Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 Планируемые результаты освоения учебной программы

В результате освоения программы в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих

личностных результатов:

учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;

понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;

следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;

проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;

понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;

проявляют интерес к самостоятельному выбору книги для чтения;

метапредметных результатов:

правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;

самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);

в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;

имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;

структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;

составляют модели жанров и изобразительных средств языка;

имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;

в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;

оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.

способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;

выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;

предметных результатов:

имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;

определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;

в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;

имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;

различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;

пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;

пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;

восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;

отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;

создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;

делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3–го года обучения

В области познавательных УУД школьник инструментально освоит алфавит, научится ориентироваться в учебной книге, сможет работать с несколькими источниками информации.

В области регулятивных УУД научится подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения и приблизится к пониманию того, что разные точки зрения имеют разные основания.

В области коммуникативных УУД обучаемый научится:

оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры;

излагать ответ на вопрос с соблюдением норм оформления текста;

отвечать на вопросы, заданные на уточнение и понимание;

начинать и заканчивать разговор в диалоге в соответствии с нормами;

отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;

строить самостоятельно коммуникацию в группе на основе заданной процедуры

группового обсуждения;

организовывать деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

уметь презентировать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других).

2. Содержание курса с указанием форм и видов деятельности

Содержание курса

Формы работы

Виды деятельности

Тема 1. Рождение замысла. Тема творчества

Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.

Н. К. Абрамцева «Шелковая сказка»; Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»; Д. Хармс «Что это было?»; С. Черный «Крокодил»; А. Е. Екимцев «Дедушка туман»; Н. К. Абрамцева «Сказка о тумане»; А. Е. Екимцев «Комары»; В. А. Бахревский «Скучный осенний дождик»; В. И. Белов «Катюшин дождик».

Сочинение-этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на…», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям творческой работы (формулирование критериев).

В. В. Маяковский «Тучкины штучки»; Ф. А. Миронов «Тучи».

Урок контроля и оценки

Урок актуализации учебных знаний.

Урок решения частных задач.

Урок решения учебной задачи

Сравнение жанровых признаков сказки и рассказа.

От автора к читателю, от читателя к автору

Исправление ошибок допущенных при выполнении задания

Наблюдение за впечатлением автора в сказке. Выявление авторской позиции. Продолжение волшебной истории по заданному началу.

Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Определение критериев чтения

Наблюдение за способом раскрытия характера персонажа Моделирование развернутого ответа по теме.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств создания образа. Поиск ответов на вопросы в тексте.

Выявление жанровых признаков шуточного стихотворения. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием.

Сопоставление произведение по жанру, по наличию авторской позиции. Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за способом раскрытия характера персонажа. Продолжение истории.

Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Выделение микротем. Составление плана текста

Определение настроение рассказа. Подготовка вопросов к тексту. Выразительное чтение стихотворения с последующим оцениванием. Знакомство со способами изменения настроения.

Сочинение миниатюры «Эти облака похожи на...», «Эти тучки похожи на...». С опорой на модель сравнения как средства художественной выразительности написать сочинение-миниатюру .

Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение. Выделение главной мысли.

главной мысли.

Анализ своей работы по заложенным критериям.

Тема 2. В царстве словесного пейзажа

Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.

И. С. Тургенев «Осень»; Ю. Качаев «Осенние странники»; П. П. Потемкин «Мухоморы»; В. А. Бахревский «Опоздавший мухомор»; Ю. И. Коваль «Последний лист»; И. А. Бунин «Листопад» (отрывок); В. Д. Берестов «Капля»; Ф. А. Миронов «Капля».

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования.

Урок решения частных задач.

Урок контроля и оценки

Творческая работа: сочинение-описание природы «Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям сочинения.

Наблюдение за оттенками настроения, переданными в слове. Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за авторскими приемами. Определение критериев чтения. Оценивание по критериям собственное чтение и чтение одноклассников.

Моделирование развернутого ответа по теме. Пересказ от 1-го лица. Наблюдение за разными авторскими приемами.

Выявление оттенков настроения.

Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение. Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами.

Выделение художественной детали описания природы. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием. Создание текста-описания по модели.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

Поиск ответов на вопросы в тексте. Парная работа по выделению авторских средств в тексте.

Интонирование.

Моделирование средства- эпитета. . Поиск ответов на вопросы в тексте.

Сочинение «Путешествие осеннего листа» с элементами описания природы. Использование изученных изо средств для передачи своего отношения. Сопоставление шуточного и лирического стихотворений.

Выделение изученных ИЗО средств в заданном тексте. Выделять оттенки настроения.

Тема 3. «И сразу стало все не так...»

Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.

Э. Э. Мошковская «Листок бумаги»; Э. Э. Мошковская «Лесная пятёрка»; Е. И. Матвеева «Мечта»; А. Е. Екимцев «Арбуз»; М. Я. Бородицкая «Тетушка Луна»; Ю. П. Мориц «Разговаривали вещи»; Г. Х. Андерсен (перевод с датского А. Ганзен) «Чайник»; Ю. П. Мориц «Пузатый чайник»; О. Э. Мандельштам «Кухня»; А. М. Горький «Самовар».

Урок решения частных задач

Урок моделирования.

Урок решения учебной задачи.

Творческая работа: сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учениками критериям этой творческой работы.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции. Употреблению разных средств, для создания образа. Открытие способа изображения «характера» героя

Пересказ от 1 лица.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

Работа в группе. Моделирование ИЗО средства – олицетворение.

Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за изо средством- олицетворением

Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

Наблюдение за сюжетом в разных авторских сочинениях. Иллюстрирование произведений. Сопоставление повествовательного и лирического произведений.

Определение роли звукописи и звукоподражания. Настроение героев.

Определение роли звукописи и звукоподражания. Настроение героев. Характеры героев. Определение роли темпа. ритма. тона в авторской сказке

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Выделение изо средств

Выделение изученных изо средств в заданном тексте. Выделять оттенки настроения.

Анализ работы.

Выделение признаков сказки. Характер героя.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам

Выделение ключевых слов, пауз. Интонирование.

Тема 4. Доброе слово и кошке приятно

Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.

М. С. Пляцковский «Как попался кот на удочку»; С. Черный «Как кот сметаны поел»; Н. К. Абрамцева «Загадка»; М. М. Пришвин «Кот»; Ю. И. Коваль «Летний Кот», «Солнечное пятно».

Урок решения учебной задачи

Урок контроля и оценки

. Творческая работа: описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

Создание образа животного (кота) по индивидуальному замыслу. Обсуждение критериев оценивания. Выделение достоинств и недостатков работ.

Наблюдение за описанием кота. Моделирование развернутого ответа по теме. Поиск ответов на вопросы в тексте. Определение критериев чтения. Составление плана для пересказа.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции, употреблению средств для создания образа.

Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения с последующим оцениванием.

Наблюдение за описанием животного. Моделирование развернутого ответа по теме. Выделение изо средств.

Наблюдение за описанием животного, его поведением, отношением к нему человека. Моделирование развернутого ответа по теме.

Создание текста- описания животного по модели. Определение роли изо средств в передачи авторского отношения.

Сочинение-миниатюра. Выражение авторского отношения с помощью изо средств.

Тема 5. «О всякой живности»

Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи.

Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни.

В. Д. Берестов «Жуки»; М. В. Ломоносов «Кузнечик»; Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая…»; Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот»; научно-популярное описание бегемота (отрывок из энциклопедической статьи «Аванты+»); Д. Хармс «Бульдог и таксик»; В. А. Бахревский «Дом с жабой»; Ю. И. Коваль «Лось»; В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности» («Рома», «Петух», «Последняя синичка»).

Урок решения учебной задачи.

Урок решения частных задач.

Творческая работа: анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравнений); композиционных приемов текста.

Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения.

Выявление ритмического рисунка в стихотворении и поиск изобразительных средств.

Раскрытие темы философских размышлений. Работа над партитурой текста.

Выявление в тексте метафор.их особенностей. Моделирование понятия метафора.

Выделение изо средств- способа создания образа персонажа. Сравнение описания реального и фантастического героя.

Сопоставление художественного и научного описаний бегемота.

Поиск ответов на вопросы в тексте. Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Выделение микротем.

Наблюдение за разными авторскими приемами. Наблюдение за описанием животного, его поведением и отношением к нему человека. Выделение микротем.

Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств.

Определение жанра произведения. Выделение признаков сказки. Подготовка вопросов к тексту. Поиск ответов на вопросы в тексте. Составление плана (продолжения текста). Характеристика главной героини текста.

Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. Сравнение характеров героев.

Анализ лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное описание. Выделение изо средств. Тон, темп чтения. Составление читательской партитуры.

Тема 6. Каждый сам о себе

Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.

Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.

Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.

Р. С. Сеф «Полночь…»; В. Д. Берестов «Песня лягушек»; С. Чёрный «Индюк»; Д. С. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»; В. Д. Берестов «Гусь и его критики»; С. Чёрный «Дневник фокса Микки» (глава «О Зине, о еде, о короке и т. п.), «Арапкина молитва».

Урок решения учебной задачи

Урок контроля и оценки

Урок решения частных задач.

Урок моделирования.

Урок контроля и оценки.

Работа по поиску и называнию авторских средств в произведении.

Самопрезентация.

Выявление способов изображения характера героев. Наблюдение за разными авторскими приемами. Выразительное чтение произведения , оценивание по

Наблюдение за описанием персонажей, способами передачи их характеров. Портрет героя.

Создание мультфильма или спектакля по тексту сказки. Чтение сказки по ролям, инсценирование.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам

Наблюдение за описанием персонажей, способами передачи их характеров. Портрет героя. Моделирование жанра басни.

Выявление особенностей жанра басни: иносказания, сюжета, морали.

Выявление особенностей жанра дневниковых записей.

Презентация книги или произведения о животном. Определение критериев оценивания.

Определение жанра произведения. Выделение жанровых признаков. Выделение изо средств. Характеристика персонажей.

Тема 7. Необычные уроки письма

Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.

Ю. Н. Кушак «Почтовая история»; Ю. П. Мориц «Тетрадка для сказок»; Д. Родари (перевод с итальянского С. Я. Маршака) «Письмо фее»; А. Е. Екимцев «Деревушка на сосне»; Л. Мезинов «Соседи»;

М. С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте»; А. П. Чехов «Ванька»; А. С. Пушкин «19 октября» (отрывок), «И. И. Пущину», «Няне»; В. В. Лунин «Записка»; Я. Аким «Пишу тебе письмо»; М. Я. Бородицкая «Лето прошло»; Э. Э. Мошковская «Письмо».

Урок постановки учебной задачи

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования.

Урок решения учебной задачи.

Урок контроля и оценки.

Урок решения частных задач.

Творческая работа: сочинение различных посланий, редактирование.

Наблюдение за жанром послание.

Наблюдение за жанром послание. Моделирование жанра. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения.

Наблюдение за жанром послание. Наблюдение за разными авторскими приемами. Создание текста-послания по модели. Сочинение-ответ на письмо

Редактирование текста открытки. Советы пишущему открытку.

Выделение частей письма, настроения адресанта, способов передачи настроения, цели написания писем, форм обращения

Выявление особенностей художественного послания. Выделение изо средств.

Определение темы посланий. Записка.

Подготовка к работе с текстом по заданным вопросам.

Подготовка письма будущим первоклассникам.

Выбор интересных вопросов и подготовка ответов.

3. Календарно-тематическое планирование

136 ч

№ п/п

Дата

Тема урока

Учебник, раздел 1. Мир, созданный автором

Тема 1. Рождение замысла. Тема авторства (27 ч)

1

Мои летние каникулы. Сочинение

2

Обсуждение детских сочинений

3

Стартовая проверочная работа (№1). Работа с художественным текстом

4

Проверка техники чтения (старт)

5

Акцентное вычитывание Н.К. Абрамцева «Шелковая сказка»

6

Н.К. Абрамцева «Шелковая сказка»

7

Н.К. Абрамцева «Шелковая сказка»

8

Разное видение мира. Автор и мир. Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»

9

Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя

10

С. Черный «Крокодил». Способ изображения характера животного

11

Д. Хармс «Что это было?». Способ изображения характера героя

12

Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман»

13

Работа с художественным текстом

14

Способы изображения одного явления природы разными авторами. А.Е. Екимцев «Дедушка туман»

15

Н.К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

16

Н.К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходства и различия образов тумана

17

А.Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора

18

А.Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора

19

В.А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию

20

В.А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию

21

В.И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение

22

Форма рассказа о событии, ее соответствие содержанию

23

В.И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие, изменяющее настроение

24

В.В. Маяковский «Тучкины штучки». Сравнение как средство художественной изобразительности

25

Ф.А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности

26

Сравнение-средство художественной изобразительности.

27

Урок-рефлексия

Тема 2. В царстве словесного пейзажа (13 ч)

28

Образ природы в произведениях разных авторов.

29

И.С. Тургенев «Осень». Способы выражения авторского отношения к природе

30

Творческая мастерская

31

И. Качаев «Осенние странники». Описание осени. «Событие» осеннего дня

32

П.П. Потемкин «Мухоморы». Способы передачи авторского настроения

33

В.А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Способы передачи авторского настроения

34

Ю.И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь

35

И.А. Бунин «Листопад» (отрывок).

36

В.Д. Берестов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения

37

Ф.А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения

38

Внеклассное чтение

39

Творческая работа

40

Проверка техники чтения

41

Неживой предмет – объект внимания разных авторов.

Э.Э. Мошковская «Листок бумаги»

42

«Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания

43

Неживой предмет – объект внимания разных авторов

44

Е.И. Матвеева «Мечта»

45

Работа в позиции автора

46

Внеклассное чтение

47

Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета

48

М.Я. Бородицкая «Тетушка Луна»

49

«Событие» в шуточном стихотворении

50

Творческая мастерская

51

Ю.П. Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов

52

Г.Х. Андерсен «Чайник»

53

Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя

54

Внеклассное чтение

55

Г.Х. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя

56

О. Э. Мандельштам «Кухня»

57

Жизнь кухни. Способы ее воссоздания

58

Творческая мастерская

59

А.М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении

60

Проверочная работа № 2. Работа с художественным текстом

61

Анализ работ, работа над ошибками.

«Новогодние» стихотворения, сценки

62

Внеклассное чтение

63

«Новогодние» стихотворения, сценки

Учебник, раздел 2. Секреты рождения образа

Тема 1. Доброе слово и кошке приятно (15 ч)

64

Способы описание животного. Способы выражения авторского отношения к нему.

65

Практическая работа. Сочинение-описание.

66

Анализ сочинений, работа над ошибками. Внеклассное чтение.

67

М.С. Пляцковский «Как кот попался на удочку»

68

С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота – шуточный образ

69

Творческая мастерская

70

С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота – шуточный образ

71

Н.К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде

72

М.М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения

73

Внеклассное чтение

74

М.М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения

75

Ю.И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно»

76

Одна тема в творчестве автора – разные способы ее воплощения

77

Творческая мастерская

78

Урок - рефлексия

Тема 2. «О всякой живности» (16 ч)

79

Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В.Д. Берестов «Жуки»

80

М.В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления героя

81

Внеклассное чтение

82

М.В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления героя

83

Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова – основа метафоры. Поэтический образ

84

Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты»

85

Ю.Я. Яковлева «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты»

86

Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении

87

В.А. Бахревский «Дом с жабой»

89

Тонкий лиризм автора

90

Ю.И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного

91

Проверочная работа № 3. Работа с художественным текстом.

92

В.И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним

93

В.И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка»

94

Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним

95

Урок - рефлексия

Тема 3. Каждый сам о себе (11 ч)

96

Рассказ о герое от первого лица.

Р.С. Сеф «Полночь...»

97

В.Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором

98

С. Черный «Индюк». Звукопись – прием, помогающий создать смешной образ

99

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания

100

Творческая мастерская

101

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания

102

Образ «умного» индюка. Способы его создания

103

В.Д. Берестов «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора

104

С. Черный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва». Дневниковые записи

105

Проверочная работа № 4. Работа с художественным текстом

106

Анализ, работа над ошибками

Тема 4. Необычные уроки письма (28 ч)

107

Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история»

108

. Ю.Н. Кушак «Почтовая история»

109

Первый урок. Ю.Н. Кушак «Почтовая история»

110

Второй урок. Ю.П. Мориц «Тетрадка для сказок»,

112

Дж. Родари «Письмо фее»

113

А.Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи»

114

Внеклассное чтение

115

А.Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи»

116

Третий урок. М.С. Пляцковский «Козленок в почтовом конверте»

117

Урок - рефлексия

118

Работа с текстом

119

Четвертый урок. А.П. Чехов «Ванька»

120

А.П. Чехов «Ванька»

121

Контрольная работа за год (№ 5)

122

Контрольная работа за год

123

Проверка техники чтения

124

Пятый урок. А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне»

125

Пятый урок. А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне»

126

Шестой урок. В.В. Лунин «Записка»

127

Я.Л. Аким «Пишу тебе письмо»

128

Урок - рефлексия

129

Шестой урок. М.Я. Бородицкая «Лето прошло»,

130

Э.Э. Мошковская «Письмо»

131

Урок-рефлексия

132

Ю.Я. Яковлев «К читателю»

134

Внеклассное чтение

135

Творческая мастерская

136

Что мы прочитали за год?