Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
· раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
· понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
· понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
· использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
· формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
· сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
· обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
· распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
· описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
· объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
· классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
· выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
· выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
· составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
· приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
· оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
· представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
· оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
· объяснять последствия влияния мутагенов.
Выпускник получит возможность научиться:
· давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
· характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
· оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ;
· решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
· устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
· находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об основных закономерностях развития природы, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и к состоянию окружающей среды; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
· выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
· аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
В результате освоения учебного курса «Биология. 10 класс» учащиеся будут:
Знать:
§ особенности жизни как форма существования материи
§ фундаментальные понятия, связанные с биологическими системами
§ сущность процессов наследственности и изменчивости
§ основные теории биологии: эволюционная, антропогенеза
§ соотношение социального и биологического в эволюции человека
§ об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека
Уметь:
§ решать задачи по генетике и объяснять полученные результаты
Описывать:
§ этапы формирования первых организмов на Земле
§ эволюционные изменения, происходящие на каждом этапе развития человека
§ различные направления современной селекции
Объяснять:
§ причины наследственных заболеваний, мутации
§ происхождение видов на основе современного учения об эволюции
§ влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек
§ закономерности действия экологических факторов в природе;
§ причины устойчивости и смены экосистем
§ методы селекции растений, животных, микроорганизмов
Сравнивать:
§ искусственный и естественный биоценозы
Характеризовать:
§ основные положения теории Ч. Дарвина,
§ современные представления о происхождении жизни и ее развитии
§ этапы эволюции человека
§ человека как биосоциальное существо
§ особенности четырех сред жизни;
§ методы селекции и биотехнологии.
§ достижения в области селекции растений, животных, микроорганизмов
Доказывать:
§ отношение организма к какому-либо виду на основе критериев вида
§ основные этапы развития органического мира
§ единство происхождения человеческих рас
§ преимущество многообразия видов в природных экосистемах
§ важность достижений в селекции русских и советских ученых
Называть:
§ два основных этапа происхождения и развития жизни
Анализировать и прогнозировать:
§ анализировать и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков
§ прогнозировать последствиявлияния деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду ихобитания
§ анализировать видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов
Раскрывать:
§ сущность взаимоотношений организма и среды
§ суть эволюции, ее причины и движущие силы,
§ основные закономерности биологической эволюции
Рассказывать:
§ овредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.
§ о методах клеточной и генной инженерии
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
§ соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
§ оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
§ соблюдения правил поведения в окружающей среде;
§ выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними
§ соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
§ оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание учебного предмета
Тема 1. Основы генетики (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов, расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетические карты хромосом. Генетическое определение пола, гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами · в ходе фронтального рассуждения находить способы решения генетических задач · в ходе выполнения упражнений использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач; составлять схемы скрещивания; · анализ и оценка влияния условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков · объяснение причин наследственных заболеваний, мутаций · при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о наиболее часто встречающихся наследственных заболеваний в Ростовской области (РК) · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека |
Тема 2. Генетика человека (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Методы исследования генетики человека. Аутосомно-доминантное и аутосомно-рецессивное наследование заболеваний. Наиболее часто встречающиеся виды генных и хромосомных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Важность ведения здорового образа жизни. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами · в ходе фронтального рассуждения находить способы решения генетических задач · анализ и оценка влияния условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков · объяснение причин наследственных заболеваний, мутаций · при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о наиболее часто встречающихся наследственных заболеваний в Ростовской области (РК) · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека |
Тема 3. Основы селекции и биотехнологии (4 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
. Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация, формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация, явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генная инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами · в ходе фронтального рассуждения находить способы решения селекционных задач · характеристика современных методов, используемых в селекции и генной инженерии · объяснять важность достижений в селекции русских и советских ученых · при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о достижениях селекционеров Ростовской области (РК) · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде. |
Тема 4. Основы учения об эволюции (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина. Развитие эволюционного учения Чарльза Дарвина. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование и ее формы, естественный отбор и его формы. Приспособленность и ее относительность. Вид и его критерии. Популяции. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Ее доказательства. Главные направления эволюции органического мира |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами · в ходе фронтального рассужденияраскрывать суть эволюции, ее причины и движущие силы, · характеристика основных положений теории Ч. Дарвина, · умение объяснять происхождение видов на основе современного учения об эволюции · изложение основных закономерностей биологической эволюции · в ходе работы с демонстрационным материаломизучать изменения в экосистемах на биологических моделях; · в ходе выполнения упражнений прогнозировать последствиявлияния деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду ихобитания · объяснение действия прямых и обратных связей. · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека |
Тема 5. Эволюция биосферы и человек (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Основные гипотезы о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного происхождения жизни Опарина-Холдейна. Основные этапы развития жизни на Земле. Теории появления анаэробных бактерий, аэробных бактерий, гетеротрофов и автотрофов. Появление фотосинтеза. «Воротничковый жгутиконосец», «фагоцителла». Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Эволюция биосферы. Основные понятия и структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами · характеристика современных представлений о происхождении жизни и ее развитии · описание этапов формирования первых организмов на Земле · в ходе фронтального рассуждения объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек · объяснение действия прямых и обратных связей. · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека |
Тема 6. Антропогенез (2 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens , человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами § умение выстраивать этапы эволюции человека в правильной последовательности · в ходе фронтального рассуждения доказывать единство происхождения человеческих рас · описывать эволюционные изменения, происходящие на каждом этапе развития человека · объяснение действия прямых и обратных связей. · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека |
Тема 7. Основы экологии (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Естественные сообщества живых организмов. Биоценоз. Биогеоценоз. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Биотические и абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов, формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Положительные отношения: симбиоз, кооперация, мутуализм, комменсализм. Отрицательные взаимоотношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения: нейтрализм. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, таблицами, схемами · характеристика особенности четырех сред жизни; · в ходе фронтального рассуждения объяснять закономерности действия экологических факторов в природе; · в ходе фронтального рассуждениядоказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах · умение анализировать видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов; · выделение отдельных форм взаимоотношений в биоценозах; · в ходе выполнения упражненийвыявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания; · умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем; · сравнение искусственного и естественного биоценозов · при подготовке доклада самостоятельно находить материал о краснокнижных видах Ростовской области (РК) · проведение наблюдения · объяснение действия прямых и обратных связей. · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
- соблюдения правил поведения в окружающей среде |
Тема 8. Обобщение и контроль (2 часа)