г. Каменск-Шахтинский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
___муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 __________имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского_________
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ гимназии № 12
Приказ от __________ №
______________ Т. С. Шиндер
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс): среднее общее образование
10-11 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов: 138
Учитель: Малахова Елена Тимофеевна
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы по информатике К.Ю. Полякова, Е. А. Еремина, 10-11 классы, базовый и углубленный уровни, Москва, издательство БИНОМ Лаборатория знаний, 2016 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2020 – 2021 уч. год
Планируемые личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения информатики
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования:
· личностным результатам;
· метапредметным результатам;
· предметным результатам.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития отраслей информационных технологий (ИТ) и телекоммуникационных услуг.
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Всё большее время у современных детей занимает работа за компьютером (не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета, в дальнейшей профориентации в этом направлении. В содержании многих разделов учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективы их развития.
Личностные результаты
Требование ФГОС |
Чем достигается |
1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
Информация рассматривается как одно из базовых понятий современной науки, наряду с материей и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию информации в философии, кибернетике, биологии. |
2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
В конце каждого параграфа присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. В учебниках помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов содержатся задания проектного характера |
3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь |
Этому вопросу посвящен раздел «Техника безопасности», в котором рассмотрены правила техники безопасности и гигиены при работе на персональном компьютере |
4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов |
Выполнение проектных заданий, возможные темы которых приведены в конце каждого параграфа, требует осознания недостаточности имеющихся знаний, самостоятельного изучения нового для учеников теоретического материала, ориентации в новой предметной (профессиональной) области, поиска источников информации, приближения учебной работы к формам производственной деятельности |
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах, таких как:
· учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
· изучение основ системного анализа: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
· алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:
· формулировка многих вопросов и заданий к теоретическим разделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
· ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение её результатов.
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности.
Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются. В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального, дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.
Метапредметные результаты
Требование ФГОС |
Чем достигается |
1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
Проектные задания. Алгоритмизация и программирование |
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты |
Задания поискового, дискуссионного содержания. Коллективная работа над документом. |
3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
Выполнение проектных заданий требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств. |
4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
Деление заданий практической части курса на уровни сложности: 1-й уровень — репродуктивный; 2-й уровень — продуктивный; 3-й уровень — творческий. Распределение заданий между учениками в проектных и коллективных работах |
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты
Требование ФГОС |
Чем достигается |
1. Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире |
Информация и информационные процессы |
2. Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов |
Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами |
3. Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня. Владение знанием основных конструкций программирования. Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц |
Алгоритмизация и программирование |
4. Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации |
Алгоритмизация и программирование Программное обеспечение |
5. Владение компьютерными средствами представления и анализа данных |
Вычислительные задачи. |
6. Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете |
Техника безопасности. Программное обеспечение |
Содержание учебного предмета
10 класс
Название темы |
Содержание |
Основные виды деятельности |
Информация и информационные процессы |
Информатика и информация. Получение информации. Формы представления информации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации. Информация в технике. Передача информации. Обработка информации. Хранение информации. Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы. |
Практическая деятельность: Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике). Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окружающего мира |
Кодирование информации |
Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование. Условие Фано. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Перевод целых чисел в другую систему счисления. Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки. Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование. Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика. Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирование звука. Кодирование видеоинформации. |
Практическая деятельность: Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах. Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам Решение задач и выполнение заданий на кодирование тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой. |
Логические основы компьютеров |
Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импликация. Эквиваленция. Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна. Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики. Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсального множества. |
Вычисление истинности сложных логических выражений. Построение таблиц истинности. Построение логических схем сумматора, триггера. Применение основных законов логики для упрощения логических выражений. Выполнение эквивалентных преобразований логических выражений; построение логического выражения по заданной таблице истинности. Решение простейших логических уравнений, логических задач |
Как устроен компьютер |
Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные устройства. Встроенные компьютеры. Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Облачные вычисления. Выбор конфигурации компьютера. Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выполнение программы. Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внешним устройствами. Облачные хранилища данных. |
Практическая деятельность: Выбор программных средств для создания информационных объектов согласно поставленной задаче. Выбор конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи. Использование для решения задач практической направленности графический интерфейс Windows, стандартные и служебные приложения, файловые менеджеры, архиваторы и антивирусные программы. |
Программное обеспечение |
Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных устройств. Инсталляция и обновление программ. Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО. Коллективная работа над документами. Рецензирование. Онлайн-офис. Правила коллективной работы Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления предприятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Системы автоматизированного проектирования. Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обработка видеоинформации. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств. Утилиты. Файловые системы. |
Практическая деятельность: Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации. |
Компьютерные сети |
Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Интернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети. Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные системы. Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Интернет и право. |
Практическая деятельность: Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-страницы на заданную тему. Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации |
Алгоритмизация и программирование |
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Размещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции. Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции. Ветвления. Условный оператор. Сложные условия. Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Циклы по переменной. Процедуры. Функции. Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций. Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов. Символьные строки. Операции со строками. |
Практическая деятельность: Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых задач: - нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности (или массива); – анализа записей чисел в позиционной системе счисления; – решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.); – работы с элементами массива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения и др. Постановка задачи сортировки. Исследование математических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме. Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма |
Вычислительные задачи |
Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессоров. |
Практическая деятельность: Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики для наглядного представления данных. |
Информационная безопасность |
Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации. Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России. Безопасность в интернете. Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных. Правила личной безопасности в Интернете |
Практическая деятельность: Соблюдение этических и правовых норм информационной деятельности; основ информационной безопасности. |
Содержание учебного предмета
11 класс
Название темы |
Содержание |
Основные виды деятельности |
Введение |
Информатика и Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические средства при эксплуатации компьютерного места |
Практическая деятельность: Выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации |
Информация и информационные процессы |
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Единицы измерения количества информации Скорость передачи данных, объем данных Помехоустойчивый код, расстояние Хемминга, сжатие данных, коэффициент сжатия. Алгоритм RLE, алгоритмы Хафмана, Шеннона-Фано. Архиватор Кибернетика, система, системный подход, компонент, системный эффект, надсистема, подсистема. Системы управления. Информационное общество, информатизация, информационные ресурсы, информационные технологии, информационная культура |
Знать: алфавитный и вероятностный подходы к оценке количества информации, Формула Хартли, Шеннона, представление чисел в компьютере. принципы помехоустойчивого кодирования, сжатия информации, понятие «префиксный код», условие Фано; принципы и область применимости сжатия с потерями; понятия «обратная связь», «система»; кибернетический подход к исследованию систем понятия «информационные технологии», «информационная культура», основные черты информационного общества Уметь: определять объем информации текста, звукового файла, графического изображения, оценивать время, необходимое для передачи информации по каналу связи использовать помехоустойчивые коды: определять количество информации, кодировать, декодировать информацию, находить значение переменной по заданному алгоритму. |
Элементы теории алгоритмов |
Алгоритм. Универсальный исполнитель. Машина Тьюринга, Поста. Алгоритмически неразрешимая задача. Сложность вычислений. Временная сложность алгоритма. Алгоритмы поиска. Алгоритмы сортировки. Методы доказательного программирования. Алгоритм Евклида. Инвариант цикла. Спецификация. Корректная программа. |
Знать: понятия «алгоритм», «универсальный исполнитель», «алгоритмически неразрешимая задача», «сложность алгоритма»; принципы доказательства правильности программ Уметь: составлять простые программы для одного из универсальных исполнителей; оценивать вычислительную сложность изученных алгоритмов; доказывать правильность простых программ |
Алгоритмизация и программирование |
Основные конструкции языка программирования. Система программирования Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи «Длинное число» Структура. Объявление структур. Работа с файлами. Сортировка. Указатель. Множества. Статистический и динамический массив. Использование динамического массива в подпрограммах Список. Модульность. Связные списки. Стек. Вычисления арифметических выражений. Скобочные выражения. Очередь. Дек. Дерево. Деревья поиска. Обход двоичного дерева. Использование связанных структур. Цепочки (конечные последовательности), деревья, списки, графы, матрицы (массивы), псевдослучайные последовательности |
Знать: алгоритм поиска простых чисел с помощью «решета Эратосфена»; понятие «длинного числа», принципы хранения и выполнения операций с «длинными» числами понятие структуры (записи), основные операции со структурами; понятия «динамический массив», «список», «стек», «очередь», «дек», и операции с ними; понятие «дерево» и области применения этой структуры данных; понятия «граф», «узел», «ребро»4; простые алгоритмы га графах; принцип динамического программирования Уметь: использовать решето Эратосфена программировать простые операции с «длинными» числами; использовать различные структуры, грамотно выбирать структуру для конкретной задачи; программировать простые алгоритмы на графах; Программировать алгоритмы, использующие динамическое программирование. |
Моделирование |
Модель, объект, процесс, явление, моделирование, виды моделей. Табличные модели, диаграммы, графы игровые модели, иерархические модели, сетевые модели, игровые стратегии Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование модели. Эксперимент с моделью. Анализ результатов. Моделирование движения. Движение с сопротивлением. Дискретизация Модель неограниченного роста, ограниченного роста Компьютерная модель. Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель ограниченного роста. Взаимодействие видов. Обратная связь. Саморегуляция. Вероятностные модели. Методы Монте-Карло. Системы массового обслуживания. Модель обслуживания в банке. |
Знать: понятия «модель», «оригинал», «моделирование», «адекватность модели»; виды моделей и области их применимости; этапы моделирования; особенности компьютерных моделей; примеры биологических моделей и этапы их построения; понятие «саморегуляция»; особенности моделирования систем массового обслуживания; Уметь: использовать модели различных типов: таблицы, диаграммы, графы; использовать готовые модели физических явлений; выполнять дискретизацию математических моделей; исследовать модели с помощью электронных таблиц и собственных программ; исследовать модели с помощью электронных таблиц |
Базы данных |
Информационная система, база данных, система управления базой данных, классификация СУБД, транзакция Таблица, запись, поле, ключ, первичный ключ, индексы, поиск, целостность баз данных. Реляционная модель данных, сущность, атрибут, кортеж, связь, нормализация Таблица, форма, запрос, отчет, поиск, сортировка, фильтр. Конструктор создания БД, типы данных полей, свойства полей, первичный ключ, создание индекса Запрос. Язык SQL. Мастер запросов. Запросы с параметрами, критерии отбора Форма. Мастер форм. Отчет. Мастер отчетов. Таблица. Связи в таблицах. Формы. Простая форма. Формы с подчинёнными. Кнопочные формы Запрос. Итоговый запрос |
Знать: понятия «информационная система», «база данных», СУБД, «транзакция»; понятия «ключ», «поле», «запись», «индекс»; различные модели данных и их представление в табличном виде; типы связей между таблицами в реляционных базах данных; принципы работы экспертных систем; принципы построения и использования нереляционных баз данных Уметь: представлять данные в табличном виде; разрабатывать и реализовывать простые реляционные базы данных; выполнять простую нормализацию баз данных; строить запросы, формы и отчеты в одной из СУБД; создать многотабличную базу данных, осуществить поиск и сортировку данных; строить формы и отчеты в одной из СУБД; строить запросы с выбором данных из нескольких таблиц |
Создание веб |
Гипертекст, гипермедиа, вебсервер браузер, язык HTML, тэг, статические и динамические веб-страницы, CMS, скрипт, сценарий. Текстовые страницы, контейнеры, тэги: html, head, title, body. Заголовки, абзацы, вставка разрывов строк и специальных символов. Нумерованные и маркированные списки Гиперссылки (ссылки на страницы, на файлы, на электронный адрес, на определенное место в этом же документе) Тэги физической разметки. Логическая разметка. Стилевые файлы, CSS Тэг img, атрибуты: src, autostart, width, height Тэги table, tr, td, атрибуты border,align,valign. Табличная верстка Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки. XML и XHTML. Динамический HTML. Инструменты создания информационных объектов для Интернета |
нать: понятия «гипертекст», «гипермедиа», «веб-сервер», «браузер», «скрипт»; принцип разделения содержания (контента) и оформления сайта; основные тэги языка HTML; принципы построения XML-документов; понятия «динамический HTML», DOM; знать форматы изображений Уметь: использовать тэги для вставки и настройки рисунка в html-документе задавать фоновый рисунок Уметь: строить веб-страницы, содержащие гиперссылки, списки, таблицы, рисунки; изменять оформление веб-страниц с помощью стилевых файлов; создать стилевой файл, стили и подключать стилевой файл к htmlдокументу; использовать тэги для вставки таблиц в html-документ; выполнять простую блочную верстку; использовать Javascript для простейшего программирования веб-страниц |
Формы организации учебных занятий
Изучение нового материала в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждение вопросов и заданий к теме. Обобщение теории, решение задач и выполнение практических заданий. Тестирование. Работа в информационном пространстве.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата |
|
Основы информатики (38 часов) |
|
|
|
ТБ. Информация и информационные процессы (4 часа) |
|
|
1. |
Техника безопасности. Организация рабочего места. |
1 |
01.09 |
2. |
Информатика и информация. Информационные процессы. § 1. Информатика и информация. § 2. Что можно делать с информацией? |
1 |
04.09 |
3. |
Измерение информации. § 3. Измерение информации. |
1 |
08.09 |
4. |
Структура информации (простые структуры). Деревья. Графы. § 4. Структура информации. |
1 |
11.09 |
|
Кодирование информации (10 часов) |
|
|
5. |
Кодирование и декодирование. § 5. Язык и алфавит. § 6. Кодирование. |
1 |
15.09 |
6. |
Дискретность. § 7. Дискретность |
1 |
18.09 |
7. |
Алфавитный подход к оценке количества информации. § 8. Алфавитный подход к оценке количества информации. |
1 |
22.09 |
8. |
Системы счисления. Позиционные системы счисления. § 9. Системы счисления. § 10. Позиционные системы счисления. |
1 |
25.09 |
9. |
Двоичная система счисления. § 11. Двоичная система счисления. |
1 |
29.09 |
10. |
Восьмеричная система счисления. § 12. Восьмеричная система счисления. |
1 |
02.10 |
11. |
КР Контрольная работа по теме «Системы счисления». |
|
06.10 |
12. |
Шестнадцатеричная система счисления. § 13. Шестнадцатеричная система счисления. |
1 |
09.10 |
13. |
Кодирование символов. § 15. Кодирование символов |
1 |
13.10 |
14. |
Кодирование графической информации. § 16. Кодирование графических изображений |
1 |
16.10 |
15. |
Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации. § 17. Кодирование звуковой и видеоинформации |
1 |
20.10 |
16. |
Контрольная работа по теме «Кодирование информации». |
1 |
23.10 |
|
Логические основы компьютеров. Арифметика (9 часов) |
|
|
17. |
Логика и компьютер. Логические операции. § 18. Логика и компьютер § 19. Логические операции |
1 |
27.10 |
18. |
Диаграммы Эйлера-Венна. § 20. Диаграммы |
1 |
06.11 |
19. |
Упрощение логических выражений. § 21. Упрощение логических выражений |
1 |
10.11 |
20. |
Синтез логических выражений. § 22. Синтез логических выражений |
1 |
13.11 |
21. |
Логические элементы компьютера. § 24. Логические элементы компьютера |
1 |
17.11 |
22. |
Хранение в памяти целых и вещественных чисел. § 26. Особенности представления чисел в компьютере § 27. Хранение в памяти целых чисел § 29. Хранение в памяти вещественных чисел |
1 |
20.11 |
23. |
Контрольная работа по теме «Логические основы компьютеров». |
1 |
24.11 |
|
Устройство компьютера и программное обеспечение компьютера ( 9 часов) |
|
|
24. |
Принципы устройства компьютеров § 32. Принципы устройства компьютеров § 33. Магистрально-модульная организация компьютера. |
1 |
27.11 |
25. |
Процессор. § 34. Процессор |
1 |
01.12 |
26. |
Память. § 35. Память |
1 |
04.12 |
27. |
Устройства ввода и вывода. § 36. Устройства ввода |
1 |
08.12 |
28. |
Прикладные программы § 38. Что такое программное обеспечение? § 39. Прикладные программы |
1 |
11.12 |
29. |
Практикум: коллективная работа над текстом; правила оформления рефератов; правила цитирования источников. § 39. Прикладные программы |
1 |
15.12 |
30. |
Системное программное обеспечение. § 40. Системное программное обеспечение |
1 |
18.12 |
31. |
Системы программирования. § 41. Системы программирования |
1 |
22.12 |
32. |
Правовая охрана программ и данных. § 43. Правовая охрана программ и данных |
1 |
25.12 |
33. |
Контрольная работа по теме «Устройство компьютера и программное обеспечение компьютера» |
|
12.01 |
|
Компьютерные сети. Информационная безопасность. (6 часов) |
|
|
34. |
Компьютерные сети. Основные понятия § 44. Основные понятия § 45. Структура (топология) сети § 46. Локальные сети |
1 |
15.01 |
35. |
Сеть Интернет. Адреса в Интернете. § 47. Сеть Интернет § 48. Адреса в Интернете |
1 |
19.01 |
36. |
Службы Интернета. § 49. Всемирная паутина § 50. Электронная почта § 51. Другие службы Интернета § 52. Электронная коммерция § 53. Право и этика в Интернете |
1 |
22.01 |
37. |
Простейшие программы Вычисления. Стандартные функции. § 54. Алгоритм и его свойства § 55. Простейшие программы § 56. Вычисления |
1 |
26.01 |
38. |
Условный оператор. § 57. Ветвления |
1 |
29.01 |
39. |
Сложные условия. § 57. Ветвления |
1 |
02.02 |
40. |
Контрольная работа по теме «Компьютерные сети. Информационная безопасность» |
1 |
02.02 |
|
Алгоритмы и программирование (28 часов) |
|
|
Алгоритмизация (10 часов) |
|
| |
41. |
Цикл с условием. § 58. Циклические алгоритмы |
1 |
05.02 |
42. |
Цикл с переменной. § 58. Циклические алгоритмы |
1 |
09.02 |
43. |
Процедуры. § 59. Процедуры |
1 |
12.02 |
44. |
Функции. § 60. Функции |
1 |
16.02 |
45. |
Логические функции. § 60. Функции |
1 |
19.02 |
46. |
Рекурсия. § 61. Рекурсия |
1 |
23.02 |
47. |
Массивы. Перебор элементов массива. § 62. Массивы |
1 |
26.02 |
48. |
Линейный поиск в массиве. § 63. Алгоритмы обработки массивов |
1 |
02.03 |
49. |
Отбор элементов массива по условию. § 63. Алгоритмы обработки массивов |
1 |
05.03 |
50. |
Контрольная работа «Алгоритмизация». |
1 |
09.03 |
|
Программирование (8часов) |
|
|
51. |
Сортировка массивов. § 64. Сортировка |
1 |
12.03 |
52. |
Сортировка массивов. Быстрая сортировка. § 64. Сортировка |
1 |
16.03 |
53. |
Двоичный поиск в массиве. § 65. Двоичный поиск |
1 |
19.03 |
54. |
Символьные строки. § 66. Символьные строки |
1 |
23.03 |
55. |
Функции для работы с символьными строками. § 66. Символьные строки |
1 |
02.04 |
56. |
Сравнение и сортировка строк. § 66. Символьные строки |
1 |
06.04 |
57. |
Матрицы. § 67. Матрицы |
1 |
09.04 |
58. |
Контрольная работа «Программирование». |
1 |
13.04 |
|
Решение уравнений (3 часа) |
|
|
59. |
Решение уравнений. Метод перебора. § 70. Решение уравнений |
1 |
16.04 |
60. |
Решение уравнений. Метод деления отрезка пополам. § 70. Решение уравнений |
1 |
20.04 |
61. |
Решение уравнений в табличных процессорах. § 70. Решение уравнений |
1 |
23.04 |
|
Решение вычислительных задач (7 часов) |
|
|
62. |
Оптимизация с помощью табличных процессоров. § 72. Оптимизация |
1 |
27.04 |
63. |
Статистические расчеты. § 73. Статистические расчеты |
1 |
30.04 |
64. |
Условные вычисления. § 73. Статистические расчеты |
1 |
04.05 |
65. |
Восстановление зависимостей в табличных процессорах. § 74. Обработка результатов эксперимента |
1 |
07.05 |
66. |
Вредоносные программы. § 75. Основные понятия § 76. Вредоносные программы |
1 |
11.05 |
67. |
Защита от вредоносных программ. § 77. Защита от вредоносных программ |
1 |
14.05 |
68. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
18.05 |
|
Резерв (2 часа) |
|
|
69. |
Повторение и обобщение материала |
1 |
21.05 |
70. |
Итоговый урок |
1 |
25.05 |
|
Итого: |
70 |
|