1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; развитие умения учиться, создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегративный характер: объединяет в равной мере природоведческие и обществоведческие (в том числе, исторические) знания, даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук для целостного и системного видения в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Задачи курса:
- овладеть основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
- осмыслить причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формировать у школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни и поведения в экстремальных ситуациях;
- формировать личный опыт общения ребенка с природой и людьми.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений (толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре и истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ Земли и т.д.), культура поведения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
- установка на безопасный здоровый образ жизни (физическая культура, закаливание, безопасное поведение на природе и в общественных местах).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
• способность осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач, работать с информацией, представленной в разнообразных знаковых формах (схемы, таблицы, картосхемы, разрезы, диаграммы и пр.)
• способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• способность описывать и характеризовать факты и явления природного мира, события культуры, результаты своей исследовательской и практической деятельности, создавая разнообразные информационные тексты.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• реконструкция общекультурной картины природного и социального мира (природных и социальных объектов и явлений в их взаимосвязях), которая в курса основной школы выступит как материал, подлежащий рефлексивной переработке и дифференциации;
• опыт применения этих представлений для решения несложных практических задач;
• освоение средств и способов научно – познавательной деятельности (в частности, средств и способов представления материальных объектов через совокупность их признаков и свойств; репрезентации пространственных отношений, процессов и зависимостей; прямого и косвенного измерения параметров объектов и процессов; упорядочения и группировки и выразительного предъявления фактических данных; первичного анализа причинных связей.
2. Содержание курса 4 класс
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1. |
Небесные тела |
3 |
2. |
Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. |
7 |
3. |
Планеты Солнечной системы. |
4 |
4. |
Луна-спутник Земли. |
4 |
5. |
Земля - планета Солнечной системы. |
4 |
6. |
Климатические зоны. |
8 |
7. |
Природное сообщество |
5 |
8. |
Вращение Земли вокруг оси |
1 |
9. |
Времена года |
2 |
10. |
Счёт времени |
4 |
11. |
Способы получения знаний о прошлом |
2 |
12. |
Наше прошлое. Жизнь древних людей |
3 |
13. |
Наше прошлое. Древняя Русь |
4 |
14. |
Наше прошлое. История Отечества |
4 |
15. |
Наше прошлое. История СССР |
6 |
16. |
Современная Россия |
5 |
17. |
Наше прошлое и современность |
7 |
Промежуточная аттестация. Тестовая контрольная работа |
1 | |
|
Итого: |
68 |
3. Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» 4 класс
№ |
Название раздела, темы |
дата |
1 2 3 4 |
Небесные тела 1. Наша планета среди других небесных тел. 2. Как мы ощущаем: Солнце, Луну, Землю. 3. Небесные тела 4. Стартовая проверочная работа. Анализ работы. |
1.09 |
3.09 | ||
8.09 | ||
10.09 | ||
5 6 7 8 9 10 |
Взаимное движение Земли, Солнца, Луны. 1. Солнце -наша звезда……………………………………… 2. Свет и цвет………………………………………………… 3. Фазы Луны……………………………………………….. 4. Объяснение явления смены фаз Луны…………………. 5. Объяснение явления смены фаз Луны…………………. 6. Солнечное и лунное затмения………………………….. |
15.09 |
17.09 | ||
22.09 | ||
24.09 | ||
29.09 | ||
1.10 | ||
11 1213 14 |
Планеты Солнечной системы. 1. Проблема определения формы планеты……………. 2. Кругосветные путешествия…………………………. 3. Глобус- Модель Земли…………………………………. 4. Земля -планета, на которой есть жизнь……………….. |
6.10 |
8.10 | ||
13.10 | ||
15.10 | ||
15 16 17 18 |
Луна-спутник Земли. 1. Взаимодействие между телами………………………… 2. Всемирное тяготение……………………………………. 3. Системы Птолемея и Коперника……………………….. 4. Устройство Солнечной системы……………………….. |
20.10 |
22.10 | ||
27.10 | ||
5.11 | ||
19 20 21 22 23 |
Земля - планета Солнечной системы. 1. Искусственные и естественные спутники Земли…….. 2. Приливы и отливы Мирового океана…………………. 3. Современные представления о вращенииЗемли……….. 4. Времена года как следствие наклонной оси…………… 5. Времена года как следствие наклонной оси |
10.11 |
12.11 | ||
17.11 | ||
19.11 | ||
24.11 | ||
24 25 26 27 28
2930 31 |
Климатические зоны. 1. Исследование наклона земной оси……………………… 2. Климат и природные зоны………………………………. 3. Зона арктических пустынь……………………………….. 4. Тундра……………………………………………………... 5. Тайга, смешанные и широколиственные леса………….
6. Зона степей………………………………………………. 7. Зона полупустыни и пустыни…………………………. 8. Промежуточная итоговая работа (тест)………………. |
26.11 |
1.12 | ||
3.12 | ||
8.12 | ||
10.12 | ||
15.12 | ||
17.12 | ||
22.12 24.12 | ||
32 33 34 35 36 37 38 |
Природное сообщество………………………………………………….. Лес, луг и водоем родного края………………………………………… Круговорот веществ, взаимосвязь в природном сообществе………… Размножение и развитие животных……………………………………. Роль реки в жизни коренных народов Дона Рыбное царство Дона ….. Правила поведения в природе…………………………………………. Профилактика и первая помощь……………………………………….. |
12.01 |
14.01 | ||
19.01 | ||
21.01 | ||
26.01 | ||
28.01 | ||
2.02 | ||
39 |
Вращение Земли вокруг оси 1.Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи |
4.02 |
40
41
|
Времена года 1. Происхождение крупных мер времени (год, месяц, неделя) 2.Времена года, их особенности. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смен времен года. |
9.02 |
11.02 | ||
42 43 44 45 |
Счёт времени 1. Год у славян, римлян, китайцев…………………… 2. Эра календаря………………………………………. 3. Праздники…………………………………………… 4. Государственные праздники………………………. |
16.02 |
18.02 | ||
23.02 | ||
25.02 | ||
46 47 |
Способы получения знаний о прошлом 1. Способы получения знания о прошлом. 2. Способы получения знания о прошлом. |
2.03 |
4.03 | ||
48 49 |
Наше прошлое. Жизнь древних людей 1. Древние и современные люди. 2. Права и обязанности человека в обществе. |
9.03 |
11.03 | ||
50 51 |
Наше прошлое. Древняя Русь 1.Раскопки в Танаисе 2.Древне -русские города. Монголо - татарское иго. |
16.03 |
18.03 | ||
52
53
54 55
56 |
Наше прошлое. История Отечества 1. Князь Андрей Боголюбский Реконструкция Герасимова. Шлем Ярослава……………………………………….. 2. Поход Ермака. Освоение Сибири……………………………………… 3. Петр Великий и его преобразование…………………………………. 4 Оборона Севастополя. Достижения русской медицины Пирогова…………………………………………………………………………… 5. Российское государство……………………………………………… |
23.03 |
6.04 | ||
8.04 | ||
13.04 | ||
15.04
| ||
57 58 59 60 |
Наше прошлое. История СССР 1. Великие люди России 2. Великая Отечественная война……………………………… 3. Освоение целины…………………………………………… 4. Первый полет человека в космос………………………………………………………….. |
20.04 |
22.04 | ||
27.04 | ||
29.04 | ||
61 62 63 |
Современная Россия 1. Образование Российского государства……………. 2.Государственная символика………………………………… 3. Президент Российской Федерации……………………… |
4.05 |
6.05 | ||
11.05 | ||
65
66
67 68 |
Наше прошлое и современность 1. Деятельность человека на Земле. Проблема отходов………………………………………………………………. 2. Энергетические и экологические проблемы Загрязнение воды и ее очистка ……………………
3. Итоговая проверочная работа……………………………… 4. Анализ итоговой работы |
13.05 |
18.05
| ||
20.05 25.05 | ||
|
Итого: |
68ч |