1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное] представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественно литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведений;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией:
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
Ученик научится:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
• определять для себя актуальную и перспективную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации;
различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях произведений русской литературы;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать;
• сопоставлять произведения смежных жанров (былина и предание, былина и миф, былина и волшебная сказка и т.п.);
характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.
Ученик получит возможность научиться:
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, проект).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ
№ п/п |
Название раздела |
Содержание учебного предмета |
Основные виды учебной деятельности |
Формы организации учебных занятий |
1. |
Введение. 1 час |
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. |
Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, лексическая работа |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. |
2. |
Из устного народного творчества |
Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. |
Сообщения, анализ поэтики. Работа со статьей учебника, самостоятельная работа, работа с иллюстрациями, репродукциями, ответы на вопросы, беседа Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен. Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен. Краеведение: запись музыкального фольклора региона. |
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. |
4. |
Из древнерусской литературы. |
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. |
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений, Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. |
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений |
5 |
Из литературы 18 века |
Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. |
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин». |
Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений |
7. |
Из литературы XIX века. |
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В. А. Жуковский. «.Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мойгений»: Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» ( «Соловей мой, соловей...»). Н.М. Языков. «Пловец ». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Систе ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная про блематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одно го произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и друж ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов пове сти. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. М.Ю. Лермонтов Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; об раз-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантю ризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основ ной конфликт пьесы и способы его разрешения. И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. А.А. Фет Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. А.Н. Островский Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Л.Н. Толстой Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. |
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения, выразительное чтение по ролям. Составление цитатного плана Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера турной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века». Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, со ставление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и му зыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу). Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в лите ратурной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина». Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетиче ского воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник». Развитие речи: различные виды чтения и комментирова ния, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы. Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в ли тературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин». Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фраг ментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися). Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*: Н.И. Гнедич. «Осень»; П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»; А.Н. Плещеев. «Отчизна»; Н.П.Огарев. «Весною», «Осенью»; И.З. Суриков. «После дождя»; И.Ф.Анненский.«Сентябрь», «Зимний романс» и др. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающее изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. Уроки анализа сочинений уроки - практические работы; уроки - «Погружения»; уроки - деловые игры; |
8. |
Из литературы XX века. |
М.Горький Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе ственное своеобразие ранней прозы М. Горького. В. В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) Н.А. Тэффи. «Сбои и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «ма леньких людей»; человек и государство; художественное свое образие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Б.Л. Пастернак Краткие сведения о поэте. «Мне кажется, я подберу слова. ..»: тема поэта и поэзии, труд и творчество; традиции и нова торство в раскрытии темы; целостная характеристика стихотворения. Д.Б. Кедрин Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, та лант, власть — основные мотивы стихотворения. Художественная идея. Н.А. Заболоцкий Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. А.Грин Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и добро ты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения. В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. От ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. В.ч. Довлатов С. Д., В.В. Набоков (1 произв.по выбору) |
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. Выразительное чтение по ролям. Составление цитатного плана. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри сунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода по Руси ». Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викто рина по материалам конкурсных работ учащихся. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа. Развитие речи: выразительное чтение. Развитие речи: составление тезисов, письменная формулировка выводов. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия. Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по матери алам периодики и произведений В.П. Астафьева). Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»: А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»; Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»; М. Д ж а л и л ь. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В. Исаковский. «Катюша»; М.А. Светлов. «Веселая песня»; А.А. Вознесенский. «Слеги»; Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»; B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту. Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям Уроки анализа сочинений уроки - практические работы; уроки - «Погружения»; уроки - деловые игры; уроки - соревнования; уроки - консультации; компьютерные уроки уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки- мастерские; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-конкурсы; уроки-диспуты; |
9. |
Из зарубежной литературы. |
У. Шекспир Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. М. Сервантес Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Э.Т.А. Гофман Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Дж. Г. Байрон Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «напо леоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С француз ского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России. |
Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Художественный пересказ, сжатый пересказ, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, прослушивание музыкальных произведений. Составление рассказа о герое, цитирование наиболее значимых для понимания сущности образа эпизодов, беседа. Связь с другими искусствами: история театра. Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся. Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофма на в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве. . |
Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки восприятия научных, литературно-критических статей. Уроки художественного восприятия произведений, уроки углубленной работы над текстом, обобщающие изучение произведений Уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки обучения сочинениям. |
10 |
Обобщение и систематизация |
Итоговая читательская конференция Подведение итогов года. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул. |
|
Урок – семинар. Урок – контрольная работа |
Всего |
|
|
|
|
3. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
1 |
|
Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. |
2-3 |
|
Из устного народного творчества 2часа 1) Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). 2) Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. |
4-6. |
|
Из древнерусской литературы (3 часа) 1) «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», 2) «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), 3) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. |
|
|
Из литературы XVIII века (5 часов) |
7. |
|
Г.Р. ДЕРЖАВИН (1час) Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии. |
8-11. |
|
Н.М. КАРАМЗИН (4 часа) 1) Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. 2) Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. 3) Основная проблематика и тематика. 4) Новый тип героя, образ Лизы. |
|
|
Из литературы XIX века (36 часов) |
12-14. |
|
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники (3 часа) 1) В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». 2) К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин ». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». 3) А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). |
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. |
|
А.С. ПУШКИН (11 часов) 1) Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». 2) Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. 3) «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» (8 часов) 4) История создания. Система образов. 5) Образ Гринева. 6) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. 7) Образ Маши Мироновой. 8) Образ Пугачева. 9) Анализ эпизода. 10) Проблематика романа (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). 11) Идейно-художественное своеобразие романа. |
26. |
|
Р.речи. Классное сочинение (1 час) |
27-28. |
|
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2часа) Кавказ в жизни и творчестве. 1) Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. 2) «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). |
29-34. |
|
Н.В. ГОГОЛЬ (6 часов) 1) Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. 2-3) Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. 4) Образ Хлестакова. 5) Анализ эпизода "Сцена вранья". 6) Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. |
35. |
|
Р.речи Классное сочинение (1 час) |
36-39. |
|
И.С. ТУРГЕНЕВ (4часа) Основные вехи биографии И.С. Тургенева. 1) Произведения писателя о любви: повесть «Ася». История создания. 2) Образ главного героя. 3) Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. 4) Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Тема любви в повести. Повесть «Ася» в русской критике |
40. |
|
Н.А. НЕКРАСОВ (1 час) Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Тройка», «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. |
41. |
|
А.А. ФЕТ (1 час) Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. |
42-43. |
|
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (2 часа) 1)Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. 2) Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. |
44-47. |
|
Л. Н. ТОЛСТОЙ (4 часа) 1) Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); 2) Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». 3) Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. 4) Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. |
|
|
Из литературы XX века ( |
48-50. |
|
М. ГОРЬКИЙ (3 часа) 1) Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе». Специфика песни. 2-3) Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика романтического рассказа. |
51. |
|
В. В. МАЯКОВСКИЙ (1 час) Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». |
52-53. |
|
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) 1) Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; 2) М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. |
54. |
|
Кедрин Д.Б. «Зодчие» |
55. |
|
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час) Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. |
56-57. |
|
В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа) 1) Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. 2) Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. |
58. |
|
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (1 час) Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. |
59-61. |
|
В.Г. РАСПУТИН (3 часа) 1) Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». 2) Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. 3) Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. |
62. |
|
Контрольное тестирование по литературе 20 века. |
|
|
Из зарубежной литературы (7 часов) |
63-65. |
|
У. ШЕКСПИР (3 часа) 1) Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Образы главных героев. 2) Оптимистический смысл финала. Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. 3) Урок открытых мыслей. «Почему трагедия Шекспира живет и волнует современного читателя?» |
66-67. |
|
М. СЕРВАНТЕС (2 часа) 1) Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. 2) Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. |
68. |
|
Э.Т.А. Гофман Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». |
69. |
|
Современные зарубежные писатели А. Тор, У. Старк, Г Шмидт, С. Каста и др. (обзор) |
70. |
|
Итоговая читательская конференция. Что читать летом |