1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
· умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
· владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
· владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
· владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
· способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» среднего общего образования
Выпускник научится:
Знания о физической культуре
Выпускник получит возможность научиться:
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится :
Выпускник получит возможность научиться:
Физическое совершенствование
Выпускник научится :
Выпускник получит возможность научиться :
2. Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Раздел «Знания о физической культуре»
Социокультурные основы. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Психолого-педагогические основы. Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнения. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов упражнений по современным системам физического воспитания. Способы регулирования массы тела, использование корригирующих упражнений для проведения самостоятельных занятий. Представление о соревновательной и тренировочной деятельности. Понятие об основных видах тренировки: теоретической, физической, технической, тактической и психологической подготовке, их взаимосвязи. Основные технико-тактические действия и приёмы в игровых видах спорта. Основы начальной военной физической подготовки. Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по видам спорта. Представление о назначении и особенности прикладной физической подготовки в разных видах трудовой деятельности.
Медико-биологические основы. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Основы профилактики вредных привычек средствами физической культуры и формирование индивидуального здорового стиля жизни.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности»
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Организация и планирование самостоятельных занятий физическими упражнениями (самостоятельной оздоровительной тренировки, утренней гимнастики и др.). Закрепление навыков закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке, хождение босиком, банные процедуры), приобретённых в начальной и основной школе.
Выполнение комплексов, составленных из упражнений оздоровительных систем физического воспитания: атлетической гимнастики (юноши), ритмической гимнастики (девушки), оздоровительного бега, аэробики. Контроль за индивидуальным здоровьем на основе методов измерения морфофункциональных показателей по определению массы и длины тела, соотношения роста и веса, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после физической нагрузки, артериального давления, жизненной ёмкости лёгких, частоты дыхания, физической работоспособности; методов оценки физической подготовленности (выносливости, гибкости, силовых, скоростных и координационных способностей). Ведение дневника контроля собственного физическою состояния (признаки утомления разной степени при занятиях физическими упражнениями, показатели физического развития, физической подготовленности и работоспособности).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Организация и планирование содержания индивидуальной спортивной подготовки в избранном виде спорта. Способы контроля и регулирования физической нагрузки во время индивидуальных тренировочных занятий.
Тестирование физической и технической подготовленности по базовым видам спорта школьной программы. Ведение дневника спортсмена.
Подготовка к соревновательной деятельности и выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Раздел «Физическое совершенствование»
Гимнастика с элементами акробатики:
освоение и совершенствование висов и упоров, опорных прыжков, акробатических упражнений, комбинаций из ранее изученных элементов.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Комбинации упражнений с обручами, скакалкой, большими мячами. Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок. Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на подкидном мостике. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика.
Лёгкая атлетика: совершенствование техники спринтерского, эстафетного, длительного бега, прыжка в высоту и длину с разбега, метаний в цель и на дальность.
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м. Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега. Метания гранаты с 4—5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Бросок набивного мяча двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, круговая тренировка. Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., набивных мячей, круговая тренировка.
Спортивные игры: совершенствование техники передвижений, владения мячом, техники защитных действий, индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите (баскетбол, волейбол, футбол). Игровые упражнения и эстафеты с набивными мячами с преодолением полос препятствий.
Баскетбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и передач мяча. Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Футбол (юноши)
Передвижения полевого игрока. Остановки мяча. Ведение мяча. Удары по мячу. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Техника вратаря: ловля, отбивание, перевод, броски мяча. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические действия в нападении. Командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в нападении. Командные тактические действия в нападении. Двухсторонняя игра в футбол.
Упражнения в системе занятий фитнес-аэробикой.
Классическая аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги базовые элементы со сменой лидирующей ноги сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов без музыкального сопровождения и с ним; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма.
Степ-аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги; базовые элементы со сменой лидирующей ноги; сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов с музыкальным сопровождением и без него; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма.
Функциональная тренировка (тренинг)
Выполнять комплексы и комбинации упражнений – приседания и жимы, стоя, выпады и жимы, стоя, наклоны и тяги в наклоне и стоя; выходы в
упоры: упор присев, упор лежа; перемещения из положения упор лежа. Составление комплексов и комбинаций из изученных упражнений.
Упражнения с фитболами.
Подготовка к выполнению видов испытаний
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой
(подбираются в соответствии с медицинскими показаниями и по согласованию с врачом). Оздоровительная ходьба и бег. Индивидуальные комплексы общеразвивающих упражнений на развитие координации движений и гибкости. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела, формирование осанки и стройной фигуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Специальные комплексы лечебной гимнастики при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения, зрения (близорукость) и др.
Формы организации учебных занятий
Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия), работа с литературными источниками, с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающих презентаций, проектов. Дистанционная форма обучения посредством платформы Дневник. ру.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью.
Знания о физической культуре
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Физическая культура в организации трудовой деятельности человека. Предупреждение утомления и повышение работоспособности в режиме дня и недели. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. Основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Адаптивная гимнастика как система занятий по реабилитации и восстановлению здоровья человека, ее цель и задачи, виды и разновидности. Атлетическая гимнастика и фитнес-аэробика. Анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и шейпингом. Общие представления о спортивной форме и ее структурных компонентах (физической, технической и психологической подготовленности). . Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха. Самостоятельные занятия физической культурой направленные на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. |
Объясняют значение физической культуры в организации трудовой деятельности человека. Называют основные формы и раскрывают содержание занятий по предупреждению утомления и повышению работоспособности в режиме дня и недели. Анализируют основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Составляют сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы об адаптивной гимнастике. Систематизируют информацию об атлетической гимнастике и фитнес-аэробике. Раскрывают анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и шейпингом. Рассказывают о спортивной форме и ее структурных компонентах. Обобщают знания по правилам оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха. Составляют индивидуальные комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. |
Способы физкультурной деятельности
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Совершенствование навыков и умений в планировании индивидуальных систем занятий физической культурой. Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств. Комплексы физических упражнений по профилактике и коррекции нарушений осанки. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели, рекомендуемые положением ВФСК ГТО. |
Планируют индивидуальных занятия физической культурой по выбору, с учетом собственных интересов и потребностей в укреплении здоровья, физическом и спортивном совершенствовании. Учатся подбирать и выполнять подводящие и подготовительные упражнений при освоении новых двигательных действий. Составляют совместно с учителем план индивидуальных занятий по самостоятельному освоению двигательных действий. Составляют по образцу комплексы упражнений для развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости). Организовывают и проводят подвижные игры во время отдыха. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования навыка правильной осанки. Выполняют комплексы упражнений на развитие физических качеств. Осваивают комплексы дыхательных упражнений. Обобщают правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Изучают оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели, и выполняют индивидуальные комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. |
Физическое совершенствование
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно. Упражнения общеразвивающей направленности (с предметами и без)
Акробатические упражнения: прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке; комбинации с использованием элементов хореографии, ритмической гимнастики, кувырков вперёд и назад.
Гимнастические упражнения прикладного характера: Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики); прыжок ноги врозь (девочки). Лазанье по канату и шесту. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения в висах и упорах на разновысоких брусьях (девочки); на перекладине и параллельных брусьях (мальчики). Гимнастическая полоса препятствий.
Легкая атлетика
Спринтерский бег низкий старт, стартовый разгон, бег 60 и 100 м, челночный бег 3х10 м, эстафетный бег.
Прыжки прыжок в длину с места; прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту способом «перешагивание»; прыжки на скакалке.
Метания метание гранаты на дальность; метание гранаты на заданное расстояние; метание набивного мяча разными способами.
Кроссовая подготовка (бег по пересеченной местности с преодолением препятствий). Равномерный бег на учебные дистанции.
Спортивные игры
(баскетбол)
стойки и перемещения игрока; остановки и повороты; ведение мяча на месте и в движении; передачи мяча разными способами; броски мяча на месте и в движении; технико-тактические действия (индивидуальные и командные); вырывание и выбивание мяча; взаимодействие в нападении; защитные действия при опеке игрока с мячом; правила игры; жесты судьи; игра в баскетбол по правилам;
(волейбол) передвижения, остановки, повороты и стойки; передачи мяча сверху на месте и после перемещения; нижняя прямая подача; верхняя прямая подача; приём мяча; переходы; нападающий удар; командные действия в нападении и защите; игра в волейбол по правилам.
Футбол (юноши) передвижения, остановки, повороты и стойки; удары по мячу; ведение мяча; тактика и техника игры;
Фитнес-аэробика (девушки)
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). |
Соблюдают правила техники безопасности. Овладевают организующими командами и приемами: поворотами в движении, перестроениями в шеренге и колонне; передвижениями в колонне с изменением длины шага по команде. Выполняют передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами. Овладевают основами техники перестроения в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно.
Описывают технику общеразвивающих упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений.
Повторяют правила техники безопасности при проведении акробатических упражнений. Изучают и описывают технику акробатических упражнений, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Овладевают основами техники акробатических упражнений. Составляют из ранее изученных упражнений акробатическую комбинацию и демонстрируют её. Контролируют и оценивают своё выполнение упражнений, анализируют и исправляют допущенные ошибки. Формируют навык правильной осанки.
Повторяют правила техники безопасности при проведении упражнений на гимнастической лестнице, перекладине, брусьях, бревне, опорном прыжке. Овладевают основами техники упражнений в висах и упорах, упражнений в равновесии и в опорном прыжке. Выполняют гимнастические упражнения прикладного характера. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования изучаемых упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники изучаемых упражнений. Контролируют и оценивают своё выполнение упражнений, анализируют допущенные ошибки. Совершенствуют и корректируют технику выполнения гимнастических упражнений. Преодолевают полосу препятствий, включающую в себя висы, упоры, перелезание через горку матов. Выполняют контрольные тесты.
Соблюдают правила техники безопасности. Овладевают основами техники спринтерского бега, бега на средние и длинные дистанции. Повторяют правила техники безопасности при проведении беговых упражнений. Изучают технику низкого старта. Выполняют специальные беговые и прыжковые упражнения для совершенствования техники спринтерского бега. Выполняют повторное пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью с низкого старта; челночный бег; эстафетный бег, бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений. Применяют беговые упражнения для развития скоростных способностей. Изучают технику прыжков в высоту и длину. Описывают технику изучаемых видов прыжков, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Выполняют прыжки на скакалке и через препятствия. Применяют беговые и прыжковые упражнения для развития скоростных-силовых способностей.
Изучают технику метания мяча на дальность и на заданное расстояние. Описывают технику изучаемых видов метания мяча, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Выполняют метание набивного мяча разными способами. Развивают скоростно-силовые способности. Выполняют специальные беговые и прыжковые упражнения для закрепления и совершенствования изучаемых видов лёгкой атлетики. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Выбирают индивидуальный темп бега при кроссовой подготовке. Развивают общую выносливость в равномерном беге до 20 минут. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники изучаемых видов лёгкой атлетики. Совершенствуют и корректируют технику выполнения беговых, прыжковых и метательных упражнений. Выполняют контрольные тесты.
Соблюдают правила техники безопасности. Повторяют правила техники безопасности при проведении спортивной игры баскетбол, волейбол, футбол. Выполняют комплексы ОРУ с мячом. Осваивают основные приемы стоек и перемещений игрока, изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; знакомятся с терминологией игры. Изучают и описывают технику ловли и передачи мяча различными способами. Изучают и описывают технику ведения мяча с изменением направления и скорости. Изучают и описывают технику бросков мяча различными способами. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования основных приемов игры в баскетбол. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Совершенствуют и корректируют технику выполнения ловли, передачи и ведения различными способами. Контролируют и оценивают своё выполнение упражнений, анализируют допущенные ошибки. Осуществляют судейство. Решают задачи игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику.
Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила техники безопасности. Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия волейбола для комплексного развития физических способностей.
Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила техники безопасности. Организуют совместные занятия футболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.
Соблюдают и анализируют правила безопасности при проведении занятий фитнес-аэробикой, степ-аэробикой. Используют упражнения для развития скоростных и координационных способностей, гибкости и пластики. Выполняют комплексы и комбинации упражнений классической аэробики, степ-аэробики, с фитболами под музыку. Составляют комплексы и комбинаций из изученных упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Выполняют подготовительные и подводящие упражнения к контрольным нормативам. Развивают физические качества. Описывают правильную технику и выполняют нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». |
3. Календарно-тематическое планирование
н/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведе ния |
|
Лёгкая атлетика |
24 |
|
|
Спринтерский бег |
6 |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Спринтерский бег. |
|
|
2 |
Низкий старт. Стартовый разгон. Физическая культура и здоровый образ жизни. |
|
|
3 |
Тестирование бега на 30 м с низкого старта. |
|
|
4 |
Челночный бег 3х10 м. Эстафетный бег. |
|
|
5 |
Тестирование челночного бега (3х10 м). |
|
|
6 |
Тестирование бега на 100 м с низкого старта. |
|
|
|
Прыжки |
4 |
|
7 |
Прыжки со скакалкой. Тестирование прыжка в длину с места. |
|
|
8 |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». |
|
|
9 |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». |
|
|
10 |
Прыжки в длину и в высоту, оценить технику выполнения. |
|
|
|
Метания |
4 |
|
11 |
Метание мяча на дальность. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
12 |
Метание гранаты на дальность в цель. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
13 |
Метание гранаты на заданное расстояние. |
|
|
14 |
Метание гранаты на дальность на результат. |
|
|
|
Кроссовая подготовка |
6 |
|
15 |
Чередование ходьбы и бега. Оздоровительные системы физического воспитания. |
|
|
16 |
Бег по пересечённой местности. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение. |
|
|
17 |
Бег в равномерном и переменном темпе до15 минут. |
|
|
18 |
Тестирование бега на 1000метров. Основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры. |
|
|
19 |
Бег с преодолением вертикальных и горизонтальных препятствий. |
|
|
20 |
Тестирование бега на 2000 метров. |
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
4 |
|
21 |
Классическая аэробика. Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. |
|
|
22 |
Степ-аэробика. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. |
|
|
23 |
Упражнения с фитболами. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
24 |
Функциональная тренировка. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
|
Гимнастика |
24 |
|
|
Акробатика |
6 |
|
25
|
Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. Акробатические упражнения. |
|
|
26
|
Акробатические упражнения. Тестирование поднимания туловища за 1 минуту. |
|
|
27
|
Акробатические комбинации. Простейшие приемы восстановительного массажа. |
|
|
28
|
Акробатические комбинации. Тестирование наклона вперёд из положения стоя. |
|
|
29
|
Акробатические комбинации. |
|
|
30
|
Акробатические комбинации, оценить технику выполнения комбинации. |
|
|
|
Висы и упоры |
4 |
|
31
|
Висы и упоры. Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лёжа. |
|
|
32 |
Упражнения на перекладине (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). |
|
|
33 |
Упражнения на перекладине (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). |
|
|
34 |
Упражнения на перекладине и брусьях, оценить технику выполнения. |
|
|
|
Лазание по канату (мальчики) Упражнения в равновесии (девочки) |
4 |
|
35 |
Лазание по канату в три приема. Передвижения по гимнастическому бревну. |
|
|
36
|
Лазание по канату в два приема. Комбинация в равновесии на бревне. |
|
|
37 |
Лазание по шесту. Тестирование подтягивания в висе. Комбинация в равновесии на бревне. |
|
|
38 |
Лазание по шесту. Комбинация в равновесии на бревне. Тестирование прыжков со скакалкой за 1 минуту. |
|
|
|
Опорный прыжок |
4 |
|
39 |
Прыжок ноги врозь через коня в длину (юноши). Прыжок углом с разбега (девушки). |
|
|
40 |
Прыжок ноги врозь через коня в длину (юноши). Прыжок углом с разбега (девушки). |
|
|
41 |
Прыжок ноги врозь через коня в длину (юноши). Прыжок углом с разбега (девушки). |
|
|
42 |
Опорный прыжок, оценка техники выполнения. |
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
6 |
|
43 |
Классическая аэробика: базовые элементы. Ведение и передачи мяча. |
|
|
44 |
Классическая аэробика. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. |
|
|
45 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
46 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
47 |
Упражнения с фитболами. Удары по мячу. Обманные действия. |
|
|
48 |
Упражнения с фитболами. Тактика игры, учебная игра. |
|
|
|
Спортивные игры (баскетбол) |
14 |
|
49
|
Инструктаж по технике безопасности на уроках спортивных игр. Ведение мяча в движении. |
|
|
50
|
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
|
|
51
|
Передача мяча двумя руками от груди с пассивным сопротивлением. |
|
|
52
|
Передача мяча одной рукой от плеча с пассивным сопротивлением защитника. |
|
|
53 |
Ведение и передачи, оценка техники выполнения. |
|
|
54 |
Бросок мяча двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
55 |
Бросок мяча двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
56 |
Бросок одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. |
|
|
57
|
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (2х2). |
|
|
58
|
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (2х2). |
|
|
59 |
Штрафной бросок. Спортивная подготовка. |
|
|
60 |
Вырывание и выбивание мяча. Доврачебная помощь при ушибах и травмах. |
|
|
61 |
Вырывание и выбивание мяча. Правила тестирования и способы оценки физической работоспособности. |
|
|
62
|
Нападение против зонной защиты. Учебная игра в баскетбол. |
|
|
|
Спортивные игры (волейбол) |
10 |
|
63 |
Верхняя передача мяча в парах через сетку. |
|
|
64 |
Нижняя прямая подача, приём подачи. |
|
|
65
|
Нижняя прямая подача, приём мяча, отражённого сеткой. |
|
|
66 |
Нижняя прямая подача мяча в заданную зону. |
|
|
67 |
Взаимодействие игроков на площадке во время приёма мяча. |
|
|
68 |
Верхняя передача мяча в парах через зону над собой. |
|
|
69 |
Одиночное блокирование. Учебная игра. |
|
|
70 |
Групповое блокирование. Учебная игра. |
|
|
71 |
Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
|
|
72 |
Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
6 |
|
73
|
Анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и фитнесом. |
|
|
74 |
Классическая аэробика: базовые элементы. Техника передвижений, остановок и стоек. |
|
|
75 |
Степ-аэробика: базовые элементы. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу. |
|
|
76 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
77 |
Упражнения с фитболами. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
78 |
Функциональная тренировка. Тактика игры, учебная игра. |
|
|
|
Лёгкая атлетика |
24 |
|
|
Кроссовая подготовка |
6 |
|
79
|
Инструктаж по технике безопасности. Чередование ходьбы и бега. |
|
|
80
|
Бег по пересечённой местности. Особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта. |
|
|
81
|
Бег в равномерном и переменном темпе до 12 – 15 минут. Комплексы дыхательных упражнений. |
|
|
82 |
Тестирование бега на 1000метров. |
|
|
83
|
Бег с преодолением вертикальных и горизонтальных препятствий. |
|
|
84 |
Тестирование бега на 2000 метров. |
|
|
|
Спринтерский бег |
6 |
|
85
|
Спринтерский бег. Низкий старт. Стартовый разгон. Бег с ускорением от 40 до 60 м. |
|
|
86 |
Бег по повороту. Челночный бег (3х10м). |
|
|
87 |
Челночный бег 3х10 м. Тестирование бега на 60 м. |
|
|
88
|
Эстафетный бег. Тестирование челночного бега (3х10 м). |
|
|
89 |
Спринтерский бег. Эстафетный бег. |
|
|
90 |
Тестирование бега на 100 м с низкого старта. |
|
|
|
Прыжки |
4 |
|
91
|
Тестирование прыжка в длину с места. Прыжки со скакалкой. |
|
|
92
|
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». Прыжок в высоту «перешагивание». |
|
|
93
|
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». Прыжок в высоту «перешагивание». |
|
|
94
|
Прыжки в длину и в высоту, оценить технику выполнения. |
|
|
|
Метания |
4 |
|
95
|
Метание мяча на дальность. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
96
|
Метание гранаты на дальность в цель. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
97
|
Метание гранаты на заданное расстояние. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
98 |
Метание гранаты на дальность на результат.
|
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
4 |
|
99 |
Классическая аэробика. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу. |
|
|
100 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
101 |
Упражнения с фитболами. Тактика игры, учебная игра. |
|
|
102 |
Функциональная тренировка (тренинг). Тактика игры, учебная игра. |
|
|