Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное] представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественно литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведений;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией:

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Ученик научится:

•  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;

различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях произведений  русской литературы;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

 • выразительно читать;

• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);

характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Ученик получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

№ п/п

Название раздела

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

1.

Введение.

1 час

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведе­ния в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Работа с учебником, сообщения учителя и

учащихся, лексическая работа

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

2.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на вы­бор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смолен­ска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства вырази­тельности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Сообщения,

анализ поэтики.

Работа со статьей учебника, самостоятельная работа,

работа с иллюстрациями, репродукциями, ответы на вопросы, беседа

Развитие речи: различные виды чтения, составление слова­ря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фоль­клорным коллективом, вечер народной песни.

4.

Из древнерусской литературы.

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Алексан­дра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произве­дениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировки и запись выводов, наблюдения над лексическим соста­вом произведений,

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

5

Из литературы 18 века

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблема­тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, форму­лировка и запись выводов, похвальное слово историку и писа­телю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

7.

Из литературы XIX века.

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В. А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мойгений»: Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соло­вей...»).

Н.М. Языков. «Пловец ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу­щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная про­ блематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одно­ го произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и друж­ ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов пове сти. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готов­ность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мо­тивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; об­ раз-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­ тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантю ризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основ­ ной конфликт пьесы и способы его разрешения.

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­ роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­ участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и

финала сочинения, выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными про­изведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­ турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со­ ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му­ зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите­ ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, со­ставление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче­ ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Развитие речи: различные виды чтения и комментирова­ ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ин­сценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли­ тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем сме­ялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг­ ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется уча­щимися).

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составле­ние словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкаль­ных записей

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литератур­ный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:

Н.И. Гнедич. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф.Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзапи­си, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающее изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений

уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

8.

Из литературы XX века.

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­ хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Счаст­ливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «ма­ леньких людей»; человек и государство; художественное свое­ образие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Б.Л. Пастернак

Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу сло­ва. ..»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и нова­ торство в раскрытии темы; целостная характеристика стихо­творения.

Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, та­ лант, власть — основные мотивы стихотворения. Художе­ственная идея.

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50—60-х годов.

А.Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и добро­ ты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль про­изведения.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­ния. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, наси­лия в условиях силового соперничества.

В.ч. Довлатов С. Д., В.В. Набоков (1 произв.по выбору)

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Выразительное чтение по ролям.

Составление цитатного плана.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитат­ный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­ сунки учащихся, кинематографические версии ранних расска­зов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода по Руси ».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­ турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто­ рина по материалам конкурсных работ учащихся.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, состав­ление словаря лексики персонажа.

Развитие речи: выразительное чтение.

Развитие речи: составление тезисов, письменная формули­ровка выводов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к со­чинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери­ алам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;

Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится зе­мля...»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

Развитие речи: составление словаря понятий, характери­зующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на ки­ноэкране.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям

Уроки анализа сочинений

уроки - практические работы;

уроки - «Погружения»;

уроки - деловые игры;

уроки - соревнования;

уроки - консультации;

компьютерные уроки

уроки с групповыми формами

работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки- мастерские;

уроки, которые ведут

учащиеся;

уроки-зачеты;

уроки-конкурсы;

уроки-диспуты;

9.

Из зарубежной литературы.

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «напо­ леоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С француз­ ского») с более подробной характеристикой одного стихотво­рения. Дж. Г. Байрон в России.

Сообщения учителя и учащихся,

составление вопросов по материалам статьи

учебника, конструирование

диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть

Художественный

пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений.

Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания

сущности образа эпизодов, беседа.

Связь с другими искусствами: история театра.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, со­общения учащихся.

Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофма­ на в музыке П.И. Чайковского и современном мультиплика­ционном искусстве.

.

Уроки освоения теоретико-литературных понятий.

Уроки восприятия

научных, литературно-критических статей.

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной

работы над текстом, обобщающие изучение произведений

Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и

по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным

ответам и устным докладам.

Уроки обучения сочинениям.

10

Обобщение и систематизация

Итоговая читательская конференция Подведение итогов года.

Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Урок – семинар. Урок – контрольная работа

Всего

3. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема урока

1

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

2-3

Из устного народного творчества 2часа

1) Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»).

2) Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

4-6.

Из древнерусской литературы (3 часа)

1) «Слово о погибели Русской земли»,

из «Жития Александра Невского»,

2) «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении),

3) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематиче­ское многообразие древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века (5 часов)

7.

Г.Р. ДЕРЖАВИН (1час)

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

8-11.

Н.М. КАРАМЗИН (4 часа)

1) Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

2) Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

3) Основная проблематика и тематика.

4) Новый тип героя, образ Лизы.

Из литературы XIX века (36 часов)

12-14.

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (3 часа)

1) В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невырази­мое», «Сельское кладбище».

2) К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

3) А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

А.С. ПУШКИН (11 часов)

1) Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

2) Повесть «Пиковая дама» (обзор).

История написания и основная проблематика.

3) «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Само­стоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Роман «Капитанская дочка» (8 часов)

4) История создания. Система образов.

5) Образ Гринева.

6) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

7) Образ Маши Мироновой.

8) Образ Пугачева.

9) Анализ эпизода.

10) Проблематика романа (любовь и дружба, любовь и долг, воль­нолюбие, осознание предначертанья, независимость, литера­тура и история).

11) Идейно-художественное своеобразие романа.

26.

Р.речи. Классное сочинение (1 час)

27-28.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2часа)

Кавказ в жизни и творчестве.

1) Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выраже­ния; образ-персонаж, образ-пейзаж.

2) «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

29-34.

Н.В. ГОГОЛЬ (6 часов)

1) Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая ис­тория пьесы.

2-3) Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чи­нопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

4) Образ Хлестакова.

5) Анализ эпизода "Сцена вранья".

6) Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

35.

Р.речи Классное сочинение (1 час)

36-39.

И.С. ТУРГЕНЕВ (4часа)

Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

1) Произведения писателя о любви: повесть «Ася». История создания.

2) Образ главного героя.

3) Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

4) Возвышенное и траги­ческое в изображении жизни и судьбы героев.

Тема любви в повести.

Повесть «Ася» в русской критике

40.

Н.А. НЕКРАСОВ (1 час)

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Тройка», «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

41.

А.А. ФЕТ (1 час)

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

42-43.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (2 часа)

1)Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.

2) Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

44-47.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (4 часа)

1) Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести);

2) Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала».

3) Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов.

4) Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Из литературы XX века (

48-50.

М. ГОРЬКИЙ (3 часа)

1) Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе». Специфика песни.

2-3) Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика романтического рассказа.

51.

В. В. МАЯКОВСКИЙ (1 час)

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

52-53.

О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века)

1) Н.А. Тэффи «Свои и чужие»;

2) М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».

Большие проблемы «маленьких людей»; че­ловек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

54.

Кедрин Д.Б. «Зодчие»

55.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармо­нии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

56-57.

В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа)

1) Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рас­сказе.

2) Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

58.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (1 час)

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

59-61.

В.Г. РАСПУТИН (3 часа)

1) Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

2) Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повество­вания.

3) Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

62.

Контрольное тестирование по литературе 20 века.

Из зарубежной литературы (7 часов)

63-65.

У. ШЕКСПИР (3 часа)

1) Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ».

Образы главных героев.

2) Оптимистический смысл финала. Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

3) Урок открытых мыслей. «Почему трагедия Шекспира живет и волнует современного читателя?»

66-67.

М. СЕРВАНТЕС (2 часа)

1) Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основ­ная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота.

2) Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

68.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».

69.

Современные зарубежные писатели А. Тор, У. Старк, Г Шмидт, С. Каста и др. (обзор)

70.

Итоговая читательская конференция. Что читать летом

|