Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

История Древнего мира

Ученик научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Ученик получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

В результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

§ Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

§ Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • Характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
  • Группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческим источниками:

  • Читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
  • Осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
  • Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

  • Последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
  • На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • Соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • Различать причину и следствие исторических событий, явлений;
  • Выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
  • Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • Излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • Определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • Использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • Способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Групповые формы обучения: обучающие игры

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

Структура курса «История Древнего мира». (70 ч.)

п / п

Название модулей (разделов, глав)

Примерное кол-во часов

1

Введение

1

2

Раздел I . Жизнь первобытных людей

7

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

3

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3

Повторение

1

Глава 3. Счет лет в истории

1

3

Раздел II . Древний Восток

21

Глава 1. Древний Египет

8

Глава 2. Западная Азия в древности

8

Глава 3. Индия и Китай в древности

5

4

Раздел III . Древняя Греция

21

Глава1. Древнейшая Греция

5

Глава 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

Глава 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5

Глава 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3

Повторение

1

5

Раздел IV . Древний Рим

17

Глава 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

Глава 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

Глава 3. Гражданские войны в Риме

4

Глава 4. Римская империя в первые века нашей эры.

5

Глава 5. Падение Западной Римской империи

2

9

Повторение

3

Распределение материала по содержательным линиям.

Содержание учебного предмета

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Описывать ход биологической эво­люции человека. Раскры­вать роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида.

Анализировать причины появления религиозных верований у древних людей, характеризовать первобыт­ные формы религии. Разъяснять процесс зарождения искусства. При­водить примеры и описывать первые произведения искусства, созданные человеком, сопоставлять их с совре­менными художественными произве­дениями

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­ рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­ дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ ление городов, государств, письменности).

Анализировать изменения в труде и образе жизни человека после ухо­да ледника. Характеризовать понятия присваивающего и производящего ти­пов хозяйств, выделять факторы, спо­собствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому. Раскрывать по­нятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Систе­матизировать информацию, устанав­ливать причинно-следственные связи, составлять логическую схему

Характеризовать изменения в соци­альной сфере, наступившие в энеолите, объяснять причины перехода от родо­вой общины к соседской. Анализиро­вать процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей и их дружины, устанавливать причинно-следственные связи и выстраивать логическую це­почку.

Тема 3. Счет лет в истории

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Характеризовать понятие историче­ского времени, обосновывать принци­пы его деления на периоды. Рассказывать о счёте лет у древних на­родов, календарях древних цивилиза­ций. Демонстрировать навык счёта лет в пределах нашей эры и до нашей эры.

Тема 4. Древний Египет.

Местоположение и природные условия. Земледелие как главное занятие. Оро­ сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Описывать природные условия доли­ны Нила, возможности и особенности её хозяйственного освоения. Анализи­ровать историческую карту с опорой на легенду. Характеризовать процесс складывания единого древнеегипетско­го государства.

Рассказывать об устройстве древ­неегипетской армии, основных ро­дах войск и вооружении, выделять факторы, способствовавшие военным успехам фараонов Нового царства. Характеризовать иеро­глифическую систему египтян, спо­соб изготовления папируса. Описы­вать наиболее известные памятники древнеегипетской письменности.

Описывать особенности религиозной системы Древнего Египта, пантеона древнеегипетских богов, мифологию их основных образов, составлять сводную таблицу богов Египта. Ха­рактеризовать древнеегипетские

храмы как величайшие памятники мировой архитектуры. Раскрывать понятие жречества как особого со­словия в древневосточном обществе.

Тема5. Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья. Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи.

Религиозные верования жителей Двуречья. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии . Виноградарство и олив ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­ нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания. Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Древнееврейское царст­во и его правители.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле. Ассирийские завоевания. Представление об ассирийском искусстве. Гибель Ассирии.

Образование Персидской державы . Цари Кир, Дарий Первый. Взимание налогов серебром. Состав войска.

Описывать природные условия реч­ных долин Евфрата и Тигра, харак­теризовать особенности их хозяй­ственного использования. Систематизировать информа­цию и наносить её на контурную кар­ту.

Характеризовать процесс появления и развития письменности. Раскры­вать содержание шедевра мировой литературы — «Эпоса о Гильгаме­ше» на основе текста и иллюстра­ций учебника, дополнительной ли­тературы. Рассказывать о научных открытиях шумеров, сохранившихся до наших дней, излагать суждения об их значении

Характеризовать законы Хаммурапи как уникальный источник по социаль­но-политическим отношениям в древне­вавилонском обществе. Анализировать устройство древневавилонского обще­ства, социальные группы, положение рабов, проводить поиск информации в источнике, излагать суждения в про­цессе коммуникации с одноклассни­ками. Описывать особенности ре­лигиозной системы Древнего Вавилона, положение жречества, составлять сводную табли­цу главных богов.

Тема 6. Индия и Китай в древности.

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Рели­ гиозные верования. Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция. Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Характеризовать особенности при­родных условий долин Инда и Ганга, высказывать суждения о возможно­стях хозяйственного освоения тер­ритории. Составлять описание культурных достижений древнеиндийской цивилизации на основе текста и иллюстраций. Рас­крывать понятие индуизма, перечис­лять его основные положения. Характеризовать варновое и кастовое деление индийского общества. Формулировать и обо­сновывать оценку религиозной системы буддизма как мировой религии. Характеризовать особенности природ­ных условий долин Хуанхэ и Янцзы, высказывать суждения о возможностях хозяйственного освоения территории. Анализировать процесс складывания единого государства на территории Ки­тая. Характе­ризовать цели и результаты внутренней и внешней политики императора Цинь Шихуанди. Анализировать причины свержения династии Цинь. Систематизировать информацию об особенностях куль­туры различных древневосточных народов, составлять сравнительную таблицу. Выявлять преемственную связь далёкого прошлого и современ­ности.

Тема 7. Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Древнейшие города Ми­ кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство. Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Анализировать карту терри­тории расселения греческих племён. Систематизировать информацию о основных чертах религиоз­ной системы Древней Греции. Рассказывать основные мифы о подвигах Геракла, Тесея и Персея.

Характеризовать основные черты со­циально-экономического и политиче­ского устройства Древнего Крита на основе различных источников (учеб­ного текста, исторических докумен­тов, мифов, иллюстраций и карты). Устанавливать длительность пери­ода существования критской циви­лизации. Рассказывать историю гибели цивилизации Крита. Анализировать мифологические и на­учные сведения о Троянской войне. Ха­рактеризовать последствия дорийского нашествие и наступления тёмных веков как нового периода в истории Греции. Характеризовать личность и творче­ство Гомера как самого выдающегося древнегреческого поэта. Раскрывать содержание двух знаменитых поэм Гомера — «Илиада» и «Одиссея», описывать образы главных героев и основные эпизоды произведений.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Местоположение и природные условия Лаконии. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Управление Спартой. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Олимпийские игры .Виды состя­заний. Награды победителям. Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.

Раскрывать поня­тие полиса как особой формы государ­ственного устройства, характерного для древнегреческой цивилизации. Определять причины нарастания социально-политических конфликтов между демосом и аристократией. Характери­зовать основные направления греческой колонизации. Описывать общественно-полити­ческое устройство Афинского по­лиса периода правления аристо­кратии, анализировать причины возрастания недовольства демоса. Раскрывать основные положения реформ Солона. Выделять факторы, при­ведшие к установлению в Афинах тиранического правления и даль­нейшего свержения тирании. Характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскры­вать причины такого общественно-по­литического устройства. Рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга. Проводить исследование: со­поставлять особенности государственно­го управления в Афинах и Спарте по предложенному алгоритму. Систематизировать инфор­мацию о воспитании спартанских детей на основе различных источников. Раскрывать причины конфликта Пер­сидской державы и греческих полисов, определять цели персидских владык. Составлять описание событий Греко­персидских войн, основных битв и их результатов на основе различных источ­ников (текста, карт и картосхем), груп­пировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хро­нологическую и сравнительную табли­цы. Характеризовать подвиги греческих героев. Составлять исторический пор­трет Мильтиада, Леонида, Фемистокла. Выделять факторы, способствовавшие победе греков в войнах; определять по­следствия. Характеризовать место Олимпийских игр в жизни древнегреческого обще­ства. Составлять описание основных правил проведения игр, видов спортив­ных состязаний, выдающихся достиже­ний олимпиоников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы и исторических доку­ментов. Рассказывать о возобновлении традиции проведения Олимпийских игр в наши дни, сопоставлять древние игры с современными в процессе ком­муникации с одноклассниками

Тема 9. Возвышение Афин в V(5-м) веке до н.э. и расцвет демократии.

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­ жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех- тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­ тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Характеризовать устройство афин­ской демократии после победы в Греко-персидских войнах, выде­лять факторы, способствовавшие расцвету демократических инсти­тутов. Систематизировать инфор­мацию, представлять результат в виде схемы «Государственное управление в Афинах в V в. до н.э.». Составлять исторический портрет (характеристику) Перик­ла как личности и политического деятеля, приводить оценки, из­ложенные в учебной литературе и источниках. Составлять описание на основе текста и иллюстра­ций основных архитектурных элемен­тов древнегреческих построек, архитек­турного ансамбля афинского Акрополя. Описывать устрой­ство древнегреческого театра. Строить умозаключения о жанровом разнообра­зии греческой драматургии как отраже­нии общественной жизни в греческих демократических полисах. Составлять исторические портреты знаменитых де­ятелей древнегреческого искусства. Характери­зовать новые области знаний. Приводить оценки знаменитых греческих филосо­фов и учёных, изложенные в учебной литературе. Систематизировать инфор­мацию про обучение детей в греческих школах на основе различных источни­ков, готовить презентацию (сообщение). Выделять факторы, определившие под­ходы к образованию подрастающего по­коления в греческих полисах.

Тема10. Македонские завоевания в IV(4-м) веке до н.э. Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Указывать хронологические рам­ки и периоды важнейших событий древнегреческой истории конца V — начала IV в., представлять ре­зультат в виде хронологической таблицы. Характеризовать основ­ные черты социально-экономиче­ского и политического устройства Македонии с опорой на текст и карту. Анализировать причины ослабления греческих полисов в IV в. Характеризовать процесс противоборства Греции и Маке­донии, деятельность Демосфена по сплочению греческих полисов. Определять последствия пораже­ния греческого войска в битве при Херонеях, решений коринфского конгресса. Составлять историче­ский портрет (характеристику) Демосфена и царя Филиппа II, в процессе коммуникации с одно­классниками высказывать сужде­ния и давать оценку их роли в истории Греции. Составлять описание завоеватель­ных походов Александра Македон­ского, основных битв и их резуль­татов на основе различных источ­ников (текста, карт и картосхем), группировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хронологическую та­блицу. Составлять исторический портрет (характеристику) Алек­сандра Македонского как одного из величайших полководцев и го­сударственных деятелей Древне­го мира, определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к Александру Македонскому. Характеризовать процесс создания державы Александра

Македонского, определять послед­ствия завоевательной политики и государственной деятельности Александра Македонского. Составлять описание выда­ющихся научных и культурных до­стижений эпохи эллинизма на осно­ве различных источников, готовить презентации (сообщения) о «чудесах света» эпохи эллинизма, знаменитых александрийских учёных.

Тема11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­ шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­ бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­ низация войска. Понятие «легион».

гор, Софокл, Фидий.

Характеризовать особенности при­родных условий Италии, строить и обосновывать умозаключения о воз­можностях и особенностях её хозяй­ственного освоения.Рассказывать сюжеты легенд об осно­вании Рима, начале римской истории. Систематизировать информацию об основных событиях царского периода, главных сооружениях Древнего Рима на основе различных источников, гото­вить презентацию (сообщение). Харак­теризовать устройство римского обще­ства, раскрывать понятие гражданина, его прав и обязанностей. Определять на основе анализа источни­ков характер взаимоотношений основ­ных групп римского общества, их места в структуре власти, описывать борьбу плебеев за свои права и её последствия. Характеризовать систему функциони­рования римской республиканской вла­сти, деятельность её основных органов и государственных должностей. Систематизировать информацию об основных событиях военных столкновений римлян с народами и племенами в IV—III в. до н.э., наносить её на контурную карту и составлять хронологическую таблицу. Характеризовать процесс превращения Рима в господствующее государство Апеннинского полуострова.

Тема12: Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

.

Раскрывать причины военных столкно­вений Рима с Карфагенской державой, определять цели воюющих сторон. Со­ставлять описание основных битв и их результатов на основе различных источников (текста, иллюстраций, карт и картосхем), груп­пировать (классифицировать) факты по различным признакам, составлять хро­нологическую и сравнительную табли­цы. Составлять исторический портрет (характеристику) Ганнибала, Сципиона. Выделять факторы, способствовавшие победе римлян в войнах, определять по­следствия этой победы, ее значение. Анализировать карту завоеваний рим­лян в Восточном Средиземноморье. Описывать устройство римской ар­мии, сопоставлять римскую армию со знаменитыми армиями древности (ас­сирийской, греческой, македонской), составлять сравнительную таблицу. Устанавливать последовательность и длительность римских завоеваний, оценивать средства управления заво­ёванными территориями. Формулировать и обосновывать выводы о рабском труде как основе хозяйства Римского государства, влиянии инсти­тута рабства на социальную жизнь рим­лян на основе сопоставления учебного текста и исторических источников. Ха­рактеризовать гладиаторские бои как особенность культурной жизни римлян, давать им нравственную оценку.

Тема13. Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­ кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Анализировать причины и определять последствия проведения в Риме земель­ных и иных социальных реформ, пред­ложенных братьями Гракхами. Составлять исторический портрет (характеристи­ку) Тиберия и Гая Гракхов, приводить оценки деятельности этих исторических деятелей, изложенные в учебной лите­ратуре. Формулировать и объяснять своё отношение к деятельности и личности братьев Гракхов. Опи­сывать причины и ход самого крупно­го в Древнем мире восстания рабов под предводительством Спартака.Систематизировать информацию о Спартаке на основе различных источников, готовить презентацию (сообщение). Выделять факторы, способствовавшие возникновению и развитию обществен­ных конфликтов в Римском государстве во II—I вв. до н.э. Составлять истори­ческие портреты (характеристики) Гая Мария, Корнелия Суллы, Помпея, при­водить оценки этих исторических деяте­лей, изложенные в учебной литературе и источниках. Определять послед­ствия гражданских войн для судьбы римского общества и государства. Характеризовать сущность диктатуры Цезаря как утверждения единолич­ного правления в Риме. Составлять исторический портрет Юлия Цезаря, приводить оценки этого исторического деятеля. Формулировать и объяснять (аргументировать) своё отношение к Юлию Цезарю. Определять причины и последствия покушения на Цезаря для государственной власти Рима. Выделять факторы, способствовавшие утверждению единоличной власти Ок­тавиана Августа. Выявлять мо­тивы поступков исторических лиц на примере деятельности Октавиана Авгу­ста, излагать суждения в процессе ком­муникации с одноклассниками. Делать умозаключения об особенностях импе­раторской власти Октавиана Августа. Определять и объяснять (аргументиро­вать) своё отношение к первому рим­скому императору. Характеризовать величайшие достижения древнеримской литературы, оценивать их значение для мировой культуры.

Тема14. Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи.Соседи Римской империи.Отношения с Парфянским царством.Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Поня­ тие «варвары». Обожествление императоров.Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­ нека.Восстание в армии и гибель Нерона. Возникновение христианства. Рас­ сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам.

Расцвет Римской империи.Правление Трая на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Характеризовать новую религию — христианство, распространившееся в Римской империи в I—III вв., стро­ить умозаключения о причинах его быстрого распространения на терри­тории империи. Выделять основы христианского вероучения, излагать библейские сюжеты о земной жизни Христа и апостолов. Описывать про­цесс создания христианской церкви как социального института. Группировать (классифицировать)

факты о деятельности императоров II в. по различным признакам, со­ставлять сравнительную таблицу, на основании которой соотносить еди­ничные исторические факты и общие явления. Раскрывать понятие «золо­того века» империи. Формулировать и обосновывать выводы о значении создания системы римского права, достижений римской юридической мысли. Характеризовать образ Рима как Вечного города, вошедшего в историю мировой культуры. Называть характерные, существенные признаки повседневной жизни древних римлян, вошедшие в историю мировой культуры. Формулировать и обосновы­вать выводы о быте и нравах римлян как отражении их общественной жиз­ни. Составлять описание знаменитых римских построек на основе текстов и иллюстраций.

Тема15. Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­ лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­ винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­ во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Выделять факторы, способствовавшие измене­нию природы императорской вла­сти при Константине. Характеризовать процесс превращения христианства в госу­дарственную религию, утвержде­ния основ вероучения, организации христианской церкви. Характеризовать внутреннее поло­жение Западной Римской империи в последний век её существования. Анализировать причины слабости Западной Римской империи, не способной противостоять натиску варварских племён. Устанавливать последовательность и длительность эпохи Великого переселения на­родов, описывать её ключевые со­бытия. Анализировать карту вар­варских завоеваний с опорой на легенду. Проводить поиск и анализ информации о взаимоотношени­ях римлян и германцев в учебном тексте и исторических источниках, самостоятельно достраивая недоста­ющие компоненты.

Тема16: Итоговое повторение.

Итоговое повторение курса «Исто­рия Древнего мира».

Характеризовать начальный пери­од человеческой истории как по­следовательную смену первобытной эпохи различными цивилизация­ми Востока и Античности, время поступательного развития чело­веческого общества. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций древности. Выявлять преемствен­ную связь далёкого прошлого и современности. Применять знания об эпохе древности для раскрытия причин и оценки сущности совре­менных событий

Календарно-тематическое планирование курса «История».

5 класс (70 ч.)

№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения

урока

5 а

5 б

1

Введение (1 час)

1

Тема: « Первобытные собиратели и охотники» - 3 часа

2

Древнейшие люди

1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Тема: «Первобытные земледельцы и скотоводы» - 3 часа

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

6

Появление неравенства и знати

1

7

« Жизнь первобытных людей». Повторение по разделу

1

Тема: « Счет лет в истории »- 1 час

8

Счет лет в истории

1

Тема: «Древний Египет» - 8 часов

9

Государство на берегах Нила.

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники.

1

11

Жизнь египетского вельможи

1

12

Военные походы фараонов

1

13

Религия древних египтян

1

14

Искусство Древнего Египта

1

15

Письменность и знания древних египтян

1

16

« Древний Египет». Повторение по разделу

1

Тема: «Западная Азия в древности» - 8 часов

17

Древнее Двуречье

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

19

Финикийские мореплаватели

1

20

Библейские сказания

1

21

Древнееврейское царство

1

22

Ассирийская держава

1

23

Персидская держава « царя царей»

1

24

« Западная Азия в древности ». Повторение по разделу

1

Тема: «Индия и Китай в древности» - 5часов

25

Природа и люди Древней Индии

1

26

Индийские касты.

1

27

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

28

Первый властелин единого Китая.

1

29

Повторение

1

Тема: «Древнейшая Греция»- 5часов

30

Греки и критяне.

1

31

Микены и Троя.

1

32

Поэма Гомера «Илиада».

1

33

Поэма Гомера «Одиссея».

1

34

Религия древних греков

1

Тема: « Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» - 7 часов

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

36

Зарождение демократии в Афинах.

1

37

Древняя Спарта.

1

38

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

39

Олимпийские игры в древности.

1

40

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

Тема : «Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии» - 5 часов

42

В гаванях афинского порта Пирей.

1

43

В городе богини Афины.

1

44

В афинских школах и гимнасиях

1

45

В афинском театре

1

46

Афинская демократия при Перикле.

1

Тема: «Македонские завоевания в 4 веке до н.э.» - 4 часов

47

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

48

Поход Александра Македонского на Восток.

1

49

В Александрии Египетской.

1

50

Повторение по разделу : «Древняя Греция». Контрольная работа

1

Тема: « Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» - 3 часов

51

Древнейший Рим.

1

52

Завоевание Римом Италии.

1

53

Устройство Римской республики.

1

Тема: « Рим – сильнейшая держава Средиземноморья» - 3 часа

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

55

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

1

56

Рабство в Древнем Риме

1

Тема: « Гражданские войны в Риме» - 4 часа

57

Земельный закон братьев Гракхов.

1

58

Восстание Спартака.

1

59

Единовластие Цезаря.

1

60

Установление империи.

1

Тема: «Римская империя в первые века нашей эры» - 5 часов

61

Соседи Римской империи.

1

62

Рим при императоре Нероне.

1

63

Первые христиане и их учение.

1

64

Расцвет Римской империи во 2 в.

1

65

«Вечный город» и его жители.

1

Тема: « Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи » - 2ч.

66

Римская империя при Константине.

1

67

Взятие Рима варварами.

1

68

Повторение по разделу : «Древний Рим». Контрольная работа

1

69-70

Итоговое повторение

2