Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
В результате освоения учебного курса «Биология. 5 класс» учащиеся будут:
Знать:
· строение и функции клетки;;
· сведения о таксономических единицах;
· роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
· охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
· пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
· вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
· соблюдать правила поведения в природе;
· работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности;
Определять:
· понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
· понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
Отличать:
· живые организмы от неживых;
· бактерии от других живых организмов;
· грибы от других живых организмов;
· съедобные грибы от ядовитых;
Пользоваться:
· простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
· лупой и микроскопом;
· готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
Характеризовать:
· среды обитания организмов;
· характеризовать экологические факторы;
Распознавать:
· различные виды тканей.
Давать характеристику:
· давать общую характеристику бактериям
· давать общую характеристику грибам;
· давать общую характеристику растительного царства;
· характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
Объяснять:
· роль бактерий в природе и жизни человека.
· роль грибов в природе и жизни человека
· роль растений биосфере;
· происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Проводить:
· фенологические наблюдения
Соблюдать:
· правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для:
· распознавания отделов растений;
· определения видов плодов, соцветий, семян;
· выращивания культурных растений, ухода за ними;
· анализа и оценки последствий деятельности человека в экосистемах и влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Коллективные формы обучения: экскурсия Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— составление плана текста; — владение таким видом изложения текста, как повествование; — под руководством учителя проведение непосредственного наблюдения; — под руководством учителя оформление отчета, включающего описание наблюдения, его результаты, выводы; — получение биологической информации из различных источников; — определение отношения объекта с другими объектами; — определение существенных признаков объекта. |
Тема 2. Клеточное строение организмов (11 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— приготовление микропрепарата; — анализ объектов под микроскопом; — сравнение объектов под микроскопом с их изображением на рисунках и определение их; — оформление результатов лабораторной работы в рабочей тетради; — работа с текстом и иллюстрациями учебника — владение таким видом изложения текста, как повествование; — получение биологической информации из различных источников; — самостоятельная подготовка обучающей презентации
|
Тема 3. Царство Бактерии (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: обучающие игры Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — получение информации о бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. |
Тема 4. Царство Грибы (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — получение информации о грибах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую; — изучение муляжей плодовых тел грибов — оформление результатов лабораторной работы в рабочей тетради |
Тема 5. Царство Растения (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений. Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование. Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников. Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение. Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком. Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Коллективные формы организации: экскурсия Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — выполнение лабораторных работ под руководством учителя; — сравнение представителей разных групп растений, осуществление выводов на основе сравнения; — оценка с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — получение информации о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. |
Тема 6. Повторение и контроль (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Актуализация всех знаний и понятий, приобретенных при изучении курса «Биология. 5 класс» |
Общеклассные формы организации занятий: урок-семинар и урок-контрольная работа Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— повторение учебного материала; — итоговая контрольная работа |