Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения астрономии являются:

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки,  владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
  • чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
  • положительное отношение к труду, целеустремлённость;
  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.

Метапредметными результатами освоения астрономии являются:

1. освоение регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
  • определять несколько путей достижения поставленной цели;
  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

2. освоение познавательных универсальных учебных действий:

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
  • осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • искать и находить обобщённые способы решения задач;
  • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

3. освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
  • развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
  • подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;
  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области.

Содержание курса

Введение в астрономию

Строение и масштабы Вселенной. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Современные методы наблюдений. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Астрометрия

Звёздное небо. Созвездия северного полушария. Навигационные звёзды. Движение Солнца по эклиптике. Петлеобразное движение планет. Небесный экватор и небесный меридиан. Экваториальная и горизонтальная система небесных координат. Видимое движение небесных светил. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике. Движение Луны. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Причины наступления солнечных затмений. Сарос и предсказания затмений. Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их согласования. Юлианский и григорианский календари.

Небесная механика

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите. Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов. Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение солнечной системы

Современные представления о Солнечной системе. Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы. Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Влияние парникового эффекта на климат Земли и Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса. Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов. Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Астрофизика и звёздная астрономия

Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры. Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю и биосферу. Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца. Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма "спектральный класс-светимость" звёзд, связь между массой и светимостью звёзд. Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов. Строение звёзд белых карликов и предел на их массу – предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и их параметры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды – маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик. Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды – вспышка сверхновой I типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции – взрыв сверхновой II типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновых звёзд. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд, проверка теории эволюции звёзд.

Млечный Путь

Газ и пыль в Галактике. Образование отражательных туманностей. Причины свечения диффузных туманностей. Концентрация газовых и пылевых туманностей в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь с взрывами сверхновых звёзд.

Галактики

Классификация галактик по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них. Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них. Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скоплений галактик.

Строение и эволюция Вселенной

Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи в ней. Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель "горячей Вселенной" и реликтовое излучение. Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение – излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемые свойства реликтового излучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Современные проблемы астрономии

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия и её влияние на массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания. Обнаружение планет возле других звёзд. Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни на них. Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Основные виды учебной деятельности

- объяснять роль астрономии в жизни человека и её значение в системе естественных наук;

- формулировать предмет изучения астрономии;

- характеризовать основные методы изучения Вселенной;

- объяснять значения понятий "созвездие", "звёздная величина";

- находить звёзды и созвездия на небе с помощью карты звёздного неба;

- изображать основные круги, линии и точки небесной сферы;

- формулировать определения понятий "небесная сфера", "кульминация";

- объяснять отличия между горизонтальной и экваториальной системами координат;

- объяснять значение понятия "эклиптика";

- различать прямое и попятное движение планет и формулировать причины такого движения;

- описывать путь Солнца среди звёзд в течение года;

- объяснять значение понятий "фаза Луны", "солнечное затмение", "сарос", "лунное затмение";

- формулировать причины солнечных и лунных затмений;

- объяснять разницу между синодическим и сидерическим месяцем;

- формулировать различия между звёздным и солнечным временем;

- объяснять устройство лунных и солнечных календарей;

- объяснять различия между юлианским и григорианским календарём;

- объяснять особенности геоцентрической и гелиоцентрической систем мира;

- доказывать движение Земли вокруг Солнца;

- объяснять значение понятий "параллакс", "парсек";

- формулировать законы движения планет;

- записывать условие и решение количественных задач по составленному алгоритму;

- рассчитывать первую и вторую космическую скорости на основе закона всемирного тяготения;

- объяснять значение понятий "оптимальная траектория полёта", "время полёта к планете";

- описывать внутреннее строение Земли и состав её атмосферы;

- объяснять связь смены сезонов года и наклона земной оси, влияние парникового эффекта на климат Земли, роль магнитосферы Земли в защите биосферы от космического излучения;

- объяснять природу приливов и отливов на Земле;

- объяснять значение понятия "прецессия земной оси" и объяснять это явление;

- описывать особенности физической природы планет земной группы;

- формулировать сходства и различия планет земной группы и научиться их объяснять;

- описывать физические свойства планет-гигантов;

- объяснить природу колец вокруг планет-гигантов;

- характеризовать планеты-карлики;

- описывать физические свойства астероидов и комет;

- формулировать разницу между метеорами, метеороидами, метеоритами и болидами;

- объяснять формирование Солнца и планет на основе современных представлений о происхождении Солнечной системы;

- объяснять устройство рефрактора и рефлектора;

- формулировать принцип действия радиотелескопа; научиться объяснять значение понятия "разрешающая способность";

- описывать  строение и состав солнечной атмосферы;

- объяснять значение понятия "солнечная активность" и её влияние на процессы на Земле;

- описывать внутреннее строение Солнца;

- объяснять значение исследований солнечных нейтрино;

- объяснять связь между звёздной величиной и светимостью звезды;

- описывать спектральные классы звёзд;

- пользоваться диаграммой "спектр-светимость";

- описывать строение звёзд главной последовательности, гигантов и сверхгигантов;

- описывать строение белых карликов, нейтронных звёзд, пульсаров и чёрных дыр;

- формулировать определение понятий "двойные звёзды", "кратные звёзды", "затменно-переменные звёзды", "пульсирующие переменные звёзды";

- формулировать определение понятий "новая звезда", "сверхновая звезда";

- объяснять причины вспышек новых и сверхновых звёзд;

- формулировать различия сверхновых первого и второго типа;

- формулировать определение понятия "протозвезда";

- описывать эволюцию звёзд;

- определять возраст звёздного скопления;

- объяснять причины свечения диффузных туманностей;

- описывать строение рассеянных и шаровых звёздных скоплений;

- описывать эллиптические, спиральные и неправильные галактики;

- формулировать закон Хаббла;

- объяснять природу активности галактик;

- формулировать значение понятия "квазар" и описывать его физическую природу;

- объяснять природу скоплений галактик, их рентгеновского излучения;

- формулировать значение понятия "фотометрический парадокс";

- объяснять связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

- формулировать необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной;

- формулировать значение понятий "горячая Вселенная", "метагалактика";

- описывать космологические модели Вселенной;

- описывать явление ускоренного расширения Вселенной;

- формулировать проблемы поиска внеземных цивилизаций.

Формы организации учебных занятий

1. Уроки изучения нового учебного материала

а) урок-лекция

б) урок-беседа

в) урок выполнения практических работ (поискового типа)

г) урок выполнения теоретических исследований

2. Уроки совершенствования знаний, умений и  навыков

а) урок решения задач

б) урок выполнения самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений)

в) урок - лабораторная работа

г) урок-экскурсия

д) семинар

 3.Уроки обобщения и систематизации

4. Уроки контроля и коррекции знаний

а) устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

б) письменный опрос (индивидуальный)

в) зачет

г) контрольная работа

5. Комбинированные  уроки

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

10

Введение в астрономию (3 часа)

  1.  

Что изучает астрономия

04.09

  1.  

Структура и масштабы Вселенной

11.09

  1.  

Далекие глубины Вселенной

18.09

Астрометрия (5 часов)

  1.  

С/р «Введение в астрономию»

Звездное небо

25.09

  1.  

Небесные координаты

02.10

  1.  

Видимое движение планет и Солнца

09.10

  1.  

Движение Луны и затмения

16.10

  1.  

Время и календарь

23.10

Небесная механика (4 часа)

  1.  

Система мира

06.11

  1.  

С/р «Астрометрия»

Законы движения планет

13.11

  1.  

Космические скорости

20.11

  1.  

Межпланетные полеты

27.11

Строение Солнечной системы (6 часов)

  1.  

С/р «Небесная механика»

Современные представления о Солнечной системе

04.12

  1.  

Планета Земля

11.12

  1.  

Луна и её влияние на Землю

17.12

  1.  

Планеты Солнечной системы

24.12

  1.  

Малые тела Солнечной системы

14.01

13.01

  1.  

Современные представления о происхождении Солнечной системы

21.01

20.01

Астрофизика и звездная астрономия (6 часов)

  1.  

С/р «Строение Солнечной системы»

Методы астрофизических исследований

28.01

27.01

  1.  

Солнце

04.02

03.02

  1.  

Основные характеристики звезд

11.02.

10.02

  1.  

Внутреннее строение звезд

18.02

17.02

  1.  

Виды звезд

25.02

24.02

  1.  

Эволюция звезд

03.03

02.03

Млечный путь – наша Галактика (3 часа)

  1.  

С/р «Астрофизика и звездная астрономия»

Газ и пыль в галактике

10.03

09.03

  1.  

Звездные скопления

17.03

16.03

  1.  

Центр Галактики

24.03

23.03

Галактики (2 часа)

  1.  

С/р « Млечный путь – наша Галактика»

Классификация галактик

09.04

06.04

  1.  

Скопление галактик

16.04

13.04

Строение и эволюция Вселенной (2 часа)

  1.  

С/р « Галактики»

Расширяющаяся Вселенная

23.04

20.04

  1.  

Модель горячей Вселенной

30.04

27.04

Современные проблемы астрономии (4 часа)

  1.  

С/р «Строение и эволюция Вселенной»

Расширение вселенной и темная энергия

07.05

04.05

  1.  

Обнаружение планет около других звезд

14.05

11.05

  1.  

Поиск жизни и разума во Вселенной

21.05

18.05

  1.  

С/р «Современные проблемы астрономии»

Итоговый урок

28.05

25.05