Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1) Планируемые результаты освоения литературы в 10 классе

Требования к уровню подготовки ученика 10 класса с изучением литературы на профильном уровне.

В результате изучения литературы на профильном уровне ученик 10 класса должен показать:

личностные результаты освоения программы профильного уровня по литературе:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественных произведений, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения, тексты учебника.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели, самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным;

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

–. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Предметными результатами являются следующие:

1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX в., литературы родного края и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик 10 класса на углубленном уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы в соответствии с материалом, обеспечивающим углубленное изучение предмета ;

в устной и письменной форме анализировать:

• конкретные произведения с использованием различных научных методов, методик и практик чтения;

ориентироваться в историко-литературном процессе XIX века, опираясь на:

• понятие об основных литературных направлениях, течениях, ведущих литературных группах (уметь определять наиболее яркие или характерные черты направления или течения в конкретном тексте, в том числе прежде неизвестном), знание о составе ведущих литературных групп, о литературной борьбе и взаимодействии между ними (например, о полемике сторонников «гражданской» и «чистой» поэзии и др.);

• знание имен и творческих биографий наиболее известных писателей, критиков, литературных героев, а также названий самых значительных произведений 19 века;

• представление о значимости и актуальности произведений в контексте эпохи их появления;

• знания об истории создания изучаемых произведений;

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• выполнять проектные и исследовательские литературоведческие работы, самостоятельно определяя их тематику, методы и планируемые результаты;

Ученик 10 класса на углубленном уровне получит возможность научиться:

использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX века;

2) Содержание программы 10 класса (170 ч)

Введение Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» ( IX . «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ ру, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт меж ду интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ сти- хии и его роль в авторской концепции истории.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­лен ной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­ това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ

Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­ генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­ красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю­ди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально- психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравствен- ных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесцениче- ских персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­ тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

И.А. ГОНЧАРОВ

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­ра ми (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идей­но-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль де­тали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

Роман «Об­ ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­ мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ ка как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба­заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­ мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ ское гнездо».

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Роман «Что делать? » (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства Рос сии. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­ мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez - vous » и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова лирика. Судьбы простых людей и общенациональ -ная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия на родной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ер- мил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Не кра со ва. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­ кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ ства; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium ! , «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций рус- ской ро мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния чел овеческого «я» и сти- хийных сил природы. Тема вели чия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­ рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фе­та-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­ кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.С. ЛЕСКОВ

Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный коло- рит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Сое- динение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском националь ном характере. Сказовый ха- рактер повествования, стилисти че ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­ на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова- Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Кара сев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­ го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­ теск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.К. ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепе щет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­ сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: много образие лири ческих мотивов, об ращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно -философское ос- мысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно - художественная основа тол стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литерату- ры.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­ сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклев ский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­ рико-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Расколь никова и тема «гордого человека» в романе. Теория Расколь никова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольни- ков и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в рома- не.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­ го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­ дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­ но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­ лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­ лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличи тель ные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­ теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­ однозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­ медия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Зарубежная литература (обзор) Итоговая контрольная работа.

Формы организации учебных занятий:

-фронтальная форма;

- групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава ;

- индивидуальная форма обучения ;

- коллективная форма организации обучения (урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование, урок-практикум, урок-лекция , урок проблемного обучения, урок развития речи, очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина).

Виды учебной деятельности учащихся на уроке

рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

– исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса

№ п/п

Дата

план/факт

Тема урока

Введение (2 ч)

1.

Общая характеристика литературы первой четверти ХIX века. В преддверии А.С.Пушкина

2.

Вечные темы русской классики

Из литературы первой половины ХIX века (21ч)

А.С.Пушкин (8ч )

3.

Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества Пушкина. Основные темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии.

4.

Годы странствий. Обзор лирики «южного» и михайловского периодов. Анализ стихотворений «К морю», «Погасло дневное светило» и др.

5.

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина.

6.

Тема любви и дружбы в поэзии А.С.Пушкина.

7

8

Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник».История создания и особенности жанра.

Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

9

Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «Петербургской повести».

10

Р/р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения по творчеству А.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов ( 8 ч)

11

12

М.Ю.Лермонтов. Особенности поэтического мира.

Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики.

13

Мотивы одиночества и неразделенной любви «Когда мне ангел изменил», «Я не унижусь пред тобой», «Молитва».

14

Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

15

16

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­ циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

17, 18

Р/р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь (5ч )

19

Художественный мир Гоголя.

20

Художник и «странный мир» в повести «Невский проспект».

21.

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

22.

Повторение и обобщение по теме: «Литература половины ХIX века ».

23.

Тестирование по теме: « Литературы 1-й половины ХIX века ».

Из литературы 2-й половины ХIX века. (4+133 ч)

24

25

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины ХIX века.

«Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе.

26

27

Общая характеристика литературы 2-й половины ХIX века.

Литературная критика и журнальная полемика.

А.Н.Островский (10ч )

28

А.Н.Островский Этапы биографии и творчества.

29.

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!».

30.

Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

31.

Катерина и Кабаниха как два нравственных плюса народной жизни.

32.

Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

33.

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра.

34

Тема греха в драме А.Н.Островского «Гроза». Урок-семинар.

35.

«Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

36,37.

Р/р. Подготовка и написание сочинения по пьесе А.Н.Островского «Гроза».

И.А.Гончаров (12ч )

38

Личность и творчество Гончарова. Общая характеристика 3-х романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

39

И.А.Гончаров «Обломов». Особенности композиции. Анализ отдельных глав.

40.

Быт и бытие И.И.Обломова, его соотнесенность с другими персонажами романа.

41

42

Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика героев

43

Обломовщина. Что это такое? Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины»

44,45

Анализ эпизода «Сон Обломова».

46

47

Любовная тема в романе. Ольга Ильинская

Любовная тема в романе. Агафья Пшеницына.

48

49

Письменная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов».

И.С.Тургенев ( 12ч )

50

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника».

51

Роман «Отцы и дети». Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.

52.

Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «червь» тургеневского повествования.

53.

Конфликт «отцов и детей» или конфликт двух жизненных позиций. Базаров и братья Кирсановы.

54.

Причины одиночества главного героя. Нигилизм Базарова.

55.

Базаров и родители.

56

Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике романа.

57

Анализу эпизода «Сцены болезни и смерти Базарова».

58.

Философские итоги романа и смысл его названия.

59.

Русская критика о романе, авторе и его герое (статьи Д.И.Писарева, Н.Н.Стахова, М.А.Антоновича).

60.,61

Р/р. Подготовка и написание сочинения по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Н.Г.Чернышевский (4 ч)

62

Н.Г.Чернышевский. Личность и биография. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.

63

«Новые люди» в романе и «теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

64

Особенный человек в романе И.С.Тургенева «Что делать?».

65.

Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

Н.А.Некрасов (12ч )

66.

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика.

67.

Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова. («В дороге», «Огородник», «Тройка»).

68.

Гражданские мотивы в лирике Некрасова. («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) Выразительное чтение стих-ий.

69.

Обучение анализу лирического произведения.

70.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни.

71.

Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.).

72.

Тема женской доли.

73.

Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова.

74.

Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

75

Р.К. Тема родины в творчестве донских поэтов.

76,77

Р/р. Подготовка и написание сочинения по творчеству Н.А.Некрасова.

Ф.И.Тютчев ( 8ч )

78

Необычная судьба поэта.

79

Тема величия России, ее судьбоносная роль в мировой истории.

80

Драматизм звучания любовной лирики поэта. Выр. чтение.

81.

Философская лирика. Раздумья о жизни и человеке. Природа, человек, Вселенная. («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились»). Выразительное чтение стих-ий.

82

83

Анализ поэтического текста Ф.И.Тютчева.

Анализ поэтического текста Ф.И.Тютчева.

84,85

Письменная работа по творчеству Ф. И. Тютчева

А.А.Фет(8ч )

86

«Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление к передаче настроения человека и природы.

87.

88

Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике Фета.

Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звуков в лирике поэта.

89

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы.

90

91

Анализ поэтического текста А.А.Фета.

Анализ поэтического текста А.А.Фета.

92,93

Письменная работа по творчеству А. А. Фета

Н.С.Лесков ( 5 ч )

94

Жизненный и творческий путь Н.С.Лескова. Мир лесковских героев. Обзорный анализ прозы «Леди Макбет Мщенского уезда».

95.

Повесть «Очарованный странник». Образ Ивана Феягина и национальный колорит повести.

96.

«Очарованность» героя, его богатырство, духовность и стремление к людям и подвигам.

97.

Сказовый характер повествования,языковая яркость повести «Очарованный странник»

98.

Тестирование по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

М.Е.Салтыков-Щедрин (10 ч )

99.

Очерк жизни и творчества.

100

101

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Салтыкова-Щедрина.

Идейно-художественное своеобразие "Сказок..."

102

Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»).

103

Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках «Богатырь».

104

М.Е.Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве». Сатирическое осмысление проблемы государственной власти.

105,

106

Идейно-художественное своеобразие "История одного города..." (обзор)

107,

108.

Р/р.Подготовка и написание сочинения по сказкам Салтыкова-Щедрина.

А.К.Толстой ( 5 ч )

109

А. К. Толстой. Жанрово- тематическое своеобразие поэзии А.К.Толстого.

110.

Исповедальность, лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики.

111

Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.).

112.

Темы и образы исторической сатиры А.К.Толстого.

113.

Письменная работа по лирике А.К.Толстого.

Л.Н.Толстой (24 ч )

114.

Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого. История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

115.

Своеобразие толстовского романа-эпопеи.

116.

Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора.

117

118.

Нравственные искания А.Болконского.

Нравственные искания А.Болконского.

119

120

Нравственные искания П.Безухова.

Нравственные искания П.Безухова.

121.

Изображение войны 1805-1807 гг. (том 1, часть 2)

122

Художественно - философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней».

123.

Отечественная война 1812 года.

124.

Философия войны в романе.

125.

Образ Платона Каратаева.

126.

Кутузов и Наполеон в романе.

127.

Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не.

128.

Последний период войны и её воздействие на героев

129.

Эпилог романа и его значение.

130.

«Мысль семейная» в романе.

131.

«Мысль народная» в романе

132

Наташа Ростова и женские образы в романе.

133

Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

134

Проверочная работа по роману «Война и мир».

135-136

Р/р Сочинение по роману «Война и мир».

137.

Обзор романа «Анна Каренина».

Ф.М.Достоевский (12 ч )

138.

Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Основные мотивы его произведений. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Эпоха кризиса «в зеркале» романа.

139.

Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе.

140.

Мир униженных и оскорбленных в романе «Преступление и наказание».

141.

Социальные и философские истоки бунта героя романа Родиона Раскольникова.

142.

Тема «гордого человека» в романе. Сны героя как средство самораскрытия героя.

143.

Смысл теории Раскольникова.

144.

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя.

145

Принцип полифонии в романе.

146.

Раскольников и «вечная Сонечка».

147.

Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. Роль библейских образов.

148-149.

Р/р. Подготовка и написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

А.П.Чехов ( 11 ч )

150.

Этапы биографии, творчества. Рассказы Чехова, их своеобразие.

151

Образы «футлярных» людей в рассказах А.П.Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник». Рассказ "О любви"

152

Идейно-художественное своеобразие рассказа Чехова "Студент"

153

154

Тема гибели души в рассказе «Ионыч».

Трагизм будничного существования и духовного оскудения.

155.

Комедия «Вишневый сад». Новаторство Чехова – драматурга.

156.

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящей жизни.

157.

Образ Лопахина. Символический образ сада. Функции ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде».

158.

Будущее в пьесе «Вишневый сад». Аня и Петя Трофимов.

159,160

Р/р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения по творчеству А.П.Чехова.

Зарубежная литература (4ч )

161

162

Обзорная лекция по зарубежной литературе первой половины XIX века. О. Бальзак «Гобсек», Ш. Бодлер, стихотворения, Ф. Стендаль, роман «Пармская обитель»

163

164

Обзорная лекция по зарубежной литературе второй половины XIX века.

Ч. Диккенс «Рождественская история», Г. Ибсен Пьеса «Нора»,

Обзорная лекция по зарубежной литературе второй половины XIX века.

Г. де Мопассан «Милый друг», Г. Флобер «Мадам Бовари» .

165

166

Итоговая контрольная работа

Анализ контрольно работы

Региональная литература (5 ч )

167

168

169

170

171

Региональная литература. Пушкин «Казак»

А. Г. Гарнакерьяна «Мой Лермонтов»,

Д. Л. Мордовцев «Знамения времени», «Двенадцатый год»,

Майков «Емшан», А. Петровский «Атаманы» (обзор),

С.Званцев «Миллионное наследство»

172

173

Обобщение изученного. Читательская конференция.

Обобщение изученного. Читательская конференция.

174

175

Что читать летом

Итоговый урок