Содержание учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе
Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные блоки:
— речевая и читательская деятельность (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными видово-жанровыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
— литературоведческая пропедевтика (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; освоение авторских приемов создания образов с помощью изобразительных средств; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов анализа для понимания авторской позиции);
— творческая деятельность (овладение законами и способами создания нового текста).
Планируемые результаты:
1) личностные:
— учащиеся принимают как ценность жизнь, Родину, доброту, семью, любовь, знание, дружбу, справедливость, сострадание, взаимопомощь;
— представляют многообразие народов, живущих в России , в их языках и устном народном творчестве;
— принимают различные точки зрения на художественное произведение, терпимо относятся к ним;
— принимают этикетные нормы поведения в коллективе, в паре, в группе в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
— различают эмоции и чувства персонажа, присутствующие в художественном произведении;
— различают эмоции и чувства, проявляющиеся в процессе анализа и интерпретации художественных произведений;
— проявляют интерес к пониманию замысла художественного произведения в определенном жанре;
2) метапредметные:
— учащиеся правильно читают речевыми звеньями (синтагмами), обозначают интонацию конца предложения в соответствии с пунктуацией;
— в устной и письменной форме дают полный ответ на вопрос по содержанию прочитанного;
— определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 150 слов;
— выбирают (придумывают) заглавие к тексту объемом около 150 слов из нескольких предложенных;
— имеют представление о микротеме и о принципах деления текста в жанре сказки на микротемы;
— имеют представление о многообразии книг: художественных, учебных, научно-популярных;
— в процессе коллективного обсуждения проблемы выражают читательскую позицию;
— оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям;
— могут пользоваться сносками и справочными разделами учебника;
— подбирают к художественным произведениям иллюстративный материал из предложенного в учебнике;
— могут соотнести разные способы создания художественного образа (в литературе, мультипликации, искусстве театра, живописи);
3) предметные:
— учащиеся имеют представление о жанрах: пословице, басне, сказке, поэтической сказке, сказке-пьесе, притче, сказке-притче;
— имеют представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах;
— определяют вид народной сказки (о животных, бытовая, волшебная) и авторской сказки о волшебстве по характерным признакам;
— имеют опыт наблюдения рифмы и ритма в стихотворных произведениях, особенностей сказочного героя;
— составляют партитуру поэтического текста для интонирования наизусть (коллективно и индивидуально);
— критически оценивают интонирование и чтение свое и других в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
— наблюдают композицию (построение) сказки (народной и авторской);
— соотносят классические сказочные сюжеты, находят общие и различные признаки русских, зарубежных сказок;
— в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения определяют отношение автора к персонажу, главную мысль сказки;
— раскрывают смысл предложенных учебником пословиц, соотносят их с содержанием другого прочитанного произведения;
— пересказывают фрагмент произведения близко к тексту;
— создают миниатюры на заданную тему, редактируют собственный текст;
— выразительно и грамотно читают фрагменты предложенных учебником произведений по ролям.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примеч. |
1 |
День знаний |
01.09 |
|
2 |
Введение в тему. Поэтические послания А. С. Пушкина.
|
03.09 |
|
3 |
Интонация литературного послания.
|
04.09 |
|
4 |
Смысл и звучание слова. Образ осени в стихотворении Е. Ф. Трутневой. |
05.09 |
|
5 |
Особенности создания образа. Раскрытие смысла слов.
|
07.09. |
|
6 |
Пословицы о слове. Дж. Родари об умении пользоваться словом. |
08.09 |
|
7 |
Слово в пословице. Как понять смысл мудрого изречения?
|
10.09 |
|
8 |
Слово в пословице. Как объяснить его другому человеку?
|
11.09 |
|
9 |
Роль слова «вода» в разных высказываниях.
|
12.09 |
|
10 |
Определение темы рассказа Е. А. Пермяка.
|
14.09 |
|
11 |
Выделение слов-признаков для описания скрипки в рассказе. Настроение рассказа. |
15.09 |
|
12 |
Талант человека. Как не погубить талант?
|
17.09 |
|
13 |
Рассказ В. В. Голявкина.
|
18.09 |
|
14 |
Притча о талантах (по А. Меню).
|
19.09 |
|
15 |
Читатель и автор. Лирическое стихотворение А. А. Ахматовой «Тайны ремесла». |
21.09 |
|
16 |
Притча-сказка Ф. К. Сологуба «Глаза». Прямое и переносное значения слова. |
22.09 |
|
17 |
Описание природы в прозе и поэзии. М. М. Пришвин «Летний дождь». |
24.09 |
|
18 |
В. В. Набоков «Дождь пролетел».
|
25.09 |
|
19 |
Выразительное чтение прозаического и поэтического текстов. |
26.09 |
|
20 |
Волшебные звуки слова. В. Одоевский «Городок в табакерке». |
28.09 |
|
21 |
Описание музыкальной шкатулки в сказке.
|
29.09 |
|
22 |
Выразительное чтение прозаического произведения.
|
1.10 |
|
23 |
Волшебные превращения слова. Спор в юмористическом стихотворении. |
2.10 |
|
24 |
Спор в юмористическом, игровом стихотворении.
|
3.10 |
|
25 |
Способы изображения спора в стихотворении.
|
5.10 |
|
26 |
Трудно ли быть грамотным?
|
6.10 |
|
27 |
Юмористические стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля»,
|
8.10 |
|
28 |
Ю. Тувим «Словечки-калечки».
|
9.10 |
|
29 |
Диалог героев.
|
10.10 |
|
30 |
Зачем люди хвастаются?
|
12.10 |
|
31 |
Сказка и басня. Слово-поучение в сказке и басне.
|
13.10 |
|
32 |
Русская народная сказка «Заяц-хвастун».
|
15.10 |
|
33 |
Басня И. А. Крылова «Кукушка и Петух».
|
16.10 |
|
34 |
Зачем читать лингвистические сказки? О чем в них узнают?
|
17.10 |
|
35 |
И. М. Подгаецкая «Ударение».
|
19.10 |
|
36 |
Рассуждение «Зачем нужно ударение в слове?»
|
20.10 |
|
37 |
Необычные слова.
|
22.10 |
|
38 |
Особенности изображения героев. С. Черный. «Воробей».
|
23.10 |
|
39 |
В.И. Белов. «Как воробья ворона обидела»
|
24.10 |
|
40 |
Проверка навыков чтения.
|
26.10 |
|
41 |
Урок-рефлексия. |
27.10 |
|
42 |
Необычные герои. Неживые предметы — герои произведений. |
6.11 |
|
43 |
Я. Л. Аким «Что говорят двери».
|
7.11 |
|
44 |
Н. Демыкина «Капризный день».
|
9.11 |
|
45 |
«Вежливые» и «подарочные» стихи.
|
10.11 |
|
46 |
О. Е. Григорьев «Гостеприимство»,
|
11.11 |
|
47 |
И. Шевчук «Подарок».
|
13.11 |
|
48 |
«Вежливые» слова в произведении. |
14.11 |
|
49 |
О. И. Высотская «Мягкий знак»
|
16.11 |
|
50 |
Э. Э. Мошковская «Сказка про Твердый и Мягкий Знаки».
|
17.11 |
|
51 |
Зачем человеку язык?Каким бывает язык? Можно ли человеку ошибаться?
|
19.11 |
|
52 |
Притча о Эзопе. Ошибка в речи.
|
20.11 |
|
53 |
Дж. Родари «Страна без ошибок».
|
21.11 |
|
54 |
Волшебные слова. Секрет, который лежит на дне чернильницы. |
23.11 |
|
55 |
Дж. Родари «Чем писать?»
|
24.11 |
|
56 |
Л. Н. Толстой «Веник».
|
25.11 |
|
57 |
В чем секреты интонации?
|
27.11 |
|
58 |
И. Мазнин «Давайте дружить».
|
28.11 |
|
59 |
Н. Н. Матвеева «Кораблик».
|
30.11 |
|
60 |
Сочинение-рассуждение «О чем мечтал кораблик».
|
1.12 |
|
61 |
Житейская история в небольшом рассказе.
|
2.12 |
|
62 |
Е. А. Пермяк «Как Маша стала большой».
|
4.12 |
|
63 |
Э. Ю. Шим «Жук на ниточке».
|
5.12 |
|
64 |
«Ночные» произведения. |
7.12 |
|
65 |
В. С. Шефнер «Колыбельная»
|
8.12 |
|
66 |
С. Г. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»
|
9.12 |
|
67 |
Образ героя. Авторское воплощение.
|
11.12 |
|
68 |
Г. М. Кружков «Утро — веселый маляр».
|
12.12 |
|
69 |
Автор — художник, автор — волшебник.
|
14.12 |
|
70 |
М. М. Пришвин «Слово — звезда».
|
15.12 |
|
71 |
Сочинение – миниатюра «Что мне известно о слове?»
|
16.12 |
|
72 |
В чем талант читателя? Секреты чудесного текста о радуге.
|
18.12 |
|
73 |
Э. Ю. Шим «Цветной венок».
|
19.12 |
|
74 |
Незабываемый случай.
|
21.12 |
|
75 |
В. И. Белов «Радуга»,
|
22.12 |
|
76 |
В. А. Бахревский «Хозяева леса».
|
23.12 |
|
77 |
Читательская конференция.
|
25.12 |
|
78 |
Проверка навыков чтения.
|
26.12 |
|
79 |
Урок-рефлексия
|
28.12 |
|
80 |
Знакомство с учебником. Введение в мир сказочного слова. |
11.01 |
|
81 |
И. С. Соколов-Микитов «Звезды».
|
12.01 |
|
82 |
В. Д. Берестов «Недаром дети любят сказку».
|
13.01 |
|
83 |
Знаешь ли ты сказку?
|
15.01 |
|
84 |
В. А. Черченко «Как рождается сказка?»
|
16.01 |
|
85 |
Слово в русской народной сказке.
|
18.01 |
|
86 |
Бытовая сказка «Мужик и Медведь».
|
19.01 |
|
87 |
Наблюдение за повествованием в сказке.
|
20.01 |
|
88 |
Выразительное чтение сказки.
|
22.01 |
|
89 |
Бытовая сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
|
23.01 |
|
90 |
Особенности содержания сказки.
|
25.01 |
|
91 |
Создание виртуального мультфильма с последующим показом. |
26.01 |
|
92 |
Выразительное чтение сказки.
|
27.01 |
|
93 |
Волшебная сказка «Кулик».
|
29.01 |
|
94 |
Особенности содержания сказки.
|
30.01 |
|
95 |
Выразительное чтение сказки.
|
1.02 |
|
96 |
Инсценирование сказки
|
2.02 |
|
97 |
Волшебная сказка «Несмеяна-царевна».
|
3.02 |
|
98 |
Особенности содержания и построения сказки.
|
5.02 |
|
99 |
Характеристика персонажей сказки.
|
6.02 |
|
100 |
Выразительное чтение сказки.
|
8.02 |
|
101 |
Инсценирование сказки
|
9.02 |
|
102 |
Сказка о животных «Журавль и цапля».
|
10.02 |
|
103 |
Особенности сказок о животных.
|
12.02 |
|
104 |
Характеристика персонажей сказки.
|
13.02 |
|
105 |
Выразительное чтение сказки.
|
15.02 |
|
106 |
Бытовая сказка «Солдатская загадка».
|
16.02 |
|
107 |
Особенности бытовой сказки.
|
17.02 |
|
108 |
Характеристика персонажей сказки.
|
19.02. |
|
109 |
Выразительное чтение сказки.
|
20.02 |
|
110 |
Урокрефлексия «Читаем русские народные сказки».
|
22.02 |
|
111 |
Читательская конференция «Чем интересны сказки современному читателю?» |
23.02. |
|
112 |
Притчевое слово в сказке.
|
24.02 |
|
113 |
Сказка-притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». |
26.02 |
|
114 |
Сказка-притча Ф. К. Сологуба «Сказки на грядке и сказки во дворце». |
27.02 |
|
115 |
Выразительное чтение сказки-притчи.
|
1.03. |
|
116 |
Сказка-притча К. Д. Ушинского «Два плуга».
|
2.03. |
|
117 |
Сказка-притча К. Д. Ушинского «Ветер и Солнце».
|
3.03 |
|
118 |
Прямое и переносное значение в сказке-притче.
|
5.03 |
|
119 |
Иносказательный характер в сказке-притче.
|
6.03 |
|
120 |
Сказка-притча Н. Г. Гарина-Михайловского «Знаем!».
|
8.03 |
|
121 |
Выразительное чтение сказок-притч.
|
9.03 |
|
122 |
Мир природы в авторских сказках.
|
10.03 |
|
123 |
К. Д. Ушинский «Проказы старухи зимы».
|
12.03 |
|
124 |
И. С. Соколов-Микитов «Зимняя ночь».
|
13.03 |
|
125 |
Выразительное чтение авторских сказок.
|
15.03 |
|
126 |
Л. А. Чарская «Зимняя сказка».
|
16.03. |
|
127 |
Выразительное чтение сказки.
|
17.03 |
|
128 |
Инсценирование сказки.
|
19.03 |
|
129 |
О. О. Дриз «Как родилась Зима».
|
20.03 |
|
130 |
Выразительное чтение сказки.
|
22.03 |
|
131 |
Инсценирование сказки.
|
23.03 |
|
132 |
Урокрефлексия. Диагностика чтения. Конкурс рисунков «Портрет зимы».
|
2.04 |
|
133 |
Читательская конференция
|
3.04 |
|
134 |
Герой в авторских сказках о животных. В. И. Даль «Ворона». |
5.04 |
|
135 |
Наблюдение за повествованием в сказке.
|
6.04 |
|
136 |
Особенности построения авторской сказки о животных.
|
8.04 |
|
137 |
Выразительное чтение сказки.
|
9.04 |
|
138 |
Н. Д. Телешов «Покровитель мышей».
|
10.04 |
|
139 |
Особенности построения авторской сказки.
|
12.04 |
|
140 |
Выразительное чтение сказки.
|
13.04 |
|
141 |
А. Н. Толстой «Картина».
|
15.04 |
|
142 |
Д. И. Хармс «Про собаку Бубубу».
|
16.04 |
|
143 |
Наблюдение за повествованием в сказках.
|
17.04 |
|
144 |
Выразительное чтение сказок.
|
19.04 |
|
145 |
Урок-рефлексия. Конкурс рисунков по авторским сказкам и их презентация. |
20.04 |
|
146 |
Читательская конференция.
|
22.04 |
|
147 |
Герой в авторских сказках о волшебстве.
|
23.04 |
|
148 |
Н. К. Абрамцева «Чудеса, да и только!»
|
24.04. |
|
149 |
Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей
|
2604 |
|
150 |
Сочинение – развернутый ответ на вопрос.
|
27.04 |
|
151 |
Рассказывание отрывков сказки.
|
29.04 |
|
152 |
Т. И. Александрова «Кузька» (первая глава).
|
30.04 |
|
153 |
Т. И. Александрова «Кузька» (дополнительное чтение)
|
1.05 |
|
154 |
Т. И. Александрова «Кузька» (дополнительное чтение)
|
3.05 |
|
155 |
Конкурс рисунков «Портреты необычных героев в авторских сказках». |
4.05 |
|
156 |
Сказка в стихах. С. Я. Маршак «Вчера и сегодня».
|
6.05 |
|
157 |
Особенности сказок в стихах.
|
7.05. |
|
158 |
Наблюдение за сюжетом и поступками персонажей.
|
8.05 |
|
159 |
Инсценирование сказки.
|
10.05. |
|
160 |
П. П. Ершов «Конек-Горбунок».
|
11.05. |
|
161 |
П. П. Ершов «Конек-Горбунок».
|
13.05 |
|
162 |
П. П. Ершов «Конек-Горбунок».
|
14.05. |
|
163 |
Выразительное чтение и инсценирование отрывков сказки.
|
15.05 |
|
164 |
Как рождается сказочник.
|
17.05 |
|
165 |
А. Черепанова «Бесконечная сказка».
|
18.05 |
|
166 |
А. Черепанова «Бесконечная сказка». |
20.05 |
|
167 |
Выразительное чтение и интерпретация сказки.
|
21.05 |
|
168 |
Диагностика чтения.
|
22.05 |
|
169 |
«Проверь себя!»
|
24.05 |
|
170 |
Итоговый урокрефлексия.
|
25.05 |
|