1. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
К окончанию начального обучения предполагается достижение следующих результатов:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные | ||
У обучающегося будут сформированы: · осознание себя учеником, выражающееся в интересе к другим ученикам и учителям и желании следовать принятым нормам поведения в школе и дома; · уважительное отношение к другим ученикам, дружелюбие, установка на совместную учебную работу в паре, группе; · установка на безопасное поведение (следование инструкции по проведению практической работы); · осознание несовершенства человека, проявляющее, например, в особенностях работы его органов чувств (в сравнении с разными животными); · осознание необходимости уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и необходимости помогать им (на примере слабовидящих и слабослышащих людей). Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». |
Регулятивные: |
Познавательные: |
Коммуникативные: |
Обучающийся научится: · представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе); · умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам; · умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда); · умение делить объекты на искусственные и естественные, понимание условности этого деления; · знание классификации растений на культурные и дикорастущие; · знание классификации животных на диких и одомашненных; умение привести примеры подобных животных; § знание и различение хвойных и лиственных деревьев; § знания о съедобных и ядовитых растениях и грибах и о трудности их различения, знание названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов; § получение представления о листьях деревьев; знание названий и умение различать по листьям 3-4 вида деревьев родного края, различить 1-2 вида травянистых растений от других трав; · знание классификаций растений на деревья, кустарники и травы; культурные и дикорастущие; животных – на диких и домашних; · умение отличать насекомых от других животных; · знание 3-4 названий насекомых, 3-4 названий зверей, 3-4 названий птиц; · умение описывать птичьи клювы и лапы, связывая выделенные признаки с образом жизни птицы; · знание основных этапов развития птицы и умение описывать птичьи яйца по признакам, связывая особенности строения яйца (прочность, наличие пор) с жизнеобеспечением будущего птенца; · умение сравнить некоторые признаки зверей (например, особенности их хвостов) по разным признакам, связать особенности строения с образом жизни зверя; · умение выделить признаки изделий человека и связать их с целями их использования; · знание слов для описания архитектурных сооружений, умение выделять признаки сравнения зданий; • умение описывать разные состояния погоды и обозначать их символами; • знание основных этапов развития птицы, насекомого (на примере бабочки, мухи, комара), лягушки; • знание названий трёх агрегатных состояний воды («лёд – вода в твердом состоянии», «вода в жидком состоянии», «пар – невидимая вода в газообразном состоянии»); • умение обнаружить воду в разных состояниях (в природе, показать изображения на фотографиях, рисунках); • знание названий времен года и умение восстановить правильную их последовательность; • умение привести примеры сезонных изменений в природе и сезонных занятий человека; • умение привести примеры природных процессов, в которых участвует вода (процессы растворения, выноса осадков, роста сосульки, поглощения воды животными и растениями и пр.); • знание правил культурного и безопасного поведения на улицах; • умение различить следы кошки и следы собаки; следы воробья и голубя; вороны и утки; зайца и лисы; • умение восстанавливать простую последовательность событий (раньше, позже) по оставшимся от них следам; · умение различать органы чувств человека, называть их работу (функцию) и приводить примеры ощущений, получаемых разными органами чувств; • умение найти у себя пульс и сосчитать число ударов сердца за минуту; • умение сосчитать число своих вдохов-выдохов в минуту; • умение различить у себя напряженную и расслабленную мышцу; • знание отличительных признаков живого (в отличие от неживого): дыхание, питание, движение, рост, развитие. • различение процессов роста и развития. |
Обучающийся научится: умениям -оценивать результат своей работы по линеечкам - по критериям, предложенным учителем; принимать оценку учителем результата своей работы; -сравнивать результат своей работы с предложенным образцом; -использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Обучающийся получит возможность для формирования: -умения преобразовывать практическую задачу в познавательную; •проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Обучающийся научится: • различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, поиск в информационных источниках); • умению прослушать короткий информационный текст, получив представление о его содержании; • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию,обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе); • различать способы получения ответов на свои вопросы (наблюдение, спрашивание, чтение); • способности различать себя (как личность) и результат своей работы; • вместе с другими учениками составлять план наблюдения (знаково-символический) за интересующим объектом; • использовать знаки и символы для составления схемы процесса. Обучающийся получит возможность для формирования: •осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; •записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. |
Обучающийся научится: умениям • работать в группе при решении учебно-практических задач; • показывать готовность группы к следующему этапу работы); • осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию,обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе); • вместе с другими учениками составлять план наблюдения (знаково-символический) за интересующим объектом; • вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции. Обучающийся получит возможность для формирования: ·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | ||
Чтение. Работа с текстом. Обучающийся научится: Поиск информации и понимание прочитанного: - формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста; Обучающийся получит возможность для формирования: - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Обучающийся научится: Преобразование и интерпретация информации: - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. |
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Распределение учебного времени по темам курса для 1 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы «Окружающий мир» Е.В.Чудиновой, Е.Н.Букварёвой (Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)/сост. А.Б.Воронцов.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2016).
Во 1 классе авторская программа предусматривает 66 часов в год.
Распределение учебных часов
№
темы |
Содержание
|
Количество часов по темам курса |
Количество часов по КТП |
1 |
1 класс | ||
2 |
Природа |
3 ч |
3 ч |
3 |
Дикорастущие и культурные растения |
5ч |
5 ч |
4 |
Дикие и одомашненные животные |
2 ч |
2 ч |
5 |
Признаки рассматриваемых объектов Органы чувств человека и животных |
4 ч |
4 ч |
6 |
Объект как совокупность признаков (деревья) |
2 ч |
2 ч |
8 |
Объект как совокупность признаков (животные) |
2 ч |
2 ч |
9 |
Разнообразие грибов |
3 ч |
3 ч |
10 |
Насекомые |
2 ч |
2 ч |
11 |
Постройки людей |
2 ч |
2 ч |
12 |
Окружающие люди |
2 ч |
2 ч |
13 |
Изделия человека |
4 ч |
4 ч |
14 |
Объект как совокупность признаков |
4 ч |
4 ч |
15 |
Состояния объектов |
5 ч |
5 ч |
16 |
Процесс как смена состояний объекта |
25 ч |
25 ч |
17 |
Живое и неживое |
3ч |
3 ч |
|
Итого: |
66 |
66 |
3. Календарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» в 1 классе.
№ урока |
дата |
Тема урока | |
1 |
|
Введение знака «Я". образование групп. | |
2 |
|
Работа с правилами школьной жизни | |
Тема: Природа (3ч) | |||
3 |
|
Искусственное (рукотворное) и естественное (природное). | |
4 |
|
Изделия из природных материалов. | |
5 |
|
Происхождение стекла и резины. | |
Дикорастущие и культурные растения (5ч) | |||
6 |
|
Дикорастущие и культурные растения. | |
7 |
|
Части цветкового растения. | |
8 |
|
Группы растений | |
9 |
|
Разнообразие растений. | |
10 |
|
Роль растений в природе и жизни человека | |
Дикие и одомашненные животные (2 ч) | |||
11 |
|
Дикие и домашние животные Роль животных в жизни людей. Породы собак. | |
12 |
|
Наблюдение как способ получения ответов. Анализ ощущений человека. Органы чувств. | |
Признаки рассматриваемых объектов. Органы чувств человека и животных (2 ч) | |||
13 |
|
Органы чувств и их работа: глаза, уши, нос, язык, кожа. Слабовидящие и слабослышащие люди. | |
14 |
|
Органы чувств человека и животных. Животные –чемпионы. | |
Объект как совокупность признаков (деревья) (3 ч) | |||
15 |
|
Объект как совокупность признаков. Лавровый лист. | |
16 |
|
Деревья в городе. | |
Объект как совокупность признаков (животные) (2 ч) | |||
17 |
|
Группы животных | |
18 |
|
План наблюдения (животные) | |
Разнообразие грибов (3 ч) | |||
19 20 |
|
Грибы и их признаки. | |
|
Виды грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. | ||
Насекомые (2 ч) | |||
21 |
|
Насекомые и их признаки. | |
22 |
|
Многообразие насекомых. | |
Постройки людей (2 ч) | |||
23 |
|
Постройки людей. Здания и их признаки. | |
24 |
|
Примечательные здания родного города | |
Окружающие люди (2 ч) | |||
25 |
|
Работники разных профессий. Значение труда в жизни человека и общества. | |
26 |
|
Практическая работа «Признаки профессий» | |
Изделия человека (2 ч) | |||
27 |
|
Сравнение по признакам. Ряды. Классификация. | |
28 |
|
Практическая работа «Виды бумаги». | |
29 |
|
Изделия человека. Классификация. | |
30 |
|
Классификация(различные предметы быта) | |
Объект как совокупность признаков (5 ч) | |||
31 |
|
Развитие птиц. | |
32 |
|
Разнообразие птиц и зверей. | |
33 |
|
Звери. | |
34 |
|
Составление рядов | |
35 |
|
Составление рядов | |
Состояния объектов (4 ч) | |||
36 |
|
Состояния объектов. Разные состояния природы. | |
37 |
|
Разные состояния человека. | |
38 |
|
Разные состояния вещей | |
39 |
|
Разные состояния вещей | |
Процесс как смена состояний объекта (способ схематической записи процесса) (2 ч) | |||
40 |
|
Процесс как смена состояний. | |
41 |
|
Процесс горения спички | |
Процесс как смена состояний объекта: вода в природе (4 ч) | |||
42 |
|
Состояния воды | |
43 |
|
Изменение состояния воды при разных условиях. | |
44 |
|
Вода в природе | |
45 |
|
Вода – друг и враг. | |
Процесс как смена состояний объекта: сезонные изменения в природе (3 ч) | |||
46 |
|
Времена года | |
47 |
|
Сезонные изменения в природе | |
48 |
|
Явления природы | |
Процесс как смена состояний объекта: разрушение и рост (кристаллизация) в неживой природе (3 ч) | |||
49 |
|
Удивительная вода | |
50 |
|
Кристаллы в природе. | |
51 |
|
Жидкие кристаллы. | |
Процесс как смена состояний объекта(жизнь улицы, виды транспорта) (4ч ) | |||
52 |
|
Жизнь улицы | |
53 |
|
Виды транспорта. | |
54 |
|
Транспорт в городе. | |
55 |
|
Правила дорожного движения | |
Процесс как смена состояний объекта: последовательность событий (2 ч) | |||
56 |
|
Последовательность событий. | |
57 |
|
Следы животных | |
Процесс как смена состояний объекта: развитие животных (3 ч) | |||
58 |
|
Развитие насекомых | |
59 |
|
Проверочная работа «Состояния и процессы». | |
60 |
|
Развитие животных | |
Процесс как смена состояний объекта: работа тела человека (3 ч) | |||
61 |
|
Дыхательная система человека. Самостоятельная работа | |
62 |
|
Мышечная система человека. | |
63 |
|
Работа сердца | |
Живое и неживое (2 ч) | |||
64 |
|
Комплексная контрольная работа за год. Процессы в природе | |
65 |
|
Анализ контрольной работы. Коррекционная работа | |
66 |
|
Живое и неживое. "Чему я научился в 1 классе?" (Урок-рефлексия). |