Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип






ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

· раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

· понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

· понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

· использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

· формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

· сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

· распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

· описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

· объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

· классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

· выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

· выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

· составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

· приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

· оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

· представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

· оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

· объяснять последствия влияния мутагенов.

Выпускник получит возможность научиться:

· давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

· характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

· оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ;

· решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

· устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

· находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об основных закономерностях развития природы, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и к состоянию окружающей среды; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

· выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

· аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

В результате освоения учебного курса «Биология. 10 класс» учащиеся будут:

Знать:

§ особенности жизни как форма существования материи

§ фундаментальные понятия, связанные с биологическими системами

§ сущность процессов наследственности и изменчивости

§ основные теории биологии: эволюционная, антропогенеза

§ соотношение социального и биологического в эволюции человека

§ об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

Уметь:

§ решать задачи по генетике и объяснять полученные результаты

Описывать:

§ этапы формирования первых организмов на Земле

§ эволюционные изменения, происходящие на каждом этапе развития человека

§ различные направления современной селекции

Объяснять:

§ причины наследственных заболеваний, мутации

§ происхождение видов на основе современного учения об эволюции

§ влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек

§ закономерности действия экологических факторов в природе;

§ причины устойчивости и смены экосистем

§ методы селекции растений, животных, микроорганизмов

Сравнивать:

§ искусственный и естественный биоценозы

Характеризовать:

§ основные положения теории Ч. Дарвина,

§ современные представления о происхождении жизни и ее развитии

§ этапы эволюции человека

§ человека как биосоциальное существо

§ особенности четырех сред жизни;

§ методы селекции и биотехнологии.

§ достижения в области селекции растений, животных, микроорганизмов

Доказывать:

§ отношение организма к какому-либо виду на основе критериев вида

§ основные этапы развития органического мира

§ единство происхождения человеческих рас

§ преимущество многообразия видов в природных экосистемах

§ важность достижений в селекции русских и советских ученых

Называть:

§ два основных этапа происхождения и развития жизни

Анализировать и прогнозировать:

§ анализировать и оценивать влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков

§ прогнозировать последствиявлияния деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду ихобитания

§ анализировать видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов

Раскрывать:

§ сущность взаимоотношений организма и среды

§ суть эволюции, ее причины и движущие силы,

§ основные закономерности биологической эволюции

Рассказывать:

§ овредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

§ о методах клеточной и генной инженерии

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

§ соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

§ оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

§ соблюдения правил поведения в окружающей среде;

§ выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними

§ соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

§ оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание учебного предмета

Тема 1. Основы генетики (6 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования.

Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и неполное доминирование.

Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов, расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме. Генетические карты хромосом.

Генетическое определение пола, гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассуждения находить способы решения генетических задач

· в ходе выполнения упражнений использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач; составлять схемы скрещивания;

· анализ и оценка влияния условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков

· объяснение причин наследственных заболеваний, мутаций

· при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о наиболее часто встречающихся наследственных заболеваний в Ростовской области (РК)

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 2. Генетика человека (2 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Методы исследования генетики человека.

Аутосомно-доминантное и аутосомно-рецессивное наследование заболеваний. Наиболее часто встречающиеся виды генных и хромосомных заболеваний.

Медико-генетическое консультирование. Важность ведения здорового образа жизни.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассуждения находить способы решения генетических задач

· анализ и оценка влияния условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков

· объяснение причин наследственных заболеваний, мутаций

· при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о наиболее часто встречающихся наследственных заболеваний в Ростовской области (РК)

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 3. Основы селекции и биотехнологии (4 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

. Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация, формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная гибридизация, явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генная инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассуждения находить способы решения селекционных задач

· характеристика современных методов, используемых в селекции и генной инженерии

· объяснять важность достижений в селекции русских и советских ученых

· при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о достижениях селекционеров Ростовской области (РК)

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Тема 4. Основы учения об эволюции (7 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина.

Развитие эволюционного учения Чарльза Дарвина. Основные положения теории эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борь­ба за существование и ее формы, естественный отбор и его формы.

Приспособленность и ее относительность.

Вид и его критерии. Популяции.

Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Ее доказательства. Главные направления эволюции органического мира

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассужденияраскрывать суть эволюции, ее причины и движущие силы,

· характеристика основных положений теории Ч. Дарвина,

· умение объяснять происхождение видов на основе современного учения об эволюции

· изложение основных закономерностей биологической эволюции

· в ходе работы с демонстрационным материаломизучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

· в ходе выполнения упражнений прогнозировать последствиявлияния деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду ихобитания

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 5. Эволюция биосферы и человек (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Основные гипотезы о происхождении жизни.

Гипотеза абиогенного происхождения жизни Опарина-Холдейна.

Основные этапы развития жизни на Земле. Теории появления анаэробных бактерий, аэробных бактерий, гетеротрофов и автотрофов. Появление фотосинтеза. «Воротничковый жгутиконосец», «фагоцителла».

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

Эволюция биосферы. Основные понятия и структура биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика современных представлений о происхождении жизни и ее развитии

· описание этапов формирования первых организмов на Земле

· в ходе фронтального рассуждения объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 6. Антропогенез (2 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens , человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

§ умение выстраивать этапы эволюции человека в правильной последовательности

· в ходе фронтального рассуждения доказывать единство происхождения человеческих рас

· описывать эволюционные изменения, происходящие на каждом этапе развития человека

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 7. Основы экологии (7 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Естественные сообщества живых организмов. Биоценоз. Биогеоценоз. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.

Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Биотические и абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов, формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Положительные отношения: симбиоз, кооперация, мутуализм, комменсализм. Отрицательные взаимоотношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения: нейтрализм.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика особенности четырех сред жизни;

· в ходе фронтального рассуждения объяснять закономерности действия экологических факторов в природе;

· в ходе фронтального рассуждениядоказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах

· умение анализировать видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов;

· выделение отдельных форм взаимоотношений в биоценозах;

· в ходе выполнения упражненийвыявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;

· умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем;

· сравнение искусственного и естественного биоценозов

· при подготовке доклада самостоятельно находить материал о краснокнижных видах Ростовской области (РК)

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде

Тема 8. Обобщение и контроль (2 часа)