Цвета сайта:
|
Размер шрифта:
|
|
Шрифт: |
Arial Times New Roman Verdana | |
Интервал между буквами: |
Стандартный Средний Большой | |
Голосовой диктор: |
Включить |
Уважаемые родители!
Приём заявлений для зачисления в первый класс в МБОУ гимназию № 12 начинается 1 апреля 2021 года.
Администрация гимназии
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
В результате освоения учебного курса «Биология. 8 класс» учащиеся будут:
Знать:
· Систематическое положение человека в классификации
· Особенности строения животной клетки
· Особенности строения животных тканей
· Системы органов: опорно-двигательная, кровеносная и лимфатическая, дыхательная, пищеварительная, нервная, эндокринная, половая:
o Строение
o Функционирование
o Гигиена
· Значение внутренней среды организма, иммунитета, терморегуляции, обмена веществ
· Особенности индивидуального развития организма человека
· Об отрицательном воздействии на организм вредных привычек
· Приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях
· Правила гигиены, сохраняющие здоровье человека
· Факторы, разрушающие здоровье человека
· Этические нормы межличностных отношений
Определять:
· черты сходства и различия основных предков людей
· характерные отличия рас друг от друга;
· типы костей и типы соединения костей;
· признаки некоторых нарушений функционирования организма, приводящие к развитию различных заболеваний
· форменные элементы крови;
· местоположение различных органов
· темперамент, склонности, интересы
Описывать:
· описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в форме предложенной таблицы
Объяснять:
· действие прямых и обратных связей нервной системы
· суть тренировочного эффекта;
· необходимость сохранения постоянства солевого состава плазмы крови;
Сравнивать:
· проводить анализ конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела
Распознавать:
· органы и их топографию, системы органов,
· инфекционные болезни;
· виды кровотечений;
· желудочно-кишечные заболевания;
· зрительные и слуховые расстройства;
· симптомы ряда эндокринных заболеваний.
Характеризовать:
· состав внутренней среды;
· характеризовать циклы развития человеческого организма
Доказывать:
· все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития;
· филогенетическое родство эмбриологическими методами;
Устанавливать:
· устанавливать взаимосвязь строения органов с выполняемой функцией;
Оказывать первую доврачебную помощь при:
· ушибах, растяжение связок, вывихах суставов, переломах;
· повреждении сосудов, кровотечениях
· нарушении сердечной деятельности.
· нарушениях работы органов дыхания
· при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците.
· ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выбора консультаций нужных специалистов
· безопасного обращения с веществами и соединениями,
· экологически грамотного поведения в окружающей среде,
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека
· оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека;
· определения плоскостопия, искривления позвоночника;
· оказания первой доврачебной помощи
· распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом и возрастом;
· первичной оценки различных анализов
· определения состояния организма человека по анализам
· борьбы с микроорганизмами;
· предупреждения инфекционных заболеваний.
· измерения давления
· критической оценки информации о продуктах.
· составления пищевого рациона в зависимости от энергетических трат;
· правильной дозировки витаминов.
· подборки шампуня и других косметических средств с учётом своего типа кожи;
· закаливания своего организма.
· предупреждения зрительных и слуховых расстройств.
· улучшения своей наблюдательности, памяти, внимания
· использования знаний о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути
· определения правильного поведения при выборе полового партнера
Содержание учебного предмета
Тема 1. Науки, изучающие организм человека (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина и др. История и методы изучения человека. Значение знаний о человеке для охраны его здоровья. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; — составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. — получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. |
Тема 2. Происхождение человека (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · в ходе игровой деятельности уметь доказывать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне развития; · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного обращения с веществами и соединениями, - экологически грамотного поведения в окружающей среде, - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека |
Тема 3. Строение организма (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Общий обзор организма человека. Расположение органов в грудной и брюшной полостях. Основные процессы жизнедеятельности клетки: питание, дыхание, рост, дифференцировка. Особенности клеточного строения. Ткани, их строение и функции. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, с анатомическими таблицами, схемами · проведение наблюдения · сравнение и проведение анализа конкретных связей между структурами и функциями органов и частей тела · обоснование значения рефлексов в жизни человека · объяснение действия прямых и обратных связей. · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека, |
Тема 4. Опорно-двигательная система (8 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Значение опорно-двигательной системы. Общий обзор скелета человека. Макро- и микроскопическое строение костной ткани. Соединения костей. Мышцы. Сухожилия. Работа мышц. Регуляция деятельности опорно-двигательной системы. Заболевания. Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары, зачетные уроки Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, выполнение домашней лабораторной работы Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации о строении и значении опорно-двигательной системы в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · определение типов соединения костей на макетах и рисунках; · умение различать повреждение суставов, костей и растяжение связок на рисунках; · оказание первой доврачебную помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах; · в ходе проведения домашней лабораторной работы определять у себя и своих родственниках плоскостопие, искривления позвоночника; · разъяснение сути тренировочного эффекта; · установление взаимосвязи строения частей скелета и выполняемых им функций. · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде; - оценки влияния физических упражнений на опорно-двигательную систему человека; - определения плоскостопия, искривления позвоночника; - оказания первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах; - распределения двигательной нагрузки в соответствие с самочувствием, полом и возрастом; |
Тема 5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Состав крови. Функции компонентов крови. Иммунитет. Переливание крови. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · в ходе индивидуального доклада характеризовать состав внутренней среды;мнаходить взаимосвязь компонентов внутренней среды; · по рисунку определять и описывать функции и особенности строения форменных элементы крови; · объяснение необходимости сохранения постоянства солевого состава плазмы крови; · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - безопасного поведения в окружающей среде; - оценки анализа крови; - определения состояния организма человека по анализу крови; - борьбы с микроорганизмами; - предупреждения инфекционных заболеваний. |
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (7 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Органы кровообращения, их строение и функции. Работа сердца. Движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообращения. Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему. Доврачебная помощь при нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, выполнение домашней лабораторной работы Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · По рисунку распознавать виды кровотечений; · В ходе домашней лабораторной работы уметь подсчитывать число пульсовых ударов; умение объяснять полученные значения · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - измерения давления; - оказания первой помощи при кровотечениях; - оказания первой доврачебной помощи при нарушении сердечной деятельности; - обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробы. |
Тема 7. Дыхание (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Значение дыхательной системы. Строение органов дыхания и их функции. Газообмен в легких и тканях. Регуляция деятельности дыхательной системы. Заболевания и их профилактика. Гигиена органов дыхания. Влияние вредных привычек на дыхательную систему. Доврачебная помощь при нарушениях функций дыхательной системы. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, выполнение домашней лабораторной работы Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · В ходе лабораторной работы измерять объем легких · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - оказания доврачебной помощи при нарушениях дыхания. |
Тема 8. Пищеварение (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена пищеварения. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · По рисунку уметь определять местоположение желудка, печени, аппендикса; · Составление своего дневного рациона из расчета норм питания · По описываемым симптомам уметь предполагать желудочно-кишечные заболевания; · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - оказания доврачебной помощи при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците; - критической оценки информации о продуктах. |
Тема 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: подготовка обучающей презентации в группах Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации о витаминах и значении рационального питания в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · Выполнение 31 задания из ОГЭ по составлению пищевого рациона в зависимости от энергетических трат; · расчет норм питания · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - составления пищевого рациона в зависимости от энергетических трат; - правильной дозировки витаминов. |
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Строение и функции кожи. Терморегуляция. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиена кожи. Строение и функции мочевыделительной системы. Микро- и макроскопическое строение почки. Регуляция деятельности выделительной системы. Заболевания и профилактика мочевыделительной системы. Гигиена выделительной системы |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · Составление доклада об уходе за кожей, волосами, ногтями; · Составление доклада о необходимости следить за одеждой и обувью; · Рассказывать об оказании первой помощи при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе; · В ходе домашнего задания закалять свой организм; · По рисунку описывать особенности строения и функционирования почек; · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - подборки шампуня и других косметических средств с учётом своего типа кожи; - оказания первой помощи при ожогах и обморожениях, при тепловом и солнечном ударе; - предупреждения заболеваний; - закаливания своего организма. |
Тема 11. Нервная система (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Центральный и периферический отделы нервной системы, их строение и функции. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Заболевания нервной системы и их профилактика. Влияние вредных привычек на деятельность нервной системы. Гигиена нервной системы |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Групповые формы обучения: групповой лабораторный практикум Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · по моделям спинного и головного мозга показывать и рассказывать об особенностях строения и функционирования различных отделов нервной системы |
Тема 12. Анализаторы (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Анализаторы и их роль в деятельности нервной системы. Строение и функции анализаторов. Возрастные особенности деятельности анализаторов. Нарушение работы анализаторов на разных звеньях анализатора. Влияние вредных привычек на деятельность анализаторов. Гигиена анализаторов. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации, выполнение домашней лабораторной работы Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы · получение информации о строении и функционировании анализаторов в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · В ходе выполнения самостоятельной лабораторной работы научиться оценивать работу органов чувств; предупреждать зрительные и слуховые расстройства; · использование методов тренировки ряда анализаторов; · осуществляя доклад об анализаторах делать выводы между строением и функциями органов чувств; · по моделям рассказывать особенности строения и функционирования периферических звеньев зрительного и слухового анализаторов · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - предупреждения зрительных и слуховых расстройств. |
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врождённые и приобретённые программы поведения. Биологические ритмы. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. Развитие наблюдательности и мышления. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Групповые формы обучения: обучающая игра Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · составление сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. · получение информации о ВНД в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · Составление схем безусловных и условных рефлексов; · оценка своей наблюдательности, памяти, внимания; · тренировка своей наблюдательности, памяти, внимания · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: -улучшения своей наблюдательности, памяти, внимания. |
Тема 14. Эндокринная система (2 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Железы внутренней секреции, их строение и функции. Регуляция деятельности желез. Понятие об отрицательной обратной связи. Возрастные особенности деятельности желез внутренней секреции. Заболевания и профилактика. |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки-семинары Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · получение информации о железах внутренней секреции в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализ и оценка её, перевод из одной формы в другую. · По рисунку определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела; · описание симптомов ряда эндокринных заболеваний в ходе сообщения · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - профилактики эндокринных болезней. |
Тема 15. Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Особенности строения и функционирования половых органов человека. Оплодотворение. Беременность, предупреждение беременности. Аборт. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Возрастные изменения, периодизация и продолжительность жизни. Культура межличностных отношений. Сексуальность. Здоровый образ жизни. Личная и социальная гигиена |
Общеклассные формы организации занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки Индивидуальные формы обучения: работа с литературными источниками, работа с электронными носителями, изучение Интернет-ресурсов, подготовка обучающей презентации Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
· работа с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; · в ходе доклада рассказывать об особенностях строения и функционирования различных органов половой системы человека по предложенным моделям · Объяснение филогенетического родства, используя эмбриологические доказательства; · определение темперамента в ходе прохождения теста Айзенка; · применение полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: - использования знаний о своих способностях для выбора дальнейшего жизненного пути. |
Тема 16. Итоговый контроль (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
Актуализация всех знаний и понятий, приобретенных при изучении курса «Биология. 8 класс» |
Общеклассные формы организации занятий: уроки-семинары и урок-контрольная работа Дистанционная форма обучения посредством платформы Google |
— повторение учебного материала; — итоговая контрольная работа |