Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
История Древнего мира
Ученик научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
§ Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
§ Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
3. Работа с историческим источниками:
4. Описание (реконструкция):
5. Анализ, объяснение:
6. Работа с версиями, оценками:
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки
Групповые формы обучения: обучающие игры
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации
Дистанционная форма обучения посредством платформы Google
Структура курса «История Древнего мира». (70 ч.)
№ п / п |
Название модулей (разделов, глав) |
Примерное кол-во часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Раздел I . Жизнь первобытных людей |
7 |
|
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники |
3 |
|
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы |
3 |
|
Повторение |
1 |
|
Глава 3. Счет лет в истории |
1 |
3 |
Раздел II . Древний Восток |
21 |
|
Глава 1. Древний Египет |
8 |
|
Глава 2. Западная Азия в древности |
8 |
|
Глава 3. Индия и Китай в древности |
5 |
4 |
Раздел III . Древняя Греция |
21 |
|
Глава1. Древнейшая Греция |
5 |
|
Глава 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием |
7 |
|
Глава 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии |
5 |
|
Глава 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. |
3 |
|
Повторение |
1 |
5 |
Раздел IV . Древний Рим |
17 |
|
Глава 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией |
3 |
|
Глава 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья |
3 |
|
Глава 3. Гражданские войны в Риме |
4 |
|
Глава 4. Римская империя в первые века нашей эры. |
5 |
|
Глава 5. Падение Западной Римской империи |
2 |
9 |
Повторение |
3 |
Распределение материала по содержательным линиям.
Содержание учебного предмета |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». |
Описывать ход биологической эволюции человека. Раскрывать роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида. Анализировать причины появления религиозных верований у древних людей, характеризовать первобытные формы религии. Разъяснять процесс зарождения искусства. Приводить примеры и описывать первые произведения искусства, созданные человеком, сопоставлять их с современными художественными произведениями
|
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва». Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ ление городов, государств, письменности). |
Анализировать изменения в труде и образе жизни человека после ухода ледника. Характеризовать понятия присваивающего и производящего типов хозяйств, выделять факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Раскрывать понятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, составлять логическую схему Характеризовать изменения в социальной сфере, наступившие в энеолите, объяснять причины перехода от родовой общины к соседской. Анализировать процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей и их дружины, устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую цепочку. |
Тема 3. Счет лет в истории Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие». |
Характеризовать понятие исторического времени, обосновывать принципы его деления на периоды. Рассказывать о счёте лет у древних народов, календарях древних цивилизаций. Демонстрировать навык счёта лет в пределах нашей эры и до нашей эры. |
Тема 4. Древний Египет. Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. |
Описывать природные условия долины Нила, возможности и особенности её хозяйственного освоения. Анализировать историческую карту с опорой на легенду. Характеризовать процесс складывания единого древнеегипетского государства. Рассказывать об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружении, выделять факторы, способствовавшие военным успехам фараонов Нового царства. Характеризовать иероглифическую систему египтян, способ изготовления папируса. Описывать наиболее известные памятники древнеегипетской письменности. Описывать особенности религиозной системы Древнего Египта, пантеона древнеегипетских богов, мифологию их основных образов, составлять сводную таблицу богов Египта. Характеризовать древнеегипетские храмы как величайшие памятники мировой архитектуры. Раскрывать понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе. |
Тема5. Западная Азия в древности Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Религиозные верования жителей Двуречья. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии . Виноградарство и олив ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Древнееврейское царство и его правители. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Представление об ассирийском искусстве. Гибель Ассирии. Образование Персидской державы . Цари Кир, Дарий Первый. Взимание налогов серебром. Состав войска. |
Описывать природные условия речных долин Евфрата и Тигра, характеризовать особенности их хозяйственного использования. Систематизировать информацию и наносить её на контурную карту. Характеризовать процесс появления и развития письменности. Раскрывать содержание шедевра мировой литературы — «Эпоса о Гильгамеше» на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы. Рассказывать о научных открытиях шумеров, сохранившихся до наших дней, излагать суждения об их значении Характеризовать законы Хаммурапи как уникальный источник по социально-политическим отношениям в древневавилонском обществе. Анализировать устройство древневавилонского общества, социальные группы, положение рабов, проводить поиск информации в источнике, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. Описывать особенности религиозной системы Древнего Вавилона, положение жречества, составлять сводную таблицу главных богов. |
Тема 6. Индия и Китай в древности. Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Рели гиозные верования. Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. |
Характеризовать особенности природных условий долин Инда и Ганга, высказывать суждения о возможностях хозяйственного освоения территории. Составлять описание культурных достижений древнеиндийской цивилизации на основе текста и иллюстраций. Раскрывать понятие индуизма, перечислять его основные положения. Характеризовать варновое и кастовое деление индийского общества. Формулировать и обосновывать оценку религиозной системы буддизма как мировой религии. Характеризовать особенности природных условий долин Хуанхэ и Янцзы, высказывать суждения о возможностях хозяйственного освоения территории. Анализировать процесс складывания единого государства на территории Китая. Характеризовать цели и результаты внутренней и внешней политики императора Цинь Шихуанди. Анализировать причины свержения династии Цинь. Систематизировать информацию об особенностях культуры различных древневосточных народов, составлять сравнительную таблицу. Выявлять преемственную связь далёкого прошлого и современности. |
Тема 7. Древнейшая Греция Местоположение и природные условия. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). |
Анализировать карту территории расселения греческих племён. Систематизировать информацию о основных чертах религиозной системы Древней Греции. Рассказывать основные мифы о подвигах Геракла, Тесея и Персея. Характеризовать основные черты социально-экономического и политического устройства Древнего Крита на основе различных источников (учебного текста, исторических документов, мифов, иллюстраций и карты). Устанавливать длительность периода существования критской цивилизации. Рассказывать историю гибели цивилизации Крита. Анализировать мифологические и научные сведения о Троянской войне. Характеризовать последствия дорийского нашествие и наступления тёмных веков как нового периода в истории Греции. Характеризовать личность и творчество Гомера как самого выдающегося древнегреческого поэта. Раскрывать содержание двух знаменитых поэм Гомера — «Илиада» и «Одиссея», описывать образы главных героев и основные эпизоды произведений. |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Местоположение и природные условия Лаконии. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Олимпийские игры .Виды состязаний. Награды победителям. Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. |
Раскрывать понятие полиса как особой формы государственного устройства, характерного для древнегреческой цивилизации. Определять причины нарастания социально-политических конфликтов между демосом и аристократией. Характеризовать основные направления греческой колонизации. Описывать общественно-политическое устройство Афинского полиса периода правления аристократии, анализировать причины возрастания недовольства демоса. Раскрывать основные положения реформ Солона. Выделять факторы, приведшие к установлению в Афинах тиранического правления и дальнейшего свержения тирании. Характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины такого общественно-политического устройства. Рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга. Проводить исследование: сопоставлять особенности государственного управления в Афинах и Спарте по предложенному алгоритму. Систематизировать информацию о воспитании спартанских детей на основе различных источников. Раскрывать причины конфликта Персидской державы и греческих полисов, определять цели персидских владык. Составлять описание событий Грекоперсидских войн, основных битв и их результатов на основе различных источников (текста, карт и картосхем), группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хронологическую и сравнительную таблицы. Характеризовать подвиги греческих героев. Составлять исторический портрет Мильтиада, Леонида, Фемистокла. Выделять факторы, способствовавшие победе греков в войнах; определять последствия. Характеризовать место Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества. Составлять описание основных правил проведения игр, видов спортивных состязаний, выдающихся достижений олимпиоников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и исторических документов. Рассказывать о возобновлении традиции проведения Олимпийских игр в наши дни, сопоставлять древние игры с современными в процессе коммуникации с одноклассниками |
Тема 9. Возвышение Афин в V(5-м) веке до н.э. и расцвет демократии. Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех- тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений. Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. |
Характеризовать устройство афинской демократии после победы в Греко-персидских войнах, выделять факторы, способствовавшие расцвету демократических институтов. Систематизировать информацию, представлять результат в виде схемы «Государственное управление в Афинах в V в. до н.э.». Составлять исторический портрет (характеристику) Перикла как личности и политического деятеля, приводить оценки, изложенные в учебной литературе и источниках. Составлять описание на основе текста и иллюстраций основных архитектурных элементов древнегреческих построек, архитектурного ансамбля афинского Акрополя. Описывать устройство древнегреческого театра. Строить умозаключения о жанровом разнообразии греческой драматургии как отражении общественной жизни в греческих демократических полисах. Составлять исторические портреты знаменитых деятелей древнегреческого искусства. Характеризовать новые области знаний. Приводить оценки знаменитых греческих философов и учёных, изложенные в учебной литературе. Систематизировать информацию про обучение детей в греческих школах на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение). Выделять факторы, определившие подходы к образованию подрастающего поколения в греческих полисах. |
Тема10. Македонские завоевания в IV(4-м) веке до н.э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра, Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид. |
Указывать хронологические рамки и периоды важнейших событий древнегреческой истории конца V — начала IV в., представлять результат в виде хронологической таблицы. Характеризовать основные черты социально-экономического и политического устройства Македонии с опорой на текст и карту. Анализировать причины ослабления греческих полисов в IV в. Характеризовать процесс противоборства Греции и Македонии, деятельность Демосфена по сплочению греческих полисов. Определять последствия поражения греческого войска в битве при Херонеях, решений коринфского конгресса. Составлять исторический портрет (характеристику) Демосфена и царя Филиппа II, в процессе коммуникации с одноклассниками высказывать суждения и давать оценку их роли в истории Греции. Составлять описание завоевательных походов Александра Македонского, основных битв и их результатов на основе различных источников (текста, карт и картосхем), группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего мира, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к Александру Македонскому. Характеризовать процесс создания державы Александра Македонского, определять последствия завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского. Составлять описание выдающихся научных и культурных достижений эпохи эллинизма на основе различных источников, готовить презентации (сообщения) о «чудесах света» эпохи эллинизма, знаменитых александрийских учёных. |
Тема11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга низация войска. Понятие «легион». гор, Софокл, Фидий. |
Характеризовать особенности природных условий Италии, строить и обосновывать умозаключения о возможностях и особенностях её хозяйственного освоения.Рассказывать сюжеты легенд об основании Рима, начале римской истории. Систематизировать информацию об основных событиях царского периода, главных сооружениях Древнего Рима на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение). Характеризовать устройство римского общества, раскрывать понятие гражданина, его прав и обязанностей. Определять на основе анализа источников характер взаимоотношений основных групп римского общества, их места в структуре власти, описывать борьбу плебеев за свои права и её последствия. Характеризовать систему функционирования римской республиканской власти, деятельность её основных органов и государственных должностей. Систематизировать информацию об основных событиях военных столкновений римлян с народами и племенами в IV—III в. до н.э., наносить её на контурную карту и составлять хронологическую таблицу. Характеризовать процесс превращения Рима в господствующее государство Апеннинского полуострова. |
Тема12: Рим — сильнейшая держава Средиземноморья Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». . |
Раскрывать причины военных столкновений Рима с Карфагенской державой, определять цели воюющих сторон. Составлять описание основных битв и их результатов на основе различных источников (текста, иллюстраций, карт и картосхем), группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хронологическую и сравнительную таблицы. Составлять исторический портрет (характеристику) Ганнибала, Сципиона. Выделять факторы, способствовавшие победе римлян в войнах, определять последствия этой победы, ее значение. Анализировать карту завоеваний римлян в Восточном Средиземноморье. Описывать устройство римской армии, сопоставлять римскую армию со знаменитыми армиями древности (ассирийской, греческой, македонской), составлять сравнительную таблицу. Устанавливать последовательность и длительность римских завоеваний, оценивать средства управления завоёванными территориями. Формулировать и обосновывать выводы о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, влиянии института рабства на социальную жизнь римлян на основе сопоставления учебного текста и исторических источников. Характеризовать гладиаторские бои как особенность культурной жизни римлян, давать им нравственную оценку. |
Тема13. Гражданские войны в Риме Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де ла брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос ставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор». Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. |
Анализировать причины и определять последствия проведения в Риме земельных и иных социальных реформ, предложенных братьями Гракхами. Составлять исторический портрет (характеристику) Тиберия и Гая Гракхов, приводить оценки деятельности этих исторических деятелей, изложенные в учебной литературе. Формулировать и объяснять своё отношение к деятельности и личности братьев Гракхов. Описывать причины и ход самого крупного в Древнем мире восстания рабов под предводительством Спартака.Систематизировать информацию о Спартаке на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение). Выделять факторы, способствовавшие возникновению и развитию общественных конфликтов в Римском государстве во II—I вв. до н.э. Составлять исторические портреты (характеристики) Гая Мария, Корнелия Суллы, Помпея, приводить оценки этих исторических деятелей, изложенные в учебной литературе и источниках. Определять последствия гражданских войн для судьбы римского общества и государства. Характеризовать сущность диктатуры Цезаря как утверждения единоличного правления в Риме. Составлять исторический портрет Юлия Цезаря, приводить оценки этого исторического деятеля. Формулировать и объяснять (аргументировать) своё отношение к Юлию Цезарю. Определять причины и последствия покушения на Цезаря для государственной власти Рима. Выделять факторы, способствовавшие утверждению единоличной власти Октавиана Августа. Выявлять мотивы поступков исторических лиц на примере деятельности Октавиана Августа, излагать суждения в процессе коммуникации с одноклассниками. Делать умозаключения об особенностях императорской власти Октавиана Августа. Определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к первому римскому императору. Характеризовать величайшие достижения древнеримской литературы, оценивать их значение для мировой культуры. |
Тема14. Римская империя в первые века нашей эры. Территория империи.Соседи Римской империи.Отношения с Парфянским царством.Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Поня тие «варвары». Обожествление императоров.Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се нека.Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Расцвет Римской империи.Правление Трая на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет. Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. |
Характеризовать новую религию — христианство, распространившееся в Римской империи в I—III вв., строить умозаключения о причинах его быстрого распространения на территории империи. Выделять основы христианского вероучения, излагать библейские сюжеты о земной жизни Христа и апостолов. Описывать процесс создания христианской церкви как социального института. Группировать (классифицировать) факты о деятельности императоров II в. по различным признакам, составлять сравнительную таблицу, на основании которой соотносить единичные исторические факты и общие явления. Раскрывать понятие «золотого века» империи. Формулировать и обосновывать выводы о значении создания системы римского права, достижений римской юридической мысли. Характеризовать образ Рима как Вечного города, вошедшего в историю мировой культуры. Называть характерные, существенные признаки повседневной жизни древних римлян, вошедшие в историю мировой культуры. Формулировать и обосновывать выводы о быте и нравах римлян как отражении их общественной жизни. Составлять описание знаменитых римских построек на основе текстов и иллюстраций. |
Тема15. Падение Западной Римской империи Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение сто лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. |
Выделять факторы, способствовавшие изменению природы императорской власти при Константине. Характеризовать процесс превращения христианства в государственную религию, утверждения основ вероучения, организации христианской церкви. Характеризовать внутреннее положение Западной Римской империи в последний век её существования. Анализировать причины слабости Западной Римской империи, не способной противостоять натиску варварских племён. Устанавливать последовательность и длительность эпохи Великого переселения народов, описывать её ключевые события. Анализировать карту варварских завоеваний с опорой на легенду. Проводить поиск и анализ информации о взаимоотношениях римлян и германцев в учебном тексте и исторических источниках, самостоятельно достраивая недостающие компоненты. |
Тема16: Итоговое повторение. Итоговое повторение курса «История Древнего мира». |
Характеризовать начальный период человеческой истории как последовательную смену первобытной эпохи различными цивилизациями Востока и Античности, время поступательного развития человеческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций древности. Выявлять преемственную связь далёкого прошлого и современности. Применять знания об эпохе древности для раскрытия причин и оценки сущности современных событий |
Календарно-тематическое планирование курса «История».
5 класс (70 ч.)
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения урока | |
5 а |
5 б | |||
1 |
Введение (1 час) |
1 |
|
|
Тема: « Первобытные собиратели и охотники» - 3 часа | ||||
2 |
Древнейшие люди |
1 |
|
|
3 |
Родовые общины охотников и собирателей. |
1 |
|
|
4 |
Возникновение искусства и религиозных верований. |
1 |
|
|
Тема: «Первобытные земледельцы и скотоводы» - 3 часа | ||||
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства. |
1 |
|
|
6 |
Появление неравенства и знати |
1 |
|
|
7 |
« Жизнь первобытных людей». Повторение по разделу |
1 |
|
|
Тема: « Счет лет в истории »- 1 час | ||||
8 |
Счет лет в истории |
1 |
|
|
Тема: «Древний Египет» - 8 часов | ||||
9 |
Государство на берегах Нила. |
1 |
|
|
10 |
Как жили земледельцы и ремесленники. |
1 |
|
|
11 |
Жизнь египетского вельможи |
1 |
|
|
12 |
Военные походы фараонов |
1 |
|
|
13 |
Религия древних египтян |
1 |
|
|
14 |
Искусство Древнего Египта |
1 |
|
|
15 |
Письменность и знания древних египтян |
1 |
|
|
16 |
« Древний Египет». Повторение по разделу |
1 |
|
|
Тема: «Западная Азия в древности» - 8 часов | ||||
17 |
Древнее Двуречье |
1 |
|
|
18 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
|
|
19 |
Финикийские мореплаватели |
1 |
|
|
20 |
Библейские сказания |
1 |
|
|
21 |
Древнееврейское царство |
1 |
|
|
22 |
Ассирийская держава |
1 |
|
|
23 |
Персидская держава « царя царей» |
1 |
|
|
24 |
« Западная Азия в древности ». Повторение по разделу |
1 |
|
|
Тема: «Индия и Китай в древности» - 5часов | ||||
25 |
Природа и люди Древней Индии |
1 |
|
|
26 |
Индийские касты. |
1 |
|
|
27 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. |
1 |
|
|
28 |
Первый властелин единого Китая. |
1 |
|
|
29 |
Повторение |
1 |
|
|
Тема: «Древнейшая Греция»- 5часов | ||||
30 |
Греки и критяне. |
1 |
|
|
31 |
Микены и Троя. |
1 |
|
|
32 |
Поэма Гомера «Илиада». |
1 |
|
|
33 |
Поэма Гомера «Одиссея». |
1 |
|
|
34 |
Религия древних греков |
1 |
|
|
Тема: « Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» - 7 часов | ||||
35 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. |
1 |
|
|
36 |
Зарождение демократии в Афинах. |
1 |
|
|
37 |
Древняя Спарта. |
1 |
|
|
38 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. |
1 |
|
|
39 |
Олимпийские игры в древности. |
1 |
|
|
40 |
Победа греков над персами в Марафонской битве. |
1 |
|
|
41 |
Нашествие персидских войск на Элладу. |
1 |
| |
Тема : «Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии» - 5 часов | ||||
42 |
В гаванях афинского порта Пирей. |
1 |
|
|
43 |
В городе богини Афины. |
1 |
|
|
44 |
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
|
|
45 |
В афинском театре |
1 |
|
|
46 |
Афинская демократия при Перикле. |
1 |
|
|
Тема: «Македонские завоевания в 4 веке до н.э.» - 4 часов | ||||
47 |
Города Эллады подчиняются Македонии. |
1 |
|
|
48 |
Поход Александра Македонского на Восток. |
1 |
|
|
49 |
В Александрии Египетской. |
1 |
|
|
50 |
Повторение по разделу : «Древняя Греция». Контрольная работа |
1 |
|
|
Тема: « Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» - 3 часов | ||||
51 |
Древнейший Рим. |
1 |
|
|
52 |
Завоевание Римом Италии. |
1 |
|
|
53 |
Устройство Римской республики. |
1 |
|
|
Тема: « Рим – сильнейшая держава Средиземноморья» - 3 часа | ||||
54 |
Вторая война Рима с Карфагеном. |
1 |
|
|
55 |
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. |
1 |
|
|
56 |
Рабство в Древнем Риме |
1 |
|
|
Тема: « Гражданские войны в Риме» - 4 часа | ||||
57 |
Земельный закон братьев Гракхов. |
1 |
|
|
58 |
Восстание Спартака. |
1 |
|
|
59 |
Единовластие Цезаря. |
1 |
|
|
60 |
Установление империи. |
1 |
|
|
Тема: «Римская империя в первые века нашей эры» - 5 часов | ||||
61 |
Соседи Римской империи. |
1 |
|
|
62 |
Рим при императоре Нероне. |
1 |
|
|
63 |
Первые христиане и их учение. |
1 |
|
|
64 |
Расцвет Римской империи во 2 в. |
1 |
|
|
65 |
«Вечный город» и его жители. |
1 |
|
|
Тема: « Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи » - 2ч. | ||||
66 |
Римская империя при Константине. |
1 |
|
|
67 |
Взятие Рима варварами. |
1 |
|
|
68 |
Повторение по разделу : «Древний Рим». Контрольная работа |
1 |
|
|
69-70 |
Итоговое повторение |
2 |
|
|