1. Планируемые результаты
личностные |
метапредметные |
предметные |
| ||
|
Регулятивные: |
Познавательные |
Коммуникативные: |
| |
У обучающегося будут сформированы: - мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров; -принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей; -имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы; -имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе комму-никации с другими читателями. Обучающийся получит возможность научиться: •внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; •выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; •эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Обучающийся научится: -контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения; --находят страницу книги по номеру; -умеют соотносить текст и иллюстрацию; -- оценивают ответ одноклассника по предложенным учителем критериям. Обучающийся получит возможность научиться: •в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную. |
Обучающийся научится: -иметь представление об авторе, художественном произведении, персонаже; -различать прозаический и стихотворный тексты; -связывать заглавие произведения с его содержанием; -иметь представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме); -иметь представление о разнообразии интонации в произведении; -определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.); -в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; - пересказывать кратко эпизод произведения: перечислить события; - кратко описать образа персонажа; -иметь представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа. |
Обучающийся научится: -считают книгу источником информации; -читают текст целыми словами; -отвечают на вопрос по содержанию прочитанного; -определяют тему самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов; -участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики). Обучающийся получит возможность научиться: •учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; •задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; •осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; •адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. |
Обучающийся научится: -иметь представление об авторе, художественном произведении, персонаже; -различать прозаический и стихотворный тексты; -связывать заглавие произведения с его содержанием; -иметь представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме); -иметь представление о разнообразии интонации в произведении; -определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.); -в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; - пересказывать кратко эпизод произведения: перечислить события; - кратко описать образа персонажа; -иметь представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа. | |
Чтение. Работа с текстом. Обучающийся научится: Поиск информации и понимание прочитанного: - формулировать тему (о чём рассказывалось?) и главную мысль (что именно сказано?) короткого и простого научно-популярного текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность. Обучающийся получит возможность для формирования: - умения работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Обучающийся научится: Преобразование и интерпретация информации. - формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Оценка информации. - высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; |
|
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе
Раздел |
Содержание |
Систематический курс «Литературное чтение» | |
Речевая и читательская деятельность |
Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения. Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение. Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности её интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения. Герой и разные способы передачи его настроения, разные способы изображения. Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения. Фраза и речевое звено в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи. Чтение дидактических (специально составленных) текстов с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз. Смысловые части высказывания (о чём или о ком сообщается, что сообщается). Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление на его основе фраз на такты (синтагмы). Чтение дидактических текстов с предварительным делением учащимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение. Ударение в слове и такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения (путём перестановки - по аналогии со словесным ударением). Чтение дидактических текстов с предварительным выделением учащимися речевых звеньев (на основе смысловой структуры высказывания) и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов. Основные способы действий: Освоение способа синтагматического чтения на дидактических текстах (выделение ключевых слов в речевых звеньях, определение границ речевых звеньев; чтение по «партитуре»; интонирование незнакомого текста; чтение юмористического стихотворения, небольшого рассказа, дидактического текста). |
Литературоведческая пропедевтика |
Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя и читателя. Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский приём для раскрытия замысла. Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя. Основные способы действий: Выделение слов-настроений, выражающих авторское отношение к окружающей действительности; выделение фразы, содержащей главную мысль текста; выделение слов, указывающих на тему текста; выделение некоторых слов, характеризующих персонажей, а также описывающих явления природы; нахождение заглавия в соответствии с содержанием произведения; децентрация (попытка встать на точку зрения другого – посмотреть на мир «глазами» персонажа). |
Творческая деятельность |
Создание высказываний, маленьких текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование сказки, рассказа). Конструирование текста по предложенному набору слов. Иллюстрирование произведения. Создание «виртуального» мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения (по предварительной раскадровке). Чтение по ролям. Драматизация. |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примеч. |
1 |
Знакомство с учебником. Чудеса природы. Образ весны, весеннего листа. |
|
|
2 |
Образ весны, весеннего листа в стихотворениях М. Бородицкой, Я. Акима. |
|
|
3 |
Тема весеннего пробуждения в авторских сказках Н. Сладкова. |
|
|
4 |
Тема весеннего пробуждения в авторских сказках Э.Шима. |
|
|
5 |
Тема прихода весны в рассказах В.Бианки и К.Паустовского. |
|
|
6 |
Описание весенней природы. Знакомство со способами изображения природы. |
|
|
7 |
Образ весеннего цветка в рассказах Э.Ю.Шима и И.Соколова-Микитова. |
|
|
8 |
Выделение слов-признаков и слов-действий для описания весенней природы. Г.Х.Андерсен. «Подснежник» (отрывок). |
|
|
9 |
Прогнозирование событий по рассказу. Б.А.Павлов «Капли-серёжки». |
|
|
10 |
Способы изображения живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов. |
|
|
11 |
Спсобы передачи настроения героев. |
|
|
12 |
Образ весеннего цветка в стихотворениях П.С.Соловьёва, И.А.Бунина и сказке Г.-Х. Андерсена. |
|
|
13 |
Художественное описание весны и явлений природы. Слова для описания. |
|
|
14 |
От дождя до радуги.Юмористический образ погоды в «детских» стихах. |
|
|
15 |
Г.М.Кружков. «Пёс Прогноз». Ф.Кривин «Мечта». |
|
|
16 |
Образ дождя в стихотворении С.Я.Маршака «Дождь». |
|
|
17 |
Образ дождя в стихотворении Л.Н.Конырева «В полях, не кошенных косой…». |
|
|
28 |
Художественное описание дождя в произведениях Б. А. Павлова. |
|
|
19 |
Художественное описание дождя в произведениях Н.К.Абрамцевой. «Дождик». |
|
|
20 |
Образ радуги в произведениях Э.Ю.Шима и И.Соколова-Микитова. |
|
|
21 |
Тема произведения. Способы ее определения.Тон и темп в произведениях разных жанров. |
|
|
22 |
Художественное описание радуги. Слова-сравнения в произведении. |
|
|
23 |
Кто придумал чудеса? Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте. |
|
|
24 |
Образ чудной страны и чудака в стихотворении И.Токмаковой и О.Дриза «Прогулка». |
|
|
25 |
Образы «чудес» в стихотворениях В.В.Лунина. |
|
|
26 |
Чудесные превращения в природе и в жизни. |
|
|
27 |
Стихотворения О.Григорьева и Н.Кончаловской. |
|
|
28 |
Интонирование стихотворения с предварительным выделением слов-признаков, слов-действий. В.В.Лунин. «Весь дом волшебный». |
|
|
29 |
Изобразительные средства в произведении. О.Е.Григорьев. «Человек с зонтом». |
|
|
30 |
Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке В. Берестова. |
|
|
31 |
Диалог героев. В.Берестов. «Честное гусеничное». |
|
|
32 |
Определение роли каждой реплики в диалоге героев. В.Д.Берестов. «Честное гусеничное». |
|
|
33 |
Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях. |
|
|
34 |
Рассказ героя от первого лица. |
|
|
35 |
Сквозь волшебное стекло. Способ интонирования радостной песни. |
|
|
36 |
Образ стёклышка в сказке Н.К.Абрамцевой и стихотворении Е.Я.Тараховской. |
|
|
37 |
Повествование о чуде. Способы проникновения в авторский замысел. |
|
|
38 |
Тема волшебства. Добро и зло в изображении писателя. Ю.И. Коваль. «Фиолетовая птица». |
|
|
39 |
Ю.И. Коваль. «Фиолетовая птица». Способы чтения дидактического и художественного текста. |
|
|
40 |
Урок-рефлексия. |
|
|