Аннотация к рабочей программе по окружающему миру 1 - А класс
1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Учебный предмет Окружающий мир включен в образовательную область Обществознание и Естествознание учебного плана школы. Углубленного изучения предмета не предусмотрено.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, федеральным базисным учебным планом.
Рабочая программа составлена на основе программы Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. – М, Вита – Пресс, 205. Учебник: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева. Окружающий мир. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
2. Цель изучения учебного предмета.
Основной задачей компонента «Окружающий мир» в системе Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова является формирование ос¬нов научного мышления ребенка в области природы и социума.
Кроме этой, решаются также следующие задачи:
— первоначальное знакомство ребенка с некоторыми методами естественных и социальных наук;
— ориентирование ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первона¬чаль¬ных экологических понятий и представлений, образ-ных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безо¬пасном и правило сообразном поведении);
— формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
— воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
3. Структура учебного предмета.
Учебный предмет Окружающий мир состоит из следующих разделов: «Природные и искусственные объекты как совокупности признаков и свойств», «Человек в пространстве», Человек во времени».
4. Основные образовательные технологии.
В основе преподавания учебного предмета используется технология развивающего обучения, основанная на системно-деятельностном подходе; задачном принципе построения предметного содержания; организации детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широком использовании знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентации на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.
5. Требования к результатам освоения учебного предмета.
В результате изучения предмета учащиеся получат следующие умения:
• представление об объектах окружающего мира как о системах наблюдаемых признаков и выявляемых свойств, о смене состояний объектов во времени (процессе);
• умение характеризовать объекты по наблюдаемым признакам;
• умение сравнивать объекты по выраженности одного из признаков (построение и чтение ряда);
• умение делить объекты на искусственные и естественные, понимание условности этого деления;
• знание классификации растений на культурные и дикорастущие;
• знание классификации животных на диких и одомашненных; умение привести примеры подобных животных;
• знание и различение хвойных и лиственных деревьев;
• знания о съедобных и ядовитых растениях и грибах и о трудности их различения, знание названий 3-4 съедобных и ядовитых грибов;
• получение представления о листьях деревьев; знание названий и умение различать по листьям 3-4 вида деревьев родного края, различить 1-2 вида травянистых растений от других трав;
• знание классификаций растений на деревья, кустарники и травы; культурные и дикорастущие; животных – на диких и домашних;
• умение отличать насекомых от других животных;
• знание 3-4 названий насекомых, 3-4 названий зверей, 3-4 названий птиц;
• умение описывать птичьи клювы и лапы, связывая выделенные признаки с образом жизни птицы;
• знание основных этапов развития птицы и умение описывать птичьи яйца по признакам, связывая особенности строения яйца (прочность, наличие пор) с жизнеобеспечением будущего птенца;
• умение сравнить некоторые признаки зверей (например, особенности их хвостов) по разным признакам, связать особенности строения с образом жизни зверя;
• умение выделить признаки изделий человека и связать их с целями их использования;
• знание слов для описания архитектурных сооружений, умение выделять признаки сравнения зданий;
• умение описывать разные состояния погоды и обозначать их символами;
• знание основных этапов развития птицы, насекомого (на примере бабочки, мухи, комара), лягушки;
• знание названий трёх агрегатных состояний воды («лёд – вода в твердом состоянии», «вода в жидком состоянии», «пар – невидимая вода в газообразном состоянии»);
• умение обнаружить воду в разных состояниях (в природе, показать изображения на фотографиях, рисунках);
• знание названий времен года и умение восстановить правильную их последовательность;
• умение привести примеры сезонных изменений в природе и сезонных занятий человека;
• умение привести примеры природных процессов, в которых участвует вода (процессы растворения, выноса осадков, роста сосульки, поглощения воды животными и растениями и пр.);
• знание правил культурного и безопасного поведения на улицах;
• умение различить следы кошки и следы собаки; следы воробья и голубя; вороны и утки; зайца и лисы;
• умение восстанавливать простую последовательность событий (раньше, позже) по оставшимся от них следам;
• умение различать органы чувств человека, называть их работу (функцию) и приводить примеры ощущений, получаемых разными органами чувств;
• умение найти у себя пульс и сосчитать число ударов сердца за минуту;
• умение сосчитать число своих вдохов-выдохов в минуту;
• умение различить у себя напряженную и расслабленную мышцу;
• знание отличительных признаков живого (в отличие от неживого): дыхание, питание, движение, рост, развитие.
• различение процессов роста и развития
6. Общая трудоемкость учебного предмета.
Количество часов в год - 66, количество часов в неделю – 2. Контрольных работ – 4 (в том числе стартовая и итоговая).
7. Формы контроля.
Промежуточная аттестация проводится согласно Положения МБОУ гимназии № 12 «О безотметочном обучении в начальной школе МБОУ гимназии № 12»