Содержание курса «Русский язык»
Основная цель:
Сформировать орфографическое действие, опирающееся на понимание принципа русского письма (по сильной позиции).
Предметные задачи :
· сформировать понятие "сильные и слабые позиции" гласных и согласных звуков;
· сконструировать и овладеть особым видом письма – письмо с пропуском орфограмм слабых позиций;
· освоить разные способы проверки орфограмм слабых позиций (орфографический словарь, приведение звука к сильной позиции путём изменения или подбора однокоренных слов);
· проанализировать с целью поиска способа проверки ОСП понятия "окончание", "основа", "корень", "аффиксы" (приставка, суффикс);
· продолжить работу по списыванию текста, установить последовательность действий при списывании текста с орфограммами слабых позиций
· продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий учащихся (рефлексивный контроль, оценка по заданным критериям);
· продолжить формирование учебного действия ребенка.
Планируемые результаты обучения во 2 классе
Личностные:
· установка на поиск решения проблем;
· критичность;
· развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановки и решении учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные:
· способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;
· способность осуществлять информационный поиск;
· способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;
· способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
· основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;
Предметные:
Ученик научится определять:
· что такое родственные слова;
· что такое позиционное чередование звуков;
· признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков;
· типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций);
· общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же значимой части слова);
Учение научится:
· определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова;
· находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (производящее) слово (простейшие случаи типа снежный – снег, приехать – ехать и т. п.);
· выделять в слове значимые части путем изменения слова и сопоставления мотивированного (производного) и мотивирующего (производящего) слов;
· подбирать к заданному слову 3-4 однокоренных (связанных словообразовательной мотивацией) слова;
· различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова;
· выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы сильных позиций и определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;
· проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, парные по звонкости – глухости) в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов;
· проверять изученные орфограммы сильных позиций;
· пользоваться орфографическим словарем;
· правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2 классе;
· записывать под диктовку текст (35-45 слов) с изученными орфограммами;
· списывать высказываниями несложный по содержанию текст;
· подобрать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное содержание (основную мысль);
· письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с пропуском неизученных орфограмм);
· самостоятельно составлять текст повествовательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
· составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм);
· прочитать выразительно незнакомый текст с ориентировкой на знаки препинания (темп чтения – 55-60 слов в минуту), ответить на вопросы по содержанию прочитанного текста;
· прочитать незнакомое стихотворение, соблюдая стихотворный ритм.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Примеч. |
1 |
День знаний. |
01.09 |
|
2 |
Повторение материала, изученного в 1 классе. Высказывание. |
02.09 |
|
3 |
Правила графики. |
03.09 |
|
4 |
Орфограмма. |
04.09 |
|
5 |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих, буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН) |
05.09 |
|
6 |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих, буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН) |
07.09 |
|
7 |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой |
08.09 |
|
8 |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой |
09.09 |
|
9 |
Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой |
10.09 |
|
10 |
Повторение изученного об орфограммах |
11.09 |
|
11 |
Наблюдения над изменением в речи одного и того же слова, называющего предмет. |
12.09 |
|
12 |
Рифма и ритм в поэтической речи |
14.09 |
|
13 |
Контрольная работа. |
15.09 |
|
14 |
Контрольное списывание. |
16.09 |
|
15 |
Позиционное чередование гласных звуков ПУЗ « Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?» |
17.09 |
|
16 |
Позиционное чередование гласных звуков |
18.09 |
|
17 |
Позиционное чередование гласных звуков |
19.09 |
|
18 |
Сильные и слабые позиции звуков |
21.09 |
|
19 |
Закон русского письма. |
22.09 |
|
20 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
23.09 |
|
21 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
24.09 |
|
22 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
25.09 |
|
23 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
26.09 |
|
24 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
28.09 |
|
25 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
29.09 |
|
26 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
30.09 |
|
27 |
Урок развития речи. |
01.10 |
|
28 |
Урок развития речи. |
02.10 |
|
29 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
03.10 |
|
30 |
Контрольная работа. |
05.10 |
|
31 |
Анализ контрольной работы. Коррекционная работа. |
06.10 |
|
32 |
Позиционное чередование согласных звуков Постановка УЗ «Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?». |
07.10 |
|
33 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
08.10 |
|
34 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
09.10 |
|
35 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
10.10 |
|
36 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
12.10 |
|
37 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
13.10 |
|
38 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
14.10 |
|
39 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
15.10 |
|
40 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
16.10 |
|
41 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
17.10 |
|
42 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
19.10 |
|
43 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
20.10 |
|
44 |
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. |
21.10 |
|
45 |
Контрольное списывание. |
22.10 |
|
46 |
Контрольный диктант. |
23.10 |
|
47 |
Анализ контрольного диктанта. Коррекционная работа. |
24.10 |
|
48 |
Рассказ по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
26.10 |
|
49 |
Рассказ по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
27.10 |
|
50 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
5.11. |
|
51 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
6.11 |
|
52 |
Сильные и слабые позиции согласных звуков. Письмо с пропуском ОСП. |
7.11 |
|
53 |
Урок развития речи. Изложение |
9.11. |
|
54 |
Письмо с пропуском ОСП. Диагностическая работа. |
10.11 |
|
55 |
Письмо с пропуском ОСП. Коррекционная работа. |
11.11 |
|
56 |
Контрольная работа. |
12.11 |
|
57 |
Контрольное списывание. |
13.11 |
|
58 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
14.11 |
|
59 |
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря |
16.11 |
|
60 |
Проверка ОСП по словарю. |
17.11 |
|
61 |
Проверка ОСП по словарю. |
18.11 |
|
62 |
Проверка ОСП по словарю. |
19.11 |
|
63 |
Проверка ОСП по словарю. |
20.11 |
|
64 |
Проверка ОСП по словарю. |
21.11 |
|
65 |
Проверка ОСП по словарю. |
23.11 |
|
66 |
Проверка ОСП по словарю. |
24.11 |
|
67 |
Признаки текста (урок развития речи). |
25.11 |
|
68 |
Проверка ОСП по словарю. |
26.11 |
|
69 |
Печатный текст как источник орфографических написаний. |
27.11 |
|
70 |
Печатный текст как источник орфографических написаний. |
28.11 |
|
71 |
Признаки текста (урок развития речи). |
30.11 |
|
72 |
Приемы списывания текста с ОСП. |
1.12 |
|
73 |
Приемы списывания текста с ОСП. Словарный диктант. |
2.12 |
|
74 |
Приемы списывания текста с ОСП. |
3.12 |
|
75 |
Работа с текстом (урок развития речи). |
4.12 |
|
76 |
Приемы списывания текста с ОСП. |
5.12 |
|
77 |
Приемы списывания текста с ОСП. |
7.12 |
|
78 |
Работа с текстом (урок развития речи). |
8.12 |
|
79 |
Изложение (урок развития речи). |
9.12 |
|
80 |
Приемы списывания текста с ОСП. |
10.12 |
|
81 |
Приемы списывания текста с ОСП. |
11.12 |
|
82 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
12.12 |
|
83 |
Контрольная работа (письмо по образцу). |
14.12 |
|
84 |
Контрольная работа (словарные диктанты – письмо по памяти и проверка орфограмм по орфографическому словарю). |
15.12 |
|
85 |
Коррекционная работа. |
16.12 |
|
86 |
Проверка орфограмм по сильной позиции Постановка УЗ о способе проверки орфограмм без орфографического словаря. |
17.12 |
|
87 |
Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки ОСП. Изменение слова как прием приведения звука к сильной позиции. |
18.12 |
|
88 |
Проверка ОСП путем приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по числу. |
19.12 |
|
89 |
Проверка ОСП путем приведения звука к сильной позиции. |
21.12 |
|
90 |
Проверка ОСП путем приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по падежам (без названия падежей). |
22.12 |
|
91 |
Контрольное списывание, словарный диктант. |
23.12 |
|
92 |
Контрольная работа за 2 четверть. |
24.12 |
|
93 |
Анализ контрольной работы. Коррекционная работа. |
25.12 |
|
94 |
Проверка ОСП по сильной в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова. |
26.12 |
|
95 |
Проверка ОСП по сильной. Изменение названий действий по лицам и числам. |
27.12 |
|
96 |
Проверка ОСП путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее время). |
28.12 |
|
97 |
Закрепление и обобщение изученного |
11.01 |
|
98 |
Закрепление и обобщение изученного |
12.01 |
|
99 |
Закрепление и обобщение изученного |
13.01 |
|
100 |
Проверка ОСП путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее время). |
|
|
101 |
Проверка ОСП путем приведения к сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени). Род слов, называющих предметы. |
14.01 |
|
102 |
Проверка ОСП. Неопределенная форма слов, называющих действия. |
15.01 |
|
103 |
Признаки текста (урок развития речи). |
16.01 |
|
104 |
Изменения слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам. |
18.01 |
|
105 |
Важнейшие типы изменений слов (систематизация). |
19.01 |
|
106 |
Способы проверки ОСП. |
20.01 |
|
107 |
Способы проверки ОСП и сильных позиций (систематизация). |
21.01 |
|
108 |
Способы проверки ОСП и сильных позиций |
22.01 |
|
109 |
Способы проверки ОСП и сильных позиций. Контрольное списывание. |
23.01 |
|
110 |
Изложение (урок развития речи). |
25.01 |
|
111 |
Способы проверки ОСП и сильных позиций. |
26.01 |
|
112 |
Способы проверки ОСП и сильных позиций. |
27.01 |
|
113 |
Способы проверки ОСП и сильных позиций. |
28.01 |
|
114 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
29.01 |
|
115 |
Способы проверки орфограмм |
1.02 |
|
116 |
Способы проверки орфограмм |
2.02 |
|
117 |
Способы проверки орфограмм |
3.02 |
|
118 |
Способы проверки орфограмм |
4.02 |
|
119 |
Способы проверки орфограмм |
5.02 |
|
120 |
Способы проверки орфограмм |
6.02 |
|
121 |
Синонимы и омонимы (урок развития речи). |
8.02 |
|
122 |
Синонимы и омонимы. Контрольное списывание |
9.02 |
|
123 |
Контрольная работа. |
10.02 |
|
124 |
Анализ контрольной работы. Коррекционная работа. |
11.02 |
|
125 |
Изложение (урок развития речи). |
12.02 |
|
126 |
Работа с текстом (урок развития речи). |
13.02 |
|
127 |
Необходимость учета состава слова при проверке ОСП Постановка УЗ «Все ли орфограммы можно проверять по сильной позиции? |
15.02 |
|
128 |
Окончание как значимая часть слова. |
16.02 |
|
129 |
Способ выделения в слове окончания. |
17.02 |
|
130 |
Способ выделения в слове окончания. Нулевое окончание. |
18.02 |
|
131 |
Способ выделения окончания. |
19.02 |
|
132 |
Способ выделения окончания. |
20.02 |
|
133 |
Способ выделения окончания. |
22.02 |
|
134 |
Способ выделения окончания. Окончания неопределенной формы. |
23.02 |
|
135 |
Способ выделения окончаний. |
24.02 |
|
136 |
Способ выделения окончаний. Контрольное списывание |
25.02 |
|
137 |
Изложение (урок развития речи) |
26.02 |
|
138 |
27.02 |
| |
139 |
Основа как значимая часть слова. |
1.03 |
|
140 |
Изменения одного и того же слова и разных слов. |
2.03 |
|
141 |
Неприменимость способа проверки ОСП в окончании слова путем его изменения. |
3.03 |
|
142 |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. |
4.03 |
|
143 |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. |
5.03 |
|
144 |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. |
6.03 |
|
145 |
Изложение (урок развития речи) |
9.03 |
|
146 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
10.03 |
|
147 |
Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм. |
11.03 |
|
148 |
Работа с текстом (урок развития речи). |
12.03 |
|
149 |
Контрольная работа. |
13.03 |
|
150 |
Анализ контрольной работы. Коррекционная работа. |
14.03 |
|
151 |
Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов Постановка УЗ «Есть ли у слов родственники?». |
15.03 |
|
152 |
Понятие о родственных словах. |
16.03 |
|
153 |
Корень слова. |
17.03 |
|
154 |
Способ определения родственных (однокоренных) слов. |
18.03 |
|
155 |
Контрольное списывание, словарный диктант. |
19.03 |
|
156 |
Способ определения родственных (однокоренных) слов. |
20.03 |
|
157 |
Контрольная работа (диктант). |
22.03 |
|
158 |
Контрольная работа (грамматические задания). |
23.03 |
|
159 |
Коррекционная работа |
02.04 |
|
160 |
Способ определения родственных (однокоренных) слов. |
3.04 |
|
161 |
Способ определения родственных (однокоренных) слов. |
5.04 |
|
162 |
Способ определения родственных (однокоренных) слов. |
6.04 |
|
163 |
Обобщение изученного. |
7.04 |
|
164 |
Непозиционное чередование звуков в корне. |
8.04 |
|
165 |
Аффиксы основы. |
9.04 |
|
166 |
Способ выделения в слове значимых частей. |
10.04 |
|
167 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
12.04 |
|
168 |
Способ выделения в слове значимых частей. |
13.04 |
|
169 |
Проверка ОСП с помощью однокоренных слов. |
14.04 |
|
170 |
Проверка ОСП с помощью однокоренных слов. |
15.04 |
|
171 |
Проверка ОСП с помощью однокоренных слов. |
16.04 |
|
172 |
Проверка ОСП с помощью однокоренных слов. |
17.04 |
|
173 |
Проверка ОСП. |
19.04 |
|
174 |
Проверка ОСП. Контрольное списывание. |
20.04 |
|
175 |
Проверка ОСП. |
21.04 |
|
176 |
Проверка ОСП. |
22.04 |
|
177 |
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. |
23.04 |
|
178 |
Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. |
24.04 |
|
179 |
Проверка ОСП. |
26.04 |
|
180 |
Изложение (урок развития речи) |
27.04 |
|
181 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (урок развития речи). |
28.04 |
|
182 |
Контрольное списывание. |
29.04 |
|
183 |
Закрепление изученного. |
30.04 |
|
184 |
Проверочная работа «Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов». |
1.05 |
|
185 |
Слово и его изменения. |
3.05 |
|
186 |
Слово и его изменения. |
4.05 |
|
187 |
Урок развития речи (изложение) |
5.05 |
|
188 |
Значимые части слова. |
6.05 |
|
189 |
Значимые части слова. |
7.05 |
|
190 |
Значимые части слова. |
8.05 |
|
191 |
Чередование звуков. |
10.05 |
|
192 |
Контрольное списывание. Виды орфограмм и способы их проверки. |
11.05 |
|
193 |
Виды орфограмм и способы их проверки. |
12.05 |
|
194 |
Виды орфограмм и способы их проверки. Словарный диктант. |
13.05 |
|
195 |
Виды орфограмм и способы их проверки. |
14.05 |
|
196 |
Диктант. |
15.05 |
|
197 |
Виды орфограмм и способы их проверки. |
17.05 |
|
198 |
Итоговая контрольная работа. (списывание) |
18.05 |
|
199 |
Итоговая контрольная работа. (диктант с грамматическим заданием) |
19.05 |
|
200 |
Коррекционная работа. |
20.05 |
|
201 |
Обобщение изученного |
21.05 |
|
202 |
Обобщение изученного |
22.05 |
|
203 |
Все ли мы знаем о слове? |
24.05 |
|
204 |
Все ли мы знаем о слове? |
25.05 |
|