Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты изучения предмета

География. Начальный курс.

В соответствии с требованиями ФГОС изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры в жизненных ситуациях;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать и выбирать средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и корректировать план;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать. Классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение с использованием причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов;

- преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

- учиться критично относиться к своему мнению;

- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

Предметные результаты:

- объяснять, для чего изучают географию;

- использовать различные источники географической информации;

- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений;

- строить простые планы местности;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть основные способы изучения Земли;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- объяснять значение ключевых понятий.

2. Содержание учебного предмета География. Начальный курс

Раздел 1. ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле - 7 часов

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды. Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей —ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А. Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. X. Колумба, Ф. Магеллана, А. Тасмана, Дж.Кука.

Русские землепроходцы –исследователи Сибири и Дальнего Востока: Ермак, И.Москвитин, братья Лаптевы, В. Беринг, Е.Хабаров, С.Дежнѐв, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев.

Покорение Северного полюса. Р. Амудсен, Р. Пири. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками.

-беседы, дискуссии по проблеме.

- изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике.

- оформление контурных карт,

- решение кроссвордов,

- подготовка докладов о знаменитых путешественниках.

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы - 6 часов

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Земля —одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце —источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещѐнности. Практикум. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

-написание географических диктантов.

-чтение текста и его структурирование учениками.

-беседы, дискуссии по проблеме.

-изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике.

- составление кластеров,

Тема 3. План и карта - 18 часов

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус —объемная модель Земли. Географическая карта и её отличие от плана. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта—достижения человечества. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками,

изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов,.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике ,

- составление рассказов с использованием топографических знаков,

-написание географических диктантов.

работа с карточками.

Практическая работа №1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

Практическая работа №. 2.Определение расстояний и направлений, местоположения и взаимного расположения объектов.

Практическая работа № 3. Топографический диктант.

Практическая работа № 4. Определение по карте и глобусу географических координат.

Практическая работа № 5. Определение по карте и глобусу расстояний и направлений, , абсолютных высот и глубин.

Тема 4. Литосфера - 7 часов

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения зем­ных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их исполь­ зование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверх­ ность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Прояв­ления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изме­няющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками,

изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов,.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике ,

- составление рассказов с использованием топографических знаков,

-написание географических диктантов.

работа с карточками.

Практическая работа №. 6. Составление описания форм рельефа.

Тема 5. Гидросфера - 12 часов

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холод­ ные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирово­го океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное зна­ чение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покров­ ное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искус­ства.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками,

изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов,.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике ,

- составление рассказов с использованием топографических знаков,

-написание географических диктантов.

работа с карточками.

Тема 6. Атмосфера - 8 часов

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточно­ го хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образо­ вания. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмо­сферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхнос­ ти земного шара в зависимости от географической широты. Суточ­ ное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народ­ном творчестве и фольклоре.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками,

изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов,.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике ,

- составление рассказов с использованием топографических знаков,

-написание географических диктантов.

работа с карточками.

Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

Практическая работа № 8. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным (ознакомительная).

Тема 7. Биосфера - 3 часа

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и расти­тельных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необхо­ димость удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие поч­ вы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками,

изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов,.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике ,

- составление рассказов с использованием топографических знаков,

-написание географических диктантов.

работа с карточками.

Практическая работа №. 9. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

Тема 7. Географическая оболочка - 2 часа

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круго вороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности
человека. Культурные ландшафты. Природное и культурное наследие.

Уроки теоретического

разбора темы по заданному

алгоритму.

Уроки

- практикумы.

Уроки изучения нового материала с

мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления

изученного материала.

Уроки контроля знаний.

- чтение текста и его структурирование учениками,

изучение учениками нового учебного

материала с помощью интерактивных

материалов,.

- анализ таблиц, картосхем, карт атласа, иллюстраций в учебнике ,

- составление рассказов с использованием топографических знаков,

-написание географических диктантов.

работа с карточками.

В целях реализации права обучающихся, определенного ст.79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и учитывая рекомендации ВКК и ПМПк МБОУ гимназии № 12 создать для обучающихся 6 а класса Кулиев В. (ребенок с ОВЗ) организационно-педагогические условия обучения по географии в 2020-2021 учебном году: учитывая потенциал и затруднения обучающегося, использовать при работе на уроке (занятии) методические приемы, способствующие освоению им программы по географии.

3. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету География Земли. Начальный курс. 5 класс. 35 ч. (1 ч. в неделю)

п/п

Тема урока

Дата

5 а

5 б

1

Введение. Что изучает география?

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле - 7 часов

2

Как люди открывали Землю. Открытия в древности.

3

Великие географические открытия .

4

Открытия южных материков.

5

Российские путешественники.

6

Российские путешественники.

7

География сегодня.

8

Контроль по теме 1.

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы - 6 часов

9

Мы во Вселенной.

10

Движения Земли.

11

Движения Земли. Следствия движения земли.

12

Солнечный свет на Земле.

13

Дни солнцестояния и равноденствия.

14

Контроль по теме 2.

Тема 3. План и карта - 18 часов

15

Ориентирование.

16

Азимут.

17

План местности. Условные знаки.

18

Масштаб. Виды масштаба.

19

Измерение расстояний при помощи масштаба.

20

Изображение неровностей земной поверхности.

21

Построение профиля рельефа территории.

22

Практическое занятие по плану местности. Составление плана местности.

23

Географическая карта.

24

Градусная сеть.

25

Географические координаты. Географическая широта.

26

Географические координаты. Географическая долгота.

27

Практическое занятие. Определение географических координат по карте.

28

Практическое занятие. Определение направлений по карте.

29

Контроль по теме 3.

30

Работа с географической номенклатурой физической карты полушарий.

31

Работа с географической номенклатурой физической карты России.

32

Работа с контурными картами.

33

Итоговый урок

34--35

Резерв времени – 2 часа