Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые предметные  результаты освоения учебного предмета «История»

9 класс

История Нового времени. Россия в ХIХ веках

Ученик научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Ученик получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

 

В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:

• имена выдающихся деятелей XIX в., важнейшие факты их биографии;

 

• основные этапы и ключевые события всеобщей истории XIX в.;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

• изученные виды исторических источников.

 

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Личностные результаты изучения истории включают:

        освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.;

        уважение к другим народам России и мира  и  принятие их; межэтническую толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

        эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

        уважение к истории  родного  края,  его  культурным и историческим памятникам;

        гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну и её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;

        устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

        уважение к личности и её достоинству, способность давать моральную оценку действиям исторических персонажей, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

        внимательное отношение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;

        развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому России и своего края;

        формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

        готовность к выбору профильного образования, определение своих профессиональных предпочтений.

 

Метапредметные результаты изучения истории включают умения и навыки:

        самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта обозначенных учителем ориентиров действия при работе с новым учебным материалом;

        планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности, условия и средства достижения целей;

        самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

        адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение  как  в конце  действия,  так  и по ходу  его реализации;

        понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться   к  координации  различных  позиций  путём сотрудничества;

        работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное  взаимодействие  со  сверстниками  и взрослыми;

        формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

        выявлять разные точки зрения и сравнивать их, прежде чем принимать решения и делать выбор;

        осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь путём сотрудничества;

        адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной   и письменной речью, строить монологические контекстные высказывания;

        организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

        осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

        оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

        в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую ин- формацию как ориентир для построения действия;

        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

        проводить сравнение, типологизацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

        выявлять проблему, аргументировать её актуальность;

        выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);

        делать умозаключения и выводы на основе аргументации;

        структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

 

Предметные результаты изучения истории включают:

        представление о  территории  России  и  её  границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

        знание истории и  географии  края,  его  достижений  и культурных традиций в изучаемый период;

        представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

        умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

        представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;

        знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

        установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями  (на  примере  реформ и контрреформ);

        определение и использование основных исторических понятий периода;

        установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

        установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

        составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

        поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях  и  явлениях  прошлого  с  использованием  понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

        анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

        анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.;  общественные  деятели  К. С.  Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич - Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

        сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

        определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

        систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

        приобретение опыта историко-культурного, историко - антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

        представление о   культурном   пространстве   России   в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

 

Структура курса  (70 ч.)

История России (68 ч.)

№ п/п

Наименование модуля (главы)

Количество часов

1

Введение

1

2

Россия в первой четверти XIX в.

10

3

Россия во второй четверти  XIX в.

12

4

Россия в эпоху великих реформ.

10

5

Россия в 1880-1890-е годы

13

6

Россия в начале XX в.

21

7

Итоговое повторение

3

 

Итого

     68

 

Новая история (34ч.)

№ п/п

Наименование модуля (главы)

Количество часов

1

      Введение

      1

2

Становление индустриального общества

7

3

Строительство новой  Европы

8

4

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества

6

5

Две Америки

3

6

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

4

7

Международные отношения: обострение противоречий

1

8

Итоговое повторение по курсу

2

9

Резерв.

2

 

Итого

34

 

 

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Групповые формы обучения: обучающие игры

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История России (68 ч.)

 

Глава 1. Введение (1 час)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально- экономическое и политическое развитие.

Активизировать знания по курсу исто­рии России XVIII в.

Планировать деятельность по изуче­нию истории России XIX в.

Характеризовать источники по рос­сийской истории XIX в.

Давать характеристику территории и геополитическому положению Российской империи к началу XIX в., используя исто­рическую карту.

Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитии экономи­ки, положении отдельных слоёв населения.

 

Глава 2.  Россия в первой четверти XIX в. (10 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало и ход преобразований.

 

 

 

 

 

 

      Россия в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Разрыв русско-французского союза.

 

 

 

 

      Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Отставка М. М. Сперанского.

 

 

 

     Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский манёвр. Патриотический подъём народа. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона.

 

 

 

 

 

     Начало заграничных походов. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос. Россия и Америка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Перемены во внутренней политике. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи». Отказ от политики реформ. Основные итоги внутренней политики Александра I.

 

 

 

 

 

     Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества, конституционные проекты. Власть и тайные общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

  Россия во второй четверти  XIX в.(12 ч)

   

      Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законов. Крестьянский вопрос и попытки его решения. Реформа П. Д. Киселёва. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

 

 

 

 

     Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Помещичье и крестьянское хозяйства. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

 

 

 

     Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826—1828 гг.

Русско-турецкая война 1828—1829 гг.

гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Россия и Центральная Азия.

 

 

 

     Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное и либеральное движения. Западники и славянофилы. Кружки 1820—1830-х гг. Революционное движение. Петрашевцы.

 

 

 

 

     Обострение Восточного вопроса. На­чальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Последствия войны.

 

 

 

     Развитие образования. Открытия русских учёных в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

 

 

     Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции.

 

 

 

 

     Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Золотой век русской литературы. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в миро­вую культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Особенности жилища, одежды, питания разных слоёв населения. Досуг. Семья. Семейные обряды и обычаи.

 

 

 

 

     

Повторение и  контроль по теме «Россия в первой  половине XIX в.».

 

 

 

 

 

 

 

    

Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в.

Объяснять значение понятий: «Неглас­ный комитет», министерство, принцип разделения властей, «вольные хлебопашцы».

Начать составление характеристики личности и деятельности Александра I.

 

Характеризовать основные цели внешней политики России в начале XIX в.

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в.

Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях.

Показывать на исторической карте тер­риториальные приобретения России по ито­гам войн со Швецией, с Турцией и Ираном.

 

Объяснять значение понятий: Государ­ственный совет, либеральные проекты.

Приводить и обосновывать оценку деятельности М. М. Сперанского.

Продолжить составление характеристи­ки личности и деятельности Александра I.

 

Рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г.

Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору), привлекая научно-популяр­ную литературу, ресурсы интернет-про­екта «1812 год» (http://www.museum.ru/ museum/1812/index.html) и др.

Объяснять, в чём заключались непо­средственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества.

 

Приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в 1813-1825 гг.

Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по решениям Венского конгресса.

Характеризовать деятельность Священ­ного союза, роль и место России в этой ор­ганизации.

Использовать материалы интернет- сайта «Северная Америка. Век девят­надцатый» (http://america-xix.org.ru/) для характеристики деятельности русских в Северной Америке в первой половине XIX в.

 

     Объяснять значение терминов: воен­ные поселения, аракчеевщина.

Характеризовать социально-экономи­ческое развитие России в первой четвер­ти XIX в. (в том числе в сравнении с за­падноевропейскими странами).

Использовать историческую карту для характеристики социально-экономического развития России.

 

Раскрывать предпосылки и цели дви­жения декабристов.

Анализировать программные докумен­ты декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия.

Составлять биографическую справку, сообщение об участнике декабристского движения (по выбору), привлекая научно- популярную литературу, материалы интер­нет-проекта «Виртуальный музей декабри­стов» (http://decemb.hobby.ru/) и др.

 

Характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу».

Раскрывать причины неудачи высту­пления декабристов.

Излагать оценки движения декабри­стов.

Определять и аргументировать своё отношение к декабристам; оценивать их деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывать о преобразованиях в об­ласти государственного управления, осу­ществлённых во второй четверти XIX в.; оценивать их последствия.

Давать характеристику (составить исто­рический портрет) Николая I.

Объяснять смысл понятий и терминов: кодификация законов, жандармерия.

Давать оценку деятельности М. М. Спе­ранского, П. Д. Киселёва, А. X. Бенкендорфа

 

Характеризовать социально-экономи­ческое развитие России во второй четвер­ти XIX в. (в том числе в сравнении с за­падноевропейскими странами).

Рассказывать о начале промышлен­ного переворота, используя историческую карту.

Давать оценку деятельности Е. Ф. Кан­крина.

 

Характеризовать основные направле­ния внешней политики России во второй четверти XIX в.

Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях — войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне.

Объяснять смысл понятий и терминов: мюридизм, имамат.

 

Объяснять смысл понятий и терминов: западники, славянофилы, теория офици­альной народности, общинный социализм.

Характеризовать основные положения теории официальной народности.

Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять в них различия и общие черты.

 

Рассказывать, используя историче­скую карту, о Крымской войне, характе­ризовать её итоги.

Составлять характеристику защитни­ков Севастополя.

Объяснять причины поражения Рос­сии в Крымской войне.

 

Характеризовать достижения отече­ственной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представи­теле российской науки первой половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-по­пулярную литературу и интернет-ресурсы.

 

Рассказывать о русских первоот­крывателях и путешественниках рас­сматриваемого периода.

Подготовить сообщение о русском первооткрывателе и путешественнике (по выбору), привлекая научно-популярную литературу и интернет-ресурсы.

 

 

Характеризовать достижения отече­ственной художественной культуры рас­сматриваемого периода. Составлять                              описание памятников

культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в своём городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства.

Подготовить сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его твор­честве (по выбору), привлекая научно-попу­лярную литературу и интернет-ресурсы.

Проводить поиск информации о куль­туре своего края в рассматриваемый период, представлять её в устном сообщении и т. д.

 

 

Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского обще­ства, традиции и новации первой полови­ны XIX в.

Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, исполь­зуя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории сво­его края).

 

Систематизировать и обобщать исто­рический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития России и государств За­падной Европы в первой половине XIX в.

Высказывать суждения о значении на­следия первой половины XIX в. для совре­менного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России первой полови­ны XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

 

Глава 4. Россия в эпоху великих реформ. (10 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

      Предпосылки и причины отмены крепостного права. Личность Александра II и начало его правления. Смягчение политического режима.

 

 

     Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

 

 

 

 

 

 

 

     Реформы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Претворение реформ в жизнь. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

 

 

 

 

 

 

     Польское восстание 1863 г. Преобразования в Финляндии. Политика правительства на Кавказе. Возникновение национального движения на Украине и в Белоруссии. «Еврейский вопрос». Политика правительства в Поволжье.

 

 

 

     Развитие сельского хозяйства и промышленности после отмены крепостного права. Реорганизация финансово-кредитной системы. Железнодорожное строительство. Промышленный подъём.

 

     Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земское движение конца 1870-х гг. Консерваторы и реформы.

 

     Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х — начала 1860-х гг. Теория народничества. М. А. Бакунин. П. Л. Лавров. П. Н. Ткачёв.

 

 

 

 

     Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра II.

 

 

 

 

 

     Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

 

 

 

     Балканский кризис. Начало войны, ход военных действий, итоги. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Значение и причины победы России в войне.

 

 

 

 

 

Глава 5. Россия в 1880-1890-е годы

 

     Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

 

 

     Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика

И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Рост промышленного производства. Состояние сельского хозяйства.

 

 

 

    

      Социальная структура пореформенного общества. Крестьянство. Дворянство. Социальный облик российской буржуазии. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.

 

 

 

     Кризис революционного народничества. Новые формы либерального движения. Распространение марксизма в России. Усиление позиций консерваторов.

 

 

 

 

 

 

     Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабле­ние российского влияния на Балканах. По­иск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

 

 

    Развитие образования. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Развитие географических знаний и гуманитарных наук.

 

 

 

 

 

 

 

      Критический реализм в литературе. Жи­вопись: академизм и реализм. Обществен­но-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.

 

 

 

 

 

    Основные архитектурные стили. Мировое значение русской музыки. Русский драматический театр и его значение. Художественные промыслы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Рост населения. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

 

 

 

     Повторение и контроль по теме «Россия во второй половине XIX в.».

Характеризовать социально-экономи­ческую ситуацию середины XIX в., пред­посылки и причины отмены крепостного права.

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра II.

 

Называть основные положения кре­стьянской реформы.

Объяснять значение понятий: редак­ционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники.

Приводить оценки характера и значе­ния реформы 1861 г., высказывать и обо­сновывать свою оценку.

 

Называть основные положения ре­форм местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения.

Объяснять значение понятий: земства, городские управы, мировой суд, адвокатура.

Приводить оценки характера и значе­ния реформ 1860—1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку.

Характеризовать политическую дея­тельность М. Т. Лорис-Меликова.

 

Характеризовать особенности нацио­нальной политики Александра II.

Рассказывать о положении народов Российской империи, национальной поли­тике власти (с использованием материалов по истории своего края).

Объяснять значение понятий: сепара­тизм, антисемитизм.

 

Характеризовать экономическое раз­витие России в пореформенные десятиле­тия, привлекая информацию исторической карты.

Объяснять причины промышленного подъёма и трудностей в развитии сельско­го хозяйства.

 

Раскрывать существенные черты идео­логии консерватизма и либерализма (с при­влечением материала из всеобщей истории).

Характеризовать особенности россий­ского либерализма и консерватизма.

 

Раскрывать существенные черты идео­логии народничества.

Объяснять, в чём заключалась эволю­ция революционного движения в конце 1850-х—1860-е гг.

Характеризовать особенности отдельных течений в революционном народничестве.

 

Давать характеристику участников на­роднического движения, используя мате­риалы учебника, дополнительную литера­туру, ресурсы интернет-проекта «Народная воля» (http://www.narovol.narod.ru/) и др.

Излагать оценки значения революци­онного народничества, высказывать своё отношение к нему.

Систематизировать информацию о рево­люционных организациях (в форме таблицы).

 

    Характеризовать основные цели и на­правления внешней политики России во второй половине XIX в.

Рассказывать о наиболее значитель­ных военных кампаниях.

Показывать на карте территории, включённые в состав Российской империи во второй половине XIX в.

 

     Характеризовать отношение россий­ского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг.

Рассказывать о русско-турецкой войне 1877—1878 гг., характеризовать её итоги.

Объяснять причины победы России в войне.

 

 

 

 

 

     Давать характеристику (составлять исторический портрет) Александра III.

Характеризовать внутреннюю полити­ку Александра III, выделять обстоятель­ства, оказавшие на неё решающее воздей­ствие.

Излагать различные оценки деятель­ности императора Александра III, выска­зывать и аргументировать свою оценку.

Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III.

 

Давать общую характеристику эконо­мической политики Александра III.

Раскрывать цели, содержание и ре­зультаты экономических реформ последней трети XIX в.

Сравнивать экономические програм­мы Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, деятельность правительств Александра II и Александра III в области экономики и внутренней политики.

 

Раскрывать, в чём заключались изме­нения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в.

Рассказывать о положении основных слоёв населения пореформенной Рос­сии, используя информацию учебника, документальные и изобразительные мате­риалы по истории края (устное сообщение, эссе и др.).

 

Сравнивать народничество и марк­сизм, выявлять общие черты и различия.

Объяснять причины распространения марксизма в России.

Давать характеристику (составлять исторический портрет) Г. В. Плеханова, ис­пользуя материалы «Фонда Плеханова» (http://www.plekhanovfound.ru/library/) и дру­гие ресурсы.

 

Характеризовать основные направле­ния внешней политики Александра III.

Сравнивать внешнюю политику Алек­сандра II и Александра III.

Раскрывать причины осложнения рос­сийско-германских отношений и формиро­вания российско-французского союза.

Сравнивать развитие образования в первой и во второй половине XIX в.

Характеризовать достижения отече­ственной науки рассматриваемого периода.

Подготовить сообщение о представи­теле российской науки второй половины XIX в. (по выбору), привлекая научно-по­пулярную литературу и интернет-ресурсы.

Давать оценку вкладу российских учё­ных XIX в. в мировую науку.

 

Характеризовать достижения россий­ских писателей и художников второй поло­вины XIX в.

Подготовить сообщение о творчестве известного писателя, художника или скуль­птора второй половины XIX в. (по выбору).

Давать оценку вкладу российских пи­сателей и художников XIX в. в мировую культуру.

 

Характеризовать достижения рос­сийских архитекторов, композиторов, театральных деятелей второй половины XIX в.

Подготовить сообщение о творчестве известного зодчего, композитора, актёра второй половины XIX в. (по выбору).

Объяснять причины возрождения на­родных промыслов, рассказывать о ка­ком-либо промысле (по выбору), привле­кая научно-популярную литературу и ин­тернет-ресурсы.

Давать оценку вкладу российских ар­хитекторов, композиторов, театральных де­ятелей XIX в. в мировую культуру.

 

 

Рассказывать об условиях жизни на­селения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники.

Сравнивать условия жизни различных слоёв населения.

 

Систематизировать и обобщать исто­рический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности развития России и государств За­падной Европы во второй половине XIX в.

Высказывать суждения о значении на­следия второй половины XIX в. для совре­менного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России второй полови­ны XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

Глава 6. Россия в начале XX в.

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. XIX в.».

Систематизировать и обобщать истори­ческий материал по истории России XIX в.

Высказывать и аргументировать суж­дения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной исто­рии XIX в., оценки её деятелей.

Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории России XIX в. по об­разцу ГИА (в упрощённом варианте).

 

 

Глава 7. Итоговое повторение. (2 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Территория и население. Религиозный состав населе­ния. Националь­ный вопрос. Положение кре­стьянства и ра­бочих. Особен­ности дворянства и предпринима­тельских слоев. Нарастание общественных противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай II и самодержавная государствен­ность. Нараста­ние оппозицион­ных настроений. Борьба револю­ционеров против самодержавия. Внешняя политика России в начале ХХ в. Русско-японская война. Взаимоот­ношения власти и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало револю­ции и ее особен­ности. Развитие революцион­ного процесса. Советы депута­тов. Восстание на броненосце «Потемкин». Всероссийская политическая стачка. Мани­фест 17 октября 1905 г. Восприя­тие Манифеста русским обще­ством. Декабрь­ские вооружен­ные восстания.

 

 

 

Революционные партии. Либе­ральные партии и организации. Правомонархи­ческие партии. Национальные партии и органи­зации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные госу­дарственные за­коны 1906 г. Раз­витие революции в 1906—1907 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

I и II Государ­ственная дума. Правительствен­ная программа П. А. Столыпина. Личность рефор­матора. Аграр­ная реформа: цели, основные мероприятия,итоги и значение.

 

 

 Сопротивление реформе. Новый избирательный закон. III Госу­дарственная дума. IV Госу­дарственная дума. Нараста­ние социальных противоречий

 

 

 

 

Особенности развития обра­зования и науки. Развитие лите­ратуры. Поэзия Серебряного века. Изобрази­тельное искус­ство. Архитекту­ра. Скульптура. Драматический театр. Музыка и исполнитель­ское искусство. Русский балет. Первые шаги российского кинематографа. Развитие спорта

 Выявлять и объяснять особенности территориальной и демографиче­ской структуры Российской импе­рии в начале ХХ в.

Выявлять и представлять в нагляд­ной форме особенности религи­озного и национального состава населения; объяснять падение авторитета Русской православной церкви и обострение этноконфессиональных противоречий в начале ХХ в.

Обосновывать/опровергать точку зрения о колониальном характере Российской империи Характеризовать положение, образ жизни основных социаль­ных групп в России в начале XX в.

(в том числе на материале истории края

 

 

Характеризовать особенности государственного строя империи и ее бюрократического аппарата Составлять характеристику (исто­рический портрет) Николая II Выявлять общее и особенное в деятельности оппозиционных общественных сил в России Характеризовать причины рус­ско-японской войны, планы сторон; рассказывать о ходе боевых дей­ствий, об условиях Портсмутского мира (используя историческую карту)

Готовить сообщение / презен­тацию об одном из сражений русско-японской войны (используя интернет-ресурсы и другие источники информации) Раскрывать причины, по которым война не пользовалась популярно­стью в русском обществе Объяснять причины поражения России в войне.

 

Рассказывать о ключевых событиях 1905 г., их участниках, о причинах и последствиях Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике; формулировать и аргументировать свою оценку

Анализировать текст Манифеста 17 октября; обосновывать его значение в истории России

 

 

Систематизировать материал о создании и деятельности политических партий в России в начале ХХ в. (в форме таблицы).

 Сравнивать черносотенцев, либералов и радикалов; социал- демократов и эсеров; большеви­ков и меньшевиков; кадетов и октябристов, выявляя сходство и различия между ними.

 Составлять характеристику (исторический портрет) лидера политической партии (по выбору) Высказывать свое отношение к политическим партиям начала ХХ в. и аргументировать его.

 

 

 

Сравнивать состав и деятельность I и II Государственной думы; объяснять причины различий Систематизировать информацию о деятельности Государственной думы (в форме таблицы) Характеризовать изменения в законодательстве и политическом строе России, произошедшие в ходе революции 1905—1907 гг.;

 

 

 

Давать определения понятий: отруб, хутор, переселенческое движение

Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпи­на; оценивать ее итоги и значение Составлять характеристику (исто­рический портрет) П. А. Столыпина.

Давать оценку аграрной реформы и ее последствий, подтверждая все конкретными фактами Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государствен­ной думы; объяснять причины различий

 

 

Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в.; называть выдающихся представителей культуры и их достижения Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (используя справочные и изобразительные материалы)

 

Новая история (34 ч.)

 

Глава 1. Введение (1 час)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Введение. Мир на рубеже  XVIII–XIX вв.

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический  прогресс.

Объяснять значение понятия Новое время.

Называть черты традиционного и индустриального  обществ.

Формулировать и аргументировать свою точку зрения по отношению к проблеме прав человека на переходном  этапе  развития  общества.

 

 

Глава 2. Становление индустриального общества (7 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

    Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в Англии  аграрной  революции.  Переворот  в средствах транспорта. Развитие транспортных сетей. Новые источники  энергии.  Революция  в  средствах  связи.

    

      Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское  движение.

    

     Технический прогресс и повседневность. Газета в городе. Новое в представлении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура  покупателя и   продавца.   Изменения   в   моде.  Новые

развлечения.

 

     Причины роста числа открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Роль учения Ч. Дарвина для формирования  нового  мировоззрения.

 

     Утрата значимости идей и ценностей эпохи   Просвещения.   Новое  поколение «наследников» Робинзона в произведениях О. Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои  Франции  Э.  Золя. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи. Реализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского импрессионизма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура  Нового  времени  и  Нового   Света.

 

    

Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях преобразования общества. К.  Маркс  и  Ф.  Энгельс. Марксизм.

    

      С помощью фактов доказывать, что промышленный  переворот  завершился.

Группировать достижения по рейтингу  социальной  значимости.

Рассказывать об открытиях и их практической  значимости  для  общества.

 

Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном  обществе.

Доказывать, что индустриальное общество      городское  общество.

 

Выявлять социальную сторону технического  прогресса.

Доказывать, что среда обитания человека  стала  разнообразнее.

Рассказывать об изменении отношений  в  обществе.

 

Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. (подтверждать примерами).

Раскрывать в общих чертах сущность  научной  картины  мира.

Объяснять, что на смену традиционному обществу идёт новое, с новыми ценностями и идеалами (приводить примеры  из литературы).

Разрабатывать проект о новом образе  буржуа  в  произведениях  XIX в.

Выявлять и комментировать новые явления  и  тенденции  в   искусстве.

Сравнивать искусство XIX в. с периодами Возрождения, Просвещения. Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионизма, приводить примеры.

Объяснять понятия: либерализм, консерватизм; причины многообразия социально-политических   учений.

Характеризовать   учения,  выделять их   особенности.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

 

 

 

Глава 3. Строительство новой Европы (8часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные  войны  консульства  и  империи.

Французское общество во времена империи. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок.

 

   

 

 Противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии  вигов.   Предотвращение   революции  в  40-е  гг.  XIX  в.  «Эпоха  Викторианского компромисса». Англия – «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

 

     Продолжение промышленной революции.  Компромисс  короля  и  новой Франции.  Герцог   Ришелье.   Революция 1830 г. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Политический кризис накануне революции 1848 г.

 

     Мировой промышленный кризис  и  его последствия для французской экономики. Новая революционная волна. Требование провозглашения  республики. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение  промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической  власти  во  Франции.

     Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. Поражение революции. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Образование     Северогерманского    союза.

 

      Раздробленность Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Начало революции. Национальные  герои  Италии:  Дж.  Гарибальди  и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение  Италии.

 

     Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции и окончание Франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Поражение коммуны.       

     Давать оценку роли Наполеона в изменении французского общества,  страны  в  целом.

Характеризовать внутреннюю политику  в  стране.

Анализировать изменения положения низших слоёв общества, состояние экономики в эпоху республики и империи.

Оценивать достижения курса Наполеона  в  социальной  политике.

Рассказывать о Венском  конгрессе и  его  предназначении.

 

Рассказывать о попытках Великобритании уйти от социального противостояния.

Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании.

Раскрывать условия формирования гражданского  общества.

 

 

Рассказывать об особенностях промышленной   революции   во Франции.

Характеризовать общество, политический курс правительства накануне и после  1830  г.

Формулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать своё  мнение.

Раскрывать причины революции 1848 г. и её социальные и политические последствия.

Сравнивать режим Первой и Второй республик   во Франции.

Доказывать, что во Франции завершился  промышленный  переворот.

 

 

 

 

Анализировать ситуацию в  Европе и  её  влияние  на развитие  Германии.

Называть причины, цели, состав участников,   итоги  революции.

Оценивать    значение         образования Северогерманского  союза.

 

Объяснять причины раздробленности Италии.

Оценивать поступки национальных лидеров Италии.

Выделять факторы, обеспечившие национальное  объединение  Италии.

 

 

Объяснять причины Франко-прусской войны и её последствия для Франции  и  Германии.

Анализировать роль коммуны в политическом   преобразовании  Франции.

Давать оценку происходящим событиям с позиции рядового гражданина, О.  Бисмарка.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

 

Глава 4. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества  (5 часов)

 

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Пруссия во главе империи. Ускорение темпов экономического развития. Бисмарк  и  внутренняя  оппозиция.  Политика

«нового курса» О. Бисмарка – прогрессивные   для   Европы   социальные  реформы. Вильгельм II в стремлении  к  личной   власти.   Национализм.    Подготовка к  войне.

 

     Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная  система.  Эпоха  реформ. У. Гладстон. Б. Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика.  Колониальные захваты.

 

     Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов.  Развитие  коррупции  во власти.

Социальные движения. Франция – колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм  и  подготовка  к  войне.

    

     Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция – плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам.  Колониальные  войны.

 

     Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское      соглашение:    империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. «Лоскутная империя».   Начало   промышленной  революции.

 

    

    

 

Характеризовать политический курс О.  Бисмарка.

Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для  Европы.

Объяснять причины подготовки Германии  к  войне.

 

Доказывать, что реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента.

Характеризовать двухпартийную систему.

Сравнивать результаты первой и второй  избирательных  реформ.

Находить на карте и называть владения  Британской  империи.

 

Выявлять и обозначать последствия Франко-прусской войны для французского города и  деревни.

Объяснять причины установления Третьей  республики.

Сравнивать курс, достижения Второй  и Третьей  республик  во   Франции.

 

 

 

 

 

 

Характеризовать преобразования в Италии.

Объяснять причины отставания экономики Италии от экономик ведущих  европейских  стран. Объяснять причины начала колониальных войн  Италии.

 

Объяснять причины революционной  ситуации  в  Австрийской   империи.

Характеризовать «лоскутную империю».

Выделять особенности промышленной  революции.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы  учебника.

 

Глава 5. Две Америки (3 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

     Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт  между  Севером  и  Югом.  Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа Севера над Югом. Значение Гражданской  войны  и  политики  А. Линкольна.

 

     Причины быстрого экономического развития США после  Гражданской  войны. Отношение к образованию и труду. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укреплению гражданского общества и правового государства.

 

     Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная          борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн. Образование независимых государств в Латинской Америке.

 

Выделять особенности промышленного   переворота   в США.

Объяснять причины неравномерности развития страны и конфликта между Севером   и  Югом.

Раскрывать понятия: аболиционизм, плантаторство, закон о гомстедах, фермер.

Называть итоги Гражданской войны и  её  уроки.

Сравнивать борьбу за права  в  США и  Великобритании  в    XIX  в.

Составлять задания для соседа по парте  по  одному  из  пунктов  параграфа.

Рассказывать          об     особенностях борьбы рабочих за свои права в     США.

Оценивать курс реформ       Т.   Рузвельта  для  дальнейшего  развития страны.

 

Показывать на карте страны Латинской Америки и давать им общую характеристику.

Выделять особенности развития Латинской Америки в сравнении с Северной Америкой.

Выделять цели и средства национально-освободительной   борьбы.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

 

 

Глава 6. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма  (4 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просвещённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии.   Изменения   в   образе   жизни  общества. Поворот к национализму.

Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния. Кан Ювэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

 

     Индия – жемчужина британской короны.  Влияние  Ост-Индской  компании  на развитие страны. Колониальная политика  Британской  империи  в   Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой  рынок.  Изменение  социальной структуры. Восстание сипаев (1857– 1859). Индийский национальный конгресс  (ИНК).  Балгангадхар   Тилак. Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Восстания гетеро и готтентотов. Европейская   колонизация  Африки.

Объяснять своеобразие уклада Японии.

Устанавливать причины неспособности противостоять натиску западной цивилизации.

Раскрывать смысл реформ  Мэйдзи и  их  последствия  для  общества.

Сравнивать   способы   и  результаты

«открытия» Китая и Японии европейцами  на  конкретных  примерах.

Рассказывать о попытках модернизации  и  причинах  их неудач.

Характеризовать курс Цыси.

Анализировать реформы Кан Ювэя и  их  возможные  перспективы.

 

 

Доказывать, что Индия – «жемчужина  британской  короны».

Объяснять пути и методы вхождения  Индии  в  мировой   рынок.

Рассказывать о деятельности  ИНК  и  Тилака.

Составлять словарь терминов по теме  урока.

Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других  странах.

Анализировать развитие, культуру стран  Африки.

Характеризовать особые пути развития  Либерии  и   Эфиопии.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

 

 

Глава 7. Международные отношения: обострение противоречий  (1 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Политическая  карта  мира   начала  XX в. – карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Создание военных блоков. Первые локальные империалистические войны. Образование новых государств.  Пацифистское  движение

Работать с картой в ходе изучения особенностей международных отношений  в  эпоху  Нового   времени.

Объяснять причины многочисленных  войн  в  эпоху  Нового   времени.

Характеризовать динамичность, интеграцию отношений  между  странами в  Новое  время.

 

Глава 8. Итоговое повторение  (2 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Обобщающее    повторение     курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности.

Составлять словарь терминов Нового  времени.

Устанавливать причины смены традиционного общества индустриальным.

Объяснять причины  частых  революций в  Европе.

Разрабатывать проекты по  любой из наиболее интересных и понравившихся  в  курсе  тем.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «История».

9 класс (102 ч.)

История России (68ч.)

№ урока

Тема

Количество часов

Дата прове

дения урока

 

 

Введение (1 час)

 

 

 

1

Введение. Россия на рубеже XVIII XIX вв.

1

 

 

 

Россия в первой четверти XIX в.(10 ч)

 

 

2

Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг.

1

 

3

Внешняя политика 1801— 1812 гг.

1

 

4

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

1

 

5

Отечественная война 1812 г.

1

 

6

Отечественная война 1812 г.

1

 

7

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813— 1825 гг.

1

 

8

Внутренняя политика Александра I в 1815—1825 гг.

1

 

9

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

1

 

10

Общественное движение при Александре 1.

1

 

11

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

 

 

 

Россия во второй четверти  XIX в.(12 ч)

 

 

 

12

Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней  политике    Николая 1.

1

 

13

Социально-экономическое развитие в 20—50-е гг. XIX в.

1

 

14

Общественное движение в годы правления Николая I.

1

 

 

15

Национальная и религиозная политика  Николая I

1

 

16

Внешняя политика.  Кавказская война1817-1864гг.

1

 

17

Внешняя политика.  Крымская война 1853— 1856 гг.

1

 

18

Образование и наука. Защита проектов.

1

 

19

Русские первооткрыватели и путешественники. Защита проектов.

1

 

20

Художественная культура. Защита проектов.

1

 

21

Быт и обычаи. Защита проектов.

1

 

22

Повторение   по теме «Россия в первой  половине XIX в.».

1

 

23

Контроль по теме «Россия в первой  половине XIX в.».

1

 

 

 

Россия в эпоху великих реформ. (10 ч)

 

 

 

24

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России.

1

 

25

Александр II:начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.

1

 

26

 Реформы 1860-1870-х: социальная и правовая модернизация.

1

 

27

 Социально-экономическое развитие  в пореформенный период.

1

 

28

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

 

29

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

 

30

Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в

1

 

31

Национальная  и религиозная политика  Александра II.

1

 

32

Внешняя политика Александра II.

1

 

33

Русско-турецкая война 1877— 1878 гг.

1

 

 

 

Россия в 1880-1890-е гг.(13ч)

 

 

 

34

Внутренняя политика Александра III.

1

 

35

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

 

36

Положение основных слоёв общества.

1

 

37

Положение основных слоёв общества.

1

 

38

Общественное движение в 80—90-е гг. XIX в.

1

 

39

Национальная и религиозная политика.

1

 

40

Внешняя политика Александра III.

1

 

41

Просвещение и наука. Защита проектов.

1

 

42

Литература и изобразительное искусство. Защита проектов.

1

 

43

Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Защита проектов.

1

 

44

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Защита проектов.

1

 

45

Повторение   по теме «Россия во второй половине XIX в.».

1

 

46

Контроль по теме «Россия во второй половине XIX в.».

1

 

 

 

Россия в начале XX в.(21)

 

 

 

47

Россия и  мир на рубеже XIX-XX вв: динамика и противоречия развития.

1

 

48

Россия и  мир на рубеже XIX-XX вв: динамика и противоречия развития.

1

 

49

Российская экономика на рубеже XIX-XX вв.

1

 

50

Российский монополистический капитализм.

1

 

51

Николай II: новый император.

1

 

52

Политическое развитие страны.

1

 

53

Политическое развитие страны.

1

 

54

Внешняя политика Николая II.

1

 

55

Русско-японская война 1905-1907гг.

1

 

56

Первая российская революция  1905-1907гг.

1

 

57

Политические реформы. Формирование российской многопартийности.

1

 

58

Социально-экономические реформы Столыпина.

1

 

59

Социально-экономические реформы Столыпина.

1

 

60

Серебряный век русской культуры. Просвещение. Наука. Защита проектов.

1

 

61

Серебряный век русской культуры. Литература. Защита проектов.

1

 

62

Серебряный век русской культуры. Живопись. Скульптура. Архитектура. Защита проектов.

1

 

63

Серебряный век русской культуры. Музыка. Театр. Балет. Защита проектов.

1

 

64

Повторение   по теме «Россия  1900-1914гг.»

1

 

 65

Контроль по теме «Россия  1900-1914гг.»

1

 

 66-68

Резерв.

3

 

 

Итого

68

 

 

 

Новая история (34 ч.)

№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения урока

 

 

Введение (1 ч.)

 

 

 

1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

 

 

 

Становление индустриального общества (7 ч.)

 

 

2

Индустриальная революция: достижения и проблемы.

1

 

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

1

 

4

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

1

 

5

Наука:           создание       научной картины мира. 

1

 

6

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой картины мира.

1

 

7

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

1

 

8

Повторение и контроль по теме «Становление индустриального общества»

 

 

 

 

Строительство новой Европы (8 ч.)

 

 

 

9

Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

 

10

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

1

 

11

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.

1

 

12

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

1

 

13

Германия: на пути к единству.

1

 

14

«Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» 

1

 

 

15

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

 

16

Повторение и контроль по теме «Строительство новой Европы»

 

 

 

 

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества  (6ч.)

 

 

 

17

Германская империя: борьба за «место под солнцем».

1

 

18

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

 

19

Франция: Третья республика.

1

 

20

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

 

21

От Австрийской империи к Австро- Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

 

22

Повторение и контроль по теме  «Страны Западной Европы в конце XIX в.»

1

 

 

 

Две Америки (3 ч.)

 

 

 

23

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

1

 

24

США: империализм и вступление в мировую политику. 

1

 

25

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

 

 

 

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (4 ч.)

 

 

 

26

Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника».

1

 

27

Китай: сопротивление реформам.

 

 

28

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

 

29

Африка: континент в эпоху перемен.

 

 

 

 

Международные отношения: обострение противоречий  (1 ч.)

 

 

 

30

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

 

 

 

Итоговое повторение по курсу (2 ч.)

 

 

31

Повторение по курсу.

 

1

 

32

Итоговый контроль.

1

 

33-34

Резерв.

2