Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
· установка на поиск решения проблем;
· критичность;
· развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановки и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты
· проводить рефлексивный контроль за выполнением способа действия/средства при решении предметной задачи;
· самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности (на основе операционального состава действия) и производить оценку своих и чужих действий;
· сами устанавливать «дефицит» в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;
· осуществлять отбор заданий для ликвидации «дефицита» и планировать порядок и сроки работы над возникшими математическими проблемами и трудностями;
· видеть возможные математические ошибки на основе операционального состава действия при использовании конкретного способа действия и предотвращать их (видение «ошибкоопасных» мест при сложении и вычитании многозначных чисел);
· иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;
· задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;
· работать с модельными средствами (чертежи в текстовых задачах, треугольная схема умножения и деления, запись позиционного числа) для решения предметных задач;
· организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
Предметные результаты:
· сравнивать многозначные числа в одной системе счисления, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых;
· читать и записывать многозначные числа (в пределах 10000) в десятичной системе счисления;
· воспроизводить по памяти результаты табличных случаев сложения и вычитания;
· выполнять устные вычисления на сложение и вычитание чисел в пределах 100;
· выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
· решать задачи на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин (в одно-два действия);
· выполнять сложение и вычитание именованных чисел (без перевода единиц);
· решать уравнения вида: a + x = b , x + a = b , a – x = b , x – a = b .
· по схеме отмерить величину, используя промежуточную мерку, измерить данную величину с помощью промежуточной мерки и представить результат измерения в виде схемы;
· выполнять умножение и деление чисел с помощью числовой прямой;
· вычислять длину ломаной линии, периметр многоугольника
Содержание учебного предмета (170 ч)
Основная цель : сформировать новый способ (с помощью системы, набора мерок, вспомогательных (дополнительных) мерок) измерения-отмеривания величины и выйти новый вид числа – многозначное число.
· освоить особую форму представления числа-результата измерения (позиционная запись);
· с помощью моделей изучить свойства «нового» числа (многозначного) и построить правила оперирования с ними (способ поразрядного сложения и вычитания значений);
· научить учащихся оценивать количество цифр в результате и способ табличного сложения (таблица Пифагора);
· освоить моделирование действий умножения и деления на числовой прямой и способ получения результатов умножения «маленьких» чисел (таблица умножения);
· продолжить работу по использованию математического языка (схема, чертеж, формула, таблица) для решения математических задач;
· продолжить работу по обучению учащихся решению текстовых задач на отношение «частей и целого» и разностное сравнение величин с помощью моделей и уравнений.
Предметное содержание математической грамотности
Содержательная область |
Средства математического действия (понятия, представления) |
Математические действия |
Числа и вычисления |
· последовательность натуральных чисел · числовая прямая · позиционный принцип (многозначные числа) · свойства арифметических действий · порядок действий |
· нумерация · представление чисел на числовой прямой · сравнение многозначных чисел · выполнение арифметических действий с многозначными числами · определение порядка действий в выражении. · прикидка |
Измерение величин |
· отношение между числом, величиной и единицей · отношение «целого и частей» · формула площади прямоугольника |
· прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта) · косвенное измерение (вычисление по формулам) |
Закономерности |
· «индукционный шаг» · повторяемость (периодичность) |
· выявление закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах · вычисление количества элементов в структурированном объекте |
Зависимости |
· отношения между однородными величинами (равенство, неравенство, кратности, разностное, «целого и частей») · прямая пропорциональная зависимость между величинами · производные величины: скорость, производительность труда и др. · соотношения между единицами |
· решение текстовых задач. · описание зависимостей между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемами, формулами и пр.) · действия с именованными числами |
Элементы геометрии |
· форма и другие свойства фигур (основные виды геометрических фигур) · пространственные отношения между фигурами · симметрия |
· распознавание геометрических фигур · определение взаимного расположения геометрических фигур |
Календарно-тематическое планирование