части речи в форме научно­го описания. Уметь доказать, что данное слово является глаголом. Работать над обогащением словаря учащихся различ­ными группами глаголов. Тренироваться в умении опознавать в тексте глаголы различных тематических групп

Знать основные способы образования глаголов. Тренироваться в умении обра­зовывать глаголы. Совершенствовать умение опознавать в тексте глаголы

Знать различие между глаголами совер­шенного и несовершенного вида. Иметь представление о значениях видов гла­гола

Знать перечень корней -мер------------------------------------------- жир- (а),

-тер       тир- (а) и т. д. Владеть спосо­бом определения написания корней с че­редованием. Верно писать слова с чередующимися гласными, используя
правила и орфографический словарь

Знать, какая форма является для глагола начальной. Опознавать неопределённую форму глагола в тексте. Знать правописа­ние неопределённой формы глагола

Знать, какие наклонения имеет глагол в русском языке. Иметь представление о значениях наклонений глагола

Знать, как образуется сослагательное на­клонение. Находить в тексте глаголы в форме сослагательного наклонения. Уметь образовывать глаголы в форме со­слагательного наклонения и уместно ис­пользовать их в собственной речи. Пра­вильно писать частицу бы с соответст­вующими глаголами

Знать, как образуется повелительное на­клонение. Находить в тексте глаголы в форме повелительного наклонения. Об­разовывать глаголы в форме повелитель­ного наклонения и уместно использовать их в собственной речи. Правильно упот­реблять в устной и письменной речи фор­мы глаголов повелительного наклоне­ния, избегая ошибок типа ляжъ, лежи­те, ехай, едъте, бройся. Использовать орфоэпический словарь для исправле­ния подобных ошибок. Знать и приме­нять порядок и образец морфологическо­го разбора глагола

Совершенствовать умение верно опреде­лять морфологические признаки глаго­ла, в том числе время. Правильно образовывать и произносить глаголы в форме прошедшего времени, используя орфо­эпический словарь

Знать, что такое спряжение глагола. Спрягать глаголы и определять оконча­ния глаголов Iи IIспряжения. Опреде­лять лицо и число глаголов, данных в тексте

Распознавать в тексте глаголы с безудар­ным личным окончанием, знать оконча­ния глаголов Iи IIспряжения наизусть. Знать и применять способ определения верного написания окончания глаголов, сопровождая свои действия примерами с опорой на орфографические правила

Иметь представление, какие глаголы считаются безличными, а какие — пере­ходными и непереходными. Уметь нахо­дить в тексте безличные (и личные в без­личной форме), переходные и непере­ходные глаголы и правильно использовать их в собственной речи

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

 

2) имя существительное

Имя существительное как часть речи: общее грамматиче­ское значение, морфологические признаки, роль в предло­жении. Начальная форма.

Основные способы образования имён существительных.

Правила употребления при письме суффиксов -чик (-щик), -ек(-ик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные оду­шевлённые и неодушевлённые; собственные и нарицатель­ные. Правила употребления прописной буквы при написа­нии имён существительных.

Род имён существительных. Существительные общего ро­да; род неизменяемых имён существительных.

Число имён существительных. Существительные, имею­щие форму только единственного или только множественно­го числа.

Падеж. Склонение имён существительных. Разноскло­няемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний имён существи­тельных.

Развитие навыков использования в речевой практике сло­варей разных типов.

Культура речи. Правильное согласование в роде со слова­ми типа бандероль, вуаль, лазурь, кофе, мозоль, кашне и др.; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных (шимпанзе, кенгуру, шоссе).

Правильное образование некоторых грамматических форм: пара носков, пара чулок; группа грузин, бурят и др.

Произношение согласных перед е в заимствованных сло­вах (типа ателье, термин), правильное ударение в сущест­вительных (типа километр, обеспечение, щавель и др.); тер­минов русского языка.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Текстовая функция имён существительных со значени­ем «целое и его части».

 

Рассказать (на основе изученного ранее) об имени существительном как части ре­чи в форме научного описания. Доказать, что данное слово является именем су­ществительным. Тренироваться в уме­нии опознавать имена существительные, образованные от прилагательных и гла­голов (признак и действие выражены че­рез значение предметности). Трениро­ваться в умении составлять план к линг­вистическому тексту в форме вопросов. Работать над обогащением словаря с раз­личными группами имён существитель­ных

Тренироваться в умении образовывать имена существительные от других частей речи. Знать основные способы образова­ния имён существительных. Опознавать в тексте имена существительные со зна­чением отвлечённого действия и призна­ка. Пользоваться школьным словообра­зовательным словарём и словарём мор­фем

Тренироваться в умении обнаруживать при письме слова, в которых суффикс сливается с предшествующей частью сло­ва; правильно определять словообразую­щую основу. Образовывать существи­тельные с суффиксами -чик-, -щик- и правильно писать их. Овладеть способом определения верного написания суффик­сов -ек-, -ик-. Пользоваться орфографи­ческим словарём

Знать и применять способ определения случаев, когда не является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои рассуждения примерами. В пределах по­ложительных оценок верно писать существительные с не

Знать, на чём основываются различия между одушевлёнными и неодушевлён­ными именами существительными. Иметь представление об использовании приёма олицетворения в художественной литературе. Распознавать одушевлён­ные и неодушевлённые имена существи­тельные

Знать, на чём основываются различия между собственными и нарицательными именами существительными. Распозна­вать в тексте имена собственные и пра­вильно их писать. Тренироваться в уме­нии пересказывать лингвистический текст. Иметь представление о словаре Ф. Л. Агеенко «Собственные имена в рус­ском языке» для предупреждения орфо­графических и орфоэпических ошибок

Знать способ определения рода имён су­ществительных. Научиться использо­вать различные словари в случае сомне­ний в определении рода имён существи­тельных. Образовывать и правильно употреблять в речи существительные об­щего рода. Знать, как определяется род несклоняемых имён существительных; тренироваться правильно употреблять в речи несклоняемые имена существитель­ные. Приводить соответствующие при­меры

Иметь представление о значении форм числа имён существительных. Трениро­ваться в умении правильно образовывать трудные формы множественного числа. Иметь представление о существитель­ных, обладающих формами только  единственного или только множест­венного числа. Учиться точно, уместно, стилистически целесообразно употреб­лять имена существительные в речи. Приводить соответствующие примеры

Определять склонение и падеж имени су­ществительного. Знать, как склоняются существительные среднего рода на -мя и существительное путь

Распознавать в тексте имена существи­тельные с безударным окончанием, обо­значаемым буквой е или и. Знать (уметь перечислить) случаи написания оконча­ний и ие в безударном положении в един­ственном числе; приводить соответст­вующие примеры

Обобщить сведения о синтаксической ро­ли имён существительных. Совершенст­вовать умения синтаксического разбора предложений и словосочетаний

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

 

3) имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматиче­ское значение, морфологические признаки, роль в предло­жении. Начальная форма.

Основные способы образования имён прилагательных.

Разряды имён прилагательных по значению: прилага­тельные качественные, относительные и притяжательные.

Прилагательные полные и краткие, их роль в предложе­нии. Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имён прилагательных: положитель­ная, сравнительная, превосходная.

Склонение имён прилагательных. Правописание падеж­ных окончаний имён прилагательных.

Развитие навыков пользования лингвистическими слова­рями разных типов.

Культура речи. Правильное произношение краткой фор­мы употребительных прилагательных (сильна), прилага­тельных с основами на твёрдый и мягкий согласный (бес­крайный бескрайний, искренно искренне); правильное образование и произношение форм сравнительной и превос­ходной степеней (красивее, длиннее).

Образная, эмоциональная функция имён прилагатель­ных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имён прилагательных. Употребление прилагательных в переносном значении.

 

Рассказывать (на основе изученного) об имени прилагательном как части речи в форме научного описания. Доказывать, что слово является именем прилагатель­ным

Знать, на какие разряды делятся имена прилагательные. Знать признаки качест­венных, относительных и притяжатель­ных прилагательных. Опознавать и раз­личать в тексте имена прилагательные различных разрядов. Работать над обога­щением словаря учащихся именами при­лагательными различных разрядов

Обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит имя прилага­тельное с безударным окончанием. Знать смешиваемые окончания. Знать и уметь применить способ определения верного написания безударного окончания (по вопросу, за исключением слов на -ый, -ий); приводить примеры. В пределах по­ложительных оценок писать имена прилагательные с безударным окончанием с использованием орфографического сло­варя и без словаря

Знать основные способы образования имён прилагательных и типичные мор­фемы. Уметь образовывать имена прила­гательные. Совершенствовать умение опознавать в тексте имена прилагатель­ные

Различать и правильно образовывать полную и краткую форму имён прилага­тельных. Находить в тексте краткие име­на прилагательные и определять их син­таксическую роль. Знать, что в кратких прилагательных на шипящий не пишет­ся ь; верно писать эти слова в сопоставле­нии с существительными и глаголами с шипящими на конце. Использовать ор­фографический словарь

Иметь представление о том, как различа­ются по значению сравнительная и пре­восходная степени имён прилагатель­ных. Знать, как образуются степени сравнения, и тренироваться в умении их образовывать и записывать орфографи­чески правильно. Находить в тексте дан­ные формы имён прилагательных

 

Урок «открытия» нового знания.

Урок общеметодологической направленности.

Урок рефлексии.

Урок развивающего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Тема

 

О языке и речи

 

1,2

 

2ч.

Зачем человеку нужен язык

3.

 

Что мы знаем о русском языке

4.

 

1ч.

Стартовая работа.

5.

 

1ч.

Что такое речь (в отличие от языка)

6.7

 

2ч.

Речь моно­логическая и диалогическая. Речь устная и письменная

 

Закрепление изученного в начальных классах.

Фонетика. Графика

 

8.

 

1ч.

Звуки и буквы. Алфавит

9.

 

1ч.

Что обозначают буквы е, ё, ю, я

10.

 

1ч.

Фонетический разбор слова

 

Текст

 

11.

 

1ч.

Что такое текст (повторение)

12.

 

1ч.

Тема текста.

13.

 

1ч.

Основная мысль текста

14,15.

 

2ч.

Р.Р. Контрольная работа № 1.По теме «Закрепление изученного в начальных классах».Сочинение «Па­мятный день лет­них каникул»

 

Письмо. Орфография

16.

 

1ч.

Зачем людям письмо

17.

 

1ч.

Орфография. Нужны ли прави­ла?

18.

 

1ч.

Орфограммы гласных корня.

Правила обозна­чения буквами гласных звуков

19,20.

 

2ч.

Орфограммы со­гласных корня.

Правила обозна­чения буквами со­гласных звуков

21.

 

1ч.

Буквенные сочетания жиши, чаща, чу щу, нч, чн, чк, нщ,рщ

22.

 

1ч.

Буква ь после ши­пящих в конце имён существи­тельных и глаго­лов

23.

 

1ч.

Разделительные ъ и ь

24.

 

1ч.

Не с глаголами

25.

 

1ч.

Правописание -тсяи -тъсяв глаголах

26,27.

 

2ч.

Контрольная ра­бота № 2.по теме «Орфография». Дик­тант Анализ диктанта

 

Слово и его строение

28,29.

 

2ч.

Почему корень, приставка, суф­фикс, оконча­ние — значимые части слова

30,31

 

2ч.

Как образуются формы слова

 

Слово как часть речи. Морфология

32,33.

 

2ч.

Самостоятельные части речи

34.

 

1ч.

Как изменяются имена существи­тельные, имена прилагательные и глаголы

35,36.

 

2ч.

Служебные части речи: предлог, со­юз, частица

 

Текст (продолжение)

37,38.

 

2ч.

От чего зависит порядок располо­жения предложе­ний в тексте

39,40.

 

2ч.

Абзац как часть текста

41.

 

1ч.

План текста

42.

 

Сжатие и развёр­тывание текста

 

Систематический курс русского языка.

Фонетика. Орфоэпия

43.

 

1ч.

Что изучает фонетика

44,45.

 

2ч.

Звуки гласные и согласные

46.

 

1ч.

Слог, ударение

47,48.

 

2ч.

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и без­ударных глас­ных звуков

49,50

 

2ч.

Произношение согласных звуков. Орфо­эпический раз­бор слова

51.

 

1ч.

Контрольная ра­бота № 3по теме «Фонетика.Орфоэпия».Тест

 

Лексика.Словообразование. Правописание

52,53.

 

2ч.

Как определить лексическое значение слова

54.

 

1ч.

Сколько лексиче­ских значений имеет слово

55-57.

 

3ч.

Когда слово упот­ребляется в пере­носном значении

58,59.

 

2ч.

Как пополняется словарный состав русского языка

60-62.

 

3ч.

Как образуются слова в русском языке

63.

 

Какие чере­дования гласных и согласных про­исходят в словах

64,65.

 

Правописание че­редующихся гласных в корнях

-лаг----- лож-

и -рос--- -раст-

(-ращ-)

66.

 

Буквы о ё после шипящих в корне слова

67.

 

Чем отличаются друг от друга сло­ва-омонимы

68.

 

Что такое профессиональ­ные и диалект­ные слова

69.

 

О чём рассказы­вают устаревшие слова

70.

 

Умеем ли мы употреблять в ре­чи этикетные слова

71.

 

1ч.

РР Описание  картины К.Ф.Юона«Русская зима».

72,73.

 

2ч.

Правописание приставок

74.

 

Буквы иы после ц

75.

 

Значение, строение и напи­сание слова

76,77.

 

2ч.

Контрольная ра­бота № 4 по теме «Лексика.Словообразование».Анализ диктанта

 

Стили речи

78.

 

1ч.

Что изучает стилистика

79.

 

1ч.

Разговорная и книжная речь

80.

 

Культура ре­чевого поведения

81,82.

 

2ч.

Художественная речь

83.

 

Научно-деловая речь

84,85.

 

2ч.

Р.Р. Контрольная ра­бота № 5. По теме «Стили речи». Изло­жение «Барсучо­нок»

 

Синтаксис и пунктуация (вводный курс)

86.

 

1ч.

Что изучают синтаксис и пунктуация

87-89.

 

3ч.

Словосочетание

90-92

 

3ч.

Предложение. Интонация предложения.

Видыпредложений по цели выска­зывания.

Воск­лицательные предложения

93,94.

 

2ч.

Главные члены предложения

95,96.

 

2ч.

Тире между подлежащим и сказуемым

97-100.

 

4ч.

Предложения распространён­ные и нерас­пространён­ные. Второсте­пенные члены предложения

101-104.

 

4ч.

Однородные членыпредложения.

Обобщающие слова при одно­родных членах предложения

105,106.

 

2ч.

Контрольная работа № 6 по теме «Синтаксис и пунктуация».Тест.Анализ контрольной работы.

107,108.

 

2ч.

Обращение.

109.

 

Синтаксиче­ский разбор простого пред­ложения

110-113.

 

4ч.

Сложное предложение

114, 115

 

Прямая речь

116.

 

1ч.

Диалог

117,118.

 

2ч.

Повторение и обобщение изу­ченного по син­таксису, пунк­туации, орфо­графии

119,120.

 

2ч.

Контрольная работа № 7.по теме «Синтаксис и пунктуация».Диктант .Анализ контрольной работы.

 

Типы речи

121.

 

1ч.

Что такое тип речи

122,123.

 

2ч.

Описание,повествование,рассуждение

124.

 

1ч.

Оценка действитель­ности

 

Строение текста

125,126.

 

2ч.

Строение текс­та типа рас­суждения-до­казательства

127.

 

1ч.

Контрольная работа № 8.по теме «Типы речи»

 Анализ текста: определение типа речи.

128,129.

 

2ч.

Соединение типов речи в одном тексте.

Контрольная работа № 9 по теме «Типы речи» (изложение). Анализ изложения.

 

Морфология. Правописание

130.

 

Самостоятель­ные и служеб­ные части речи

 

Глагол

131.

 

Что обознача­ет глагол

132.

 

Правописание не с глаголами (закрепление)

133.

 

Как образуют­ся глаголы

134.

 

Вид глагола

135.

 

1ч.

Корни с чере­дованием букв е и

136.

 

1ч.

Неопределён­ная форма гла­гола (инфини­тив)

137.

 

1ч.

Правописание -тсяи -тъсяв глаголах

138.

 

1ч.

Наклонение глагола

139.

 

1ч.

Как образует­ся сослагатель­ное (условное) наклонение глагола

140,141.

 

2ч.

Как образует­ся повелитель­ное наклоне­ние глагола

142,143.

 

2ч.

Времена глаго­ла

144.

 

1ч.

Спряжение глагола. Лицо и число

145,146.

 

2ч.

Правописание личных окончаний гла­гола

147,148.

 

2ч.

Безличные гла­голы. Переход­ные и непере­ходные глаго­лы

 

Строение текста (продолжение)

149,150.

 

2ч.

Как связыва­ются предло­жения в текс­те. «Данное» и «новое» в предложениях текста

151-153.

 

3ч.

Строение текста типа повествования

 

Имя существительное

154.

 

1ч.

Что обознача­ет имя су­ществительное

155.

 

1ч.

Как образуют­ся имена су­ществитель­ные

156,157.

 

2ч.

Употребление при письме суффиксов -чик-, -щик-, -ек-, -ик-

158.

 

1ч.

Слитное и раз­дельное напи­сание не с име­нами сущест­вительными

159.

 

1ч.

Имена сущест­вительные оду­шевлённые и неодушев­лённые

160.

 

1ч.

Имена сущест­вительные соб­ственные и на­рицательные

161,162.

 

2ч.

Род имён су­ществитель­ных. Сущест­вительные об­щего рода. Род несклоняемых имён сущест­вительных

163.

 

1ч.

Число имён существитель­ных. Сущест­вительные, имеющие фор­му только единственного или только множественно­го числа

164.

 

1ч.

Падеж и скло­нение имён существитель­ных

165.

 

1ч.

Правописание безударных падежных окончаний имён сущест­вительных

166,167.

 

Употребление имён сущест­вительных в речи

168,169.

 

2ч.

Контрольная работа № 10.По теме «Имя существительное» Диктант..

Анализ конт­рольной ра­боты

 

Строение текста (продолжение)

170.

 

1ч.

Строение текс­та типа описа­ния предмета

171,172.

 

2ч.

Редактирова­ние текстов ти­па описания предмета

173,174.

 

2ч.

Создание текстов типа описания предмета худо­жественного и делового сти­лей

175,176.

 

2ч.

Контрольная работа № 11.По теме «Строение текста».Сочинение- описание  картины И.Т .Хруцкого «Цветы и плоды»

 

Соединение типов речи в тексте

177.

 

1ч.

Типы речи в тексте

178,179.

 

Анализ и ре­дактирование текста

180,181.

 

2ч.

Р.Р. Сочинение «Что я люблю делать и поче­му» или «Как я однажды пёк (пекла) пироги»

182-184.

 

Контрольная работа № 12. По теме «Строение текста»

Изложение  «Ты не царь!» .Анализ контрольной работы.

 

Имя прилагательное

 

185.

 

1ч.

Что обознача­ет имя прила­гательное

186,187.

 

2ч.

Прилагатель­ные качествен­ные, относи­тельные и при­тяжательные

188.189.

 

2ч.

Правописание безударных окончаний имён прилага­тельных

190.

 

1ч.

Образование имён прилага­тельных

191.192.

 

2ч.

Прилагатель­ные полные и краткие. Пра­вописание кратких при­лагательных на шипящий

193,194.

 

Сравнитель­ная и превос­ходная степе­ни сравнения имён прилага­тельных

 

Повторение изученного в 5 классе.

195-208

 

14ч.

Повторение изученного в 5 классе.

209-210

 

2ч.

Контрольная работа №13 по теме «Повторение». Контрольный диктант. Анализ контрольной работы