Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Выпускник научится:

· Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

· Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

· Владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

· Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

· анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

Выпускник получит возможность научиться:

· реализовывать установки здорового образа жизни;

· ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к состоянию окружающей среды;

· находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об основных закономерностях развития природы, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

· анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и к состоянию окружающей среды; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

· выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

· аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

В результате освоения учебного курса «Биология. 9 класс» учащиеся будут:

Знать:

· Основные свойства живой материи и методы ее изучения

· Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный, их характеристики

· Основные закономерности эволюции и ее результаты

· Особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия

· Место человека в ноосфере

Уметь:

· решать задачи по генетике и объяснять полученные результаты

Описывать:

· процессы, протекающие в каждой фазе существования и размножения клетки

· способы бесполого и полового размножения организмов;

· круговорот веществ и энергии в биосфере

· этапы формирования первых организмов на Земле

Объяснять:

· роль белков в жизнедеятельности живых организмов

· роль всех остальных биологических молекул в организме

· роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс;

· выявлять и объяснять взаимосвязи строения и функций биополимеров;

· вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша;

· родство живых организмов

· причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,

· причины наследственных заболеваний, мутаций

· закономерности действия экологических факторов в природе;

· причины устойчивости и смены экосистем;

· происхождение видов на основе современного учения об эволюции

Сравнивать:

· растительную и животную клетки и называть особенности их строения

· зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия, делать выводы на основе сравнения;

· искусственный и естественный биоценозы

Характеризовать:

· критерии вида

· особенности четырех сред жизни;

· основные положения теории Ч. Дарвина,

· современные представления о происхождении жизни и ее развитии

Доказывать:

· материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки;

· биологическую роль полового и бесполого способов размножения

· важность каждого критерия для определения организма к какому-либо виду

· преимущество многообразия видов в природных экосистемах.

Называть:

· функции неорганических и органических веществ в клетке

· функции всех органоидов в клетке

· фазы митоза, мейоза

· этапы онтогенеза

· два основных этапа происхождения и развития жизни

Анализировать:

· влияние условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков

· видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними

· безопасного поведения в окружающей среде

· экологически грамотного поведения в окружающей среде;

· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Содержание учебного предмета

Тема 1. Введение (3 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Биология как наука и методы ее исследования.

Понятие «жизнь».

Современные научные представления о сущности жизни.

Значение биологической науки в деятельности человека.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· умение перечислять: разнообразие и свойства живых организмов; признаки живого,

· в ходе фронтального рассуждения различать структурные


организации жизни.

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 2. Молекулярный уровень (10 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Качественный скачок от неживой к живой природе.

Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды).

Катализаторы. Вирусы.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассуждения объяснять роль белков в жизнедеятельности живых организмов

· в ходе выполнения упражнений строить молекулу белка по предложенным аминокислотам

· объяснение роли всех остальных биологических молекул в организме

· умение объяснять роль механизмов удвоения молекул ДНК в передаче наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс;

· выявление и объяснение взаимосвязи строения и функций биополимеров;

· постановка биологических опытов и экспериментов, объяснение результатов и выводов,

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 3. Клеточный уровень (15 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Гипотезы происхождения клетки.

Основные положения клеточной теории.

Клетка- структурная и функциональная единица жизни. Прока­риоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Стро­ение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки.

Энергетические возможнос­ти клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.

Рост, раз­витие и жизненный цикл клеток.

Общие понятия о де­лении клетки (митоз, мейоз).

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе работы с демонстрационным материалом различать растительную и животную клетки и называть особенности их строения

· перечисление функций неорганических и органических веществ в клетке

· в ходе работы с демонстрационным материалом называть функции всех органоидов в клетке

· умение доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки;

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 4. Организменный уровень (14 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Теории возникновения многоклеточных организмов.

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов.

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

Ритмичность в жизни организмов.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе работы с демонстрационным материалом называть фазы митоза, мейоза

· в ходе работы с демонстрационным материалом описывать процессы, протекающие в каждой фазе

· умение доказывать биологическую роль полового и бесполого способов размножения

· перечисление этапов онтогенеза

· в ходе фронтального рассуждения делать вывод о материальном единстве живой природы;

· описание способов бесполого размножения организмов;

· в ходе фронтального рассуждения объяснять вредное воздействие никотина, алкоголя и наркотических веществ на развитие зародыша;

· в ходе работы с демонстрационным материалом сравнивать зародыши организмов, выявлять черты сходства и отличия, делать выводы на основе сравнения;

· объяснение родства живых организмов

· в ходе выполнения упражнений использовать знания цитологических основ наследственности для решения генетических задач; составлять схемы скрещивания;

· умение раскрывать сущность взаимоотношений организма и среды,

· анализ и оценка влияния условий среды на реализацию генотипа, на проявление его наследственных свойств и признаков

· объяснение причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,

· объяснение причин наследственных заболеваний, мутаций

· при подготовке доклада самостоятельно находить информацию о наиболее часто встречающихся наследственных заболеваний в Ростовской области (РК)проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 5. Популяционно-видовой уровень (2 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Вид, его критерии. Структура вида.

Популяция — форма существования вида.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика критериев вида

· в ходе фронтального рассуждения доказывать важность каждого критерия для определения организма к какому-либо виду

· в ходе фронтального рассуждения доказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах.

· при подготовке доклада самостоятельно находить материал о краснокнижных видах Ростовской области (РК) проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 6. Экосистемный уровень (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Биоценоз и экосистема.

Биогеоценоз.

Взаимосвязь популяций в биогеоцено­зе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

Искусственные биоценозы.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика особенности четырех сред жизни;

· в ходе фронтального рассуждения объяснять закономерности действия экологических факторов в природе;

· в ходе фронтального рассуждения доказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах

· умение анализировать видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов;

· выделение отдельных форм взаимоотношений в биоценозах;

· в ходе выполнения упражнений выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;

· умение объяснять причины устойчивости и смены экосистем;

· сравнение искусственного и естественного биоценозов

· при подготовке доклада самостоятельно находить материал о краснокнижных видах Ростовской области (РК)

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде

Тема 7. Биосферный уровень (2 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика особенностей четырех сред жизни;

· объяснение закономерностей действия экологических факторов в природе;

· в ходе фронтального рассуждения доказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах

· описание круговорота веществ и энергии в биосфере

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

- соблюдения правил поведения в окружающей среде

Тема 8. Эволюция органического мира (6 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Основные положения теории эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борь­ба за существование, естественный отбор.

Приспособленность и ее относительность.

Искусственный отбор. Селекция.

Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассуждения раскрывать суть эволюции, ее причины и движущие силы,

· характеристика основных положений теории Ч. Дарвина,

· умение объяснять происхождение видов на основе современного учения об эволюции

· изложение основных закономерностей биологической эволюции

· в ходе работы с демонстрационным материалом изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

· в ходе выполнения упражнений прогнозировать последствия влияния деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 9. Возникновение и развитие жизни на Земле (4 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика современных представлений о происхождении жизни и ее развитии

· описание этапов формирования первых организмов на Земле

· в ходе фронтального рассуждения объяснять влияние деятельности живых организмов на изменение геологических оболочек

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека

Тема 10. Организм и среда (5 часов)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Экологические факторы, их комплексное воздейст­вие на организм.

Экология популяций. Факторы, влияющие на числен­ность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.

Типы экологических взаимодействий.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· характеристика особенностей четырех сред жизни;

· в ходе фронтального рассуждения объяснять закономерности действия экологических факторов в природе;

· в ходе фронтального рассуждения доказывать преимущество многообразия видов в природных экосистемах

· в ходе работы с демонстрационным материалом анализировать видовой состав биоценозов; компоненты биогеоценозов;

· умение выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;

· в ходе работы с демонстрационным материалом выявлять пищевые сети в конкретных условиях обитания;

· в ходе выполнения упражнений объяснять причины устойчивости и смены экосистем;

· сравнение искусственного и естественного биоценозов

· при подготовке доклада самостоятельно находить материал о краснокнижных видах Ростовской области (РК)

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними

Тема 11. Биосфера и человек (2 часа)

Элементы обязательного

минимума образования

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие человека на биосферу.

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары

Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

· работа с учебником, таблицами, схемами

· в ходе фронтального рассуждения описывать круговорот веществ и энергии в биосфере

· при подготовке доклада находить и использовать материал о воздействии человека на состояние биосферы в Ростовской области (РК)

· проведение наблюдения

· объяснение действия прямых и обратных связей.

· применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного поведения в окружающей среде

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека