1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты:
· умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
· владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
· владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
· владение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности;
· способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В результате изучения учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования
Раздел «Знания о физической культуре»
Выпускник научится:
ü характеризовать роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
ü характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью;
ü определять базовые понятия и термины физической культуры, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений;
ü руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
ü руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
ü характеризовать цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
ü разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями;
ü руководствоватьсяправилами планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
ü использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья;
ü составлять комплексы физических упражнений с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
ü подбирать подводящие и подготовительные упражнения при освоении новых двигательных действий;
ü классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий;
ü сравнивать показатели физического развития и основных физических качеств с возрастными стандартами;
ü взаимодействовать со сверстниками в условиях освоения новых двигательных действий, развитии физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
ü вести дневник по физкультурной деятельности,включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
ü проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, обеспечивать их оздоровительную направленность;
ü наблюдать за выполнением движений с использованием эталонного образца, находить ошибки и их исправлять;
ü составлять план занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем);
ü проводить восстановительные мероприятия с использованием закаливающих процедур.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
ü выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма в процессе учебной деятельности;
ü выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
ü выполнять организующие команды и приёмы;
ü выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
ü выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
ü выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
ü выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
ü выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
ü выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
ü преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
ü выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
ü организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
ü осуществлять судейство школьных соревнований по одному из осваиваемых видов спорта.
Выпускник получит возможность демонстрироватьуровень развития двигательных способностей не ниже среднего уровня.
2. Содержание учебного предмета, с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент); «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Знания о физической культуре
Физическая культура и здоровый образ жизни.
Физическая культура в организации трудовой деятельности человека.
Формы и содержание занятий по предупреждению утомления и повышению работоспособности в режиме дня и недели (гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью, простейшие сеансы релаксации и самомассажа, банные процедуры).
Основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья.
Оздоровительные системы физического воспитания .
Адаптивная гимнастика как система занятий по реабилитации и восстановлению здоровья человека, ее цель и задачи, виды и разновидности. Основы содержания и формы занятий после респираторных заболеваний, при хронических заболеваниях органов зрения, дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Атлетическая гимнастика (юноши) и фитнес-аэробика
(девушки) как системы занятий по формированию стройной фигуры. Анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и шейпингом. Правила техники безопасности.
Спортивная подготовка. Основы самостоятельной подготовки к соревновательной деятельности, правила индивидуализации содержания и направленности тренировочных занятий (по избранному виду спорта), их распределения в режиме дня и недели (простейшие представления о циклах занятий).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение занятий физической культурой. Совершенствование навыков и умений в планировании индивидуальных систем занятий физической культурой (по выбору, с учетом собственных интересов и потребностей в укреплении здоровья, физическом и спортивном совершенствовании).
Подготовка мест занятий, отбор инвентаря и оборудования, их соотнесение с задачами и содержанием занятий.
Соблюдение требований безопасности на занятиях физической культурой с разной направленностью.
Совершенствование навыков и умений в оказании доврачебной помощи при ушибах и травмах.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Правила тестирования и способы оценки физической работоспособности (на примере пробы «PCW 170»).
Совершенствование навыков и умений в ведении индивидуального дневника самонаблюдения, регистрации динамики показателей физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность.Индивидуальные комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы дыхательной гимнастики. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела и коррекцию телосложения с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры, подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями (при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения и зрения — близорукость).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей и спортивной направленностью.
Гимнастика с элементами акробатики
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре, по восемь в движении. Комбинации из различных положений и движений рук, ног, туловища на месте и в движении. Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами. Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; толчком двух ног вис углом. Равновесие на нижней жерди; упор присев на одной ноге, махом соскок. Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см. Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину). Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150—180 см. Комбинации из ранее освоенных элементов. Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на подкидном мостике. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика. Лазанье по канату с помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гирей, гантелями, набивными мячами.
Легкая атлетика
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег. Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м. Бег в равномерном и переменном темпе 15—20 мин. Бег на 2000 м. Прыжки в длину с 13—15 шагов разбега. Прыжки в высоту с 9—11 шагов разбега. Метание мяча с 4—5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м. Метание гранаты 500 - 700 г с места на дальность, с колена, лежа; с 4—5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м) с расстояния 12—15 м. Бросок набивного мяча двумя руками из различных исходных положений с места, с одного — четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние. Длительный бег, кросс, бег с препятствиями, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка. Прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., набивных мячей.
Круговая тренировка. Эстафеты.
Дозирование нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований. Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Баскетбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника (в различных построениях). Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Варианты техники приема и передач мяча. Варианты подач мяча. Варианты нападающего удара через сетку. Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Футбол (юноши)
Передвижения полевого игрока. Остановки мяча. Ведение мяча. Удары по мячу. Обманные движения (финты). Отбор мяча. Техника вратаря: ловля, отбивание, перевод, броски мяча. Индивидуальные тактические действия в нападении. Групповые тактические действия в нападении. Командные тактические действия в нападении. Индивидуальные тактические действия в защите. Групповые тактические действия в нападении. Командные тактические действия в нападении. Двухсторонняя игра в футбол.
Упражнения в системе занятий фитнес-аэробикой (девушки).
Классическая аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги базовые элементы со сменой лидирующей ноги сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов без музыкального сопровождения и с ним; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки с учетом интенсивности и ритма.
Степ-аэробика: базовые элементы без смены лидирующей ноги; базовые элементы со сменой лидирующей ноги; сочетание маршевых и синкопированных элементов; сочетание маршевых и лифтовых элементов; движения руками; выполнение упражнений и комплексов с музыкальным сопровождением и без него; составление самостоятельных комплексов и подбор музыки сучетом интенсивности и ритма.
Функциональная тренировка (тренинг)
Выполнять комплексы и комбинации упражнений – приседания и жимы, стоя, выпады и жимы, стоя, наклоны и тяги в наклоне и стоя; выходы в
упоры: упор присев, упор лежа; перемещения из положения упор лежа. Составление комплексов и комбинаций из изученных упражнений.
Упражнения с фитболами.
Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой
(подбираются в соответствии с медицинскими показаниями и по согласованию с врачом). Оздоровительная ходьба и бег. Индивидуальные комплексы общеразвивающих упражнений на развитие координации движений и гибкости. Индивидуальные комплексы упражнений на регулирование массы тела, формирование осанки и стройной фигуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Специальные комплексы лечебной гимнастики при нарушениях опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, кровообращения, зрения (близорукость) и др.
Подготовка к выполнению видов испытаний
Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО).
Формы организации учебных занятий
Основными формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе являются уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия), работа с литературными источниками, с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающих презентаций, проектов. Дистанционная форма обучения посредством платформы Дневник. ру.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью и с образовательно-тренировочной направленностью.
Знания о физической культуре
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Физическая культура в организации трудовой деятельности человека. Предупреждение утомления и повышение работоспособности в режиме дня и недели. Основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Адаптивная гимнастика как система занятий по реабилитации и восстановлению здоровья человека, ее цель и задачи, виды и разновидности. Атлетическая гимнастика и фитнес-аэробика. Анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и шейпингом. Общие представления о спортивной форме и ее структурных компонентах (физической, технической и психологической подготовленности). . Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха. Самостоятельные занятия физической культурой направленные на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. |
Объясняют значение физической культуры в организации трудовой деятельности человека. Называют основные формы и раскрывают содержание занятий по предупреждению утомления и повышению работоспособности в режиме дня и недели. Анализируют основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Составляют сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы об адаптивной гимнастике. Систематизируют информацию об атлетической гимнастике и фитнес-аэробике. Раскрывают анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и шейпингом. Рассказывают о спортивной форме и ее структурных компонентах. Обобщают знания по правилам оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха. Составляют индивидуальные комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. |
Способы физкультурной деятельности
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Совершенствование навыков и умений в планировании индивидуальных систем занятий физической культурой. Подбор подводящих и подготовительных упражнений при освоении новых двигательных действий (физических упражнений). Составление плана занятий по самостоятельному освоению двигательных действий (совместно с учителем). Составление по образцу комплексов упражнений для развития физических качеств (по заданию учителя). Составление вместе с учителем плана индивидуальных занятий по развитию физических качеств. Комплексы физических упражнений по профилактике и коррекции нарушений осанки. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели, рекомендуемые положением ВФСК ГТО. |
Планируют индивидуальных занятия физической культурой по выбору, с учетом собственных интересов и потребностей в укреплении здоровья, физическом и спортивном совершенствовании. Учатся подбирать и выполнять подводящие и подготовительные упражнений при освоении новых двигательных действий. Составляют совместно с учителем план индивидуальных занятий по самостоятельному освоению двигательных действий. Составляют по образцу комплексы упражнений для развития физических качеств (быстроты, силы, выносливости). Организовывают и проводят подвижные игры во время отдыха. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования навыка правильной осанки. Выполняют комплексы упражнений на развитие физических качеств. Осваивают комплексы дыхательных упражнений. Обобщают правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Изучают оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели, и выполняют индивидуальные комплексы упражнений, направленные на подготовку к сдачи норм ВФСК ГТО. |
Физическое совершенствование
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно. Упражнения общеразвивающей направленности (с предметами и без) Акробатические упражнения: прыжком кувырок вперед, кувырок назад в группировке, стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, два кувырка вперед в группировке, стойка на голове и руках (мальчики); комбинации с использованием элементов хореографии, ритмической гимнастики, кувырков вперёд и назад (девочки). Гимнастические упражнения прикладного характера: Опорные прыжки: прыжок согнув ноги через гимнастического козла (мальчики);прыжок ноги врозь (девочки). Лазанье по канату и шесту. Упражнения в равновесии на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения в висах и упорах на разновысоких брусьях (девочки); на перекладине и параллельных брусьях (мальчики). Гимнастическая полоса препятствий. Легкая атлетика Спринтерский бег низкий старт, стартовый разгон, бег 60 и 100 м, челночный бег 3х10 м, эстафетный бег. Прыжки прыжок в длину с места; прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжок в высоту способом «перешагивание»; прыжки на скакалке. Метания метание мяча и гранаты на дальность; метание гранаты на заданное расстояние; метание набивного мяча разными способами. Кроссовая подготовка (бег по пересеченной местности с преодолением препятствий). Равномерный бег на учебные дистанции.
Спортивные игры
(баскетбол) стойки и перемещения игрока; остановки и повороты; ведение мяча на месте и в движении; передачи мяча разными способами; броски мяча на месте и в движении; технико-тактические действия (индивидуальные и командные); вырывание и выбивание мяча; взаимодействие в нападении; защитные действия при опеке игрока с мячом; правила игры; жесты судьи; игра в баскетбол по правилам;
(волейбол) передвижения, остановки, повороты и стойки; передачи мяча сверху на месте и после перемещения; нижняя прямая подача; верхняя прямая подача; приём мяча; переходы; нападающий удар; командные действия в нападении и защите; игра в волейбол по правилам. Футбол (юноши) передвижения, остановки, повороты и стойки; удары по мячу; ведение мяча; тактика и техника игры; Фитнес-аэробика (девушки) классическая аэробика; степ-аэробика; функциональная тренировка; упражнения с фитболами. Подготовка к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, предусмотренных Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО). |
Соблюдают правила техники безопасности. Овладевают организующими командами и приемами:поворотами в движении, перестроениями в шеренге и колонне; передвижениями в колонне с изменением длины шага по команде. Выполняют передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами. Овладевают основами техники перестроения в движении из колонны по одному в колонну по 2, по 3 и обратно. Описывают технику общеразвивающих упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений. Повторяют правила техники безопасности при проведении акробатических упражнений. Изучают и описывают технику акробатических упражнений, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Овладевают основами техники акробатических упражнений. Составляютиз ранее изученных упражнений акробатическую комбинацию и демонстрируют её. Контролируют и оценивают своё выполнение упражнений, анализируют и исправляют допущенные ошибки.Формируют навык правильной осанки. Повторяют правила техники безопасности при проведении упражнений на гимнастической лестнице, перекладине, брусьях, бревне, опорном прыжке. Овладевают основами техники упражнений в висах и упорах, упражнений в равновесии и в опорном прыжке. Выполняют гимнастические упражнения прикладного характера. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования изучаемых упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники изучаемых упражнений. Контролируют и оценивают своё выполнение упражнений, анализируют допущенные ошибки. Совершенствуют и корректируют технику выполнения гимнастических упражнений.Преодолевают полосу препятствий, включающую в себя висы, упоры, перелезание через горку матов. Выполняют контрольные тесты. Соблюдают правила техники безопасности. Овладевают основами техники спринтерского бега, бега на средние и длинные дистанции. Повторяют правила техники безопасности при проведении беговых упражнений. Изучают технику низкого старта. Выполняют специальные беговые и прыжковые упражнения для совершенствования техники спринтерского бега. Выполняют повторное пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью с низкого старта; челночный бег; эстафетный бег, бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений. Применяют беговые упражнения для развития скоростных способностей. Изучают технику прыжков в высоту и длину. Описывают технику изучаемых видов прыжков, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Выполняют прыжки на скакалке и через препятствия. Применяют беговые и прыжковые упражнения для развития скоростных-силовых способностей. Изучают технику метания мяча на дальность и на заданное расстояние. Описывают технику изучаемых видов метания мяча, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Выполняют метание набивного мяча разными способами. Развивают скоростно-силовые способности. Выполняют специальные беговые и прыжковые упражнения для закрепления и совершенствования изучаемых видов лёгкой атлетики. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Выбирают индивидуальный темп бега при кроссовой подготовке. Развивают общую выносливость в равномерном беге до 20 минут. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники изучаемых видов лёгкой атлетики. Совершенствуют и корректируют технику выполнения беговых, прыжковых и метательных упражнений. Выполняют контрольные тесты. Соблюдают правила техники безопасности. Повторяют правила техники безопасности при проведении спортивной игры баскетбол, волейбол, футбол. Выполняют комплексы ОРУ с мячом. Осваивают основные приемы стоек и перемещений игрока, изучают технику передвижения в защитной стойке: повороты и остановки; знакомятся с терминологией игры. Изучают и описывают технику ловли и передачи мяча различными способами. Изучают и описывают технику ведения мяча с изменением направления и скорости. Изучают и описывают технику бросков мяча различными способами. Выполняют специальные упражнения для закрепления и совершенствования основных приемов игры в баскетбол. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий. Совершенствуют и корректируют технику выполнения ловли, передачи и ведения различными способами. Контролируют и оценивают своё выполнение упражнений, анализируют допущенные ошибки. Осуществляют судейство. Решают задачи игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила техники безопасности.Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия волейбола для комплексного развития физических способностей. Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила техники безопасности. Организуют совместные занятия футболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Соблюдают и анализируют правила безопасности при проведении занятий фитнес-аэробикой, степ-аэробикой. Используют упражнения для развития скоростных и координационных способностей, гибкости и пластики.Выполняют комплексы и комбинации упражнений классической аэробики, степ-аэробики, с фитболами под музыку. Составляют комплексы и комбинаций из изученных упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной деятельности. Выполняют подготовительные и подводящие упражнения к контрольным нормативам. Развивают физические качества. Описывают правильную технику и выполняют нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». |
3. Календарно-тематическое планирование
н/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведе ния |
|
Лёгкая атлетика |
24 |
|
|
Спринтерский бег |
6 |
|
1 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Спринтерский бег. |
|
|
2 |
Низкий старт. Стартовый разгон.Физическая культура и здоровый образ жизни. |
|
|
3 |
Тестирование бега на 60 м с низкого старта. |
|
|
4 |
Челночный бег 3х10 м. Эстафетный бег. |
|
|
5 |
Тестирование челночного бега (3х10 м). |
|
|
6 |
Тестирование бега на 100 м с низкого старта. |
|
|
|
Прыжки |
4 |
|
7 |
Прыжки со скакалкой.Тестирование прыжка в длину с места.Прыжок в длину с разбега. |
|
|
8 |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». |
|
|
9 |
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту способом «перешагивание». |
|
|
10 |
Прыжки в длину и в высоту, оценить технику выполнения. |
|
|
|
Метания |
4 |
|
11 |
Метание мяча на дальность. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
12 |
Метание гранаты на дальность в цель. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
13 |
Метание гранаты на заданное расстояние. |
|
|
14 |
Метание гранаты на дальность на результат. |
|
|
|
Кроссовая подготовка |
6 |
|
15 |
Чередование ходьбы и бега. Оздоровительные системы физического воспитания». |
|
|
16 |
Бег по пересечённой местности. Формы и содержание занятий по предупреждению утомления. |
|
|
17 |
Бег в равномерном и переменном темпе до15 минут. |
|
|
18 |
Тестирование бега на 1000метров. Основные положения закона Российской Федерации в области физической культуры. |
|
|
19 |
Бег с преодолением вертикальных и горизонтальных препятствий. |
|
|
20 |
Тестирование бега на 2000 метров. |
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
4 |
|
21 |
Классическая аэробика.Ведение мяча. Обманные движения (финты). Отбор мяча. |
| |
22 |
Степ-аэробика.Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. |
|
|
23 |
Упражнения с фитболами.Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
24 |
Функциональная тренировка. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
|
Гимнастика |
24 |
|
|
Акробатика |
6 |
|
25 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках гимнастики. Акробатические упражнения. |
|
|
26 |
Акробатические упражнения. Тестирование поднимания туловища за 1 минуту. |
|
|
27 |
Акробатические комбинации. Простейшие приемы восстановительного массажа. |
|
|
28 |
Акробатические комбинации. Тестирование наклона вперёд из положения стоя. |
|
|
29 |
Акробатические комбинации. |
|
|
30 |
Акробатические комбинации, оценить технику выполнения комбинации. |
|
|
|
Висы и упоры |
4 |
|
31 |
Висы и упоры.Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лёжа. |
|
|
32 |
Упражнения на перекладине (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). |
| |
33 |
Упражнения на перекладине (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). |
|
|
34 |
Упражнения на перекладине и брусьях, оценить технику выполнения. |
|
|
|
Лазание по канату (мальчики) Упражнения в равновесии (девочки) |
4 |
|
35 |
Лазание по канату в три приема. Передвижения по гимнастическому бревну. |
|
|
36 |
Лазание по канату в два приема. Комбинация в равновесии на бревне. |
|
|
37 |
Лазание по шесту. Тестирование подтягивания в висе. Комбинация в равновесии на бревне. |
|
|
38 |
Лазание по шесту. Комбинация в равновесии на бревне. Тестирование прыжков со скакалкой за 1 минуту. |
| |
|
Опорный прыжок |
4 |
|
39 |
Прыжок ноги врозь через коня в длину (юноши). Прыжок углом с разбега (девушки). |
|
|
40 |
Прыжок ноги врозь через коня в длину (юноши). Прыжок углом с разбега (девушки). |
|
|
41 |
Прыжок ноги врозь через коня в длину (юноши). Прыжок углом с разбега (девушки). |
|
|
42 |
Опорный прыжок, оценкатехники выполнения. |
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
6 |
| |
43 |
Классическая аэробика: базовые элементы. Ведение и передачи мяча. |
|
|
44 |
Классическая аэробика. Технико-тактические действия игроков при вбрасывании и подаче углового. |
|
|
45 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
46 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите. |
| |
47 |
Упражнения с фитболами. Удары по мячу. Обманные действия. |
|
|
48 |
Упражнения с фитболами. Тактика игры, учебная игра. |
|
|
|
Спортивные игры (баскетбол) |
14 |
|
49 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках спортивных игр. Ведение мяча в движении. |
|
|
50 |
Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. |
|
|
51 |
Передача мяча двумя руками от груди с пассивным сопротивлением. |
|
|
52 |
Передача мяча одной рукой от плеча с пассивным сопротивлением защитника. |
|
|
53 |
Ведение и передачи, оценкатехники выполнения. |
|
|
54 |
Бросок мяча двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
55 |
Бросок мяча двумя руками от головы в прыжке. |
|
|
56 |
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание). |
|
|
57 |
Бросок одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. |
|
|
58 |
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (2х2). |
|
|
59 |
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях (2х2). |
|
|
60 |
Штрафной бросок. Спортивная подготовка. |
|
|
61 |
Доврачебная помощь при ушибах и травмах. |
|
|
62 |
Нападение против зонной защиты. Учебная игра в баскетбол. |
|
|
|
Спортивные игры (волейбол) |
10 |
|
63 |
Верхняя передача мяча в парах через сетку. |
|
|
64 |
Нижняя прямая подача, приём подачи. |
|
|
65 |
Нижняя прямая подача, приём мяча, отражённого сеткой. |
|
|
66 |
Нижняя прямая подача мяча в заданную зону. Приём мяча после подачи. |
|
|
67 |
Взаимодействие игроков на площадке во время приёма мяча. |
|
|
68 |
Верхняя передача мяча в парах через зону над собой. |
|
|
69 |
Одиночное блокирование.Учебная игра. |
|
|
70 |
Групповое блокирование.Учебная игра. |
|
|
71 |
Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
|
|
72 |
Прямой нападающий удар. Учебная игра. |
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
6 |
|
73 |
Анатомические и медико-биологические основы занятий атлетической гимнастикой и фитнесом. |
|
|
74 |
Классическая аэробика: базовые элементы. Техника передвижений, остановок и стоек. |
|
|
75 |
Степ-аэробика: базовые элементы. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу. |
|
|
76 |
Степ-аэробика.Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
77 |
Упражнения с фитболами. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
78 |
Функциональная тренировка. Тактика игры, учебная игра. |
|
|
|
Лёгкая атлетика |
24 |
|
|
Кроссовая подготовка |
6 |
|
79 |
Инструктаж по технике безопасности. Чередование ходьбы и бега. |
|
|
80 |
Бег по пересечённой местности. Особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта. |
|
|
81 |
Бег в равномерном и переменном темпе до 12 – 15 минут. Комплексы дыхательных упражнений. |
|
|
82 |
Тестирование бега на 1000метров. Оздоровительные системы физического воспитания. |
|
|
83 |
Бег с преодолением вертикальных и горизонтальных препятствий. |
|
|
84 |
Тестирование бега на 2000 метров. Правила тестирования и способы оценки физической работоспособности. |
|
|
Спринтерский бег |
6 |
| |
85 |
Спринтерский бег.Низкий старт. Стартовый разгон.Бег с ускорением от 40 до 60 м. |
|
|
86 |
Бег по повороту. Челночный бег (3х10м). |
|
|
87 |
Тестирование бега на 60 м. |
|
|
88 |
Эстафетный бег. Тестирование челночного бега 3х10 м. |
|
|
89 |
Спринтерский бег. Эстафетный бег. |
|
|
90 |
Тестирование бега на 100 м с низкого старта. |
| |
Прыжки |
4 |
| |
91 |
Тестирование прыжка в длину с места.Прыжки со скакалкой. |
|
|
92 |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». Прыжок в высоту «перешагивание». |
|
|
93 |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги». Прыжок в высоту «перешагивание». |
|
|
94 |
Прыжки в длину и в высоту, оценить технику выполнения. |
|
|
|
Метания |
4 |
|
95 |
Метание мяча на дальность. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
96 |
Метание гранаты на дальность в цель. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
97 |
Метание гранаты на заданное расстояние. Броски набивного мяча (2-3 кг) на дальность. |
|
|
98 |
Метание гранаты на дальность на результат. |
|
|
|
Фитнес-аэробика (девушки) Футбол (юноши) |
7 |
|
99 |
Классическая аэробика. Ведение и передачи мяча. Удары по мячу. |
|
|
100 |
Классическая аэробика. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
|
|
101 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите, после пробития углового удара. |
| |
102 |
Степ-аэробика. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
103 |
Упражнения с фитболами. Тактические действия в нападении и защите. |
|
|
104 |
Упражнения с фитболами. Тактика игры, учебная игра. |
|
|
105 |
Функциональная тренировка (тренинг). Тактика игры, учебная игра. |
|
|