Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые  результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен: знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания; уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; система­тизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.

) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами освоения выпускниками средний школы содержания программы по обществознанию являются:

1)  относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха­низмах и регуляторах деятельности людей;

2) знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3) знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основ­ных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

4) умения находить нужную социальную информацию в пе­дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни­мать, применяя основные обществоведческие термины и поня­тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана­лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5) понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич­ности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6) знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля­торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7) приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8) знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирую­щих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для лично­сти и для общества;

9) понимание специфики познания мира средствами ис­кусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

10) знание определяющих признаков коммуникативной дея­тельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в совре­менном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

11) понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соот­ветствующую информацию; умение различать факты, аргу­менты, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении;

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки.

Групповые формы обучения: обучающие игры.

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации.

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google .

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 ч)

Общество как совместная

жизнедеятельность

людей.

Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Особенности социальной системы.

Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Биологическое и социальное в человеке. Социальные качества личности.

Самосознание и самореализация. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и её мотивация. Многообразие видов деятельности.

Сознание и деятельность. Познаваем ли мир. Познание чувственное и рациональное.

Истина и её критерии. Особенности научного познания.

Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания. Познание и коммуникативная деятельность. Возможна ли абсолютная свобода.

Свобода как осознанная необходимость.

Свобода и ответственность. Основания свободного выбора.

Что такое свободное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство.

Глобальная информационная экономика.

Социально-политическое измерение информационного общества. Международный терроризм: понятие и признаки. Глобализация и международный терроризм. Идеология насилия и международный терроризм. Противодействие международному терроризму.

Построение понятия «общество в широком и в узком смыслах». Выявление базовых характеристик общества: дина­мичности, системности, самодостаточности, нелинейности, не­завершённости и альтернативности развития. Характеристика взаимодействия общества и природы.

Выявление основных подсистем общества: экономи­ческой, социальной, духовной, политической. Характеристика общественных отношений. Построение понятия «социальный ин­ститут». Определение базовых социальных институтов.

Определение понятия «исторический тип обще­ства». Характеристика традиционного общества. Анализ истори­ческих и современных моделей традиционного общества. Исполь­зование знаний истории.

Анализ исторических условий, необходимых для перехода к индустриальному обществу. Характеристика инду­стриального общества. Анализ исторических и современных мо­делей индустриального общества. Использование знаний геогра­фии и истории.

Анализ экономических, политических, социальных условий, необходимых для формирования постиндустриального общества. Характеристика постиндустриального общества. Ана­лиз современных моделей постиндустриального обществ. Определение понятий «прогресс» и «регресс». Клас­сификация видов прогресса. Характеристика критериев обще­ственного прогресса. Построение понятия «способ общественного развития». Формулирование понятий «революция», «эволюция». Анализ исторической и современной практики революционного и эволюционного способов развития. Определение понятия «рефор­ма». Выявление признаков модернизации.

Построение понятия «многообразие современного мира». Характеристики проявления многообразия современного мира. Построение понятия «единство современного мира». Выяв­ление тенденций развития: глобализации, интеграции. Определение понятия «глобальные проблемы». Характеристика видов глобальных проблем: политических, социально-экономических, демографических, экологических. Анализ причин и прогнозирование последствий распространения и усугубления глобальных проблем.

ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (12)

Понятие «духовная культура».

Культурные ценности и нормы.

Институты культуры. Многообразие культур. Человек как духовное существо.

Духовные ориентиры личности.

Мировоззрение и его роль в жизни человека. Как и почему возникла мораль.

Устойчивость и изменчивость моральных норм.

Что заставляет нас делать выбор в пользу добра. Наука и её функции в обществе.

Современная наука. Этика науки.

Образование в современном обществе. Образование как система. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Религия и религиозные организации в современной России. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Что такое искусство. Функции искусства. Структура искусства. Современное искусство. Характерные черты массовой культуры.

Что привело к появлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления

Различать понятия «духовная культура» и «материальная культура».

Раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура».

Описывать основные духовные ценности.

Характеризовать институты культуры и их функции. Распознавать формы культуры по их признакам. Иллюстрировать примерами многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной культур, а также субкультур и контркультуры в обществе. Раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение». Выявлять составляющие духовного мира личности. Описывать возможности самовоспитания в сфере нравственности.

Характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека.

Сравнивать мировоззрение с другими элементами внутреннего мира личности. Показывать на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека. Классифицировать типы мировоззрения.

Иллюстрировать проявления патриотизма и гражданственности в типичных ситуациях социальной жизни. Раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности».

Называть моральные категории. Характеризовать изменчивость моральных норм, особенности принципов морали и значение моральной регуляции отношений в обществе.

Давать моральную оценку конкретных поступков людей и их отношений. Иллюстрировать примерами ситуации морального выбора. Аргументировать собственный моральный выбор. Раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования.

Описывать особенности науки и образования в современном обществе, иллюстрировать их примерами.

Объяснять социальный смысл моральных требований к научному труду.

Выявлять связь науки и образования.

Характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования Российской Федерации.

Выражать и аргументировать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека.

Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе. Раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание».

Характеризовать религию как форму культуры, особенности религии как социального института.

Сравнивать светское и религиозное сознание. Различать мировые и национальные религии. Иллюстрировать примерами многообразие исторически сложившихся религиозно­нравственных систем. Описывать отношения государства и религии в РФ.

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОТНОШЕНИЙ (34 ч)

Нормативный подход к праву.

Теория естественного права.

Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Основные признаки права.

Право и мораль. Система права. Норма права. Отрасль права. Институт права. Что такое источник права. Основные источники (формы) права.

Виды нормативных актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Что такое правоотношение.

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Гражданство Российской Федерации.

Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные

неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование.

Защита гражданских прав. Правовая связь членов семьи.

Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов.

Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу.

Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование. Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданский процесс. Арбитражный процесс. Уголовный процесс. Административная юрисдикция. Судьи Конституционного суда.

Принципы

конституционного

судопроизводства.

Основные стадии

конституционного

судопроизводства. Защита прав и свобод человека средствами ООН.

Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека. Правовая база противодействия терроризму в России. Органы власти, проводящие политику противодействия терроризму.

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек в мире информации.

Человек и ценности современного общества

Излагать различные подходы к пониманию права. Выявлять достоинства и недостатки естественно-правового и нормативного подходов. Характеризовать особенности естественного права. Перечислять естественные (неотчуждаемые) права человека. Объяснять взаимосвязь естественного и позитивного права. Раскрывать гуманистический смысл естественного права. Раскрывать смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права». Различать понятия «право» и «закон», иллюстри­ровать различия права и закона на примерах. Сопоставлять право с другими социальными нормами. Перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных норм. Классифицировать нормы и отрасли права. Называть основные отрасли российского права и сферы общественных отношений, ими регулируемые. Выявлять отличие института права от отрасли права. Конкретизировать примерами понятие «институт права». Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива». Называть и характеризовать источники российского права. Иллюстрировать примерами различные источники права. Выявлять преимущества нормативного акта перед другими источниками. Различать юридическую силу различных видов нормативных актов, выстраивать их иерархию. Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения. Описывать законотворческий процесс, его стадии, особенности принятия конституционных законов. Перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции. Раскрывать смысл понятий «правоотношение», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность». Показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений. Перечислять и конкретизировать фактами социальной жизни признаки правонарушения. Выявлять специфику преступления как вида правонарушения. Называть признаки юридической ответст­венности и её основные виды. Описывать судебную систему РФ. Объяснять основную цель деятельности судебной системы. Характеризовать этапы развития права в России. Раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение». Описывать структуру и уровни правосознания. Называть элементы правовой культуры, показывать их взаимосвязь. Перечислять функции правовой культуры. Различать правовую культуру личности и правовую культуру общества. Раскрывать смысл понятия «гражданство». Называть основания приобретения гражданства в РФ. Различать понятия «права человека» и «права гражданина». Перечислять конституционные обязанности гражданина РФ. Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность».

Называть участников гражданских правоотношений. Раскрывать содержание гражданских правоотношений, объяснять, как возникают гражданские правоотношения и как, когда и при каких условиях они прекращаются. Классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений.

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения». Определять субъекты и объекты семейных правоотношений. Раскрывать смысл понятий «трудовые правоотношения», «работник», «работодатель», «занятость», «социальное обеспечение».

Определять особенности трудовых правоотношений. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права. Раскрывать смысл понятий «экологические отношения», «благоприятная окружающая среда», «экологическое правонарушение».

Выявлять специфику экологических отношений. Описывать структуру экологического права. Перечислять объекты экологического права и основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Характеризовать способы защиты экологических прав. Раскрывать смысл понятий «процессуальное право», «судопроизводство», «гражданский процесс», «арбитражный процесс», «уголовный процесс», «административная юрисдикция».

Описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства. Раскрывать содержание и объяснять цель конституционного судопроизводства в РФ. Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компетенции. Характеризовать функции и полномочия ООН и её структурных подразделений в области прав человека. Характеризовать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

дата

a.  

Введение.

1

ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (20 ч)

2  

Что такое общество .

1

3  

Общество как сложная система.

2

4  

5  

Динамика общественного развития.

2

6  

7  

Социальная сущность человека .

1

8  

Деятельность — способ существования людей .

2

9  

10  

Познавательная и коммуникативная деятельность . Познание чувственное и рациональное

2

11  

Истина и её критерии

12  

Особенности научного познания.

13  

Свобода и необходимость в деятельности человека

1

14  

15  

Современное общество. Глобализация

как явление современности.

1

16  

Современное информационное пространство.

17  

Глобальная угроза международного терроризма .

2

18  

Противодействие международному терроризму

19  

представления результатов проектной деятельности по темам главы I .

1

20  

21  

Повторительно-обобщающие уроки по главе I .

1

ГЛАВА II. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (15 )

22  

Духовная культура общества.

1

23  

Духовный мир личности .

1

24  

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

25  

Мораль.

1

26  

27  

Наука и её функции в обществе.

1

28  

Образование и его роль, в современном обществе.

1

29  

Религия как общественный институт.

2

30  

Религия и религиозные организации в современной России.

31  

Искусство, его место жизни общества. Отличительные черты.

2

32  

Виды и функции искусства.

33  

Массовая культура.

2

34  

народная и элитарная культура.

35  

СМИ , их функции и роль в жизни общества.

36  

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы II.

2

37  

Повторительно-обобщающие уроки по главе II .

1

ГЛАВА III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (32 ч)

38  

Современные подходы к пониманию права.

2

39  

Право в системе социальных норм .

2

40  

Источники права .

2

41  

Правоотношения и правонарушения.

2

42  

Предпосылки правомерного поведения .

1

43  

Гражданин Российской Федерации.

2

44  

Гражданское право.

2

45  

Семейное право.

2

46  

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

2

47  

Экологическое право.

2

48  

Процессуальные отрасли права.

2

49  

Конституционное судопроизводство.

1

50  

Международная защита прав человека .

2

51  

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

2

52  

Человек в XXI в.

1

53  

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы III.

3

54  

Повторительно-обобщающие уроки по главе III .

2

Итоговое повторение .

2

Итого

70