Планируемые предметные результаты освоения предмета черчении- 8класс, курса: «Черчение 8-9классы»;
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе статьи 32 п.2 Закона об образовании и в соответствии со Стандартом основного общего образования, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089), примерной программы по направлению «Технология» (авторы-составители Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М. Вентана-Граф
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 4 графических работы и 4 практических работы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие пространственного мышления школьников и творческого потенциала личности.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;
- получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология и черчение» на этапе основного общего образования являются:
— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
— творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
— приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;
— умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
— оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Компетенции | |
Личностные |
формирование графической культуры школьников развитие образного (пространственного) логического, абстрактного мышления. Формирование аналитического и созидательного компонентов мышления развитие статистических и динамических пространственных представлений учащихся. |
Метапредметные |
Знать и понимать: -технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация; уметь: -выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компью¬терной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей; |
Предметные |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -выполнения графических работе использованием инструментов, приспособлений и компьютерной техники; чтения и выполнения чертежей, эскизов, «ем, технических рисунков деталей и изделий. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Использование условно-графических символов и обозначений для отображения формы, структуры объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ от руки, с использованием чертежных инструментов, приспособлений и средств компьютерной поддержки. Копирование и тиражирование графической документации. Применение компьютерных технологий выполнения графических ра¬бот. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразова¬ния фрагментов. Построение чертежа и технического рисунка. Профессии, связанные с выполнением чертежных и графических работ. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками геометрии, технологии, информационных технологий, изобразительным искусством, физикой. |
2. Содержание учебного предмета
№ |
Раздел |
Количество часов |
1 |
Техника выполнения чертежей и правила их оформления. |
4 |
2 |
Чертежи в системе прямоугольных проекций |
3 |
3 |
Аксонометрические проекции. Технический рисунок. |
4 |
4 |
Чтение и выполнение чертежей. |
8 |
5 |
Сечения и разрезы |
6 |
6 |
Сборочные чертежи |
7 |
7 |
Чтение строительных чертежей. |
2 |
Итого часов: 34 |
4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Тем ы графических работ |
Кол-во часов |
Вид контроля |
Примерная дата | ||
1 |
Чертеж плоской детали. |
1 |
Графическая работа №1 |
| ||
2 |
Расположение видов на чертеже. |
1 |
Графическая работа №2. |
| ||
3 |
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
1 |
Графическая работа №3. |
| ||
4 |
Чертежи и аксонометрические проекции предметов. |
1 |
Графическая работа №4. |
| ||
5 |
По заданным видам деталей выполнить необходимые разрезы. |
1 |
Графическая работа № 5. |
| ||
6 |
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. |
1 |
Графическая работа №6. |
| ||
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Дата |
Тема |
Вид контроля | ||
запланированная |
фактическая | ||||
1 |
|
|
Графический язык. Чертёж. Инструменты, материалы, принадлежности. Понятие о стандартах. Форматы, основная надпись чертежа. |
- |
- |
2 |
|
|
Типы линий |
|
Практ. работа |
3 |
|
|
Чертежные шрифты |
|
Практ. работа |
4 |
|
|
Чертеж плоской детали. Нанесение размеров. |
Графическая работа №1 |
|
5 |
|
|
Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование |
|
Практическая работа |
6 |
|
|
Проецирование на 1-3 плоскости проекций |
|
Практическая работа |
7 |
|
|
Расположение видов на чертеже. Местные виды. |
Графическая работа №2. |
|
8 |
|
|
Аксонометрические проекции. Плоские фигуры. |
|
Практическая работа |
2 четверть | |||||
9 |
|
|
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов |
|
Практическая работа |
10 |
|
|
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности |
|
Практическая работа |
11 |
|
|
Технический рисунок |
|
Практическая работа |
12 |
|
|
Анализ геометрической формы предмета. |
|
|
13 |
|
|
Проекции вершин, граней и ребер предмета. |
|
Практическая работа |
14 |
|
|
Построение проекций точек на поверхности предмета. |
Графическая работа №3 |
|
15 |
|
|
Порядок построения видов на чертежах. Построение третьего вида. |
|
Практическая работа |
16 |
|
|
Нанесение размеров с учётом формы предмета |
|
Практическая работа |
17 |
|
|
Геометрические построения. |
|
Практическая работа |
18 |
|
|
Чтение чертежей. |
|
|
3 четверть | |||||
19 |
|
|
Эскизы деталей |
|
Практическая работа |
20 |
|
|
Графическая работа №4. |
Графическая работа №4 |
|
21 |
|
|
Общие сведения о сечениях и разрезах. |
|
|
22 |
|
|
Сечения |
|
Практическая работа |
23 |
|
|
Разрезы |
|
Практическая работа |
24 |
|
|
Соединение вида и разреза. |
|
Практическая работа |
25 |
|
|
Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы на разрезе. |
|
Практическая работа |
26 |
|
|
Графическая работа №5 |
Самостоятельная работа А4 |
|
4 четверть | |||||
27 |
|
|
Сборочные чертежи. Виды соединений деталей. |
|
|
28 |
|
|
Изображение и обозначение резьбы. |
|
Практическая работа |
29 |
|
|
Чертежи болтовых и шпилечных соединений. |
Графическая работа №6 |
|
30 |
|
|
Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. |
|
Практическая работа |
31 |
|
|
Сборочные чертежи. Чтение сборных чертежей |
|
Практическая работа |
32 |
|
|
Деталирование |
|
|
33 |
|
|
Чтение строительных чертежей |
|
Практическая работа |
34 |
|
|
Чтение строительных чертежей |
|
|
3 5 |
|
|
Итоговый урок по предмету черчение. |
|
Практическая работа |
Итого: |
3 5 |
6. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел |
Компетенции |
Организация рабочего места для выполнения графических работ |
Навыки работы с инструментами, принадлежностями. Рабочее место конструктора |
Использование условно графических символов и обозначений для отображения формы |
Освоение знаков квадрата, толщины, диаметра, радиуса используемые, на чертежах и эскизах. |
Понятие о системах конструкторской , технологической документации и ГОСТах, видах документаций |
Знакомство: - с единой системой конструкторской документации (ЕСКД) - с единой технологической документацией (ЕСТД).Виды конструкторской и технологической документаций. |
Чтение чертежей, схем и технологических карт. |
Навыки: проецирования как метода отображения формы изделия проецирование на три плоскости. |
Выполнение чертёжных и графических работ от руки с использованием чертёжных инструментов |
Освоение последовательности выполнения эскиза и чертежа. |
Построение чертежа и технического рисунка |
Ознакомление с графическими примитивами, простейшими командами и опциями, позволяющими моделировать чертёж |
Профессии, связанные с выполнением чертёжных и графических работ. |
Общее представление о работе инженера-конструктора, проектировщика, дизайнера. |