1. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015,
3. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (для XI классов),
4. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для XI классов),
5. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
6. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт - Петербурга
от 21.04.2020 № 1011 -р «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2021 учебный год»,
7. Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию
Правительства Санкт - Петербурга от 23.04.2020 № 03-28-3775/20-0-0 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2021 учебный год»,
8. Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт - Петербурга от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020 - 2021 учебном году (с изменениями)»,
9. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
10. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
11. Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт- Петербурге»,
12. Примерной программой среднего общего образования для 11 класса к учебнику: История России: История России 10 класс, под ред. А.В. Торкунова, в 3 частях, М., «Просвещение», 2019. (2 и 3 часть учебника используется в 11 классе)
13. Учебным планом СОО ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год,
14. Положением о рабочей программе педагога ГБОУ СОШ № 553 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт - Петербурга.
1.2 УМК
Всеобщая история: О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран 20-начало 21 века», учебник для 9 класса, М., «Просвещение» 2015, раздел 2 (новейшая история 2 половины 20 - начала 21 веков)
История России: История России 10 класс, под ред. А.В. Торкунова, в 3 частях, М., «Просвещение», 2019, часть 2 , раздел 4 («Апогей и кризис советской системы») и часть 3 ( разделы «Апогей и кризис советской системы», продолжение, 1980-1991гг. и «Российская Федерация»)
1.3 Общая характеристика учебного предмета
История - это специализированное научное знание эмпирикотеоретического характера о прошлой социальной реальности.
Объектом исторической науки большинство историков считает человеческое общество во всем многообразии его прошлого бытия, взятого в его развитии и изменении. История как наука исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим.
Рассмотрим вопрос о специфике истории как учебного предмета. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение истории как школьного учебного предмета: история - это учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний.
Главная цель изучения истории — воспитание социально-активной личности, с высокими идейно-нравственными качествами, чётко выраженным национально - культурным самосознанием, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, усвоившей гуманистические идеалы. В теоретическом отношении это определение является неполным и весьма спорным, но его можно считать рабочим, отправной точкой для последующего анализа сущности истории как школьного учебного предмета (учебной дисциплины).
В Российской педагогической энциклопедии приводится более полное определение истории как учебного предмета. История в школе определяется как учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.
Классический подход в педагогике к пониманию истории как учебного предмета акцентирует внимание на категориях и принципах, которые определяют содержание и методы организации учебной деятельности учащихся. Не отрицая эту точку зрения в целом, подчеркнём, что школьное историческое образование включает в себя и нравственно-патриотическую (ценностную) составляющую. Для современной российской школы на переходном этапе её развития этот компонент является одним из приоритетных.
Современное понимание истории как учебного предмета базируется на определении образования как сложного социокультурного явления, назначение которого состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека.
При определении школьного исторического образования мы основывались на следующей иерархии базовых понятий: образование как социокультурное явление российская система исторического образования-*история как школьный учебный предмет (учебная дисциплина)-^история как учебный курс.
История как учебная дисциплина — в традиционном понимании школьный учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях.
В истории как учебном предмете выделяется более частное понятие учебного курса: курс отечественной истории, курс всеобщей истории . Школьный курс истории в педагогике обычно трактуется как составная часть учебной дисциплины (учебного предмета), представляющая собой дидактическую модель изучения тех или иных её разделов или проблем.
Анализ соотношения истории как науки и учебного предмета позволяет сделать вывод, что в настоящее время одним из ключевых является вопрос о методологии исторического познания. Мировая тенденци я к отказу от монодоктринального подхода, формирование методологического плюрализма создали новые условия для развития отечественного исторического образования.
Изучение истории в старшем звене на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся традиций, установок, доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системам;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
В рамках реализации выше указанных целей решаются следующие задачи:
Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;
Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников
1.5 Место предмета в федеральном базисном плане
Базисный учебный план на изучение истории в 11 классе отводит 3 часа в неделю. Итого: 3 часа в неделю, 102 часа за год. Контрольных работ - 6 ч.
1.6 Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате обучения учащийся должен:
знать/понимать
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• историческую обусловленность современных общественных процессов;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать
авторство источника, время, обстоятельства и це^ анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
1.7 Содержание программы Новейшая история зарубежных стран (середина 20- начало 21 века)
Раздел 2. (1 раздел изучен в 10 классе)
Человечество на этапе перехода к информационному обществу. Человечество на рубеже новой эры.
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Развертывание интеграционных процессов в Европе.
«Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны. Система международных отношений на рубеже XX - XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX в. - середине ХХ в. Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х - 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX - XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе.
Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал- демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX - XXI вв.
Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Отечественная история.
Раздел 4, (продолжение, начало - в 10 классе).
Апогей и кризис советской системы 1945-1991гг.
Восстановление и развитие народного хозяйства. Последствия войны для СССР. Промышленность: восстановление разрушенного и новое строительство. Конверсия и ее особенности. Ускоренное развитие военно-промышленного комплекса. Главные мобилизационные факторы послевоенной экономики. Обнищание деревни.
Власть и общество. Послевоенные настроения в обществе и политика И. В. Сталина. Социальная политика и ее приоритеты. Денежная реформа 1947 г. и отмена карточной системы. Государственные займы у населения. Снижение розничных цен. Уровень жизни городского и сельского населения.
Отмена чрезвычайного положения в СССР. Перевыборы Советов всех уровней. Возобновление съездов общественных организаций. Развитие культуры. Открытие новых академий, научных институтов и вузов. Введение обязательного образования в объеме семи классов.
Усиление режима личной власти и борьба с вольномыслием в обществе. Постановления о литературе и искусстве. Борьба с «космополитизмом». Новая волна политических репрессий.
Внешняя политика. Укрепление позиций СССР на международной арене после Второй мировой войны. Вне шн еполитические курсы СССР и западных держав.
Начало «холодной войны», ее проблемы, причины. Складывание социалистического лагеря. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Отношения со странами «третьего мира». Поддержка международного движения сторонников мира.
Основные понятия: конверсия, «холодная война», социалистический лагерь, страны «третьего мира».
СССР в 1953—1964 гг.: попытки реформирования советской системы.
Сталина. Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия. Номенклатура и реформы. Смягчение курса в политике. Реабилитация жертв массовых репрессий 30—50-х гг. «Оттепель»: обновление духовной жизни страны. XX съезд КПСС. Критика культа личности И. В. Сталина.
Влияние XX съезда КПСС на духовную жизнь общества. Надежды на углубление демократизации. Идеалы и ценности молодежи 60-х гг. Противоречивость духовной жизни. Диссиденты.
Преобразования в экономике. Попытки экономических реформ. Перемены в аграрной политике. Освоение целины. Противоречивость аграрной политики. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение ударных направлений, приоритетных программ развития народного хозяйства (космос, химия, автоматика и др.). Ставка на преодоление трудностей с помощью перестройки управленческих структур. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 60-х гг.
Особенности социальной политики. Уровень жизни народа.
СССР и вне шн ий мир. Поворот от жесткой конфронтации к ослаблению международной напряженности. СССР и мировая система социализма. Организация Варшавского договора. События 1956 г. в Венгрии. Отношения с капиталистическими и развивающимися странами. Карибский кризис и его уроки.
Основные понятия: реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, «оттепель», волюнтаризм, диссиденты, мирное сосуществование, мораторий.
Советский Союз в последние десятилетия своего существования Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965—1985 гг. Л. И. Брежнев. Экономическая реформа 1965 г.: содержание, противоречия, причины неудач. Нарастание трудностей в управлении единым народно-хозяйственным комплексом. Стройки века. Нефть и газ Сибири. Хроническое отставание сельского хозяйства: причины, последствия. Продовольственная программа. Общий кризис «директивной экономики» и его причины.
Социальная политика: цели, противоречия, результаты.
Курс на свертывание демократических преобразований. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». Политика подавления инакомыслия. Застойные явления в духовной жизни страны.
Кризис советской системы. 1980-1991. Распад СССР
Период перестройки. Курс на экономическую и политическую модернизацию страны. Конце пци я перестройки. Реформы в экономике. Политические реформы. Выход на политическую арену новых сил. Кризис КПСС. Национальные противоречия. События августа 1991 г. Распад СССР и создание СНГ.
Вне шн яя политика в 1965—1991 гг. Программа мира 70-х гг. От конфронтации к разрядке. Новое обострение международной ситуации. Афганистан (1979).
Конце пци я нового политического м ыш ления: теория и практика.
Основные понятия: «директивная экономика», экстенсивный метод развития,
«доктрина Брежнева», теневая экономика, перестройка, гласность, многопартийность, плюрализм, новое политическое мышление, «парад суверенитетов».
РАЗДЕЛ 5. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Начало кардинальных перемен в стране. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. «Шоковая терапия» в экономике. Либерализация цен. Приватизация государственной собственности и ее этапы. Состояние российской экономики в середине 90-х гг.
Становление президентской республики. Обострение противоречий между исполнительной и законодательной властью. Народный референдум в апреле 1993 г. Политический кризис в сентябре-октябре 1993 г. Упразднение органов советской власти. Конституция Российской Федерации 1993 г. Парламентские выборы. Договор об общественном согласии. Политическая жизнь середины 90-х гг.
Обострение процесса сепаратизма. Национально-государственное строительство России.
Российское общество в первые годы реформ. Изменение социальной структуры и уровня жизни населения. Становление гражданского общества. Религия и церковь. Развитие культуры в новых условиях.
Россия на рубеже веков. Финансовый кризис в августе 1990 г. и его последствия. События в Чечне. Выборы в Государственную думу (1999). Президент Российской Федерации В. В. Путин. Укрепление государственности. Экономическая и социальная политика. Национальная политика. Культура.
Политическая жизнь страны в начале XXI в. Избрание В. В. Путина Президентом РФ на второй срок. Россия сегодня.
Вне шн яя политика. Новая конце пци я внешней политики. Отношения с США и Западом. Сокращение стратегических наступательных вооружений. Россия и НАТО. Россия и Восток. Отношения России со странами ближнего зарубежья.
Основные понятия: постиндустриальное общество, «шоковая терапия»,
либерализация цен, приватизация, акционирование, рыночная экономика, конвертируемый рубль, президентская республика, сепаратизм, гражданское общество, евразийская держава, «биполярный мир», многополярная система международных отношений, ближнее зарубежье.
1.8. Типы уроков, виды контроля
Тип урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Место урока в системе Подготовка учащихся к усвоению. Изучение нового материала. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании |
Формы работы Лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум |
Урок закрепления знаний |
Логика закрепления знаний: • актуализация опорных знаний; • определение границ (возможностей) применения этих знаний; • пробное применение знаний; • упражнения по образцу и в сходных усло - виях с целью выработки умений безошибочного применения знаний; • упражнения с переносом знаний в новые условия |
Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Логика процесса комплексного применения ЗУН: • актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний; |
Практикум, лабораторная работа, семинар |
|
• обобщение и систематизация знаний и способов деятельности; • усвоение образца комплексного применения ЗУН; • применение обобщенных ЗУН в новых условиях; • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков |
|
Урок обобщения и систематизации знаний |
Логика процесса обобщения и систематизации знаний: • подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы; • вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочника ми, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов; • обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися); • подведение итогов, обобщение единичных знаний учителем |
Семинар, конференция, круглый стол |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся |
Уровни контроля и коррекции знаний: • уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; • уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях; • уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит, что ученик овладел знаниями на 2-м уровне и научился переносить их в новые условия |
Контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний |
Комбинированный урок |
• Организационный этап. • Этап проверки домашнего задания. • Этап всесторонней проверки знаний. • Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала. • Этап усвоения новых знаний. • Этап закрепления знаний. • Этап информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению |
Сочетание элементов лекционной и самостоятельной работы, фронтального и индивидуального опроса, первичного закрепления материала. |
1.9 Оценивание работ, устных ответов учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5 » ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом,
усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка « 4 » ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка « 3 » ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка « 2 » ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
2. Список используемой литературы
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История Россия и мир.11 кл.- М., «Дрофа», 2008
Загладин Н.В. Всеобщая история.10-11кл. - М. «Русское слово», 2007.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История Отечества ХХ- начало ХХ1 века..- М.: ООО « ТИД « Русское слово», 2006
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в ХХ веке.- М. « Просвещение». 2000.
Плоткин Г.М. Тестовые задания по отечественной и всеобщей истории. 5-11 классы: Пособие для учителя.- М., Просвещение. 2002.
Саяпин В.В. История России. Тематические тесты. Базовый уровень. 10-11 классы:
учебно-методическое пособие. 2009
Сороко- Цюпа О.С. Мир в ХХ веке.- М.; Дрофа, 2003
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории . -М., Гум. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Хромова И.С. История России. ХХ век. Тесты.10-11кл.:Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001.
Дополнительная литература для учащихся Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России. С древнейших времен до конца ХХ века. - М., АСТ «Астрель», 2009
Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. История Россия и мир.11 кл.- М., «Дрофа», 2008
Загладин Н.В. Всеобщая история.10-11кл. - М. «Русское слово», 2007.
3. Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Форма урока |
Основное содержание |
Планируемые результаты |
Контроль |
Дата |
Новейшая история зарубежных стран во второй половине 20 - начале 21 века | |||||||
1 |
Повторение: Итоги Второй мировой войны. Послевоенное мирное урегулирование |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Итоги и уроки Второй мировой войны. Последствия войны. Реализация решений Ялтинской и Потсдамской конференций. Нюрнбергский процесс. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа |
|
2 |
Начало холодной войны |
1 |
Урок изучения нового материала |
Обострение внутренних и внешнеполитических противоречий в стане союзников, распад коалиции, речь У. Черчилля в Фултоне, начало «холодной войны», складывание двух военнополитических блоков. |
Называть особенности развития международных отношений в середине 1940х, выявлять причины обострения противоречий между СССР и США, Знать причины образования военнополитических блоков |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
3-4 |
Завершение эпохи индустриального общества. Общая характеристика периода. 1945-1970гг. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Особенности экономического восстановления. Новые международные условия: биполярный мир. Западная экономическая модель. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Г осударственное регулирование и смешанная экономика. Массовое производство и потребление. «Государство всеобщего благосостояния». |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу экономической ситуации в различных странах |
Фронтальная беседа |
|
5 |
Кризисы 1970-1980гг. Становление информационного общества. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Экономические кризисы и НТР. Третья промышленно-технологическая революция. Сравнение 2 и 3 технологических революций. Признаки постиндустриального (информационного) общества, 1970-1980гг. - начало перехода к новому, постиндустриальному обществу. |
Уметь составлять и анализировать сравнительную таблицу, определять и находить признаки информационного общества, выделять особенности причин кризисов 1970-1980гг, знать термины. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
6-7 |
Политическое развитие в мире 1970-2000гг. |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Западный и Восточный блоки, экономическая политика 1970-2000. Неоконсерватизм, политика «третьего пути». Идейнополитические течения и партии, политический спектр. Международное коммунистическое движение. Социалистический интернационал. Правый и левый радикализм. Национализм. Волны демократизации. Классификация групп современных государств. |
Уметь составлять и анализировать схемы и сравнительные таблицы, определять принадлежность партий и течений к частям политического спектра, различать экономические учения. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
8 |
Гражданское общество и |
1 |
Комбиниро |
Г ражданское общество и социальные проблемы |
Понимать смысл характеристики |
Фронтальный и |
|
|
социальные движения |
|
ванный урок |
индустриального (1890-1960) общества на завершающем этапе его развития. Антивоенные, молодежные, женские движения. Изменение роли и характера гражданского общества в условиях глобализации. Бурные 1960-ые. Экологические движения. Национальные этнические и лингвистические движения. Обновленческий процесс в церкви. |
«гражданское общество», знать основные направления демократических движений 1960-1990гг |
индивидуальный опрос |
|
9 10 |
США во второй половине 20 века |
2 |
Урок изучения нового материала |
Послевоенный курс: «мировая ответственность» «Новые рубежи» Дж. Кеннеди. Р. Никсон. Разрядка напряженности и реформы. «Рейганокмика» Р. Рейгана. «Третий путь» Б.Клинтона, Дж. Буш- младший, «новая эра собственности», ипотечный кризис 2007 года, антикризисная программа Б.Обамы, три периода внешней политики США во 2 половине 20 века |
Знать наиболее известных политических деятелей США 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики США, различать особенности трех периодов внешней политики страны в этот период |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
11 |
Великобритания во второй половине 20 века |
1 |
Урок изучения нового материала |
Лейбористы и консерваторы. Неоконсерватизм М. Тэтчер, «третий путь» Э. Блэра. Проблемы Ирландии, Шотландии и Уэльса (идея национальной независимости, сепаратизм), особенности внешней политики Великобритании |
Знать наиболее известных политических деятелей Великобритании 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики страны в этот период |
Фронтальная беседа |
|
12 |
Франция во второй половине 20 века |
1 |
Урок изучения нового материала |
Временный послевоенный режим (1944-46гг), Шарль де Г олль, «4я и 5я республики», голлизм, кризис 1968 года, Франция после де Голля: политика В. Жискар д,Эстена, Ф. Миттерана, Ж. Ширака «Франция для всех», миграционные, экономические и социальные проблемы начала 21 века, усиление правых, антикризисные меры Н. Саркози. Особенности внешней политики Франции |
Знать наиболее известных политических деятелей Франции 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики страны в этот период |
Фронтальная беседа |
|
13 |
Италия во второй половине 20 века |
1 |
Урок изучения нового материала |
Провозглашение республики, преодоление последствий фашистской диктатуры и ее идеологии, формирование многопартийной политической системы. Итальянское «экономическое чудо» 1950гг., левоцентризм (коалиция ХДП и ИСП), идея «третьей фазы» Альдо Моро (сотрудничество с ИКП), коррупционный кризис и движение «чистые руки» 1992г, партийный кризис, новая коалиция и Сильвио Берлускони (2001-2006), (2008-2012) |
Знать наиболее известных политических деятелей Италии 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики страны в этот период |
Фронтальная беседа |
|
14 15 |
Германия во второй половине 20 века |
2 |
Урок изучения нового материала |
Оккупационный режим 1946-1949, раскол Германии на ГДР и ФРГ в 1949г., проблема Западного Берлина, строительство основ социализма по образцу СССР в ГДР, деятельность канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, идея «социального рыночного хозяйства», кризисы конца 1960х, середины 1970х и начала 1980х гг., правительства «малой коалиции»: СвДП и СДПГ, Гельмут Коль (ХДС-ХСС), кризис социализма (Э. Хоннекер) и «бархатная революция» 1989г. в ГДР,проблема объединения Г ермании, М. Г орбачев и Г.Колль, Московское совещание (4+2) и «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии» 12 сентября 1990г., 1 октября 1990г. в Нью-Йорке - документ о прекращении четырехсторонней ответственности в отношении Германии (6 министров иностранных дел), объединенная Германия в 1990-2000гг, Г. Шредер, А. Меркель |
Знать наиболее известных политических деятелей Германии 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики страны в этот период. Разбираться в сложностях «разделенной Германии», объяснять необходимость и значимость объединения Германии |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
16 |
Обобщение по теме «Западная Европа и США во второй половине 20 - начале 21 века» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний. |
Особенности экономического восстановления. Новые международные условия: биполярный мир. Западная экономическая модель. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция. Экономические кризисы и НТР. Третья промышленнотехнологическая революция. Сравнение 2 и 3 технологических революций. Признаки постиндустриального (информационного) общества. Западный и Восточный блоки, экономическая политика 1970-2000. Неоконсерватизм, политика «третьего пути». Идейно-политические течения и партии, политический спектр. Международное коммунистическое движение. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий. Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу экономической ситуации в различных странах. Уметь определять и находить признаки информационного общества, выделять особенности причин кризисов 19701980гг, знать термины. Уметь анализировать схемы и определять принадлежность партий и течений к частям политического спектра, различать экономические учения. Знать наиболее известных политических деятелей 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики стран |
Тест или семинарское занятие |
|
|
|
|
|
|
Западной Европы и США в этот период. |
|
|
17 18 |
Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы. Кризис и распад Восточного блока. 19452012гг. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Страны Центральной и Восточной Европы, влияние СССР, общие черты «строительства социализма», роль коммунистических партий, позитивные и негативные итоги развития 19451970ые гг., кризисы коммунистических режимов (1953 г. - ГДР и Польша, 1956г.- Венгрия, 1968г. - Чехословакия), кризис «реального социализма» в 1980ые гг., антикоммунистические революции 1989-1991гг, распад Восточного блока, «Назад в Европу!», основные направления социальноэкономических преобразований 1990ые-2000ые гг., «шоковая терапия» и ее последствия, аграрные, социальные и этнические проблемы стран Центральной и Восточной Европы в начале 21 века, отношения с Евросоюзом. |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу экономической ситуации в различных странах. Знать наиболее известных политических деятелей 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики стран Центральной и Восточной Европы. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
19 |
Латинская Америка во второй половине 20 - начале 21 века. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Национал-реформизм и модернизация 1940- 1950гг,Аргентина (Хуан и Ева Перрон), революции и военные перевороты конца 1950- начала 1960гг, Куба, Ф. Кастро, «перманентная революция» Э. Че Г евары, неоконсерватизм (1970ые) или демократизация (1980ые), демократические изменения в странах Латинской Америки в начале 21 века. |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу экономической ситуации в различных странах. Знать наиболее известных политических деятелей 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики стран Латинской Америки. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
20 22 |
Страны Азии и Африки второй половине 20 - начале 21 века. |
3 |
Урок изучения нового материала |
Деколонизация и выбор путей развития. «Догоняющее развитие». Три региона развития: 1. Азиатско-тихоокеанский 2. Индо-буддийско- мусульманский регион 3. Арабо-мусульманский регион. Две модели развития мусульманского мира. «Арабская весна» на Ближнем Востоке в 2010-2011 гг. Япония. Последствия войны. Модернизация + традиции. «Японское экономическое чудо», социально-экономические проблемы 1980-1990 гг., реформы 2000гг. Китай. Гражданская война и победа народной революции. Выбор путей развития. КПК. Мао Цзедун, попытка реализации маоистской |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу экономической ситуации в различных странах. Знать наиболее известных политических деятелей 2 половины 20- начала 21 веков, уметь характеризовать особенности внутренней политики, различать особенности внешней политики стран Азии и Африки. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
|
|
|
|
утопии, «культурная революция» 1966-1976, эпоха реформ и модернизации, Дэн Сяопин - архитектор реформ, экономический рост 2000гг. Индия. 1947 - Закон о независимости, создание нового государства, ИНК, Дж. Неру, И. Г анди: преобразования и реформы, кризис 1991г., либеральные экономические реформы М. Сингха, современные проблемы Индии. |
|
|
|
23 25 |
Международные отношения второй половине 20 - начале 21 века |
3 |
Комбиниро ванный урок |
Биполярный мир: от конфронтации к разрядке. Гонка ядерных вооружений. Движение Неприсоединения. Обострение международных отношений в 1980ые гг. Международные и региональные конфликты. Интеграция в Европе и Америке. Роль ООН. Трансформация НАТО. Советско-американские (1945-1991) и американо-российские отношения (1990ые- 2000гг) |
Называть особенности развития международных отношений во второй половине 20 века, выявлять причины обострения противоречий между СССР и США. Знать причины образования и распада военно-политических блоков, уметь характеризовать роль международных организаций и интеграционных процессов в мире в изучаемый период. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
26 27 |
Культура зарубежных стран второй половине 20 - начале 21 века |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Наука и общественная мысль. Завершение эпохи модернизма: литература и искусство. Постмодернизм: культура информационного общества. Различные направления и стили в искусстве. Глобализация и культура. |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу явлений культуры в различных странах, уметь характеризовать и различать особенности стилей и направлений в искусстве зарубежных стран второй половине 20 - начале 21 века. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
28 |
Повторение по разделу: «Новейшая история зарубежных стран второй половине 20 - начале 21 века» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Экономика, внешняя политика, политическая борьба, гражданское общество и социальные проблемы индустриального (1890-1960) общества на завершающем этапе его развития. Антивоенные, молодежные, женские движения. Изменение роли и характера гражданского общества в условиях глобализации. Важнейшие понятия и закономерности изучаемого периода. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий. Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу ситуации в различных странах. Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение. |
Тест или семинарское занятие |
|
История России во второй половине 20 - начале 21 века | |||||||
29 |
Повторение: Великая Отечественная война: причины и начало |
1 |
Урок закреплени я знаний |
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия летом - осенью 1941 г. Проблемы внезапности нападения Г ермании на СССР- Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа |
|
|
|
|
|
организации отпора врагу |
|
|
|
30 |
Повторение: Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны |
|
Урок закреплени я знаний |
Человек и война: единство фронта и тыла. Героизм советских воинов. Героизм тружеников советского тыла в годы войны. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
31 |
Повторение: Важнейшие сражения Великой Отечественной |
1 |
Урок закреплени я знаний |
Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Оборона Ленинграда. Блокада Ленинграда. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Освобождение Украины и Крыма. Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Г ермании. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
32 |
Повторение: Этапы Великой Отечественной войны |
1 |
Урок закреплени я знаний |
Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии. . Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Г ермании. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
33 |
Повторение: Международное сотрудничество в годы Великой Отечественной |
1 |
Урок закреплени я знаний |
Антигитлеровская коалиция. СССР и союзники. Конференции союзных держав. Ленд-лиз. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Решающий |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный |
|
|
войны |
|
|
вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. |
|
опрос |
|
34 |
Повторение: Итоги и уроки Второй мировой войны. |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Итоги и уроки Второй мировой войны. Последствия войны. Причины и цена победы СССР в борьбе с фашизмом как предмет современной дискуссии. Противодействие попыткам фальсификации истории и умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Тест или семинарское занятие |
|
35 |
Роль СССР в послевоенном мире |
1 |
Комбиниро ванный урок |
СССР - мировая держава, столкновение геополитических интересов СССР и США, «холодная война», СССР и мировое коммунистическое движение, внутреннее положение в стране: последствия войны. |
Называть особенности развития международных отношений в середине 1940х, выявлять причины обострения противоречий между СССР и США, Знать причины образования военнополитических блоков |
Фронтальная беседа |
|
36 |
Восстановление и развитие экономики СССР (19451953) |
1 |
Урок изучения нового материала |
Последствия войны, материальный урон хозяйству, планы восстановления экономики, факторы и противоречия экономического роста, денежная реформа 1947 года, роль МВД, экономическая система ГУЛАГа, трудности и успехи в развитии сельского хозяйства. |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу экономической ситуации в СССР в послевоенный период, анализировать фактический материал, работать с документами |
фронтальный и индивидуальный опрос |
|
37 |
Изменение в политической системе СССР в послевоенные годы |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Г осударственный аппарат, роль ВКП(б)- КПСС в политической жизни страны, репрессии и перестановки в высших эшелонах власти, культ личности И.В. Сталина, единоличный характер власти. |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу политической ситуации в СССР в послевоенный период, анализировать фактический материал, работать с документами |
фронтальный и индивидуальный опрос |
|
38 39 |
Идеология, культура и наука в послевоенные годы |
2 |
Урок изучения нового материала |
Восстановление системы образования после войны, развитие науки, послевоенные идеологические кампании, тенденции развития искусства в конце 1940- начале 1950 гг. |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу культурной и идеологической ситуации в СССР в послевоенный период, анализировать фактический материал, работать с документами и иллюстрациями. уметь характеризовать и различать особенности стилей и направлений в искусстве. Знать наиболее известных деятелей науки и искусства 2 половины 1940- начала 1950 годов |
Фронтальная беседа |
|
40 |
Региональный компонент. Ленинград после войны. Восстановление города. Идеологические кампании и культурная жизнь. «Ленинградское дело» и его последствия. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Последствия войны, материальный урон хозяйству, планы восстановления Ленинграда и его окрестностей. Репрессии и перестановки в высших эшелонах власти города и в сфере культуры, послевоенные идеологические кампании, тенденции развития искусства. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос. |
|
41 |
Национальный вопрос и национальная политика СССР в послевоенные годы |
1 |
Урок изучения нового материала |
Многонациональное государство и национальная политика, социальноэкономическое развитие советских республик, последствия войны, проблемы «переселенных народов», кампании по борьбе с «буржуазным национализмом» и «космополитизмом» |
Уметь оперировать и комментировать термины, применять их к анализу национальной, культурной и идеологической ситуации в СССР |
Индивидуальная и групповая проектная деятельность |
|
42 |
Внешняя политика СССР с началом «холодной войны» |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Обострение отношений с бывшими союзниками, разделение Европы на «западную» и «восточную», взаимодействие с социалистическими странами, участие в локальных конфликтах, образование КНР и сотрудничество СССР и КНР, начало гонки вооружений |
Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
43 |
Послевоенная повседенвность |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Возвращение к мирной жизни, социальные ожидания, уровень потребления, жилищный кризис, коммунальный быт, социальнодемографические проблемы послевоенного периода, досуг. |
Анализировать культурную и идеологическую ситуацию в СССР в послевоенный период, анализировать фактический материал, работать с документами и иллюстрациями. уметь характеризовать и различать особенности стилей. |
Индивидуальная и групповая проектная деятельность |
|
44 |
Повторение по теме: «СССР в первые послевоенные годы» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Возвращение к мирной жизни, социальные ожидания. Последствия войны, материальный урон хозяйству, планы восстановления экономики, репрессии и перестановки в высших эшелонах власти, культ личности И.В. Сталина, идеологические кампании, тенденции развития искусства в конце 1940- начале 1950 гг., обострение отношений с бывшими союзникам. Внешняя политика СССР с началом «холодной войны» |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Тест или семинарское занятие |
|
45 46 |
Смена политического курса |
2 |
Урок изучения нового материала |
Смерть И. Сталина, настроения в обществе, борьба за власть. Л. Берия, Н. Хрущев, Г. Маленков, Н. Булганин. 20 съезд КПСС. Осуждение культа личности, реабилитация |
Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу политической и идеологической ситуации в СССР в 1950-1960ые гг. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный |
|
|
|
|
|
политических заключенных, реорганизация государственных и партийных органов, новая Программа КПСС (22 съезд КПСС, 1961г.) |
|
опрос |
|
47 48 |
Экономическое и социальное развитие середины 1950- середины 1960 гг. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Экономический курс Г. Маленкова, развитие промышленности и сельского хозяйства, инициативы Н. Хрущева в экономической сфере, НТР, первые успехи в освоении космоса, С. Королев, Ю. Гагарин |
Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу социально-экономической ситуации в СССР в 1950-1960ые гг. |
Фронтальная беседа |
|
49 50 |
Культурное пространство и повседневная жизнь середины 1950- середины 1960 гг. |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Условия развития литературы и искусства в послесталинское десятилетие, власть и интеллигенция, «шестидесятники», «оттепель», развитие образования и спорта, зарождение новых форм общественной жизни, особенности повседневной жизни страны. |
Анализировать культурную и идеологическую ситуацию в СССР в 1950-1960 годы, анализировать фактический материал, работать с документами и иллюстрациями. уметь характеризовать и различать особенности стилей. |
Фронтальная беседа |
|
51 |
Региональный компонент. Ленинград середины 1950- середины 1960 гг. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Повседневная жизнь Ленинграда, развитие литературы и искусства в послесталинское десятилетие, власть и интеллигенция, «шестидесятники», «оттепель», развитие образования в городе |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Индивидуальная и групповая проектная деятельность |
|
52 |
Политика мирного сосуществования в середине 1950- середине 1960 гг. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к диалогу. Отношения с Западом, «кризисы», проблема разоружения. Н. Хрущев, Дж. Кеннеди. СССР и мировая социалистическая система, Куба, проблемы отношений с КНР и Югославией. Мировое коммунистическое движение. Распад колониальной системы, СССР и «страны третьего мира» |
Называть особенности развития международных отношений в 1950-1960 гг., выявлять причины обострения и смягчения противоречий между СССР и США. Уметь характеризовать роль международных организаций и интеграционных процессов в мире в изучаемый период |
Фронтальная беседа |
|
53 |
Повторение по теме: «СССР в середине 1950- середине 1960 гг.» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Смерть И. Сталина, настроения в обществе, борьба за власть. Условия развития экономики, социальной сферы, науки и искусства в послесталинское десятилетие, власть и интеллигенция, «шестидесятники», «оттепель». |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Тест или семинарское занятие |
|
54 |
Политическое развитие СССР в середине 19601980гг. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Итоги «хрущевского десятилетия». Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 года. |
Анализировать политическую и идеологическую ситуацию в СССР в 1960-1980 годы, анализировать фактический материал, работать с документами |
Фронтальная беседа |
|
55 |
Социально-экономическое развитие страны в середине 1960-1980гг. |
1 |
Фронтальна я беседа |
Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты, Косыгинская реформа промышленности, научные и технические приоритеты, внедрение достижений НТР, социальная политика, исчерпание потенциала интенсивной индустриальной модели развития, замедление экономического роста, «застойные явления». |
Анализировать экономическую и социальную ситуацию в СССР в 19601980 годы, анализировать фактический материал, работать с документами |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
56 |
Национальная политика СССР в середине 19601980гг. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
«Новая историческая общность» - советский народ, нарастание противоречий между Центром и республиками, национальные движения, эволюция национальной политики СССР |
Уметь оперировать терминами, комментировать и применять их к анализу национальной, культурной и идеологической ситуации в СССР в данный период |
Фронтальная беседа |
|
57 58 |
Культурное пространство и повседневная жизнь страны в середине 19601980гг. |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Повседневная жизнь города и деревни, общественные настроения, литература и искусство в поисках новых путей, неформалы и диссиденты, развитие физкультуры и спорта, Олимпийские игры в Москве 1980 г. |
Анализировать культурную и идеологическую ситуацию в СССР в 1960-1980 годы, анализировать фактический материал, работать с документами и иллюстрациями. уметь характеризовать и различать особенности стилей. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
59 |
Региональный компонент. Ленинград - промышленный, транспортный, научный и культурный центр. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Повседневная жизнь Ленинграда, развитие промышленности и транспорта, литературы, науки, образования и искусства. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Индивидуальная и групповая проектная деятельность |
|
60 |
Политика разрядки международной напряженности |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Отношения СССР со странами Запада: новые вызовы. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 г., Хельсинки. СССР и страны социализма. СССР и развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан (1979 г.). Новое обострение международной ситуации. |
Называть особенности развития международных отношений в 1960-1980 гг., выявлять причины обострения и смягчения противоречий между СССР и странами Запада. Уметь характеризовать роль международных организаций и интеграционных процессов в мире в изучаемый период |
Фронтальная беседа |
|
61 |
Повторение по теме: «СССР в середине 19601980гг.» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры. Концепция «развитого социализма». Научные и технические приоритеты, внедрение достижений НТР, социальная политика, исчерпание потенциала интенсивной индустриальной модели развития, замедление экономического роста, «застойные явления». Повседневная жизнь города и деревни. |
Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение. |
Тест или семинарское занятие |
|
|
|
|
|
Политика разрядки международной напряженности. |
|
|
|
62 |
СССР и мир в начале 1980 гг. Предпосылки реформ. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Мир в начале 1980х. Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейнополитической жизни СССР. Ю.В Андропов. Идеология перемен. К.У. Черненко. Избрание Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Г орбачева. Курс реформ. |
Называть особенности развития международных отношений и экономики СССР в 1980 гг., выявлять причины обострения и смягчения внутренних и внешних противоречий. |
Фронтальная беседа |
|
63 64 |
Социально-экономическое развитие СССР в 19851991 гг. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Первый этап экономических преобразований. Концепция ускорения социальноэкономического развития. Проблема повышения эффективности производства. Антиалкогольная кампания. Чернобыль 1986 г. Землетрясение в Армении 1988г. Поиск новых путей. Второй этап реформ. Развитие частной инициативы и предпринимательства. Экономический кризис. Идея перехода к рыночной экономике. Г. Явлинский, С. Шаталин: программа «500 дней». Начало процесса приватизации предприятий. |
Анализировать экономическую и социальную ситуацию в СССР в 1980 годы, анализировать фактический материал, работать с документами. Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу социально-экономической ситуации |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
65 |
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. |
1 |
Урок изучения нового материала |
Гласность и плюрализм. Особенности развития литературы, кино и театра. Реабилитация. Начало изменений в религиозной политике. Патриарх Алексий Второй. Результаты политики гласности. |
Анализировать идеологическую ситуацию в СССР в 1980 годы, анализировать фактический материал, работать с документами, уметь выделять особенности развития культуры и искусства в данный период. |
Фронтальная беседа |
|
66 |
Реформа политической системы СССР |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Начало демократизации советской политической системы. Конституционная реформа 1988-1991 годов. 1й Съезд народных депутатов СССР. Межрегиональная депутатская группа. А.Д. Сахаров. Институт Президентства. М.С. Горбачев - Президент СССР. Формирование многопартийности. Раскол в КПСС: реформаторы-радикалы, реформаторы- обновленцы, консерваторы. Сокращение численности членов КПСС (выход из партии). 28й съезд КПСС 1990г. |
Анализировать политическую и идеологическую ситуацию в СССР в 1980 годы, анализировать фактический материал, работать с документами, уметь выделять особенности развития политической и партийной системы. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
67 |
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике |
1 |
Комбиниро ванный урок |
«Новое политическое мышление» (март 1985), смена внешнеполитического курса СССР, отставка А.А. Громыко и назначение министром иностранных дел Э. Шеварднадзе, СССР и Запад: начало разоружения, опыт |
Называть особенности развития международных отношений и экономики СССР в 1980 гг., выявлять причины обострения и смягчения внутренних и внешних противоречий. |
Фронтальная беседа |
|
|
|
|
|
разблокирования региональных конфликтов, кризис и распад социалистической системы, роспуск СЭВ и ОВД 1991 г., результаты нового внешнеполитического курса, отношение к М.С. Г орбачеву и его политике в мире. |
|
|
|
68 69 |
Национальная политика и подъем национальных движений в СССР. Августовский Путч 1991 г. Распад СССР. |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Кризис межнациональных отношений в СССР, демократизация и подъем национальных движений, региональные конфликты. Нагорный Карабах, противостояние союзного Центра и республик, «парад суверенитетов», Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета РСФСР на 1м съезде народных депутатов РСФСР, Выборы Президента РСФСР съездом народных депутатов РСФСР, проект нового союзного договора и референдум 17 марта 1991 г., августовский путч, ГКЧП, Г. Янаев, провозглашение независимости Украины, совещание глав Украины, Белоруссии и РСФСР в Беловежской пуще, СНГ, Алма-атинская встреча, распад СССР (25 декабря 1991г. сложение полномочий М.С. Горбачевым) |
Уметь оперировать терминами, комментировать и применять их к анализу национальной, культурной и идеологической ситуации в СССР в данный период. Анализировать политическую и идеологическую ситуацию в СССР в 1980 годы. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
70 |
Региональный компонент. Ленинград в годы перестройки. |
|
|
Общественно-политическая и культурная жизнь города в период гласности и перестройки. Повседневная жизнь Ленинграда, развитие промышленности и транспорта, литературы, науки, образования и искусства. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Индивидуальная и групповая проектная деятельность |
|
71 |
Повторение по теме: «СССР в годы перестройки. Распад СССР» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
|
Анализировать политическую, идеологическую, национальную, экономическую и социальную ситуацию в СССР в 1980 годы. |
Тест или семинарское занятие |
|
72 73 |
Российская экономика на пути к рынку |
2 |
Урок изучения нового материала |
Новая Россия. Начало радикальных экономических реформ, «шоковая терапия», либерализация цен, правительство Е. Гайдара, ваучерная приватизация, А. Чубайс, падение жизненного уровня населения, развитие экономики России в 1992-1998 г., дефолт 1998 г., последствия дефолта, экономические меры правительства Е. Примакова, результаты и |
Анализировать экономическую и социальную ситуацию в России в 1990ые годы, анализировать фактический материал, работать с документами. Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу социально-экономической ситуации |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
|
|
|
|
«цена» экономических реформ 1990гг., Россия в мировой экономике. |
|
|
|
74 75 |
Политическое развитие Российской Федерации в 1990 гг. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Разработка новой Конституции. Политикоконституционный кризис и штурм «Белого дома» в Москве 1993г., конституция РФ 1993г., многопартийность, российский парламентаризм, строительство гражданского общества, президентские выборы 1996 г., Б. Ельцин, Г. Зюганов, результаты политического развития 1990х гг. |
Анализировать политическую ситуацию в России в 1990 годы, анализировать фактический материал, работать с документами, уметь выделять особенности развития политической и партийной системы, гражданского общества, новой конституции страны. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
76 |
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990ые гг. Региональные конфликты. Чеченская война. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Народы и регионы России накануне и после распада СССР, национальный сепаратизм, подписание Федеративного договора (1992), Конституция РФ о принципах федеративного устройства, нарастание противоречий между Центром и регионами, военно-политический кризис в Чечне, Чеченская война, результаты федеративного строительства в 1990 гг. |
Уметь оперировать терминами, комментировать и применять их к анализу национальной, политической и идеологической ситуации в России и ее регионах в данный период. |
Фронтальная беседа |
|
77 78 |
Духовная жизнь страны в 1990 гг. |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Новые исторические условия для развития науки, литературы и искусства, основные тенденции развития науки и культуры, СМИ, религиозная политика «светского государства» и традиционные религии. |
Анализировать новую культурную ситуацию после распада СССР в России в 1990 годы, анализировать фактический материал, работать с документами и иллюстрациями. Уметь характеризовать и различать особенности стилей, знать имена творческих и научных деятелей страны. |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
79 80 |
Геополитическое положение и внешняя политика России в 1990гг |
2 |
Комбиниро ванный урок |
Распад СССР. Новое место России в мире. Необходимость выработки новой внешнеполитической концепции РФ. Взаимоотношения со странами Западной Европы и США. Программа «Партнерство во имя мира», «Большая семерка», министр иностранных дел А.В. Козырев - «господин «Да», события в Югославии и обострение отношений России с Западом, «восточный вектор» внешней политики, Россия на постсоветском пространстве, результаты внешней политики РФ в 1990ые годы. |
Анализировать новую внешнеполитическую ситуацию после распада СССР и место России в ней в 1990 годы, анализировать фактический материал, работать с документами |
Фронтальная беседа, фронтальный и индивидуальный опрос |
|
81 |
Региональный компонент. От Ленинграда к Санкт- Петербургу. |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Новые исторические условия для развития науки, литературы и искусства, основные тенденции развития науки и культуры нашего |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности |
Индивидуальная и групповая проектная |
|
|
|
|
|
города. Возвращение исторического имени. |
исторических событий |
деятельность |
|
82 |
Повторение по теме: «Россия в 1990ые гг.» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Новая Россия. Начало радикальных экономических реформ, результаты и «цена» экономических реформ 1990гг., Россия в мировой экономике. Конституция РФ 1993г., многопартийность, российский парламентаризм, строительство гражданского общества. Народы и регионы России накануне и после распада СССР, национальный сепаратизм, подписание Федеративного договора. Новые исторические условия для развития науки, литературы и искусства, основные тенденции развития науки и культуры. Новое место России в мире. Необходимость выработки новой внешнеполитической концепции РФ. |
Анализировать политическую, идеологическую, национальную, экономическую и социальную ситуацию в постсоветской России в 1990 годы. |
Тест или семинарское занятие |
|
83 84 |
Политическая жизнь России в начале 21 века. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Отставка Б. Ельцина. Президент В. Путин и его программа (2000г.) Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия. Государственная символика РФ. Усиление борьбы с терроризмом. Чечня. Судебная реформа. Реформа управления. Выборы. Итоги политического развития страны в 2000гг. |
Уметь оперировать терминами, комментировать и применять их к анализу национальной, политической и идеологической ситуации в России и ее регионах в данный период. Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу социально-экономической ситуации |
Фронтальная беседа |
|
85 |
Экономика России в начале 21 века |
1 |
Урок изучения нового материала |
Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства, налоговая реформа, решение проблемы внешнего долга, социальное развитие, реализация приоритетных национальных проектов, демографическая политика, итоги социально-экономического развития в 2000 гг. |
Анализировать экономическую и социальную ситуацию в России в начале 21 века, анализировать фактический материал, работать с документами Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу социально-экономической ситуации. |
Фронтальная беседа |
|
86 |
Повседневная и духовная жизнь России в начале 21 века |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Развитие элементов гражданского общества, власть и СМИ, власть и церковь, развитие образования, науки и искусства, достижения российского спорта. |
Уметь работать с документами и иллюстрациями, характеризовать и различать особенности стилей |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
87 |
Внешняя политика России в начале 21 века |
1 |
Урок изучения нового материала |
Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом, отношение России с США и странами Западной Европы, Россия и страны ближнего зарубежья, отношения со странами Азии, Африки и |
Называть особенности развития международных отношений России в начале 21 века, выявлять причины обострения и смягчения внутренних и внешних противоречий. |
Фронтальная беседа |
|
|
|
|
|
Латинской Америки, русская диаспора за рубежом, укрепление позиций России на международной арене, итоги внешней политики России в начале 21 века. |
|
|
|
88 |
Россия сегодня (2010ые гг.) |
1 |
|
Президентство Д. Медведева (2008-2011), военный конфликт в Закавказье (Грузия, Южная Осетия, РФ), продолжение политических реформ, мировой экономический кризис 20072010гг. и Россия, инновационное развитие экономики, выборы 2012, 2016 гг., референдум, воссоединение Крыма с Россией, Россия в системе международных отношений, локальные конфликты (Сирия), укрепление обороноспособности страны |
Анализировать экономическую и социальную ситуацию в современной России, анализировать фактический материал, работать с документами Уметь комментировать даты, события, персоналии и термины, применять их к анализу социально-экономической ситуации. |
Фронтальный и индивидуальный опрос |
|
89 |
Региональный компонент. Санкт- Петербург - «северная столица» России |
1 |
Комбиниро ванный урок |
Новые исторические условия для развития науки, литературы и искусства, основные тенденции развития науки и культуры нашего города. 300-летие Петербурга. Возвращение Петербургу ряда столичных функций. Санкт- Петербург - город федерального значения. |
Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
Индивидуальная и групповая проектная деятельность |
|
90 |
Повторение по теме: «Россия в начале 21 века» |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Президент В. Путин и его программа (2000г.) Укрепление российской государственности. Обеспечение гражданского согласия. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства, налоговая реформа, решение проблемы внешнего долга, социальное развитие, реализация приоритетных национальных проектов, демографическая политика, итоги социально-экономического развития в 2000 гг. Развитие элементов гражданского общества, власть и СМИ, власть и церковь, развитие образования, науки и искусства, достижения российского спорта. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Усиление борьбы с терроризмом. укрепление позиций России на международной арене, итоги внешней политики России в начале 21 века. |
Анализировать политическую, идеологическую, национальную, экономическую и социальную ситуацию в постсоветской России в начале 21 века |
Тест или семинарское занятие |
|
91 |
Повторение по разделу: «История России 19452010ые гг.» |
1 |
Урок обобщения и |
Важнейшие понятия и закономерности изучаемого периода. |
Анализировать политическую, идеологическую, национальную, экономическую и социальную ситуацию |
Тест или семинарское занятие |
|
|
|
|
систематиз ации знаний |
|
в СССР и России в 1945-2010ые гг. |
|
|
92 |
Итоговое повторение |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Важнейшие понятия и закономерности изучаемого периода. |
Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение |
Письменный опрос, практическая работа или тест |
|
93 |
Итоговое повторение |
1 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Важнейшие понятия и закономерности изучаемого периода. |
Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение |
Письменный опрос, практическая работа или тест |
|
94 102 |
Резерв |
9 |
Урок обобщения и систематиз ации знаний |
Важнейшие понятия и закономерности изучаемого периода. |
Знать фактический, хронологический материал, владеть показом и чтением карты, высказывать свое суждение. |
Письменный опрос, практическая работа или тест |
|