Цвета сайта:
|
Размер шрифта:
|
|
Шрифт: |
Arial Times New Roman Verdana | |
Интервал между буквами: |
Стандартный Средний Большой | |
Голосовой диктор: |
Включить |
Уважаемые родители!
Приём заявлений для зачисления в первый класс в МБОУ гимназию № 12 начинается 1 апреля 2021 года.
Администрация гимназии
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
• описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневнойжизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой,справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
• классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
• изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
• осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяялогику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодическойсистемы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического законакак одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
• объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
Выпускник научится:
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот оснований солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• выявлять существование генетической взаимосвязимежду веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проектыпо исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
В результате освоения учебного курса «Химия. 8 класс» учащиеся будут:
Знать:
· Отличия химических элементов и простых веществ
· Отличия простых и сложных веществ
· Отличия чистых веществ и смесей
· Периодический закон и периодическую систему Д.И.Менделеева с точки зрения строения атома
· Современную модель строения атома
· Виды связей: ионную, ковалентную полярную и неполярную
· Основные химические понятия: количество вещества, моль, молярный объем газов, валентность, степень окисления
· Основные классы веществ: оксиды, основания, кислоты, соли
· Химические реакции и химические уравнения
· Химические реакции: соединения, разложения, замещения, обмена
· Растворение. Растворы
· Основные положения теории электролитической диссоциации
· Ионные уравнения
· Оксиды, основания, кислоты, соли с точки зрения теории электролитической диссоциации
· Генетические связи между классами веществ
Уметь:
· решать основные типы химических задач
Составлять:
· составлять схемы строения атомов хим элементов
· составлять электронную и электронно-графическую формулу атома
· составлять и читать хим. формулы
· составлять формулы бинарных соединений по степени окисления
· составлять формулы оксидов, оснований, кислот, солей и называть их
· составлять уравнения химических реакций
· составлять уравнения ионного обмена в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде
· составлять уравнения реакций, характеризующие свойства основных и кислотных оксидов, оснований, кислот, солей
Различать:
· вещества и тела
· понятия хим. элемент, простое вещество
· основные, кислотные и амфотерные оксиды
· электролиты и неэлектролиты, слабые и сильные электролиты
Сравнивать:
· вещества по физическим свойствам
· атомы по величине радиуса атома, заряда ядра, металлическим и неметаллическим свойствам
· свойства веществ молекулярного и немолекулярного строения
Определять:
· относительную массу веществ
· местонахождение элемента в ПС
· вещества с ковалентной (полярной, неполярной) связью
· вещества с ионной связью
· степень окисления в соединении
· тип реакции
· возможность протекания реакций ионного обмена
· рН среды универсальным индикатором
Называть:
· химические элементы
· бинарные соединения
· формулы оксидов
· формулы кислот
· формулы оснований
· формулы солей
· признаки химической реакции
Выполнять:
· простейшие практические работы
· лаб. эксперимент, соблюдая ТБ
Находить:
· значения заряда ядра
· число электронов, протонов, нейтронов по ПСХЭ
· среднюю относительную атомную массу природных изотопов
Объяснять:
· физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, группы
· изменение металлических – неметаллических свойств, окислительно-восстановительных свойств в периодах и в группах
· механизм образования ковалентной связи
· механизм диссоциации
· сущность реакций ионного обмена
Характеризовать:
· атомы химических элементов по плану
· химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей
Вычислять:
· относительную молекулярную массу
· массовую долю элементов в веществе по его формуле
· количество вещества, массу по количеству вещества
· количество вещества, объём или массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции
· производить вычисления по уравнению химической реакции, если вещество содержит примеси или находится в растворе
· вычислять массовую и объёмную доли вещества в смеси,
· массу, объём продукта в смеси
Использовать приобретенные знания в практической деятельности для:
· объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
· определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде; умения осознанно применять экологическую модель поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
· критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников, касающихся проблем и достижений химии;
· безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
· приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
· представлений о способах очистки веществ.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · выполнение лабораторных работ под руководством учителя; · описание различиймежду веществами и телами · сравнение веществ по физическим свойствам · решение задач на определение относительной массы веществ · в ходе доклада приводить примеры атомов и молекул · выполнение
· оформление практических работ · чтение знаков химических элементов, · умение называть химические элементы |
Тема 2. Периодический закон и строение атома (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · В ходе выполнения упражнений уметь находить значения заряда ядра · В ходе выполнения упражнений уметь определять число электронов, протонов, нейтронов по ПСХЭ · нахождение средней относительной атомной массыприродных изотопов · составление схемы строения атомов хим элементов · составление электронной и электронно-графической формулы атома · определение местонахождения элемента в ПС · в ходе доклада объяснять физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, группы · сравнение атомов по величине радиуса атома, заряда ядра, металлическим и неметаллическим свойствам · объяснение изменений металлических – неметаллических свойств, окислительно-восстановительных свойств в периодах и в группах · характеристика атомов химических элементов по плану |
Тема 3. Строение вещества. Химическая связь. (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры. Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации в научно-популярной литературе, химических справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · составление и чтение хим. формулы, · вычисление относительной молекулярной массы вещества · выполнение лаб. эксперимента, соблюдая ТБ · в ходе выполнения упражнений определять вещества с ковалентной связью · объяснение механизма образования ковалентной связи · определение соединений с неполярной и полярной ковалентной связью · в ходе выполнения упражнений определять степень окисления в соединении · называть бинарные соединения · составление формул бинарных соединений по степени окисления · устанавливать простейшую формулу по массовым долям элементов |
Тема 4. Количественные отношения в химии (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Количество вещества. Моль — единица количества вещества. Число Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры. Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации в научно-популярной литературе, химических справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · в ходе выполнения упражнений вычислять количество вещества, массу по количеству вещества, объем газообразных веществ · выполнение лаб. эксперимента, соблюдая ТБ |
Тема 5. Кислород. Горение. (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-проекты Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры. Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации в научно-популярной литературе, химических справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · в ходе выполнения упражнений демонстрировать умения вычисления основных величин: количества вещества, массы или объема вещества · выполнение лаб. эксперимента, соблюдая ТБ · подготовка обучающей презентации |
Тема 6. Водород (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-проекты Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры. Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации в научно-популярной литературе, химических справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · в ходе выполнения упражнений демонстрировать умения вычисления основных величин: количества вещества, массы или объема вещества · выполнение лаб. эксперимента, соблюдая ТБ · подготовка обучающей презентации |
Тема 7. Вода. Растворы. (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-проекты Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум, обучающие игры. Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации в научно-популярной литературе, химических справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · в ходе выполнения упражнений демонстрировать умения вычисления основных величин: количества вещества, массы или объема вещества · выполнение лаб. эксперимента, соблюдая ТБ · подготовка обучающей презентации · использование знаний для критической оценки информации о веществах , применяемых в быту · Осуществление разделения однородной смеси фильтрованием и выпариванием, и умение описывать увиденное, делать выводы · Иметь представление о процессе растворения как физико-химическом процессе, понятии кристаллогидраты, факторах , влияющих на растворение · Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества в растворе |
Тема 8. Важнейшие классы неорганических соединений (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
|
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · в ходе выполнения упражнений составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей · посредством составления химических реакций уметь описывать способы получения и характеризовать химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований · в ходе проведения опыта уметь распознавать растворы кислот и щелочей при помощи индикаторов |
Тема 9. Обобщение и контроль (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Актуализация всех знаний и понятий, приобретенных при изучении курса «Химия. 8 класс» |
Общеклассные формы организации занятий: уроки-семинары, обобщения и урок-контрольная работа Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— повторение учебного материала; — итоговая контрольная работа |