Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (5 класс):

– умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

– выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

– осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и

пр.);

– умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых

образований (эпические и драматические тексты);

– умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

– умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

– умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

– умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

– умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

– умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

– умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

– умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

• пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

• выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор.

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.

Русская литература XIXXX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию

2. Содержание учебного предмета

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.

Введение.

1 час

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации

Работа с учебником, сообщения учителя и

учащихся, лексическая работа

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

2.

Из мифологии

4 часа

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира.

Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов.Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Представление книги Н.А. Куна «Легенды и мифы Древней

Греции», выразительное чтение,

составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ, подготовка

сообщений,экскурсияпо галерееизображениймифологических героев(слайдоваяпрезентация),беседа, сообщения учителя и учащихся, составление плана,

составление таблицы входе прослушивания

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки по биографии

писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

3.

Из устного народного творчества

10 часов

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Работа состатьей учебника, заполнение таблицы,

Сообщенияучителя и учащихся, выразительное чтениесказки, мифа,

конструирование загадок, пословиц.

Экскурсия покнижной выставке,составление таблиц,

беседа.

Конструированиедиалога на основематериала статьи

учебника, подборпословиц и поговорок на заданнуютему, установлениесмысловых связеймежду пословицами разных народов,

составление толкований, определение темы пословиц, защитаиллюстраций, составление комментариев.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

4.

Из древнерусской литературы.

2 часа

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Сообщенияучителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение

наизусть

Художественный

пересказ, сравнение оборотов,

свойственных

древнерусскому

языку, с современными формами речи

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

5.

Басни народов мира.

2 часа

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Конструирование

вопросов к статье

учебника, выразительное чтение (инсценирование)

легенды об Эзопе,

лексическая работа, беседа, сообщение учителя и

учащихся

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

6.

Русская басня.

7 часов

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Составление плана статьи

учебника, сообщение учителя,

лексическая и

терминологическая работа, беседа, выразительное чтение,

исследовательская работа с текстом, составление комментариев «трудных» слов, конструирование

диалога, чтение по ролям, устное рисование

Сообщения учащихся, выразительное чтениепо ролям, лексическая работа, беседа

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

7.

Из литературы XIX века.

44 часа

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...»,

А.А. Фет. «Чудная картина...»

И.З. Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Сообщенияучителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма,просмотр мультипликационного

фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-конкурсы;

уроки-диспуты; уроки-игры;

уроки-диалоги;

уроки-конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки-путешествия.

8.

Из литературы XX века.

27 часов

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и

приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

В.П.АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»: тема, система образов.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

Сообщенияучителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма,просмотр мультипликационного

фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям

Уроки анализа сочинений

уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-конкурсы;

уроки-диспуты; уроки-игры;

уроки-диалоги;

уроки-конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки-путешествия.

9.

Из зарубежной литературы.

7 часов

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Сообщенияучителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Составление фрагмента сценария мультипликационного фильма,просмотр мультипликационного

фильма, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям.

10

Обобщение и систематизация

1 час

Контрольная работа за курс 5 класса

Подведение итогов года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Урок – контрольная работа

Всего

105 часов

 

3. Календарно-тематическое планирование

Дата

Кол-во часов

Тема

Введение (1час)

1

1

Книга в духовной жизни человека.

Из мифологии (4 часа)

2

1

Мифология. Античный миф. «Олимп».

3

1

Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

4

1

Р.к. Мифы Приазовья и Придонья

5

1

Внт. Славянский миф. «Рождение ми­ра»: представле­ние славян о воз­никновении Все­ленной, богов и Земли

Из устного народного творчества (10 часов)

6

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Малые жанры фольклора.Пословицы

7

1

Р.р. Рассказ по пословице

8

1

Поговорки.

9

1

Р.кМалые жанры казачьего .к.в.работаботы с иллюстрациямифольклора.

Конкурс знатоков пословиц и поговорок жителей Дона

10

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.

11

1

Волшебная сказка «Царевна – лягушка». Сюжет и герои

12

1

Идейно-художественное своеобразие сказки

13

1

Сказки народов России. «Падчерица».

14

1

Р.Р. Живое слово "Сочини сказку"

15

1

Р.К. Народные сказки казаков Дона. Сказка «Бисеринка». Основной конфликт сказки. Волшебные герои и волшебные события. Нравственно-эстетические идеалы.

Из древнерусской литературы (2 часа)

16

1

Из «Повести временных лет» «Расселение славян»

17

1

«Кий, Щек, Хорив»,

«Хазары»

Басни народов мира (2 часа)

18

1

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»

19

1

Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Рас­крытие характе­ров персонажей в баснях

Русская басня (7 часов)

20

Русские баснописцы XVIII века.

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

21

И.А. Крылов Проблематика басен.

22

Идейно-художественное своеобразие басен "Ворона и лисица", ""Свинья под дубом

23

Идейно-художественное своеобразие басни "Волк и ягненок"

24

Идейно-художественное своеобразие басни "Волк на псарне"

25

«В литературной гостиной». (Инсценировка басен И. А. Крылова

26

Русская басня XX века.

Р.к. И.А.Крылов и донцы.

«Крылов читает басню"

Из литературы 19 века(44 часа)

27

Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.

28

А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

29

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета.

30

Основные образы сказки.

31

В мире художественного слова А.С.Пушкина

32

Ритм. Стих и прозаическая речь. Эпитет. Рифма.

33

«Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

34

Урок выразительного чтения

35

Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

36

Р.К. Стихи донских поэтов о донском крае.

Поэтическая характеристика донского края

37

Р.р. Обучающий анализ поэтического текста.

38

А нализ стихотво­рения Ф.И.Тютчева « Есть в осени первоначальной…»

39

Викторина "Природа в произведениях русских поэтов"

40

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.

Р.к. Лермонтов и Дон

« Два сокола»

41

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворе­ние «Бородино ». История создания стихотворения.

42

Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва.

43

В мире художественного слова М.Ю.Лермонтова

44

Р.р. Урок выразительного чтения

45

1

Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников).

46

1

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя.

Повесть «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести.

47

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Образы и события повести. Оксана и кузнец Вакула.

48

Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

49

Суеверие, злая сила, зло и добро в повести Н. В. Гоголя.

50

Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

51

Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева ""Муму

52

Герасим и его окружение.

53

Герасим и Муму. Два решения.

54

1

Р. Р. Обучающая работа по написанию сочинения «Анализ эпизода».

55

1

Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.

56

Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

Заочная экскурсия в Грешнево.

57

1

Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

58

«Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»).

59

Строфа

60

Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

61

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

62

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник».

63

Художественная идея рассказа.

64

1

Р. Р. Обучающее сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

Анализ сочинений

65

Сюжет и фабула

66

Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.

Р.К.Экскурсия в районный краеведческий музей.

67

Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».

68

Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли»

69

Р/р. Работа творческой мастерской. Сочинение юмористического рассказа о случае из жизни.

70

Проверочная работа по теме «Литература 19 века»

Из литературы 20 века(27 часов)

71

Детские и юношеские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. А. Бунина

72

Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

73

Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

74

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

75

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе.

76

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа

77

А.И. Куприн.

Краткие сведения о писателе. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

78

В.ч. А. И. Куприн. Куприн Чудесный доктор»

79

А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

80

Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер»,«Полный месяц встал над лугом...»

81

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

82

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

83

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

84

А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире)

85

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

86

Р.К. И. Василенко «Артемка», «Артемка в цирке»

Мир детства в донской литературе

87

Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.

88

Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

89

П. П. Бажова «Каменный цветок».

Приемы создания художественного образа.

90

Р.р. Живое слово

91

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».

92

В. П. Астафьев.

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

93

В.ч. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Бело-

грудка» — по выбору.

94

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

95

Поэзия XX века о родной природе

96

В.И.Белов. «Весенняя ночь».

97

В.Г.Распутин. «Век живи – век люби».

Из зарубежной литературы (7 часов)

98

Путешествия и приключения в литературе.

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

99

Х. К. Андерсен.

Краткие сведения о писателе, его детстве.

Заочная экскурсия на родину сказочника.

100

Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».

101

М. Твен.

Краткие сведения о писателеМир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

102

Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

103

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

104

А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».

Повторение и обобщение (1 час)

105

Контрольная работа за курс 5 классаРекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.