Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» за курс 2 класса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающие научатся:
читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
анализировать смысл названия произведения;
пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
пересказывать текст небольшого объёма;
использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текстов в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).
Обучающие научатся:
различать сказку о животных и волшебную сказку;
определять особенности волшебной сказки;
различать сказку и рассказ;
уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора;
понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающие научатся:
понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий
Обучающие научатся:
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий
Обучающие научатся:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться: подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Содержание курса «Литературное чтение»
2 класс (170 часов)
Содержание учебного курса |
Формы реализации |
Виды деятельности |
В гостях у учёного Кота |
Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя |
Чтение вслух, беседа, характеристика героев сказки. Сравнительный анализ русских народных сказок. Выразительное чтение, ответы на вопросы. Чтение по ролям, беседа. Характеристика героев сказки, мотивы их поведения. |
В гостях у Незнайки |
Различать жанры произведений Определять сходство и различие авторской и народной сказки Осмысление цели чтения Определять героев произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Рассматривать иллюстрации в книге и определять ее роль в понимании
Пересказ текста, деление текста на части. |
В гостях у Барсука |
Работа с произведениями зарубежной литературы, находить связь произведений литературы с произведениями живописи Создание условий для сравнения характеров героев Определять героев произведения. Восприятие и понимание их переживаний |
Рассматривать иллюстрации в книге и определять ее роль в понимании
Пересказ текста, деление текста на части. |
В гостях у Ёжика и Медвежонка |
Различие позиций автора и героев стихотворения высказывать свое отношение к герою и его поступкам. Определять героев произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Чтение произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями живописи. Находить сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения |
Находить связь названия с темой текста, мысль текста и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий. Объяснять иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. |
Точка зрения |
Определять героев произведения. Объяснять иллюстрации в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с произведениями живописи. находить связь названия с темой текста, мысль текста. Понятие «точка зрения». Определять героев произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Находить сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения. |
Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Выразительное чтение. Чтение наизусть. |
Детские журналы |
Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах. Построение небольшого монологического высказывания. Различение жанров произведений. |
Чтение вслух доступного теста целыми словами. Осмысление цели чтения. |
Природа для поэта – любимая и живая |
Находить связь названия с темой текста, мысль текста. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Знакомство с произведениями выдающихся представителей русской литературы. |
Работа с иллюстрацией в книге и определение ее роли в понимании произведения. Участие в диалоге о прочитанном. Работа со словарём. |
Почему нам бывает смешно |
Знакомство с современными юмористическими произведениями
Определение понятия литературная сказка. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Выразительное чтение. Звукопись. Звукоподражание. |
Участие в диалоге о прочитанном. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературному чтению
Количество часов: 170 часа; в неделю 5 часов
УМК «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой разработан на основе Примерных программ начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
№п/п |
Дата проведения |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
|
Знакомство с библиотекой учёного кота. |
1 |
2 |
|
Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». |
1 |
3 |
|
Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
4 |
|
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
5 |
|
Авторская сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
1 |
6 |
|
Русские народные сказки о животных «Петушок-золотой гребешок». |
1 |
7 |
|
Сказки «Лисичка-сестричка» и «Кот и лиса» |
1 |
8 |
|
Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». |
1 |
9 |
|
Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост». |
1 |
10 |
|
Китайская волшебная сказка «Как собака с кошкой враждовать стали». |
1 |
11 |
|
Характеристика героев сказки «Как собака с кошкой враждовать стали». |
1 |
12 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
13 |
|
Главные герои волшебной сказки «Волшебное кольцо». |
1 |
14 |
|
Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо». |
1 |
15 |
|
Современные поэтические тексты. И. Пивоваров «Жила-была собака» и «Мост и сом». |
1 |
16 |
|
Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». |
1 |
17 |
|
Поход в Музейный дом. Иллюстрации к сказке «Репка». |
1 |
18 |
|
Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки». |
1 |
19 |
|
В гостях у Незнайки. |
1 |
20 |
|
В гостях у Незнайки. |
1 |
21 |
|
Н. Носов «Фантазёры». |
1 |
22 |
|
Н. Носов «Фантазёры». |
1 |
23 |
|
Характер главного героя в произведении С. Воронина «Лесик – разноголосик» |
1 |
24 |
|
Рассказ Дж. Родари «Бриф! Браф! Бруф!». |
1 |
25 |
|
Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки» |
1 |
26 |
|
Э. Мошковская «Язык и уши», «Если грачи закричали» |
1 |
27 |
|
Б.Окуджава. «Прелестные приключения» «Прелестные приключения» |
1 |
28 |
|
Б.Окуджава. «Прелестные приключения» «Прелестные приключения» |
1 |
29 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
30 |
|
Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…». |
1 |
31 |
|
Обобщение по теме «В гостях у Незнайки». |
1 |
32 |
|
Т. Кубяк « О гноме- рыбаке». |
1 |
33 |
|
Секреты чайного домика. |
1 |
34 |
|
С. Козлов «Ежик в тумане». |
1 |
35 |
|
Поход в «Музейный дом». Иллюстрация
| |
36 |
|
С. Козлов. «Тёплым тихим утром посреди зимы». |
1 |
37 |
|
Японская сказка «Барсук-любитель стихов». Японская сказка «Луна на ветке» |
1 |
38 |
|
Поход в Музейный дом. Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник над снегом и дикая утка». |
1 |
39 |
|
С Козлов «Красота». |
1 |
40 |
|
С Козлов «Красота». |
1 |
41 |
|
Поход в Музейный дом. Иллюстрация А. Дюрера «Травы». |
1 |
42 |
|
Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге. |
1 |
43 |
|
Японское Хокку Иссё, Буссон. Поход в Музейный дом. Иллюстрации А. Венецианова «Жнецы». |
1 |
44 |
|
Японское хокку Тиё, Оницура. |
1 |
45 |
|
Поход в Музейный дом. Иллюстрация Ван Тога «Комната в Арле». |
1 |
46 |
|
Японское хокку. Кикаку, БасЁ, Сико. |
1 |
47 |
|
В.Драгунский «Что я люблю». |
1 |
48 |
|
В. Драгунский «Гусиное горло». |
1 |
49 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
50 |
|
Герой стихотворения С.Махотина «Воскресенье». |
1 |
51 |
|
В.Драгунский «Что любит Мишка». |
1 |
52 |
|
М.Махотин «Груша». |
1 |
53 |
|
М.Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат». |
1 |
54 |
|
Сказка Дж.Родари «Приезжает дядюшка белый медведь». |
1 |
55 |
|
Богатство настоящее и ненастоящее. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». |
1 |
56 |
|
«Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен |
1 |
57 |
|
«Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен |
1 |
58 |
|
Обобщение по теме «В гостях у барсука». |
1 |
59 |
|
И .Тургенев «Воробей» , М.Карем «Ослик». |
1 |
60 |
|
М .Бродицкая «Котёнок», Э.Мошковская «Кому хорошо». |
1 |
61 |
|
В.Драгунский «Друг детства». |
1 |
62 |
|
В. Лунин «Кукла». Р.Сеф «Я сделал крылья и летал». |
1 |
63 64 |
|
Л. Толстой «Прыжок». Л. Толстой «Прыжок» |
1 1 |
65 |
|
Л. Толстой «Акула». |
1 |
66 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
67 |
|
Э. Мошковская «Если такой закат» Поход в «Музейный дом». Иллюстрация П. Брейгеля «Охотники на снегу» |
1 |
68 69 |
|
В. Вересаев. «Братишка».
|
1 1 |
70 |
|
Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка». |
1 |
71 72 |
|
Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!» Поход в Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо |
1 1 |
73 74 |
|
С. Махотин «Фотограф» Поход в Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Церковь в Овере» |
1 1 |
75 76 |
|
И. Пивоварова «Картина». » Поход в Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный» |
1 1 |
77 |
|
О. Дриз «Игра» |
1 |
78 |
|
С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» |
1 |
79 |
|
О. Дриз «Стёклышки» |
1 |
80 |
|
М. Бродицкая «Лесное болотце» |
1 |
81 |
|
В. Берестов «Картинки в лужах» |
1 |
82 |
|
А. Ахундова «Окно» |
1 |
83 |
|
А. Усачёв «Бинокль» |
1 |
84 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
85 |
|
Т. Белозёрова «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» |
1 |
86 |
|
Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок» |
1 |
87 |
|
Е. Чеповецкий «В тихой речке» |
1 |
88 |
|
А. Усачёв. «Тигр в клеточку» |
1 |
89 |
|
М. Бродицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» |
1 |
90 |
|
М. Бродицкая «Булочная песенка» |
1 |
91 |
|
П. Синявский «Федина конфета», А. Усачёв «Эх!» |
1 |
92 |
|
Г. Сапгир «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж» |
1 |
93 94 |
|
О. Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж» |
1 1 |
95 |
|
О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» |
1 |
96 97 |
|
О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Шагала «Синий дом» |
1 1 |
98 |
|
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
1 |
99 |
|
А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» |
1 |
100 |
|
М. Лермонтов «Осень» |
1 |
101 |
|
М. Лермонтов «Осень» |
1 |
102 |
|
О. Дриз «Кто я?» |
1 |
103 |
|
А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» |
1 |
104 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
105 |
|
Л. Яхнин «Крокодилово семейство» |
1 |
106 |
|
Р. Сеф «Лучше всех» |
1 |
107 |
|
Л. Яхнин «Моя ловушка» |
1 |
108 |
|
Саша Чёрный « Кому что нравится» |
1 |
109 |
|
Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» |
1 |
110 |
|
Г. Юдин «Скучный Женя» О. Дриз «Теленок» |
1 |
111 |
|
А. Усачев «Обои» |
1 |
112 |
|
А. Усачев «Обои» |
1 |
113 |
|
О. Дриз. «Как я плаваю» |
1 |
114 |
|
В. Лунин «Что я вижу» |
1 |
115 116 |
|
Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень» |
1 1 |
117 |
|
Работа по хрестоматии «Точка зрения» |
1 |
118 |
|
Обобщение по теме «Точка зрения» |
1 |
119 |
|
С. Михалков «А что у вас?» |
1 |
120 |
|
С. Михалков «А что у вас?» |
1 |
121 |
|
Что такое новости? Кто рассказывает новости? |
1 |
122 |
|
Детская периодика. Журналы для детей. |
1 |
123 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
124 |
|
По страницам детского журнала «Мурзилка» |
1 |
125 |
|
По страницам детского журнала «Веселые картинки» |
1 |
126 |
|
Развивающие задания журнала «Мурзилка» |
1 |
127 |
|
Обобщение по теме «Детские журналы» |
1 |
128 |
|
Л. Яхнин «Музыка леса» |
1 |
129 130 |
|
Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц» |
1 1 |
131 |
|
Р. Сеф «Добрый человек», Л. Яхнин «Пустяки» |
1 |
132 |
|
Е. Чарушин «Томка испугался» |
1 |
133 |
|
Е. Чарушин «Томкины сны» |
1 |
134 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
135 |
|
Г. Юдин «Вытри лапы и входи» |
1 |
136 |
|
М.Пришвин «Разговор деревьев» |
1 |
137 |
|
Ф. Тютчев «Зима недаром злится» |
1 |
138 |
|
Ф. Тютчев «Зима недаром злится» |
1 |
139 |
|
Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» |
1 |
140 |
|
Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» |
1 |
141 142 |
|
М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Ван Гога «Подсолнухи» |
1 1 |
143 |
|
С. Козлов «Жёлудь» |
1 |
144 145 |
|
М. Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» |
1 1 |
146 |
|
М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк» |
1 |
147 |
|
Д. Биссет «Ух!» |
1 |
148 |
|
А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» |
1 |
149 |
|
Л. Станчев. «Осенняя гамма». Э. Мошковская. «Дедушка Дерево» |
1 |
150 151 |
|
Работа по хрестоматии. Беседа «Для ПОЭТА Природа – живая». Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая» |
1 1 |
152 |
|
К. Чуковский «Федотка» |
1 |
153 |
|
К. Чуковский «Федотка» |
1 |
154 |
|
О. Дриз «Доктор», «Обида» |
1 |
155 |
|
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» |
1 |
156 |
|
М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» |
1 |
157 |
|
Внеклассное чтение |
1 |
158 159 |
|
Л. Квитко «Способный мальчик», С. Махотин «Вот так встреча!» |
1 1 |
160 |
|
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» |
1 |
161 162 |
|
П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» |
1 1 |
163 164 |
|
Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски» |
1 1 |
165 |
|
А. Усачев «Жужжащие стихи» |
1 |
166 |
|
П. Синявский «Хрюпельсин и хрюмидор» |
1 |
167 |
|
Работа по хрестоматии «Тайны смешного». |
1 |
168 |
|
Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно» |
1 |
169 |
|
Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» |
1 |
170 |
|
Резерв |
1 |