Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебныедействия как основа умения учиться.

В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и конт роле способа решения;

осуществлять пошаговый контроль по резуль тату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учите лей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающиеся получат возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

осуществлять контроль по результату и по способу действия, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве по зиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения учебного предмета

«Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

рассказывать о любимом литературном герое;

выявлять авторское отношение к герою;

характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

самостоятельно читать выбранные книги;

высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

2. Содержание предмета с указанием форм и видов деятельности

3 класс (170 ч)

Программа 3 класса знакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Продолжается знакомство младших школьников с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Программа предусматривает знакомство с некоторыми важными особенностями поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную выразительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с понятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи (ее цели, смысловых доминант). Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдение норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Формирование умения при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов и фигур: контраста, звукописи, повторов.

Дальнейшее освоение приемов диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументированно опровергать.

Дальнейшее формирование умений участвовать в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Основные виды учебной деятельности обучающихся :аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность «самых древних сказочных сюжетов» (историй): их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).

Особенность «просто древних сказок»: начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Особенность «менее древней сказки»: ее нравоучительный характер – начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным.

Представление о «бродячих» сюжетах (сказочных историях).

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Авторское творчество

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие социального конфликта и морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя, авторские комментарии.

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа. Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции, непредсказуемость композиции рассказа.

Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): объяснить слушателю алгоритм поведения героя при встрече с волшебным миром (волшебная сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя (героя-рассказчика, автора) в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).

Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на ленту времени произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности), а также авторских литературных и живописных произведений.

Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).

Основные виды учебной деятельности обучающихся:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Раздел «Элементы творческой деятельности»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Участие в инсценировках (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Формирование умения устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникающими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Формы организации процесса обучения:

· групповая

· фронтальная

· индивидуальная

· уроки самостоятельных работ

· уроки с применением современных педагогических технологий

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения

Формы контроля:

- подробный и выборочный пересказ;

- чтение наизусть;

- творческие работы

- тестовые работы

- проверочные работы с текстами

- диагностические работы

- тематические проверочные работы

3. Календарно - тематическое распределение часов

3 класс

5часа - в неделю

170 часов – в год

Тема урока

Дата

1

Внеклассное чтение

2

С.Козлов «Июль»

3

Ю.Коваль «Берёзовый пирожок»

4

Поход в «Музейный Дом». Марк Шагал «Окно в сад»

5

В.Маяковский «Тучкины штучки»

6

С.Козлов «Мимо белого яблока луны»

7

8

С.Есенин «Нивы сжаты…»

С.Есенин «Нивы сжаты…»

9

10

А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

11

А.Пушкин «Опрятней модного паркета»

12

Внеклассное чтение

13

Хокку Дзёсо,Басё

14

Поход в «Музейный Дом». Игорь Грабарь «Мартовский снег».

15

Н.Матвеева «Гуси на снегу», Э.Мошковская ,

хокку ЁсаБусона.

16

С.Козлов «Сентябрь», «Как оттенить тишину»

17

И.Бунин «Листопад»

18

Записная книжка Кости Погодина

19

В.Берестов,Лунин

20

21

А.Пушкин «Зимнее утро»

А.Пушкин «Зимнее утро»

22

23

В.Берестов «Большой мороз»

В.Берестов «Большой мороз»

24

В.Берестов «Плащ». Поход в «Музейный Дом».

25

Внеклассное чтение

26

С.Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

27

Ю.Коваль «Вода с закрытыми глазами», хокку Ранрана.

28

Поход в «Музейный Дом». Василий Поленов «Заросший пруд».

29

Иванов «Как Хома картины собирал»

30

31

Откуда пошли болезни и лекарства. Сказка индийцев.

32

33

Гиена и черепаха.

Африканская сказка.

34

35

Нарядный бурундук.

Алтайская сказка.

36

37

Два жадных медвежонка.

Венгерская сказка.

38

39

О собаке,кошке и обезьяне.

Индийская сказка.

40

41

Золотая рыба.

Индийская сказка.

42

Отчего цикада потеряла рожки.

43

44

Черепаха, кролик и удав-маха.

Кубинская сказка.

45

Хитрый шакал. Индийская сказка.

46

Шведская сказка. По заслугам расчёт.

47

Различие самой древней и менее древней сказочной истории.

48

Внеклассное чтение

49

Снег и заяц. Бурятская сказка.

50

Н.Матвеева «Картофельные олени»

51

52

Саша Чёрный «Дневник»

Саша Чёрный «Дневник»

53

54

Саша Чёрный «Осенний кавардак»,

Саша Чёрный «Я один»

55

Занятия клуба «Ключ и Заря».

56

Т.Пономарева «Автобус»

57

Т.Пономарева «В шкафу»

58

Э.Мошковская «Вода в колодце»

59

Поход в «Музейный Дом». Павел Филонов «Нарвские ворота»

60

Внеклассное чтение

61

62

Б.Житков «Как я ловил человечков»

Б.Житков «Как я ловил человечков»

63

Тим Собакин «Игра в птиц»

64

К.Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом».

65

66

Т.Пономарёва «Прогноз погоды»

Т.Пономарёва «Прогноз погоды»

67

68

Т.Пономарёва «Лето в чайнике».

Поход в «Музейный Дом».

69

Внеклассное чтение

70

Маша Вайсман «Лучший друг медуз»

71

72

А.Куприн «Слон»

А.Куприн «Слон»

73

75

К.Паустовский «Заячьи лапы»

К.Паустовский «Заячьи лапы»

76

С.Козлов« Если меня совсем нет». Поход в «Музейный Дом».

77

78

Эзоп «Рыбак и рыбёшка»

«Соловей и ястреб»

79

80

Эзоп «Отец и сыновья»

«Быки и лев»

81

82

Ж.Лафонтен «Волк и журавль»

Басни.

Ж.Лафонтен «Волк и журавль»

Басни.

83

84

Эзоп «Ворон и лисица»,

Крылов «Ворона и лисица»

85

86

Эзоп «Лисица и виноград»,

Крылов «Лисица и виноград»

87

И.Крылов «Квартет»

88

89

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

90

91

92

93

Сказки «Каша из топора»,

«Солдатская шинель»

«Волшебный кафтан».

«Волшебный кафтан».

94

Внеклассное чтение

95

96

Л.Каминский «Сочинение»

Л.Каминский «Сочинение»

97

98

99

И.Пивоварова «Сочинение»

И.Пивоварова «Сочинение»

И.Пивоварова «Сочинение»

100

101

М.Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены»,

М.Яснов «Подходящий угол».

102

103

104

Н.Теффи «Преступник»

Н.Теффи «Преступник»

Н.Теффи «Преступник»

105

106

К.Чуковский «От 2 до 5»

Г.Остер «Вредные советы»

107

108

109

Т.Пономарёва «Помощь»

Т.Пономарёва «Помощь»

Т.Пономарёва «Помощь»

110

111

112

113

В.Драгунский «Ровно 25 кило»

В.Драгунский «Ровно 25 кило»

В.Драгунский «Ровно 25 кило»

В.Драгунский «Ровно 25 кило»

114

115

116

Б.Заходер «История гусеницы»

Б.Заходер «История гусеницы»

Б.Заходер «История гусеницы»

117

Внеклассное чтение

118

119

120

Ю.Мориц «Жора Кошкин»,

С.Махотин «Самый»

С.Махотин «Самый»

121

122

123

Б.Заходер «История гусеницы»

Б.Заходер «История гусеницы»

Б.Заходер «История гусеницы»

124

125

126

127

Л.Муур «Крошка Енот и тот,кто сидит в пруду»

Л.Муур «Крошка Енот и тот,кто сидит в пруду»

Л.Муур «Крошка Енот и тот,кто сидит в пруду»

Л.Муур «Крошка Енот и тот,кто сидит в пруду»

128

129

130

М.Яснов «Гусеница-Бабочке»

М.Яснов «Гусеница-Бабочке»

М.Яснов «Гусеница-Бабочке»

131

132

Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

Н.Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

133

134

135

Л.Пантелеев «Честное слово»

Л.Пантелеев «Честное слово»

Л.Пантелеев «Честное слово»

136

137

138

Н.Некрасов «На Волге»

Н.Некрасов «На Волге»

Н.Некрасов «На Волге»

139

140

Путешествие в «Музейный дом»

Путешествие в «Музейный дом»

141

Внеклассное чтение

142

143

144

145

146

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

К.Паустовский «Растрёпанный воробей»

147

148

А.Пушкин «Цветок»

А.Пушкин «Цветок»

149

150

151

152

153

А.Гайдар «Чук и Гек»

А.Гайдар «Чук и Гек»

А.Гайдар «Чук и Гек»

А.Гайдар «Чук и Гек»

А.Гайдар «Чук и Гек»

154

155

Поход в «Музейный Дом».

Поход в «Музейный Дом».

156

Внеклассное чтение

157

Путешествие в «Музейный дом»

158

Путешествие в «Музейный дом»

159

Путешествие в «Музейный дом»

160

Внеклассное чтение

161

Резервные уроки

162

Резервные уроки

163

Резервные уроки

164

Резервные уроки

165

Резервные уроки

166

Резервные уроки

167

168

169

170

Резервные уроки

Резервные уроки

Резервные уроки

Резервные уроки