Версия для слабовидящих

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 12 имени Героев-пионеров города Каменск-Шахтинского 

логотип





ВХОД в Электронный дневник 
 
ОИППИ
  

 


logo









        enroll_1_class1fd28.png

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» 8 класс

Ученик научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

В результате освоения учебного курса «Обществознание» 8 класс обучающиеся должны:

знать / понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• первичного анализа и использования социальной информации.

· обеспечение знания основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности, основ духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР).

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

· овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

 

 

 

Структура курса.

№ п/п

Наименование модуля (главы)

Количество часов

1.  

Введение

1

2.  

Личность и общество

6

3.  

Сфера духовной культуры

8

4.  

Социальная сфера

5

5.  

Экономика

13

6.  

Повторение

2

 

Итого

35

 

 

 

Формы организации учебных занятий

Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки

Групповые формы обучения: обучающие игры

Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации

Дистанционная форма обучения посредством платформы Google

 

Глава 1. Введение (1 час)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Что мы уже знаем и умеем.

Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования уме­ний и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результа­там обучения и критерии успешной работы уча­щихся.

 

Глава 2. Личность и общество (6 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Отличие человека от других жи­вых существ. Природное и обще­ственное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способности человека к творчеству.

Деятельность человека, её виды Игра, учёба, труд. Сознание и де­ятельность. Познание человеком мира и самого себя.

 

Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы Человек и Вселенная. Человек.

 

 

 

Общество как форма жизне­деятельности людей. Основные сфе­ры общественной жизни, их взаи­мосвязь. Общественные отношения.

 

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

 

 

 

 

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

 

 

 

 

 

Практикум по теме «Личность и общество».

Выявлять отличия человека от животных.

Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека.

Характеризовать и конкретизировать при­мерами биологическое и социальное в человеке.

Определять своё отношение к различным ка­чествам человека.

Выявлять связь между мышлением и речью.

Объяснять понятие «самореализация».

Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.

Приводить примеры основных видов деятель­ности.

 

 

Раскрывать смысл понятия «ноосфера».

Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.

Характеризовать возможности человеческо­го разума.

Раскрывать значение моральных норм.

Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.

Анализировать и оценивать текст с задан­ных позиций.

Анализировать факты и обосновывать сде­ланные выводы.

 

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и ха­рактерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаи­мосвязь основных сфер общественной жизни.

 

 

Выявлять изменения социальной структуры, свя­занные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действитель­ности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрес­сивных изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать факта­ми социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использовать элементы причинно-следственно­го анализа при характеристике глобальных проблем.

 

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следствен­ного анализа при характеристике социальных па­раметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характе­ризующие человека как индивида, индивидуаль­ность и личность.

Описывать агенты социализации, оказываю­щие влияние на личность.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценно­сти и ориентиры.

 

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

 

Глава 3. Сфера духовной культуры (8 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции раз­вития духовной культуры в совре­менной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патрио­тизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения.

 

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответ­ственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — вну­тренний самоконтроль человека.

 

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные зна­ния и практическое поведение. Нравственные чувства и самокон­троль.

 

Значимость образования в усло­виях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование.

 

 

 

Наука, её значение в жизни современного общества. Нрав­ственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных иссле­дований в современном мире.

 

Религия как одна из форм куль­туры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объедине­ния, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

 

Практикум по теме «Сфера духовной культуры».

Определять сущностные характеристики по­нятия «культура».

Различать и описывать явления духовной культуры.

Находить и извлекать социальную инфор­мацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности россий­ского народа.

Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

 

 

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы мо­рали.

Характеризовать моральную сторону раз­личных социальных ситуаций.

Использовать элементы причинно-след­ственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и че­ловека.

 

Осуществлять рефлексию своих нравствен­ных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей.

 

 

 

 

 

Оценивать значение образования в информа­ционном обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в раз­витии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры со­временную образовательную политику РФ.

Обосновывать своё отношение к непрерыв­ному образованию.

 

 

Характеризовать науку как особую систе­му знаний.

Объяснять возрастание роли науки в со­временном обществе.

 

 

 

 

Определять сущностные характеристики ре­лигии и её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпи­мости.

Раскрывать сущность свободы совести.

Оце­нивать своё отношение к религии и атеизму.

 

 

 

 

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь применять нравственные нормы к ана­лизу и оценке социальных ситуаций.

Выделять нравственный аспект поведения.

Соотносить поступки и события с приняты­ми этическими принципами.

Уметь строить уст­ное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Глава 4. Социальная сфера (5 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Социальная неоднородность об­щества: причины и проявления.

Социальное неравенство. Много­образие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постин­дустриальное общество.

 

Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение ста­туса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между по­колениями.

 

Этнические группы. Межнацио­нальные отношения. Отношение к историческому прошлому, тради­циям, обычаям народа. Взаимодей­ствие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

 

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголиз­ма для человека и общества.

Социальная значимость здорово­го образа жизни.

 

Практикум по теме «Социальная сфера».

 

Выявлять и различать разные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Приводить примеры различных видов соци­альной мобильности.

Характеризовать причины социальных кон­фликтов, используя межпредметные связи, мате­риалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать социальную инфор­мацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников раз­личного типа.

 

 

 

 

Называть позиции, определяющие статус личности.

Различать предписанный и достигаемый ста­тусы.

Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли стар­ших подростков.

Характеризовать межпоколенческие отноше­ния в современном обществе. Выражать соб­ственное отношение к проблеме нарастания раз­рыва между поколениями.

 

Знать и правильно использовать в предлага­емом контексте понятия «этнос», «нация», «на­циональность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнаци­ональных отношений в современном мире.

Объяснять причины возникновения межна­циональных конфликтов и характеризовать воз­можные пути их разрешения.

 

Объяснять причины отклоняющегося поведе­ния.

Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Оценивать социальное значение здорового образа жизни.

 

 

 

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

 

Глава 5. Экономика (13 часов)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Потребности и ресурсы. Ограни­ченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

 

Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем.

 

 

Собственность. Право собствен­ности. Формы собственности. За­щита прав собственности.

 

 

 

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

 

 

 

 

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

 

 

 

 

 

Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организацион­но-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство .

 

 

 

 

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции го­сударства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

 

 

Распределение. Неравенство до­ходов. Перераспределение доходов. Экономические мерв1 социальной поддержки населения.

 

Потребление. Семейное потреб­ление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

 

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит.

 

 

 

 

 

 

Занятость и безработица. Причи­ны безработицы. Экономические и социальные последствия безработи­цы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востре­бованы на рынке труда.

 

Мировое хозяйство. Междуна­родная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

 

 

 

 

Практикум по теме «Экономика».

 

Раскрывать роль экономики в жизни обще­ства.

Объяснять проблему ограниченности эконо­мических ресурсов.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора.

 

 

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками эконо­мики.

Различать и сопоставлять основные типы экономических систем.

Характеризовать способы координации хо­зяйственной жизни в различных экономических системах.

 

Объяснять смысл понятия «собственность».

Характеризовать и конкретизировать при­мерами формы собственности.

Называть основания для приобретения права собственности.

Анализировать несложные практические си­туации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

 

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.

Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.

Формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества.

 

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат про­изводства.

Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информа­цию о производстве из адаптированных источни­ков.

Исследовать несложные практические ситуа­ции, связанные с использованием различных спо­собов повышения эффективности производства.

 

Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-пра­вовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки мало­го бизнеса.

Выражать собственное отношение к пробле­ме соблюдения морально-этических норм в пред­принимательстве .

Оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности.

 

Характеризовать экономические функции го­сударства.

Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.

Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной полити­ки регулирования доходов и расходов.

 

Называть основные источники доходов граждан.

Раскрывать причины неравенства доходов населения.

Объяснять необходимость перераспределения доходов.

Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

 

 

Описывать закономерность изменения по­требительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Характеризовать виды страховых услуг, пре­доставляемых гражданам.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей.

 

 

 

Различать номинальные и реальные доходы граждан.

Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.

Называть и иллюстрировать примерами формы сбережений граждан.

Объяснять связь семейной экономики с ин­фляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбереже­ний своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения.

 

Характеризовать безработицу как закономер­ное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.

Различать экономические и социальные по­следствия безработицы.

Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

Оценивать собственные возможности на рын­ке труда.

 

 

Описывать реальные связи между участни­ками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

Объяснять и конкретизировать примерами направления внешнеторговой политики государ­ства.

Раскрывать смысл понятия «обменный ва­лютный курс».

 

Систематизировать наиболее часто задавае­мые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

 

Глава 6. Повторение (2 часа)

 

Содержание учебного предмета

Основные виды учебной деятельности

Заключительные уроки.

Провести диагностику результатов обучения в 8 классе.

Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 9 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание».

8 класс (35 ч.)

 

 

№ урока

Тема

Количество часов

Дата проведения урока

 

 

Введение (1 ч.)

 

 

 

1

Вводный урок

1

 

 

 

Личность и общество (6 ч.)

 

 

 

2

Что делает человека человеком?

1

 

3

Человек, общество, природа

1

 

4

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

 

5

Развитие общества

1

 

6

Как стать личностью

1

 

7

Практикум по теме «Личность и общество»

1

 

 

 

Сфера духовной культуры (8 ч.)

 

 

 

8

Сфера духовной жизни

1

 

9

Мораль

1

 

10

Долг и совесть

1

 

11

Моральный выбор — это ответственность

1

 

12

Образование

1

 

13

Наука в современном обществе

1

 

14

Религия как одна из форм культуры

1

 

15

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

 

 

 

Социальная сфера (5 ч.)

 

 

 

16

Социальная структура общества

1

 

17

Социальные статусы и роли

1

 

18

Нации и межнациональные отношения

1

 

19

Отклоняющееся поведение.

1

 

20

Практикум по теме «Социальная сфера»

1

 

 

 

Экономика (13 ч.)

 

 

 

21

Экономика и её роль в жизни общества

1

 

22

Главные вопросы экономики

1

 

23

Собственность

1

 

24

Рыночная экономика

1

 

25

Производство — основа экономики

1

 

26

Предпринимательская деятельность

1

 

27

Роль государства в экономике

1

 

28

Распределение доходов

1

 

29

Потребление

1

 

30

Инфляция и семейная экономика

1

 

31

Безработица, её причины и последствия

1

 

32

Мировое хозяйство и международная торговля

1

 

33

Практикум по теме «Экономика»

1

 

34-35

Заключительные уроки

2