Цвета сайта:
|
Размер шрифта:
|
|
Шрифт: |
Arial Times New Roman Verdana | |
Интервал между буквами: |
Стандартный Средний Большой | |
Голосовой диктор: |
Включить |
Уважаемые родители!
Приём заявлений для зачисления в первый класс в МБОУ гимназию № 12 начинается 1 апреля 2021 года.
Администрация гимназии
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (5 класс):
– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и
пр.);
– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых
образований (эпические и драматические тексты);
– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Устное народное творчество
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Выпускник научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию
2. Содержание учебного предмета
№ п/п |
Название раздела |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Формы организации учебных занятий |
1. |
Введение. 1 час |
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации |
Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. |
2. |
Из мифологии 4 часа |
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. |
Представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение, составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ, подготовка сообщений,экскурсияпо галерееизображениймифологических героев(слайдоваяпрезентация),беседа, сообщения учителя и учащихся, составление плана, составление таблицы входе прослушивания Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки по биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии. |
3. |
Из устного народного творчества 10 часов |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица». |
Работа состатьей учебника, заполнение таблицы, Сообщенияучителя и учащихся, выразительное чтениесказки, мифа, конструирование загадок, пословиц. Экскурсия покнижной выставке,составление таблиц, беседа. Конструированиедиалога на основематериала статьи учебника, подборпословиц и поговорок на заданнуютему, установлениесмысловых связеймежду пословицами разных народов, составление толкований, определение темы пословиц, защитаиллюстраций, составление комментариев. Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов. |
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др. |
4. |
Из древнерусской литературы. 2 часа |
Создание первичных представлений о древнерусской литературе. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. |
Сообщенияучителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. |
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений |
5. |
Басни народов мира. 2 часа |
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне. Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа. |
Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений |
6. |
Русская басня. 7 часов |
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса». И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. |
Составление плана статьи учебника, сообщение учителя, лексическая и терминологическая работа, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование диалога, чтение по ролям, устное рисование Сообщения учащихся, выразительное чтениепо ролям, лексическая работа, беседа Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». |
7. |
Из литературы XIX века. 44 часа |
А.С. ПУШКИН Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. Поэзия XIX века о родной природе М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», А.А. Фет. «Чудная картина...» И.З. Суриков. «В ночном». М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу. Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. И.С. ТУРГЕНЕВ Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка». Л.Н. ТОЛСТОЙ Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. А.П. ЧЕХОВ Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. |
Сообщенияучителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма,просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения, выразительное чтение по ролям. Составление цитатного плана. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений уроки - практические работы; уроки - «Погружения»; уроки - деловые игры; уроки - соревнования; уроки - консультации; компьютерные уроки уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки- мастерские; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-конкурсы; уроки-диспуты; уроки-игры; уроки-диалоги; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-экскурсии; уроки-путешествия. |
8. |
Из литературы XX века. 27 часов |
И.А. БУНИН Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов. Л.Н. АНДРЕЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. А.И. КУПРИН Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. А.А. БЛОК Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина. С.А. ЕСЕНИН Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина. П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа. Н.Н. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. В.П.АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема, система образов. Е.И. НОСОВ Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. Родная природа в произведениях писателей XX века Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»: В.Ф. Боков. «Поклон»; Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов. «Весенняя ночь»; В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок). |
Сообщенияучителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма,просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения, выразительное чтение по ролям. Составление цитатного плана. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям Уроки анализа сочинений уроки - практические работы; уроки - «Погружения»; уроки - деловые игры; уроки - соревнования; уроки - консультации; компьютерные уроки уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки- мастерские; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-конкурсы; уроки-диспуты; уроки-игры; уроки-диалоги; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-экскурсии; уроки-путешествия. |
9. |
Из зарубежной литературы. 7 часов |
Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра. Х.К. АНДЕРСЕН Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность. М. ТВЕН Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. Ж. РОНИ-СТАРШИЙ Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека. ДЖ. ЛОНДОН Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых). А. ЛИНДГРЕН Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок). |
Сообщенияучителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма,просмотр мультипликационного фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения, выразительное чтение по ролям. Составление цитатного плана. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. |
10 |
Обобщение и систематизация 1 час |
Контрольная работа за курс 5 класса Подведение итогов года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. |
|
Урок – контрольная работа |
Всего |
105 часов |
|
|
|
3. Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Кол-во часов |
Тема | |
Введение (1час) | ||||
1 |
|
1 |
Книга в духовной жизни человека. | |
Из мифологии (4 часа) | ||||
2 |
|
1 |
Мифология. Античный миф. «Олимп». | |
3 |
|
1 |
Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | |
4 |
|
1 |
Р.к. Мифы Приазовья и Придонья | |
5 |
|
1 |
Вн.чт. Славянский миф. «Рождение мира»: представление славян о возникновении Вселенной, богов и Земли | |
Из устного народного творчества (10 часов) | ||||
6 |
|
1 |
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Малые жанры фольклора.Пословицы | |
7 |
|
1 |
Р.р. Рассказ по пословице | |
8 |
|
1 |
Поговорки. | |
9 |
|
1 |
Р.кМалые жанры казачьего фольклора. Конкурс знатоков пословиц и поговорок жителей Дона | |
10 |
|
1 |
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. | |
11 |
|
1 |
Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и герои | |
12 |
|
1 |
Идейно-художественное своеобразие сказки | |
13 |
|
1 |
Сказки народов России. «Падчерица». | |
14 |
|
1 |
Р.Р. Живое слово "Сочини сказку" | |
15 |
|
1 |
Р.К. Народные сказки казаков Дона. Сказка «Бисеринка». Основной конфликт сказки. Волшебные герои и волшебные события. Нравственно-эстетические идеалы. | |
Из древнерусской литературы (2 часа) | ||||
16 |
|
1 |
Из «Повести временных лет» «Расселение славян» | |
17 |
|
1 |
«Кий, Щек, Хорив», «Хазары» | |
Басни народов мира (2 часа) | ||||
18 |
|
1 |
Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград» | |
19 |
|
1 |
Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях | |
Русская басня (7 часов) | ||||
20 |
|
1ч |
Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». | |
21 |
|
1ч |
И.А. Крылов Проблематика басен. | |
22 |
|
1ч |
Идейно-художественное своеобразие басен "Ворона и лисица", ""Свинья под дубом | |
23 |
|
1ч |
Идейно-художественное своеобразие басни "Волк и ягненок" | |
24 |
|
1ч |
Идейно-художественное своеобразие басни "Волк на псарне" | |
25 |
|
1ч |
«В литературной гостиной». (Инсценировка басен И. А. Крылова | |
26 |
|
1ч |
Русская басня XX века. Р.к. И.А.Крылов и донцы. «Крылов читает басню" | |
Из литературы 19 века(44 часа) | ||||
27 |
|
1ч |
Детство и детские впечатления А. С. Пушкина. | |
28 |
|
1ч |
А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». | |
29 |
|
1ч |
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. | |
30 |
|
1ч |
Основные образы сказки. | |
31 |
|
1ч |
В мире художественного слова А.С.Пушкина | |
32 |
|
1ч |
Ритм. Стих и прозаическая речь. Эпитет. Рифма. | |
33 |
|
1ч |
«Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). | |
34 |
|
1ч |
Урок выразительного чтения | |
35 |
|
1ч |
Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». | |
36 |
|
1ч |
Р.К. Стихи донских поэтов о донском крае. Поэтическая характеристика донского края | |
37 |
|
1ч |
Р.р. Обучающий анализ поэтического текста. | |
38 |
|
1ч |
А нализ стихотворения Ф.И.Тютчева « Есть в осени первоначальной…» | |
39 |
|
1ч |
Викторина "Природа в произведениях русских поэтов" | |
40 |
|
1ч |
М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Р.к. Лермонтов и Дон « Два сокола» | |
41 |
|
1ч |
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Стихотворение «Бородино ». История создания стихотворения. | |
42 |
|
1ч |
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. | |
43 |
|
1ч |
В мире художественного слова М.Ю.Лермонтова | |
44 |
|
1ч |
Р.р. Урок выразительного чтения | |
45 |
|
1 |
Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | |
46 |
|
1 |
Н.В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. | |
47 |
|
1ч |
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести. Оксана и кузнец Вакула. | |
48 |
|
1ч |
Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | |
49 |
|
1ч |
Суеверие, злая сила, зло и добро в повести Н. В. Гоголя. | |
50 |
|
1ч |
Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | |
51 |
|
1ч |
Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева ""Муму | |
52 |
|
1ч |
Герасим и его окружение. | |
53 |
|
1ч |
Герасим и Муму. Два решения. | |
54 |
|
1 |
Р. Р. Обучающая работа по написанию сочинения «Анализ эпизода». | |
55 |
|
1 |
Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. | |
56 |
|
1ч |
Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево. | |
57 |
|
1 |
Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам. | |
58 |
|
1ч |
«Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»). | |
59 |
|
1ч |
Строфа | |
60 |
|
1ч |
Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | |
61 |
|
1ч |
Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | |
62 |
|
1ч |
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». | |
63 |
|
1ч |
Художественная идея рассказа. | |
64 |
|
1 |
Р. Р. Обучающее сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». Анализ сочинений | |
65 |
|
1ч |
Сюжет и фабула | |
66 |
|
1ч |
Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги. Р.К.Экскурсия в районный краеведческий музей. | |
67 |
|
1ч |
Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». | |
68 |
|
1ч |
Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли» | |
69 |
|
1ч |
Р/р. Работа творческой мастерской. Сочинение юмористического рассказа о случае из жизни. | |
70 |
|
1ч |
Проверочная работа по теме «Литература 19 века» | |
Из литературы 20 века(27 часов) | ||||
71 |
|
1ч |
Детские и юношеские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. А. Бунина | |
72 |
|
1ч |
Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». | |
73 |
|
1ч |
Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне». | |
74 |
|
1ч |
Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» | |
75 |
|
1ч |
Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. | |
76 |
|
1ч |
Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа | |
77 |
|
1ч |
А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух») | |
78 |
|
1ч |
В.ч. А. И. Куприн. Куприн Чудесный доктор» | |
79 |
|
1ч |
А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). | |
80 |
|
1ч |
Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер»,«Полный месяц встал над лугом...» | |
81 |
|
1ч |
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. | |
82 |
|
1ч |
Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | |
83 |
|
1ч |
Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | |
84 |
|
1ч |
А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире) | |
85 |
|
1ч |
Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | |
86 |
|
1ч |
Р.К. И. Василенко «Артемка», «Артемка в цирке» Мир детства в донской литературе | |
87 |
|
1ч |
Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа. | |
88 |
|
1ч |
Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок». | |
89 |
|
1ч |
П. П. Бажова «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | |
90 |
|
1ч |
Р.р. Живое слово | |
91 |
|
1ч |
Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника». | |
92 |
|
1ч |
В. П. Астафьев. Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро». | |
93 |
|
1ч |
В.ч. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бело- грудка» — по выбору. | |
94 |
|
1ч |
Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | |
95 |
|
1ч |
Поэзия XX века о родной природе | |
96 |
|
1ч |
В.И.Белов. «Весенняя ночь». | |
97 |
|
1ч |
В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». | |
Из зарубежной литературы (7 часов) | ||||
98 |
|
1ч |
Путешествия и приключения в литературе. Д. Дефо «Робинзон Крузо». | |
99 |
|
1ч |
Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве. Заочная экскурсия на родину сказочника. | |
100 |
|
1ч |
Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». | |
101 |
|
1ч |
М. Твен. Краткие сведения о писателеМир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». | |
102 |
|
1ч |
Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. | |
103 |
|
1ч |
Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». | |
104 |
|
1ч |
А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». | |
Повторение и обобщение (1 час) | ||||
105 |
|
1ч |
Контрольная работа за курс 5 классаРекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. |