1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке информации.
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
• распознавать и различать явления духовной культуры;
• описывать различные средства массовой информации;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
• характеризовать явление ускорения социального развития;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• описывать многообразие профессий в современном мире;
• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;
• извлекать социальную информацию из доступных источников;
• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• осуществлять рефлексию своих ценностей.
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи
По окончании изучения курса обществознания в основной школе в соответствие с изученными разделами-модулями выпускник научится/получит, возможность научиться.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
• характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
• в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• приводить примеры основных видов деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
• оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
• оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
• моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
• демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
• распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
• характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
• характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
• на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
• раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
• конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и
характеризовать основные направления общественного развития;
• осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
• раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
• различать отдельные виды социальных норм;
• характеризовать основные нормы морали;
• критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
• раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
• характеризовать специфику норм права;
• сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
• раскрывать сущность процесса социализации личности;
• объяснять причины отклоняющегося поведения;
• описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
• оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
• описывать явления духовной культуры;
• объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
• оценивать роль образования в современном обществе;
• различать уровни общего образования в России;
• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
• описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
• учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
• раскрывать роль религии в современном обществе;
• характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
• приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
• описывать основные социальные роли подростка;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
• раскрывать основные роли членов семьи;
• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
• раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
• объяснять роль политики в жизни общества;
• различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
• давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
• различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
• раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
• называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
• характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
• объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
• раскрывать достижения российского народа;
• объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
• называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
• осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
• аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
• использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
• характеризовать систему российского законодательства;
• раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
• характеризовать гражданские правоотношения;
• раскрывать смысл права на труд;
• объяснять роль трудового договора;
• разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
• характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
• характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
• конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
• характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
• раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметныерезультаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания
программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
-понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
-понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной
-знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, -умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Формы организации учебных занятий
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки
Групповые формы обучения: обучающие игры
Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации
Дистанционная форма обучения посредством платформы Google
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности | |
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. |
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации; • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства; • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности; • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя; • различать факты и мнения в потоке информации. | |
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. |
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. | |
3. Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание». 9 класс. (34 ч.)
№ |
Часы |
Тема урока |
Дата проведения | |
1 |
1 |
Введение |
|
|
2 |
1 |
Стартовая работа |
|
|
Политика (11 ч.) |
| |||
3 |
1 |
Политика и власть |
|
|
4-5 |
2 |
Государство |
|
|
6 |
1 |
Политические режимы |
|
|
7 |
1 |
Правовое государство |
|
|
8 |
1 |
Гражданское общество и государство |
|
|
9 |
1 |
Участие граждан в политической жизни |
|
|
10 |
1 |
Политические партии и движения |
|
|
11-12 |
2 |
Практикум по теме «Политика» |
|
|
Право (20 ч.) |
| |||
13 |
1 |
Роль права в жизни общества и государства. |
|
|
14 |
1 |
Правоотношения и субъекты права. |
|
|
15 |
1 |
Правонарушения и юридическая ответственность |
|
|
16 |
1 |
Правоохранительные органы |
|
|
17-18 |
2 |
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. |
|
|
19-20 |
2 |
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан. |
|
|
21-22 |
2 |
Гражданские правоотношения. |
|
|
23-24 |
2 |
Право на труд. Трудовые правоотношения. |
|
|
25 |
1 |
Семейные правоотношения. |
|
|
26 |
1 |
Административные правоотношения. |
|
|
27 |
1 |
Уголовно-правовые отношения. |
|
|
28 |
1 |
Социальные права. |
|
|
29 |
1 |
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. |
|
|
30 |
1 |
Правовое регулирование отношений в сфере образования. |
|
|
31-32 |
2 |
Практикум по теме «Право» |
|
|
33-34 |
2 |
Повторение и контроль |
|
|