Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
Личностные
• осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, представителя этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, достижений и уроков исторического пути, пройденного страной, её народами;
• понимание своего места в движении от прошлого к настоящему и будущему;
• уважение демократических ценностей современного общества, прав и свобод человека; толерантность;
• способность к определению своей позиции и ответственному поведению;
• понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважения к культуре своего и других народов;
• готовность к международному диалогу, взаимодействию с представителями других народов, государств.
Метапредметные
• организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
• использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;
• владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
• представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывания, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные
• отслеживать историческое событие, процесс в динамике; выделять периоды исторических событий, явлений, процессов и объяснять основания для их периодизации;
• владеть системными знаниями об основных этапах, процессах, ключевых событиях истории России и человечества, о месте своей страны во всемирной истории;
• применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии исторических общностей;
• применять различные методы исторического анализа;
• самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
• осуществлять сопоставительный анализ различных источников исторической информации для реконструкции на этой основе исторических ситуаций и явлений;
• осуществлять структурный и смысловой анализ текста исторического источника;
• критически анализировать и оценивать информационную значимость вещественных изобразительных источников;
• конкретизировать обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
• применять знания из других предметных областей для анализа исторического объекта;
• определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого;
• различать субъективные и объективизированные исторические оценки;
• конструктивно применять исторические и историкокультурные знания в социальной практике, общественной деятельности, межкультурном общении.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки.
Групповые формы обучения: обучающие игры.
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации.
История России в XX в. (105 ч)
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности | |
«Россия в годы «великих потрясений» | ||
Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. «Русские сезоны» С. Дягилева. Рождение кинематографа. От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие. Отречение Николая II . Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП(б). Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика. Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП(б) на нелегальное положение. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л.Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах право-либеральной альтернативы. Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия. Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П.Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н.Я. Духонина, выступления атаманов А.М. Каледина, А.И. Дутова, Г.С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации. Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория. «Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима. Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое Войско Донское атамана П.Л. Краснова. Добровольческая армия генерала А.И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н.И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере. Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля. Гражданская война на национальных окраинах. Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги. Окончание Гражданской войны. Причины победы красных. «Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920-1921 гг. Кронштадтское восстание. Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений. |
Раскрывать причины участия России в Первой мировой войне Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте (используя историческую карту. Готовить сообщение / презентацию об одном из сражений русской армии в ходе Первой мировой войны (используя материалы сайта «Первая мировая война»: http :// www.firstwar.info/и другие источники информации) Характеризовать положение людей на фронте на основе анализа различных источников Уметь сформулировать главный вопрос урока и обосновать свой вариант ответа на него Раскрывать экономические, социальные и политические последствия войны для российского общества Характеризовать положение людей в тылу (на основе анализа различных источников) Готовить сообщение / презентацию о работе какой-либо отрасли народного хозяйства в годы войны. Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г. Анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917 г.; высказывать и аргументировать свою оценку Характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петроградским советом. Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 г. Характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петроградским советом. Давать характеристику позиций политических партий и лидеров весной—летом 1917 г. (привлекая документы, дополнительную литературу) Объяснять причины и последствия кризисов Временного правительства, выступления генерала Л. Г. Корнилова, причины неудачи корниловского выступления Оценивать выступление Л. Г. Корнилова с позиции различных социально-политических сил. Характеризовать ситуацию в стране осенью 1917 г. Объяснять причины выступления большевиков и причины успеха вооруженного восстания в Петрограде Анализировать различные версии и оценки событий в октябре 1917 г.; высказывать и аргументировать свою оценку Сравнивать выступление Л. Г. Корнилова и Октябрьское восстание; находить общие черты и особенности Составлять характеристики (исторические портреты) В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого (используя учебник и дополнительную информацию) Раскрывать характер и значение решений II съезда Советов (используя тексты декретов и других документов советской власти) Давать определения понятий национализация промышленности, диктатура пролетариата, «черный передел» земли, левые коммунисты, рабочий контроль Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания Объяснять значение понятия «военный коммунизм» ; характеризовать особенности политики «военного коммунизма» Объяснять причины обострения продовольственной ситуации весной 1918 г.; характеризовать различные варианты решения проблемы снабжения городов и армии Раскрывать причины начала полномасштабной Гражданской войны Характеризовать социальные и политические силы, противостоявшие большевикам в период Гражданской войны Рассказывать о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны (используя карту) Давать характеристики Белого движения и революционных сил: цели, участники, методы борьбы (используя учебник, интернет- ресурсы и другие источники информации) Проводить поиск информации о событиях 1918—1920 гг. в крае, городе; представлять ее в устном сообщении / презентации. Сравнивать Великую российскую революцию и Гражданскую войну 1917—1921 гг. с революционными событиями в странах Запада, выявляя черты сходства и различия | |
«Советский Союз в 1920— 1930-х гг.» | ||
Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление И. В. Сталина. Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране. Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг. Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Форсированная индустриализация и насильственная коллективизация - неразрывная связь. Результаты форсирования развития и его цена. Политическая система. Определение и основные черты тоталитарного режима и тоталитарного государства. Партия - ядро тоталитарной системы. Огосударствление партийного аппарата. Ликвидация остатков внутрипартийной демократии. Идеологизация общественной жизни. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Репрессии. Принятие Конституции Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства. Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура - верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий. Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР. Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества. |
Характеризовать сущность и значение новой экономической политики (нэп) Сравнивать задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа Рассказывать о жизни общества и политическом развитии страны в годы нэпа (используя различные источники) Объяснять причины экономических успехов в годы нэпа Объяснять, в чем заключались предпосылки объединения советских республик; указывать основные варианты объединения Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР Раскрывать причины, основное содержание и последствия внутрипартийной борьбы в 1920-е годы Объяснять причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе и поражения его противников Составлять характеристику (исторический портрет) И. В. Сталина (используя учебник и дополнительную информацию). Давать определения понятий: коллективизация, «великий перелом», индустриализация, раскулачивание, наркомат, «правый уклон» Высказывать суждения о причинах свертывания нэпа Характеризовать различные варианты выхода из кризиса конца 1920-х годов, их сильные и слабые стороны Объяснять, в чем состояли причины проведения индустриализации в СССР Характеризовать источники средств для проведения индустриализации Рассказывать о ходе индустриализации в стране и своем городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.) Сравнивать I и II пятилетки, выявляя черты сходства и различия Объяснять, в чем состояли причины, характер и итоги коллективизации в СССР Рассказывать о ходе коллективизации в стране и своем регионе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.) Объяснять успех индустриализации; характеризовать социальную цену этого успеха Характеризовать особенности проведения индустриализации в СССР Характеризовать особенности колхозного строя в конце 1930-х годов Объяснять успех коллективизации; характеризовать социальную цену этого успеха Раскрывать причины и последствия политических процессов 1930-х годов. Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920—1930-е годы в Конституции 1936 г. и как они оцениваются в учебнике. Характеризовать особенности духовной жизни в 1920-е и 1930-е годы, выявляя черты сходства и различия. Представлять описания известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду Сравнивать события 1920—1930-х годов в нашей стране с событиями в странах Запада, выявляя черты сходства и различия Высказывать суждения о социально-нравственном опыте периода 1920— 1930-х годов для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории России 1920— 1930-х годов (по образцу ЕГЭ) Подводить итоги проектной деятельности Показывать на карте территориальные приобретения СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Объяснять, каковы были причины и последствия советско- финляндской войны. Характеризовать советско- германские отношения накануне Великой Отечественной войны. Объяснять причины нападения Германии на СССР. | |
«Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.» | ||
СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР. Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой-летом Оборонительные сражения летом - осенью Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция. Тыл. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага; партизанское движение. Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании Соотношение сил на Восточном фронте к началу Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. |
Объяснять причины поражения Красной армии в начальный период войны. Рассказывать о крупнейших сражениях 1941 г. (используя карту) Готовить сообщение о крупнейших сражениях ВОВ (используя материалы интернет-сайтов «Великая победа»: http://pobeda-mo.ru/ и др., «Ленинград. Блокада. Подвиг»: http://blokada.otrok.ru/ и другие источники) Объяснять значение понятия коренной перелом в войне Рассказывать о крупнейших сражениях в период коренного перелома в ходе войны Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период. Сравнивать Сталинградское сражение и Курскую битву Готовить сообщение / презентацию об одном из эпизодов Сталинградской или Курской битвы (используя материалы интернет- сайта «Сталинградская битва»: http://battle.volgadmin.ru/ и другие источники) Характеризовать предпосылки и объяснять причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Характеризовать жизнь людей в годы войны (привлекая информацию из исторических источников) Представлять биографические справки, очерки о выдающихся тружениках тыла Объяснять причины прочности советского тыла. Характеризовать значение экономической помощи союзников СССР по антигитлеровской коалиции для победы над врагом Объяснять, почему потерпели крушение надежды гитлеровцев на развал многонационального Советского государства Готовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, изобразительного. Рассказывать о крупнейших сражениях 1945 г. (используя карту) Объяснять причины победы СССР в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Характеризовать решения Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны. | |
Всеобщая история
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Раздел I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в. (16 ч) | |
Введение. Новейшая история как историческая эпоха. Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии. Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами. Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе. Июльский ( Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг. Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма. Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио ( Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно - Цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки. Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане ( Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности. |
Объяснять значение понятия Новейшая история и место этого периода в мировой истории. Раскрывать понятие модернизация. Выделять особенности периодов новейшего этапа мировой истории. Называть важнейшие перемены в социально-экономической жизни общества. Объяснять причины быстрого роста городов. Сравнивать состояние общества в начале XX в. и во второй половине. Объяснять сущность и направления демократизации жизни в начале XX в. Сравнивать политические партии начала XX в. и XIX в. Оценивать роль профсоюзов. Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма». Показывать на карте территории военно-политических блоков. Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны. Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного материала. Показывать на карте страны, где произошли революции во время мировой войны или после неё. Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах. Комментировать итоги и последствия революций. Объяснять причины и последствия распада Российской империи. Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в 1920-е гг. Сравнивать развитие Великобритании, Германии, Франции, США в 1920-е гг. Готовить сообщения. Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. Характеризовать авторитарные режимы и их особенности. Сравнивать экономическую политику Англии и США в период кризиса. Разрабатывать проекты по проблематике темы урока. Анализировать внешнюю политику Великобритании в 1930-е гг. Приводить примеры, свидетельствующие об угрозе фашизма во Франции. Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920 — 1930-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Раскрывать смысл понятия гандизм. Выделять особенности общественного развития. Объяснять сходство и различия в развитии стран континента. Сравнивать развитие Мексики и Кубы. Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы договоров. Готовить доклады, сообщения с помощью интернет- ресурсов. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг. Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть основные периоды войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников; какие страны внесли наибольший вклад в победу. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. |
Календарно-тематическое планирование
«Россия в XX – начале XXI в.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
Тема I. Россия в годы «великих потрясений» (19 ч) |
| |
1 |
Вводный урок. |
1 |
|
2 |
Россия и мир накануне Первой мировой войны. |
1 |
|
3 |
Причина и начало Первой мировой войны. |
1 |
|
4 |
Российская империя в Первой мировой войне. |
1 |
|
5 |
Российская империя в Первой мировой войне. |
1 |
|
6 |
Великая российская революция: февраль 1917 г. |
1 |
|
7 |
Кризисы временного правительства. |
1 |
|
8 |
Великая российская революция: октябрь 1917 г. |
1 |
|
9 |
Октябрьское вооруженное восстание. |
1 |
|
10 |
Первые революционные преобразования большевиков. |
1 |
|
11 |
Брестский мир. |
1 |
|
12 |
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. |
1 |
|
13 |
Гражданская война. Причины. |
1 |
|
14 |
Гражданская война. 1918-1919гг. |
1 |
|
15 |
Гражданская война. Окончание. |
1 |
|
16 |
Революция и Гражданская война на национальных окраинах. |
1 |
|
17 |
Идеология и культура периода Гражданской войны . |
1 |
|
18 |
Повторительно-обобщающий урок. |
1 |
|
19 |
Контроль по теме «Россия в годы великих потрясений». |
1 |
|
|
Тема II. Советский союз в 1920—1930-х гг. ( 24ч) |
| |
20 |
Экономический и начала 1920-х гг. Переход к нэпу. |
1 |
|
21 |
Политический кризис начала 1920-х гг. |
1 |
|
22 |
Образование СССР. |
1 |
|
23 |
Национальная политика в 1920-е гг. |
1 |
|
24 |
Политическое развитие в 1920-е гг. |
1 |
|
25 |
Борьба за власть в партии в 1920-е гг. |
1 |
|
26 |
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. |
1 |
|
27 |
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. |
1 |
|
28 |
«Великий перелом». Индустриализация. |
1 |
|
29 |
Цена и издержки индустриализации. |
1 |
|
30 |
Коллективизация сельского хозяйства. |
1 |
|
31 |
Коллективизация сельского хозяйства. Коллективизация на Дону. |
1 |
|
32 |
Политическая система СССР в 1930-е гг. |
1 |
|
33 |
Репрессивная политика. |
1 |
|
34 |
Советская национальная политика в 1930-е гг. |
1 |
|
35 |
Советская национальная политика в 1930-е гг. |
1 |
|
36 |
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. Формирование нового человека. |
1 |
|
37 |
Достижения отечественной науки в 1930-гг. |
1 |
|
38 |
Советское искусство. |
1 |
|
39 |
Быт и повседневность. |
1 |
|
40 |
Культура русского зарубежья. |
1 |
|
41 |
СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. |
1 |
|
42 |
СССР в международной политике накануне начала Второй мировой войны. |
1 |
|
43 |
Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы |
1 |
|
44 |
Контроль по теме « Советский союз в 1920—1930-х гг.» |
1 |
|
|
Тема III. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. (10 час) |
| |
45 |
СССР накануне Великой Отечественной войны. |
1 |
|
46 |
Начало Великой Отечественной войны. |
1 |
|
47 |
Начало Великой Отечественной войны. Причины поражений. |
1 |
|
48 |
Битва за Москву. Блокада Ленинграда. |
1 |
|
49 |
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. |
1 |
|
50 |
Партизанское и подпольное движение. |
1 |
|
51 |
Человек и война: единство фронта и тыла. |
1 |
|
52 |
Культурное пространство страны. |
1 |
|
53 |
Второй период Великой Отечественной войны. Начало коренного перелома (ноябрь 1942— февраль 1943 г.). |
1 |
|
54 |
Второй период Великой Отечественной войны. Завершение коренного перелома (февраль 1943— декабрь 1943 г.). |
1 |
|
55 |
Народы СССР в борьбе с фашизмом. |
1 |
|
56 |
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. |
1 |
|
57 |
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. |
1 |
|
58 |
Повторительно-обобщающий урок по содержанию темы . |
1 |
|
59 |
Контроль по теме « Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. » |
1 |
|
60 |
Повторение и обобщение. |
1 |
|
61 |
Повторение и обобщение. |
1 |
|
62 |
Итоговый контроль. |
1 |
|
63-70 |
Резерв. |
7 |
|
|
Итого |
70 |
|
Календарно-тематическое планирование
«Новейшая история зарубежных стран первой половины XX века »
№ |
Тема |
Кол-во час |
Дата |
|
Первая половина XX века (16 час) |
|
|
1 |
Введение. |
1 |
|
2 |
Индустриальное общество в начале XX в. |
1 |
|
3 |
Индустриальное общество в начале XX в. |
1 |
|
4 |
Политическое развитие стран в начале XX века. |
1 |
|
5 |
Политическое развитие стран в начале XX века. |
1 |
|
6 |
«Новый империализм». |
1 |
|
7 |
Происхождение Первой мировой войны. |
1 |
|
8 |
Первая мировая война. |
1 |
|
9 |
Первая мировая война. |
1 |
|
10 |
Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система. |
1 |
|
11 |
Последствия войны: революции и распад империй. |
1 |
|
12 |
Особенности экономического развития стран Европы . |
1 |
|
13 |
Особенности экономического развития США в 20-е гг. |
1 |
|
14 |
Международные отношения в 20-е гг. |
1 |
|
15 |
Мировой экономический кризис. |
1 |
|
16 |
Пути выхода из кризиса. |
1 |
|
17 |
США: новый курс Ф.Рузвельта. |
1 |
|
18 |
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. |
1 |
|
19 |
Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания. |
1 |
|
20 |
Демократические страны Европы в 1930-е гг. Франция. |
1 |
|
21 |
Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в Европе. |
1 |
|
22 |
Германия в 30-е гг. Нацизм и установление тоталитарного режима. |
1 |
|
23 |
Страны Востока в первой половине XX века. |
1 |
|
24 |
Латинская Америка в первой половине XX века. |
1 |
|
25 |
Культура и искусство первой половины XX века. |
1 |
|
26 |
Международные отношения в 30-е гг. |
1 |
|
27 |
Вторая мировая война 1939-1945. Международные отношения в годы второй мировой войны. |
1 |
|
28 |
Вторая мировая война 1939-1945. Международные отношения в годы второй мировой войны. |
1 |
|
29 |
Итоги Второй мировой войны. |
1 |
|
30 |
Итоговое повторение. |
1 |
|
31 |
Контроль по теме «Новейшая история зарубежных стран первой половины XX века ». |
1 |
|
32 |
Резерв. |
1 |
|
|
Итого |
32 |
|