1. Планируемые результаты изучения учебного предмета (6 класс): Личностные результаты
– становление внутренней установки личности обучающихся на то, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками;
-воспитание любви к Родине, уважение к народам, населяющим ее, их культуре и традициям. Бережное отношение к своей родной культуре
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 5 классе остаются следующие:
• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
Метапредметные результаты
– способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный диалог; работать в коллективе;
- умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы;
- способность решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
Предметные результаты
– овладение целостными представлениями о том, как складывалась культура общества и каким должен быть человек, чтобы о нем говорили «культурный, духовно богатый», понимание того, что необходимо уважать других людей, терпимо относиться к их культуре и вероисповеданию;
-овладение представлениями о том, какую роль играет семья в жизни человека, что семейные ценности являются неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры общества, и о том, какой вклад в духовное величие российской культуры внесли традиционные религии разных народов;
- умение различать основные религии народов России, описывать памятников культуры, используя основные и дополнительные источники информации.
6 класс (34 ч)
Введение. Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России (1 ч)
Что такое культура общества, что такое индивидуальная культура человека. Интеллектуальные, нравственные, художественные ценности российской культуры. Истоки возникновения культуры. Влияние традиций и религиозных идей на развитие культуры.
Человек — носитель и творец культуры. Деятели науки, литературы, живописи, музыки, архитектуры, театра и их вклад в развитие российской культуры.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Примеры интеллектуальных, нравственных, художественных культовых ценностей культуры.
Представления о сотворении мира в разных религиях.
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Роль монастырей в развитии образования. Традиции православной религии в воспитании детей. Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. Икона — художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Православные праздники.
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России. VII—XII вв. — золотое время исламской культуры. Успехи науки и образования. Мечеть — архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. Роль мечети в развитии культуры и образования мусульман. Традиции ислама в воспитании детей. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама. Исламский календарь. Мусульманские праздники.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора — Пятикнижие Моисея. Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира. Синагога — дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. Еврейский календарь. Праздники в иудаизме.
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. Распространение буддизма в России. Буддийские монастыри — очаги культуры, буддийские школы для детей. Жизнь буддийских монахов. Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные права граждан на свободу исповедования. Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. Интересы, склонности, убеждения человека. Культура человека и его образованность. Влияние образования на повышение уровня культуры.
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств. Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные качества человека.
Заключительный урок (1 ч)
В целях реализации права обучающихся, определенного ст.79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» и учитывая рекомендации ИПРА и ПМПк МБОУ гимназии № 12 создать для обучающегося 6-а класса Кулиева Василия (ребенок-инвалид) организационно-педагогические условия обучения по ОДНКНР в 2020-2021 учебном году: учитывая потенциал и затруднения обучающегося, использовать при работе на уроке (занятии) методические приемы, способствующие освоению им программы по ОДНКНР.
№ |
Дата |
Кол-во часов |
Тема | |
Введение (1час) | ||||
1 |
|
1 |
Введение.Что вы уже знаете о духовно-нравственной культуре народов России? | |
Религия и культура (19 часов). | ||||
2 3 |
|
1 1 |
Роль религии в развитии культуры Представления о сотворении мира в разных религиях. | |
4 5 |
|
1 1 |
Культурное наследие христианской Руси. Влияние принятия христианства на развитие общества и становление культуры народа. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. | |
6 |
|
1 |
Художественные ценности христианства. Православный храм как культовое произведение архитектуры. | |
7 |
|
1 |
Икона- художественное произведение. Духовная музыка. Богослужебное пение. Колокольный звон. | |
8 |
|
1 |
Особенности православного календаря. Православные праздники. | |
9 |
|
1 |
Культура ислама. Возникновение ислама. Ислам в России 7-12 вв.- | |
10 |
|
1 |
Мечеть- архитектурный шедевр, ценность исламской и мировой культуры. | |
11 |
|
1 |
Традиции ислама в воспитании детей. | |
12 |
|
1 |
Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. | |
13 |
|
1 |
Орнамент, каллиграфия в искусстве ислама | |
14 |
|
1 |
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Иудаизм в России. Тора- Пятикнижие Моисея. | |
15 |
|
1 |
Иудейская история в произведениях живописи. Мифы, легенды о сотворении мира | |
16 |
|
1 |
Синагога- дом окнами на Восток, прообраз мироздания, молельный дом евреев. | |
17 |
|
1 |
Культурные традиции буддизма. Возникновение буддизма. | |
18 |
|
1 |
Буддийские монастыри – очаги культуры, буддийские школы для детей. | |
19 |
|
1 |
Разнообразие и особенности буддийских культовых сооружений. Искусство Танка. Буддийский календарь. Буддийские праздники. | |
Как сохранить духовные ценности (5 часов). | ||||
20 |
|
1 |
Забота государства о сохранении духовных ценностей. | |
21 |
|
1 |
Трудные периоды в истории религий. Расцвет традиционных религий России. | |
22 |
|
1 |
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. | |
23 |
|
1 |
Примеры благотворительности из российской истории | |
24 |
|
1 |
Известные меценаты России. | |
Твой духовный мир (8 часов). | ||||
25 |
|
1 |
Что составляет твой духовный мир. Взгляды человека на мир. | |
26 |
|
1 |
Интересы, склонности, убеждения человека | |
27 |
|
1 |
Культура человека и его образованность | |
28 |
|
1 |
Влияние образования на повышение уровня культуры | |
29 |
|
1 |
Расширение представлений об истории, научных открытиях, событиях общественной жизни. | |
30 |
|
1 |
Эмоциональное отношение к окружающему миру, проявление чувств | |
31 |
|
1 |
Развитие в себе чувства прекрасного, желание общаться с природой, произведениями искусства. | |
32 |
|
1 |
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях | |
Повторение изученного в 6 классе (6 ч.) | ||||
33 |
|
1 |
Обобщение изученного за курс 6 класса | |
34-35 |
|
2 |
Защита проектов |