СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (34 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.Основы культуры труда, самообслуживание.
Разнообразие предметов рукотворного мира из бумаги, природных и текстильных материалов. Понятие «профессия». Мастера и их профессии, связанные с обработкой природных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с воздушным и водным транспортом (с учетом региональных особенностей). Анализ информации из словаря учебника при выполнении заданий, соотнесение результатов деятельности с образцом, ра бота в малых группах. Групповые проекты. Этапы проектирования: составление плана деятельности, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, подбор инструментов и материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла, проверка изделия в действии. Результат проектной деятельности — изделия «Бумажный змей», «Модель парусника». Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по рисункам, выполнение мелкого ремонта — пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.
2. Технология ручной обработки материалов.Элементы графической грамоты.
Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: цветущие растения,стебли. Минеральные материалы: яичная скорлупа.Способы заготовки, хранения и подготовки цветущих растений к работе. Подготовка к работе яичной скорлупы.Приемы работы с природными материалами: разметка деталей на глаз, разрезание ножницами, склеивание деталей, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.Практические работы: изготовление аппликаций, декоративных панно, композиций, коллекции насекомых, сувениров.
Пластические материалы. Применение пластилина и массы для моделирования для изготовления художественных изделий. Приемы работы с пластическими материалами: процарапывание бороздок стекой, сплющивание шара. Практические работы: лепка грибов, декоративных композиций.
Бумага. Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги, используемые на уроках, и их свойства: альбомная (белая, толстая, жесткая, непрозрачная).Виды условных графических изображений: простейший чертеж. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж. Приемы работы с бумагой: разметка на глаз, по клеткам, по линейке, складывание, вырезание внутренних углов, сборка деталей кнопкой, наклеивание бумажных кусочков. Практические работы: изготовление этикеток, рамки для уроков литературного чтения, конвертов, гофрированных подвесок, мозаичных аппликаций по рисунку, простейшему чертежу, схеме.
Текстильные материалы. Практическое применение текстильных материалов в жизни. Сравнение лицевой и изнаночной сторон тканей. Экономное расходование ткани при раскрое прямоугольных деталей от сгиба. Нитки и их назначение. Сравнение свойств разных видов ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Приемы работы с текстильными материалами: обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперед иголку с перевивом», наматывание ниток, связывание ниток в пучок. Практические работы: изготовление мешочка для хранения предметов, украшенного вышивкой; игрушек из помпонов.
3. Конструирование и моделирование.
Виды конструкций: однодетальные и многодетальные. Общее представление о конструкции флюгера, воздушного змея, самолета, парусника. Основные требования к изделию (соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу и по функциональным условиям. Практические работы: создание вертушек, планеров, динамической модели.
Планируемые результаты:
Личностные УУД
1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации,в том числе с помощью компьютерных технологий.
2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3. Проектная деятельность.
4. Контроль и самоконтроль.
Регулятивные УУД
1. Планирование последовательности практических действийдля реализации замысла, поставленной задачи.
2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3. Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4. Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5. Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
5. Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
6. Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
7. Сравнение различных видов конструкций и способов ихсборки.
8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
11. Поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2. Умение договариваться, приходить к общему решению
в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
4. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
• различать предметы рукотворного мира;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончанию работы, пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
• экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластичных, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать устройство изделия, определять его назначение;
• выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
• конструировать и моделировать несложные технические
объекты и учебные предметы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• бережно относиться к природе как источнику сырья;
• выполнять технологический процесс изготовления поделки
с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
• анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя);
• работать в коллективе.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Дата |
Примечание |
1 |
Беседа о технике безопасности на уроках технологии. Аппликация «Бабочка». |
04.09 |
|
2 |
Закладки для книг. |
11.09 |
|
3 |
Работа с бумагой. Аппликация «Осень». |
18.09 |
|
4 |
Поделки из природного материала. |
25.09 |
|
5 |
Работа с бросовым материалом. Карандашница «Зайчик» (втулка). |
02.10 |
|
6 |
Аппликация «Осенние деревья». |
09.10 |
|
7 |
Объемные игрушки из бумаги. Бабочка (прием гармошка). |
16.10 |
|
8 |
Аппликация «Страусёнок». |
23.10 |
|
9 |
Вертушка |
5.11 |
|
10 |
Вертушка |
12.11 |
|
11 |
Модель планера |
19.11 |
|
12 |
Модель планера |
26.11 |
|
13 |
Работа с текстильными материалами. Мешочек для всякой всячины. |
03.12 |
|
14 |
Работа с текстильными материалами Мешочек для всякой всячины. |
10.12 |
|
15 |
Работа с текстильными материалами. Мешочек для всякой всячины. |
17.12 |
|
16 |
Работа с текстильными материалами. Мешочек для всякой всячины. |
24.12 |
|
17 |
Работа с бумагой. Мозаичная аппликация из бумаги. |
15.01 |
|
18 |
Работа с пластическими материалами. Игрушки – сувениры из соленого теста. |
22.01 |
|
19 |
Работа с природными материалами. Сувениры из яичной скорлупы. |
29.01 |
|
20 |
Работа с природными материалами. Сувениры из яичной скорлупы. |
05.02 |
|
21 |
Коллекция насекомых,сделанных из семян. |
12.02 |
|
22 |
Композиция «Подводный мир». |
19.02 |
|
23 |
Композиция «Подводный мир». |
26.02 |
|
24 |
Работа с бумагой. Птицы. Динамическая модель |
05.03 |
|
25 |
Работа с тканью. Веселый зверинец. |
12.03 |
|
26 |
Работа с тканью. Веселый зверинец. |
19.03 |
|
27 |
02.04 |
| |
28 |
Конкурс проектов. Бумажный змей. |
09.04 |
|
29 |
Конкурс проектов. Бумажный змей. |
16.04 |
|
30 |
Конкурс проектов. Бумажный змей. |
23.04 |
|
31 |
Весенняя регата. Кораблики, лодочки, парусник. |
30.04 |
|
32 |
Весенняя регата. Кораблики, лодочки, парусник. |
07.05 |
|
33 |
Весенняя регата. Кораблики, лодочки, парусник. |
14.05 |
|
34 |
Выставка лучших работ учащихся. |
21.05 |
|