1. П ланируемые результаты освоения предмета литературное чтение в 4 классе.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности ( декламации, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям её граждан;
– основы для приятия культурных традиций своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентации на моральные нормы и их выполнение;
– осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– потребности в чтении как средстве познания мира и самосознания, интереса к литературе и другим видам искусства;
– осознание искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
– способности осмысливать свою принадлежность к определённой эпохе, культуре, части человечества;
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от её результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– самостоятельно работать с книгой(учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой;
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учётом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия других.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно – познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нём, телевизионной передачи и.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.
– Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусств;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседника;
– принимать участие в коллективных проектах.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осознанно и произвольно строить сообщения устной и письменной форме, творчески выражать свои мнение о явлениях жизни, отражённых в литературе;
– открыто выражать своё отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающей содержание условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга.
Предметные результаты:
- имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
- имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
- имеют представление об эпосе, лирике, драме;
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
- сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
- на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
- отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
- различают художественное произведение и публицистическое;
- выделяют особенности учебного, познавательного текста;
- определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
- в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
- выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
- создают отзывы, эссе на заданную тему;
- редактируют собственный текст;
- сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
- пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
- самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
- ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать себя членом многонационального российского общества и государства;
- осознавать литературу как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- сформировывать чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в общих делах и событиях;
- становлению гуманистических и демократических ценностей; осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантность, взаимопомощь, уважительное отношение к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценность человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
- формировать эстетические потребности, ценности, чувства находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
- сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
- строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
- использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
- классифицировать объекты на основе заданного параметра;
- определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа сопровождением);
2. Содержание учебного предмета литературного чтения
4 класс (136 часов)
КНИГА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВА ЧУДНАЯ СТРАНА
Раздел I. Когда сбываются мечты… (18ч.)
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.
Раздел II. Детские пристрастия(12ч.)
Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем
литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.
Раздел III. Штрихи к портрету (16ч.)
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье... (14ч.)
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. А. С. Пушкин и его читательские пристрастия.
КНИГА ВТОРАЯ. «ВСЕ МЫ — РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…(20ч.)
Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.
Раздел II. Уроки детства (20ч.)
Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».
Раздел III. «Микрогеография» детства (17ч )
Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.
Раздел IV. Куда уходит детство? (18ч.)
Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.
Каждый этап в изучении нового смыслового блока обязательно сопровождается творческим заданием, адресованным ребенку. Ученику предлагается попробовать выполнить это задание, познакомить с ним учителя и одноклассников, а затем включиться в активный диалог, решая ту учебно-практическую задачу, которая предлагается для осмысления.
1. Календарно - тематическое планирование .
№ |
Дата |
Тема | |
1 |
1.09 |
Тема мечты в стихотворениях О. О. Дриза |
|
2 |
2.09 |
Тема мечты в стихотворениях Ю. П. Морица |
|
3 |
4.09 |
Тема мечты в стихотворенияхА. Меляковой |
|
4 |
7.09 |
Чудеса в сказкеВ. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
|
5 |
8.09 |
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
|
6 |
9.09 |
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
|
7 |
11.09 |
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». |
|
8 |
14.09 |
Образ мечты в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов |
|
9 |
15.09 |
«Исполнение желаний» |
|
10 |
16.09 |
В. Иванова «Трудный случай». |
|
11 |
18.09 |
Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна. |
|
12 |
21.09 |
Изобразительные средства в стихотворениях о мечте У. Д. Смита и Ш. Силверстейна. |
|
13 |
22.09 |
Реализация авторского замысла в художественных образах детства. С. Черный «Невероятная история». |
|
14 |
23.09 |
С. Черный «Невероятная история». |
|
15 |
25.09 |
Образ детства в стихотворениях М. Агафоновой «Хорошо быть маленьким» |
|
16 |
28.09 |
М. И. Цветаевой «Мирок». |
|
17 |
29.09 |
Грустное и веселое в стихотворении А. С. Пушкина «Осень». |
|
18 |
30.01 |
Сочинение-миниатюра на одну и тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!», «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» |
|
19 |
2.10 |
Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство». |
|
20 |
5.10 |
Образ детства в стихотворении Н. С. Гумилева «Детство». |
|
21 |
6.10 |
Тема детских интересов в произведениях разных жанров. В. Ю. Драгунский «Что я люблю» |
|
22 |
7.10 |
Ю. Д. Левитанский «Что-то случилось, нас все покидают…» |
|
23 |
9.10 |
Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». |
|
24 |
12.10 |
Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». |
|
25 |
13.10 |
Образ ушедшего детства в рассказе А. А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». |
|
26 |
14.10 |
Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун» |
|
27 |
16.10 |
Смешное и грустное в произведениях разных жанров. С. Черный «Счастливый карп». |
|
28 |
19.10 |
Смешное и грустное в произведениях разных жанров. В. Шульжик «Грустный клоун», С. Черный «Счастливый карп». |
|
29 |
20.10 |
Образ рая в стихотворении С. Черного «В раю». |
|
30 |
21.10 |
Сочинение на одну из тем: «Райский денек», «Райское местечко». |
|
31 |
23.10 |
Портрет героя произведения. Стихотворения О. О. Дриза, |
|
32 |
26.10 |
Портрет героя произведения. А. С. Пушкина |
|
33 |
27.10 |
Портрет героя в произведениях.С. Черного. |
|
34 |
6.11 |
Раскрытие характера героя через портрет. А. П. Чехов «Детвора». |
|
35 |
9.11 |
А. П. Чехов «Детвора». |
|
36 |
10.11 |
Образ красоты в стихотворении Н. А. Заболоцкого «Некрасивая девочка». |
|
37 |
11.11 |
«Некрасивая девочка». |
|
38 |
13.11 |
Портрет первоклассника в стихотворениях С. Черного и М. Я. Бородицкой. |
|
39 |
16.11 |
Проект: «Портрет.- жанр живописи в литературе» |
|
40 |
17.11 |
Чудеса детства в стихотворении М. И. Цветаевой «Наши царства». |
|
41 |
18.11 |
М. И. Цветаева «Наши царства». |
|
42 |
20.11 |
Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстого «Детство». |
|
43 |
23.11 |
Л. Н. Толстого «Детство». |
|
44 |
24.11 |
Л. Н. Толстого «Детство». |
|
45 |
25.11 |
Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай». |
|
46 |
27.11 |
Образ рая в стихотворении Б. Ш. Окуджавы «Рай». |
|
47 |
30.11 |
Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой. |
|
48 |
1.12 |
Общение героя с книгой в стихотворениях В. А. Лалетиной и М. И. Цветаевой. |
|
49 |
2.12 |
Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко. |
|
50 |
4.12 |
Образ скриптория в отрывке из романа «Имя розы» У. Эко. |
|
51 |
7.12 |
Экскурсия. |
|
52 |
8.12 |
Образ библиотеки в произведениях разных жанров. В. Д. Берестов |
|
53 |
9.12 |
Образ библиотеки в произведениях разных жанров. А. А. Лиханов. |
|
54 |
11.12 |
Читательские интересы авторов. А. А. Ахматова, |
|
55 |
14.12 |
М. Я. Басина. |
|
56 |
15.12 |
«Читай, удивляйся, размышляй!». |
|
57 |
16.12 |
«Читай, удивляйся, размышляй!». |
|
58 |
18.12 |
Сочинение-отзыв |
|
59 |
21.12 |
Читательская конференция |
|
60 |
22.12 |
Проект « Наша библиотека» |
|
61 |
23.12 |
Образ настоящего героя в произведениях разных жанров. Ю. Д. Левитанский «Кораблик», |
|
62 |
25.12 |
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», |
|
63 |
28.12 |
Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», |
|
64 |
11.01 |
Б. Ш. Окуджава «Бумажный солдатик». |
|
65 |
12.01 |
Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева. |
|
66 |
13.01 |
Художественный образ капитанов в стихотворении Н. С. Гумилева. |
|
67 |
15.01 |
Образ истинного героизма в произведениях разных жанров. Ю. Я. Яковлев «Рыцарь Вася», |
|
68 |
18.01 |
Сочинение-продолжение рассказа «Рыцарь Вася». |
|
69 |
19.01 |
В. А. Бахревский «Светлячок». |
|
70 |
20.01 |
В. А. Бахревский «Светлячок». |
|
71 |
22.01 |
Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой |
|
72 |
25.01 |
Образ детства в лирических стихотворениях М. И. Цветаевой |
|
73 |
26.01 |
Способы изображения авторитетного героя в рассказе А. Т. Аверченко «Предводитель Лохмачёв». |
|
74 |
27.01 |
Проект « Путешествие в античную эпоху |
|
75 |
29.01 |
Способы выражения авторской позиции в произведениях Б. В. Заходера |
|
76 |
1.02 |
Способы выражения авторской позиции в произведениях В. В. Медведева. |
|
77 |
2.02 |
«Читай, удивляйся, размышляй!». |
|
78 |
3.02 |
«Читай, удивляйся, размышляй!». |
|
79 |
5.02 |
Сочинение на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». |
|
80 |
8.01 |
«Читай, удивляйся, размышляй!». |
|
81 |
9.02 |
Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина |
|
82 |
10.02 |
Образ школы в стихотворениях А. С. Пушкина |
|
83 |
12.02 |
Образ школы в стихотворениях В. Д. Берестова |
|
84 |
15.02 |
Образ школы в стихотворениях В. Д. Берестова |
|
85 |
16.02 |
Тема одиночества в произведениях разных жанров. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб» |
|
86 |
17.02 |
Тема одиночества в произведениях разных жанров. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб» |
|
87 |
19.02 |
Тема одиночества в произведениях разных жанров. А. А. Фет «Одинокий дуб». |
|
88 |
22.02 |
Тема одиночества в произведениях разных жанров. А. А. Фет «Одинокий дуб». |
|
89 |
23.02 |
Понятие «урок жизни». Разные авторские позиции в изображении «уроков жизни». |
|
90 |
24.02 |
Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»1-2гл. |
|
91 |
26.02 |
Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»3-4 гл. |
|
92 |
1.03 |
Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»5-6 гл. |
|
93 |
2.03 |
Н. С. Лесков «Неразмененный рубль»7-8гл. |
|
94 |
3.03 |
Творчество Лескова |
|
95 |
5.03 |
Творчество В. Д. Берестова. |
|
96 |
8.03 |
Экскурсия в библиотеку |
|
97 |
9.03 |
В. Д. Берестов «Сердцевина |
|
98 |
10.03 |
А. А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…», |
|
99 |
12.03 |
Сочинение- отзыв |
|
100 |
15.03 |
Мониторинг обученности по литературному чтению.( ХТ) |
|
101 |
16.03 |
Мониторинг обученности по литературному чтению.(НПТ) |
|
102 |
17.03 |
Воспоминания о детстве в стихотворениях Ю. Д. Левитанского | |
103 |
19.03 |
Воспоминания о детстве в стихотворениях В. Д. Берестова |
|
104 |
22.03 |
Образ бабочки в текстах разных жанров. В. А. Бахревский «Бабочка», |
|
105 |
23.03 |
К. Д. Бальмонт «Бабочка», |
|
106 |
2.04 |
В. В. Набоков «Ночные бабочки». |
|
107 |
5.04 |
Творческая работа |
|
108 |
6.04 |
Тема детских воспоминаний в мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы». |
|
109 |
7.04 |
мемуарах И. В. Одоевцевой «На берегах Невы». |
|
110 |
9.04 |
Промежуточная аттестация по литературному чтению |
|
111 |
12.04 |
Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина |
|
112 |
13.04 |
Автор о себе и другие об авторе. Стихотворения А. С. Пушкина |
|
113 |
14.04 |
В. П. Авенариус «О Пушкине». |
|
114 |
16.04 |
В. П. Авенариус «О Пушкине». |
|
115 |
19.04 |
Тема памяти в произведениях разных жанров. М. М. Пришвин «Времена года» |
|
116 |
20.04 |
В. А. Лалетина «Маленькое солнышко – желтый одуванчик» |
|
117 |
21.04 |
В. Д. Берестов «Одуванчики». |
|
118 |
23.04 |
Сочинение-ответ (рассуждение) на вопрос по миниатюре М. М. Пришвина «Дитя». |
|
119 |
26.04 |
Тема взросления человека. Ю. Д. Левитанский «Дети», |
|
120 |
27.04 |
И. Бардин «Трудная пора», |
|
121 |
28.04 |
М. Агафонова «Ноты под листочками…» |
|
122 |
30.04 |
С. Павлютина «Земляничный рай» |
|
123 |
3.05 |
В. П. Крапивин «Серая мгла редела…». |
|
124 |
4.05 |
Ведение личного дневника. |
|
125 |
5.05 |
Проверочная работа |
|
126 |
10.05 |
Анализ работ, работа над ошибками. |
|
127 |
11.05 |
А.П.Чехов «Мальчики» |
|
128 |
12.05 |
А.П.Чехов «Злой мальчик» |
|
129 |
14.05 |
Катаев «Сын полка» Главы. Разведчики. |
|
130 |
17.05 |
Катаев «Сын полка» Главы. События. |
|
131 |
18.05 |
Катаев «Сын полка» Главы. Портрет героя. |
|
132 |
19.05 |
Катаев «Сын полка» Главы. Обобщение. |
|
133 |
21.05 |
Написание группового письма «Будущим читателям!» |
|
134 |
24.05 |
Представление работ. |
|
135 |
Читательская конференция |
| |
136 |
Урок рефлексия |
| |
Итого |
|
|
|