ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного населения народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного опыта в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание предмета построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы данного года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
5 класс
Учащиеся познакомятся:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России;
Учащиеся научатся:
- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полохов-Майдан, Жостово и др.)
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Овладеют компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс
Содержание |
виды деятельности |
формы организации учебных занятий |
«Древние корни народного искусства» |
Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщительные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической работы. |
Урок изучения новых знаний Урок формирования новых знаний Комбинированный Урок обобщения и систематизации изученного |
«Связь времен в народном искусстве» |
Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. |
Урок изучения новых знаний Урок формирования новых знаний Комбинированный Урок обобщения и систематизации изученного |
«Декор - человек, общество, время» |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь |
Урок изучения новых знаний Урок формирования новых знаний Комбинированный Урок обобщения и систематизации изученного |
«Декоративное искусство в современном мире». |
Ориентироваться в широком Разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. |
Урок изучения новых знаний Урок формирования новых знаний Комбинированный Урок обобщения и систематизации изученного |
Тематическое планирование
по предмету «Изобразительное искусство»
5 класс
№ п/п |
Наименование раздела и тем |
Дата 5класс | |
Древние корни народного искусства (9ч.) | |||
1 |
Древние образы в народном искусстве. |
| |
2 3 |
Единство конструкции и декора в народном жилище. |
| |
4 |
Внутренний мир русской избы |
| |
5 |
Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. |
| |
6 |
Русская народная вышивка |
| |
7 |
Русский народный костюм. |
| |
8 |
Народные праздничные обряды. Обобщение темы. |
| |
9 |
Обобщение темы. |
| |
Связь времен в народном искусстве (7ч.) | |||
10 |
Древние образы в народных игрушках. |
| |
11 |
Искусство Гжели. |
| |
12 |
Городецкая роспись |
| |
13 |
Хохлома (эскиз карандашом) |
| |
14 |
Хохлома (акварель) |
| |
15 |
Жостово. Роспись по металлу. |
| |
16 |
Роль народных промыслов в современной жизни. |
| |
Декор – человек, общество, время(10ч.) | |||
17 |
Зачем людям украшения. |
| |
18 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. |
| |
19 |
Обряды и костюмы в жизни древнего общества. |
| |
20 |
Одежда «говорит» о человеке. |
| |
21 |
Композиция «Бал в интерьере дворца».(карандаш) |
| |
22 |
«Бал в интерьере дворца» (общее цветовое решение) |
| |
23 |
«Бал в интерьере дворца» (детальная проработка цветом) |
| |
24 |
О чём рассказывают нам гербы. (эскиз карандашом ) |
| |
25 |
«О чем нам рассказывают гербы. (акварельный эскиз) |
| |
26 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). |
| |
Декоративное искусство в современном мире(9ч.) | |||
27 |
Современное декоративное искусство. |
| |
28 |
Искусство витража. (эскиз карандашом) |
| |
29 |
Витраж (акварель) |
| |
30 |
Витраж (детали) |
| |
31 |
Искусство мозаики. (эскиз карандашом силуэта мозаики) |
| |
32 |
Искусство мозаики (цветная бумага выполнение мозаики) |
| |
33 |
Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис кусства .Создание декоративной композиции. (Эскиз карандашом) |
| |
34 |
Создание декоративной композиции ( выбор материала и и акварельный эскиз) |
| |
35 |
Итоговое занятие . Выставка. |
|